• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Информация об основных направлениях и результатах деятельности Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан в 2016 году

Информация об основных направлениях и результатах деятельности Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан подготовлена на основании и в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным Приказом ФАС России от 23.07.2015 г. №649/15.

 

Указом президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 образована Федеральная антимонопольная служба России. Федеральная антимонопольная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, о естественных монополиях, о рекламе, в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и изданию в пределах своей компетенции нормативных правовых и индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности.

В целях обеспечения эффективной реализации государственной антимонопольной политики и иных, возложенных на него функций антимонопольный орган наделен необходимыми полномочиями федеральными законами «О защите конкуренции», «О естественных монополиях», «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», «О рекламе» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

За 2016 год в Управление ФАС России по Республике Дагестан поступило 2239 жалоб (в 2015 – 1934) о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Из них рассмотрено – 1979 жалобы. Обоснованными признаны 803 жалобы, необоснованными –906, возвращено 260, отозвано заявителями 270. Выдано 452 предписаний об устранении выявленных нарушений. В разрезе по уровням бюджетов картина по поступившим жалобам выглядит следующим образом:

Федеральные заказчики –287;

Республиканские заказчики – 1263;

Муниципальные заказчики – 689.

За 2016 год было вынесено 286 постановлений о наложении административного штрафа на общую сумму 4 362 000 руб. К административной ответственности привлечено 171 должностное лицо.

2/3 лиц, привлеченных к административной ответственности составляют муниципальные чиновники, 1/3 сотрудники республиканских ведомств.

 По республиканским закупкам аннулировано закупок на 6 288 335 722 руб.

За 2016 год решением суда не было отменено ни одного решения Дагестанского УФАС России в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.

 

В 2016 году поступило 22 жалобы о нарушении требований федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Из них 10 жалоб признаны обоснованными, выдано 11 предписаний, 10 исполнено, 1 находится в стадии исполнения. Признаны необоснованными 12 жалоб.

 

В 2016 году Дагестанским УФАС России рассмотрено и принято решений по 69 делам о нарушении антимонопольного законодательства. Из указанного числа по 57 делам приняты решения об установлении факта нарушения федерального закона «О защите конкуренции».

Из 69 дел о нарушении антимонопольного законодательства 46 дел возбуждено в связи с нарушением требований статьи 10 Закона о защите конкуренции (злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением). Из них 31 дело о нарушениях в сфере электроснабжения, 12 дел в сфере газоснабжения, 2 дела в сфере оборота нефтепродуктов и 1 дело в сфере теплоснабжения.

По 1 делу установлено нарушение требований ст. 16 Закона «О защите конкуренции» (раздел рынка автомобильных перевозок Агентством по транспорту и дорожному хозяйству РД, ООО «Спринтер» и ДУП «Каспийское ПАТП»).

По 2 делам установлены факты нарушения требований ст. 14 Закона о защите конкуренции в сфере недобросовестной конкуренции.

За нарушение статьи 15 Закона о защите конкуренции (акты и действия органов власти ограничивающих конкуренцию) рассмотрено 12 дело. Из них по всем 12 приняты решения об установлении факта нарушения.

Также было рассмотрено 9 дел о нарушении статьи 17 Закона о защите конкуренции (антимонопольные требования к торгам). По 5 из них вынесено решение о признании факта нарушения. Все нарушения допущены органами государственной власти Республики Дагестан и органами местного самоуправления.

По нарушению требований статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в 2016 году поступило 41 жалоба.

Признаны обоснованными 22 жалобы, из которых по 22 выданы предписания (22 исполнено). Признаны необоснованными 19 жалоб.

 

В 2016 году рассмотрено 27 дел о нарушении федерального закона «О рекламе». По 22 из них установлены факты нарушения закона. Выдано 21 предписания.

 

Всего за 2016 год Дагестанским УФАС России вынесено 442 постановления о привлечении к административной ответственности за нарушения в установленных сферах деятельности в отношении 4 физических лиц, 199 должностных лиц и 46 юридических лиц. Общая сумма наложенных штрафов 313 миллионов 683 тысяч 700рублей.

 

За 2016 год Дагестанское УФАС России в качестве истца или ответчика было привлечено в более чем 250 судебных дел.

Общее количество судебных заседаний с участием представителей Дагестанского УФАС России в судах всех инстанций составило 514.

 

Основные результаты и направления деятельности Дагестанского УФАС России за 2016 год

 

1. Контроль за соблюдением Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

1.1. Работа Дагестанского УФАС России по выявлению и пресечению злоупотреблений хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на рынке (ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ).

 

Количество дел, возбужденных по признакам нарушений статьи 10 Закона «О защите конкуренции» в отчетном периоде составило 46, из них по 38 делам принято решение о признании нарушения; по 22 нарушениям выданы соответствующие предписания.

По видам нарушений, рассмотренные за отчётный период дела, классифицируются следующим образом:

Необоснованный отказ от заключения договора;

Прочие нарушения.

К прочим нарушениям статьи 10 Закона «О защите конкуренции» относились действия хозяйствующих субъектов по прекращению поставки коммунальных ресурсов; нарушение прав неопределенного круга лиц; нарушения, допускаемые при оказании услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства (взимание платы за выдачу технических условий).

В 2016 году Управлением выдавалось 1 предупреждение о прекращении действий содержащих признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

 

Пример.

В адрес Дагестанского УФАС России поступило заявление от председателя Жилищно-строительного кооператива «Еврострой Г» Абдулаевой Б.А. по вопросу навязывания АО «Дагестанская сетевая организация» (далее – Общество) контрагенту условий договора невыгодных для него.

На основании поступившей жалобы, Управлением выдано предупреждение от 10.11.2016 г. (получено обществом 14.11.2016 г.) о необходимости прекращения указанных действий путем приведения проекта договора №713/34 от 22.04.2016 г. и технических условий в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (ред. от 05.10.2016 г.) «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям".

Письмом от 15.12.2016 г. АО «Дагестанская сетевая организация» сообщило о выполнении указанного предупреждения. Также о выполнении направленного предупреждения  обществом сообщено самим заявителем.

В 2016 году Управлением в 8 случаях принималось решение о прекращении производства по делу в связи с отсутствием факта нарушения. Данный показатель является относительно стабильным. Принятые решения о прекращении производства по делу были вынесены в связи с недостаточностью доказательств наличия состава нарушения антимонопольного законодательства.

Также в 2016 году в 22 случаях выдавались предписания об устранении допущенных нарушений ст. 10 федерального закона «О защите конкуренции».

 

Примеры:

В адрес Дагестанского УФАС России поступило коллективное обращение жителей жилых домов с/т «Наука» Научного городка г. Махачкалы, на неправомерные действия АО «Дагестанская сетевая компания», выразившиеся в незаконном отключении электроэнергии.

В связи с обнаружением признаков нарушения АМЗ приказом Дагестанского УФАС России от 29.07.2016 г. №143 в отношении ПАО «Дагестанская энергосбытовая компания» возбуждено дело №30-40/2016.

Суть нарушения заключалась в том, что ПАО «ДЭСК» нарушило предусмотренный Правилами №442 порядок введения режима ограничения потребления электроэнергии  и необоснованно прекратило энергоснабжение жителей с/т «Наука», что привело к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей.

Решением Комиссии по рассмотрению дела 30-40/2016 от 13.09.2016 г. ПАО «Дагестанская энергосбытовая компания» признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Обществу выдано предписание о возобновлении поставки электроэнергии жителям жилых домов с/т «Наука».

Решение и предписание не обжалованы.

Предписание исполнено.

 

В Дагестанское УФАС России поступило обращение от  газеты «Степные вести» с приложением коллективного обращения жителей СНТ «Дружба» и СНТ «Ветеран» на неправомерные действия АО «Дагестанская сетевая компания» (далее – АО «ДСК») и ПАО «Дагестанская энергосбытовая компания (далее – АО «ДЭСК»), выразившиеся в незаконном отключении электроэнергии жителям СНТ «Дружба» и СНТ «Ветеран».

В связи с обнаружением признаков нарушения антимонопольного законодательства, приказом Дагестанского УФАС России от 04.07.2016г. №120 в отношении АО «ДСК» возбуждено дело №30-33/2016.

Суть нарушения заключалась в том, что АО «ДСК» прекратило поставку электроэнергии жителям СНТ «Ветеран», путем механического обрезания электрических проводов в точках присоединения на высоковольтных линиях электропередачи, о чем был составлен акт о введении ограничения режима потребления электрической энергии от 25.02.2016г, что привело к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей.

В соответствии с пунктом 8 Правил №442 ограничение режима потребления, кроме вводимого в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпунктах «г» и «з» пункта 2 настоящих Правил, должно применяться индивидуально в отношении каждого потребителя при условии соблюдения прав и законных интересов иных потребителей, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к тем же объектам электросетевого хозяйства соответствующей сетевой организации.

АО «ДСК» нарушило предусмотренный Правилами №442 порядок введения ограничения режима потребления электроэнергии, отключив потребителей не имеющих задолженности по оплате электроэнергии, не реализовав организационно-технические меры позволяющие ввести ограничение режима потребления в отношении одного потребителя имеющего задолженность.

Решением Комиссии по рассмотрению дела 30-33/2016 от 14.10.2016г. АО «ДСК» признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Обществу выдано предписание  о возобновлении поставки электроэнергии жителям СНТ «Ветеран».

Решение и предписание не обжалованы.

Предписание исполнено.

 

 

1.2. Работа Дагестанского УФАС России по пресечению недобросовестной конкуренции (глава 2.1. Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ).

 

За отчетный период было возбуждено два дела, по итогам их рассмотрения выдано одно предписание и два решения о признании нарушения ст.14.6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Выдано одно предупреждение по ст. 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В Дагестанское УФАС России поступило заявление ПАО «ЛУКОЙЛ» на действия ИП Терхоевой Б.И., выразившиеся в использовании ею на АЗС «Лукойл» (г. Каспийск, ул. А. Султана, 9) товарных знаков компании «ЛУКОЙЛ» т.е. совершен акт недобросовестной конкуренции, что запрещено Законом РФ «О защите конкуренции».

Товарные знаки зарегистрированы компанией «Лукойл»:

 

 

(Свидетельство Роспатента № 141748)

 

(Свидетельство Роспатента № 164551)

 

(Свидетельство Роспатента № 141747)

 

Данные действия ИП Терхоевой Б.И. содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой, недобросовестная конкуренция не допускается.

По этим основаниям в отношении ИП Терхоевой Б.И. было возбуждено дело № 80-108/2015.

Согласно ст. 14.6 закона  «О защите конкуренции» - «Не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в том числе:

1) незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая размещение в доменном имени и при других способах адресации;

Комиссия пришла к выводу о том, что использование  ИП Терхоевой Б.И. при осуществлении ею  предпринимательской деятельности товарных знаков, сходных до степени смешения, с товарными знаками  по свидетельствам №№ 141748, 164551 и141747, исключительными правами на которых обладает ПАО «ЛУКОЙЛ», является актом недобросовестной конкуренции.

По итогам рассмотрения дела, Комиссия усмотрела в действиях ИП Терхоевой Б.И. (АЗС «ЛУКОЙЛ») нарушение ст. 14.6 Закона «О защите конкуренции» и решила:

1. Признать действия ИП Терхоевой Б.И., выразившиеся в использовании  при осуществлении предпринимательской деятельности товарных знаков сходных до степени смешения с товарными знаками  по свидетельствам №№  141748, 164551 и141747, исключительными правами на которых обладает  ПАО «ЛУКОЙЛ», актом недобросовестной конкуренции, и противоречащими  статье 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать ИП Терхоевой Б.И. предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

ИП Терхоева Б.И. была привлечена к административной ответственности в виде штрафа как за сам факт совершения недобросовестной конкуренции, так и за предоставление недостоверных сведений по исполнению предписания.

В последующем ПАО «ЛУКОЙЛ» по истечении полугода повторно обратилось с заявлением в отношении действий ИП Терхоевой Б.И., выразившиеся в использовании ею на автозаправочной станции товарных знаков компании «ЛУКОЙЛ». По данному факту также было возбуждено дело и принято решение (предписание не выдано в связи с устранением нарушения) о признании ИП Терхоевой Б.И. нарушившей статью 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Нарушение антимонопольного законодательства устранены.

 

 

1.3. Работа Дагестанского УФАС России по выявлению и пресечению актов и действий органов государственной власти РД, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями и правами указанных органов власти или организаций, имеющих либо могущих иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции (ст.15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ).

 

Количество дел, возбужденных по признакам нарушений статьи 15 Закона «О защите конкуренции» в отчетном периоде составило 12,

по всем 12 делам принято решение о признании нарушения;

по 3 нарушениям выдано соответствующее предписание

В 2016 году незаконные, ограничивающие конкуренцию, регулятивные действия со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления были в основном в сфере предоставления земельных участков и объектов недвижимости.

 

В адрес Дагестанского УФАС России поступило обращение от гражданина Адаева М.Ю. на неправомерные действия администрации ГО «город Избербаш» выразившиеся в издании акта (Постановление №421 от 24.04.2015г.) о внесении изменения вида разрешенного использования земельных участков на землях населенных пунктов г. Избербаш, расположенных в кварталах ИЖС, под многоэтажное строительство с созданием инфраструктуры, строительством дошкольных учреждений в каждом квартале.

По результатам изучения представленных документов установлено, что в нарушение антимонопольного, земельного и градостроительного законодательства Постановлением от 24.04.2015 г. №421 «О внесении изменения вида разрешенного использования земельных участков на землях населенных пунктов г. Избербаш, расположенных в кварталах ИЖС, под многоэтажное жилищное строительство с созданием инфраструктуры, строительством дошкольных учреждений в каждом квартале» Сурхаеву К.С., Магомедовой Р.У. был изменен вид разрешенного использования земельного участка.

05.05.2016г. Дагестанским УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135 ФЗ «О защите конкуренции» администрации ГО «город Избербаш» выдано предупреждение о необходимости прекращения указанных действий путем отмены вышеуказанного акта в течение 10-ти рабочих дней со дня получения указанного предупреждения.

В связи с отказом администрации ГО «город Избербаш» исполнить предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, приказом Дагестанского УФАС России от 22 июля 2016г. №138 в отношении администрации ГО «город Избербаш» возбуждено дело №30-41/2016.

Решением Комиссии по рассмотрению дела 30-41/2016 от 21.10.2016 г. администрация ГО «город Избербаш» признана нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Администрации выдано предписание  отменить Постановление администрации ГО «город Избербаш» от 24.04.2015г. №421 «О внесении изменения вида разрешенного использования земельных участков на землях населенных пунктов Г. Избербаш, расположенных в кварталах ИЖС, под многоэтажное жилищное строительство с созданием инфраструктуры, строительством дошкольных учреждений в каждом квартале».

Решение и предписание не обжалованы.

Предписание исполнено.

 

Кроме того, за 2016 год выдано 41 предупреждение об устранении нарушения антимонопольного законодательства, исполнено – 3.

Пример:

В связи с наличием в действиях Администрации городского округа «город Махачкала» (адрес: Республика Дагестан, г. Махачкала, пл. Ленина, 2) выразившихся в изменении, в нарушение земельного, градостроительного и антимонопольного законодательства, вида разрешенного использования земельных участков общей площадью 1213 кв.м., с кадастровыми номерами 05:40:000061:4392, 05:40:000061:6513, 05:40:000061:4392, 05:40:000061:1497, расположенных по пр. Насрутдинова (Петра-1) в районе дома №59, принадлежащего на праве собственности гр. Исмаилову М-Р.М., из вида разрешенного использования  «под коммерческими объектами» в вид разрешенного использования под «многоэтажную жилую застройку», (Постановление администрации ГО «город Махачкала» от 02.07.2015г. №3329 «О внесении изменений в постановление Главы г. Махачкалы от 17 июня 2015г. №3258 «О переоформлении гр. Исмаилову М-Р.М. в собственность земельного участка по пр. Насрутдинова (Петра-1), в районе дома №59» и изменении вида разрешенного использования земельных участков гр. Исмаилова М-Р.М. по пр. Насрутдинова (Петра-1) в районе дома №59»), признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных статьей 15 Федерального закона от  26.07.2006 N 135-ФЗ  "О  защите конкуренции", Дагестанским УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" выдано предупреждение о необходимости прекращения указанных действий путем отмены Постановления администрации ГО «город Махачкала» от 02.07.2015г. №3329 «О внесении изменений в постановление Главы г. Махачкалы от 17 июня 2015г. №3258 «О переоформлении гр. Исмаилову М-Р.М. в собственность земельного участка по пр. Насрутдинова (Петра-1), в районе дома №59» и изменении вида разрешенного использования земельных участков гр. Исмаилова М-Р.М. по пр. Насрутдинова (Петра-1) в районе дома №59» в срок до 25 августа 2016 года.

Предупреждение не исполнено.

В связи с неисполнением предупреждения возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.

 

В связи с наличием в действиях Администрации городского округа «город Избербаш» (адрес: Республика Дагестан, г. Избербаш, пр. Ленина, 2) выразившихся в изменении, в нарушение земельного, градостроительного и антимонопольного законодательства, вида разрешенного использования земельного участка общей площадью 640 кв.м., выделенного под индивидуальное жилищное строительство, на условно разрешенное использование земельного участка, под строительство многоэтажного жилого дома, расположенного по ул. Маяковского, 112/1, принадлежащего на праве собственности  ООО «Колос», (Постановление администрации ГО «город Избербаш» от 20.02.2014г. №115 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка, выделенного под индивидуальное жилищное строительство, на условно разрешенное использование земельного участка, под строительство многоэтажного жилого дома». признаков  нарушения  антимонопольного  законодательства, предусмотренных статьей 15 Федерального   закона   от  26.07.2006  N  135-ФЗ  "О  защите конкуренции", Дагестанским УФАС  России на основании статьи   39.1 Федерального   закона  от  26.07.2006  N  135-ФЗ  "О  защите конкуренции" выдано предупреждение  о необходимости прекращения указанных действий путем отмены Постановления администрации ГО «город Избербаш» от 20.02.2014г. №115 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка, выделенного под индивидуальное жилищное строительство, на условно разрешенное использование земельного участка, под строительство многоэтажного жилого дома» в течение 10-ти дней.

Предупреждение не исполнено.

В связи с неисполнением предупреждения возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.

 

 

1.4. Деятельность Дагестанского УФАС России по контролю за соблюдением антимонопольных требований к торгам (статья 17 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ).

 

Количество дел, возбужденных по признакам нарушений статьи 17 Закона «О защите конкуренции» в отчетном периоде составило 9,

 из них по 4 делам  прекращено производство, а по 5 делам принято решение о признании нарушения, в том числе по 2 делам с подачей исков в суд;

Органами власти совершается 100% всех нарушений статьи 17.

 

Примеры дел.

Приказом Дагестанского УФАС России от 22.07.2016г. №139 в отношении Администрации МР «Дербентский район» возбуждено дело №9/70-2016 по признакам нарушения ч.1 и ч.2 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

14.12.2015 Администрацией МР «Дербентский район» (далее – Администрация, Организатор торгов) на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (www.torgi.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещено извещение (извещение №141215/1154713/01) о проведении аукциона и аукционная документация на право заключения договора аренды земельных участков, расположенных на территории муниципального района «Дербентский район»:

Согласно подпункту 1.6.4. пункта 1.6 аукционной документации

Обязательные требования к Заявителю на участие в аукционе:

- соответствие Заявителя на участие в аукционе требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, претендующим на заключение договора аренды, являющегося предметом аукциона;

- платежный документ с отметкой банка плательщика об исполнении задатка в счет обеспечения оплаты приобретаемых на торгах земельных участков или право на заключение договоров аренды таких земельных участков;

- при подаче заявки физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий личность. В случае подачи заявки представителем Заявителя предъявляется доверенность;

- юридическое лицо дополнительно прилагает  к заявке нотариально заверенные копии учредительных документов и свидетельства о  государственной регистрации юридического лица, а также выписку из решения уполномоченного органа юридического лица о совершении сделки (если это необходимо в соответствии с учредительными документами Заявителя и законодательством государства, в котором зарегистрирован Заявитель).

Кроме того, в соответствии с Разделом III аукционной документации, для участия в аукционе участник аукциона должен представить - Копии учредительных документов Заявителя на участие в аукционе (для юридических лиц).

В соответствии с ч. 3 ст. 39.12 ЗК РФ организатор аукциона не вправе требовать представление иных документов, за исключением документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи. Организатор аукциона в отношении заявителей - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запрашивает сведения о заявителе, содержащиеся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц и едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

По результатам проведенного аукциона, МБУ «Управление земельных и имущественных отношений» муниципального района «Дербентский район», заключены договора аренды земельных участков с ООО «ДКК-СТ»

Решением Комиссии Дагестанского УФАС России, Администрация МР «Дербентский район» и МБУ «Управление земельных и имущественных отношений» Администрации муниципального района «Дербентский район» признаны нарушившими ч.1 и ч.2 ст. 17 Закона о защите конкуренции. В связи с тем, что по результатам проведенного аукциона заключены договора аренды земельных участков, предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства не выдано.

Вместе с тем, Управление обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением о признании открытого аукциона (извещение №141215/1154713/01) на право заключения договоров аренды земельных участков, оформленного протоколом №6 от 14.01.2016г., и заключенных договоров аренды от 04.02.2016г. №25, №26, №27, №28, №29, №30 между МБУ «Управление земельных и имущественных отношений» муниципального района «Дербентский район» и ООО «ДКК-СТ» недействительными и применении к договорам последствий недействительности (дело №А15-5923/2016).

 

 

1.5. Соблюдение требований законодательства Российской Федерации при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися (Статья 181 Закона о защите конкуренции)

 

Основными видами торгов, обжалованные в 2016 году в Управление являлись торги, проводимые в соответствии с 223-ФЗ – 22 жалобы за 2016 год;

Из них признаны обоснованными 10 жалоб, по 12 – жалобы признаны необоснованными. Выданы 11 предписаний, из которых 10 исполнены и 1 предписание находится в стадии исполнения.

 

В Дагестанское УФАС России поступила жалоба ООО «ПрофСтройЮг» (далее - Заявитель) на действия Заказчика – Государственное бюджетное учреждение Республики Дагестан «Республиканская клиническая больница» (ГБУ РД «РКБ») (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме: Капитальный ремонт наружных стен и фасада (устройство вентилируемого фасада с облицовкой плитками из керамогранита) здания ГБУ РД «РКБ» (извещение №31603199547).

В жалобе Заявителя указывалось, что Заказчик неправомерно требует документы, которые необходимо представить в составе заявки, а именно - Справку о соответствии участника закупки обязательным требованиям, установленным по п. 1.5.1 конкурсной документации в соответствии с Формой № 2, а также в документации отсутствует инструкция по заполнению заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме.

По итогам рассмотрения жалобы Заявителя, Комиссия Дагестанского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, установила, что жалоба Заявителя – ООО «ПрофСтройЮг» необоснованная.

Проведя анализ Закупки на предмет установления иных, не являющихся предметом обжалования нарушений порядка организации и проведения указанной Закупки, Комиссия Дагестанского УФАС России установила следующее.

Заказчиком в пункте 18 информационной карты аукционной документации установлено требование о наличии у частников закупки свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации № 624 от 30.12.2009 г.), выданного саморегулируемой организацией в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, по следующим видам работ:33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):

33.3. Жилищно-гражданское строительство.

Как установлено Комиссией Дагестанского УФАС России, объектом закупки является капитальный ремонт наружных стен и фасада (устройство вентилируемого фасада с облицовкой плитками из керамогранита), здания ГБУ РД «РКБ».

В соответствии с Перечнем видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 №624 работы по облицовке поверхностей природными и искусственными камнями и линейными фасонными камнями, а также работы по устройству вентилируемых фасадов требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Как установлено Комиссией, объект закупки (капитальный ремонт наружных стен и фасада (устройство вентилируемого фасада с облицовкой плитками из керамогранита) - здания ГБУ РД «РКБ» не относится к особо опасным, технически сложным и уникальным объектам, указанным в ст. 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, установление вышеуказанного требования противоречит и нарушает требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

По итогам рассмотрения жалобы комиссия Дагестанского УФАС решила

1. жалобу Заявителя признать необоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 2 Закона о закупках.

2. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений, а именно:

Аукционной комиссии Заказчика отменить все протоколы, составленные в ходе закупки.

2. Заказчику аннулировать открытый аукцион в электронной форме: Капитальный ремонт наружных стен и фасада (устройство вентилируемого фасада с облицовкой плитками из керамогранита) здания ГБУ РД «РКБ» (извещение №31603199547).

3. Оператору электронной площадки разблокировать средства, внесенные участниками закупки в качестве обеспечения заявки.

4. Оператору электронной площадки предоставить техническую возможность для исполнения пунктов 1, 2 настоящего предписания.

Предписание исполнено в установленный срок.

 

 

1.6. Государственный контроль в сферах естественной монополии (статья 7 Федерального закона «О естественных монополиях»)

 

В 2016 году в Дагестанское УФАС России поступило 4 ходатайства о даче согласия на осуществление сделок: на получение в пользование аренду основных производственных средств и нематериальных активов. Ходатайства удовлетворены.

 

Пример рассмотренного ходатайства.

В Дагестанское УФАС России поступило обращение ОАО «Махачкалинские горэлектросети» о даче согласия на передачу в аренду имущественного комплекса АО «Дагестанская сетевая компания».

По результатам его рассмотрения Дагестанским УФАС России в соответствии со статьей 7 федерального закона «О естественных монополиях» принято решение об удовлетворении ходатайства ОАО «Махачкалинские горэлектросети».

 

 

2. Деятельность Дагестанского УФАС России по контролю за соблюдением Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

 

В 2016 году по вопросам соблюдения законодательства о рекламе Дагестанское УФАС России взаимодействовало с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в пределах определенных действующим законодательством полномочий.

Давались устные консультации физическим и юридическим лицам по мере их обращения, а также органам местного самоуправления.

К актуальным и интересным делам можно отнести дело, возбужденное по обращению Отделения по Ставропольскому краю Южного ГУ Банка России о нарушении ООО МФО «ЭСИД-ФИНАНС» (ИНН 0527005420) законодательства РФ о рекламе которое выражается в том, что в сети Интернет (www.esid-finans.ru) размещена информация о принятии микрофинансовой организацией вкладов. Согласно информации, размещенной на сайте организации, в разделе «ВКЛАДЫ» «срок займа» составляет от 1 месяца до 36 месяцев».

Согласно ЕГРЮЛ по состоянию на 22.06.2016г. ООО МФО «ЭСИД-ФИНАНС» не осуществило приведение своего наименования в соответствие с требованиями Федерального закона от 02.07.2010г №151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», следовательно,, в соответствии с ч.3 ст.5 ФЗ от 29.12.2015г №407ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» является микрокредитной компанией и не имеет права привлекать денежные средства физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, не являющихся их учредителями (участниками, акционерами), на основании договоров займа, обязательства по которым не будут исполнены до 29 МАРТА 2017г.

Таким образом, в случае привлечения денежных средств физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, не являющихся их учредителями (участниками, акционерами), на основании договоров займа на срок более 8 месяцев (т.е. с августа 2016 г. по март 2017 г.) ООО МФО «ЭСИД-ФИНАНС» является нарушением законодательства РФ.

По данному факту было возбуждено дело.

По итогам рассмотрения дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

ООО МФО «ЭСИД-ФИНАНС», размещая на сайте организации, в разделе «ВКЛАДЫ» «срок займа» составляет от 1 месяца до 36 месяцев», выходит за пределы сроков (29.03.2017г.) установленных законодательством, т.е. распространяет ненадлежащую рекламу.

Привлечения денежных средств физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, не являющихся их учредителями (участниками, акционерами), на основании договоров займа на срок более 8 месяцев (т.е. с августа 2016г. по март 2017г.) ООО МФО «ЭСИД-ФИНАНС» нарушает требования законодательства РФ.

Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушениях ч.7 ст.5  Федерального закона от 13.03.2006г. № 38 «О рекламе» в рассматриваемой рекламе, согласно которой:

- «не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы»;

Указывая в рекламе «ВКЛАДЫ» «срок займа» составляет от 1 месяца до 36 месяцев», вводит потребителей рекламы в заблуждение, поскольку, в соответствии с нормами вышеуказанного законодательства  ООО МФО «ЭСИД-ФИНАНС» не вправе осуществлять привлечение денежных средств на основании договоров займа на срок более 8 месяцев (т.е. с августа 2016г. по март 2017г.).

Данные о сроках привлечения денежных средств являются существенными.

Комиссия по результатам рассмотрения дела признала действия ООО МФО «ЭСИД-ФИНАНС» нарушившими ч.7 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38 «О рекламе». а рекламу - ненадлежащей.

Комиссия решила признать ненадлежащей рекламу «ВКЛАДЫ» «срок займа» составляет от 1 месяца до 36 месяцев», размещенную на сайте ООО МФО «ЭСИД-ФИНАНС», поскольку, в ней  нарушены требования  ч. 7 ст.5  Федерального закона от 13.03.2006г. № 38 «О рекламе» и выдать предписание о прекращении нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе.

Предписание исполнено. По итогам рассмотрения административного дела ООО МФО «ЭСИД-ФИНАНС» с учетом требований ст.4.1.1 КоАП РФ привлечено к административной ответственности в виде предупреждения.

 

 

  1. Деятельность Дагестанского УФАС России по осуществлению государственного контроля за соблюдением Федерального закона от 21.07.2005 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон «О контрактной системе»).

 

Анализ практики деятельности Дагестанского УФАС России по рассмотрению жалоб участников размещения заказа показывает увеличение числа жалоб. Так, в 2016 году в Управление ФАС России по Республике Дагестан поступило 2239 жалоб (в 2014 – 1934), было рассмотрено – 1979 жалобы.

Обоснованными признаны 803 жалобы, необоснованными –906, возвращено 260, отозвано заявителями 270. Выдано 452 предписаний об устранении выявленных нарушений. В разрезе по уровням бюджетов картина по поступившим жалобам выглядит следующим образом:

Федеральные заказчики –287;

Республиканские заказчики – 1263;

Муниципальные заказчики – 689.

 

За отчетный период было вынесено 286 постановлений о наложении административного штрафа на общую сумму 4 362 000 руб. К административной ответственности привлечено 171 должностное лицо. По республиканским закупкам аннулировано закупок на 6 288 335 722 руб.

За 2016 год решением суда не было отменено ни одного решения Дагестанского УФАС России.

 

Из наиболее резонансных дел можно указать следующие:

Дагестанским УФАС России, по выявленным нарушениям, были отменены торги, где заказчиком выступали:

 

1. 22.10.2016 г. ГКУ РД "ДАГСЕЛЬХОЗСТРОЙ" объявило электронный аукцион на комплексное обустройство площадки под компактную жилищную застройку в с. Сар-сар.

Начальная (максимальная) цена контракта - 170 381 320 руб.

Результат рассмотрения: принято решение о признании в действиях заказчика нарушение ст. 8 Закона о контрактной системе и ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции. Выдано предписание об аннулировании торгов. (1867А-2016).

 

2. 17.11.2016 г. МИНИСТЕРСТВО ПО ТУРИЗМУ И НАРОДНЫМ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ПРОМЫСЛАМ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН объявило электронный аукцион на создание обеспечивающей инфраструктуры туристско - рекреационного комплекса "Золотые дюны".

Начальная (максимальная) цена контракта - 129 800 000 руб.

Результат рассмотрения: принято решение о признании в действиях заказчика нарушения п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33, ст. 8 Закона о контрактной системе и ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции. Выдано предписание об аннулировании торгов (2039А-2016).

 

3. 28.09.2016 г. АГЕНТСТВО ПО ДОРОЖНОМУ ХОЗЯЙСТВУ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН объявило электронный аукцион на ремонт автомобильной дороги Касумкент-Цмур на участке км 0 - км 8 (остаточные работы).

Начальная (максимальная) цена контракта - 38 978 443  руб.

Результат рассмотрения: принято решение о признании в действиях заказчика нарушения ч. 6 ст. 31 и ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе. Выдано предписание об аннулировании торгов (1751А-2016).

 

4. 27.06.2016 г. АГЕНТСТВО ПО ДОРОЖНОМУ ХОЗЯЙСТВУ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН объявило электронный аукцион на содержание автомобильных дорог республиканского значения в 2016 году (2-полугодие) в Республике Дагестан.

Начальная (максимальная) цена контракта - 314 873 864 руб.

Результат рассмотрения: принято решение о признании в действиях заказчика нарушения ст. 8 Закона о контрактной системе и ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции. Выдано предписание об аннулировании торгов (1031А-2016).

 

5. 20.09.2016 Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан объявило электронный аукцион на оказание услуг по охране объектов.

Начальная (максимальная) цена контракта - 49 632 000руб.

Результат рассмотрения: принято решение о признании в действиях заказчика нарушения ст. 8 Закона о контрактной системе и ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции. Выдано предписание об аннулировании торгов (1706А-2016).

 

6. 14.07.2016 г. Министерство внутренних дел по Республике Дагестан объявило электронный аукцион на строительство комплекса зданий и сооружений на 80 мест ОМВД России по Шамильскому району Республики Дагестан.

Начальная (максимальная) цена контракта - 249 888 474руб.

Результат рассмотрения: принято решение о признании в действиях заказчика нарушения п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33, ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе и ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции. Выдано предписание об аннулировании торгов (1122А-2016).

 

7. 14.07.2016 г. Министерство внутренних дел по Республике Дагестан объявило электронный аукцион на строительство комплекса зданий и сооружений на 140 мест ОМВД России по Гумбетовскому району Республики Дагестан.

Начальная (максимальная) цена контракта - 297 624 369 руб.

Результат рассмотрения: принято решение о признании в действиях заказчика нарушения п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33, ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе и ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции. Выдано предписание об аннулировании торгов (1126А-2016).

 

8. 25.07.2016г. АГЕНТСТВО ПО ДОРОЖНОМУ ХОЗЯЙСТВУ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН объявило электронный аукцион на Ремонт автомобильной дороги Махачкала-Буйнакск-Леваши-В. Гуниб на участке км 136 - км 143.

Начальная (максимальная) цена контракта - 71 172 995 руб.

Результат рассмотрения: принято решение о признании в действиях заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе. Выдано предписание об аннулировании торгов (1176А-2016).

 

9. 12.07.2016г. АГЕНТСТВО ПО ДОРОЖНОМУ ХОЗЯЙСТВУ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН объявило электронный аукцион на Строительство автомобильной дороги "Обход г. Дербент" км 0 - км 3.

Начальная (максимальная) цена контракта - 999 215 554 руб.

Результат рассмотрения: принято решение о признании в действиях заказчика нарушениеп. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе. Выдано предписание об аннулировании торгов (1177А-2016).

 

10. 13.04.2016 г. ОАО "Завод "Дагдизель" объявило электронный аукцион на поставку токарно-фрезерных обрабатывающих центров.

Начальная (максимальная) цена контракта - 107 369 150 руб.

Результат рассмотрения: принято решение о признании в действиях заказчика нарушение п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе. Выдано предписание об аннулировании торгов (500А-2016).

 

11. 13.04.2016 г. ОАО "Завод "Дагдизель" объявило электронный аукцион на поставку токарных обрабатывающих центров.

Начальная (максимальная) цена контракта - 75 819 840руб.

Результат рассмотрения: принято решение о признании в действиях заказчика нарушение п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе. Выдано предписание об аннулировании торгов (501А-2016).

 

Проблемой при рассмотрении жалоб остается сжатость сроков рассмотрения, которая недостаточна для уведомления сторон о поступлении и рассмотрении жалобы. Кроме того, в ходе рассмотрения ряда жалоб у комиссии нередко возникают проблемы с получением заключений в той или иной отрасли экономики (строительство, медицина и т.д.), которые необходимы для формулировки итоговых выводов о наличии или отсутствии нарушения законодательства о контрактной системе.

К числу проблем следует отнести и правовую несогласованность между процедурными нормами, регламентирующими порядок рассмотрения жалоб по Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд» и утвержденному ФАС России административному регламенту (Приказ ФАС России от 24.07.2012 №498).

В отчетном периоде Управлением преимущественно выявлялись нарушения, связанные с утверждением документации, несоответствующей требованиям Федерального закона «О контрактной системе», необоснованным отказом или необоснованном допуске к участию в проводимых торгах. Также значительное число нарушений – это нарушения, связанные с размещением на официальном сайте информации о закупке с нарушением действующего законодательства.

 

 

4. Деятельность Дагестанского УФАС России по адвокатированию конкуренции и пропаганде знаний о конкуренции.

 

Адвокатирование конкуренции является одной из приоритетных задач в работе Дагестанского УФАС России. Тесное взаимодействие со СМИ, выступления, комментарии, разъяснения по любым вопросам, интересующим журналистов и их аудиторию, активное освещение дел, рассматриваемых Управлением – вот основные принципы адвокатирования конкуренции, на который руководитель Управления Курбан Кубасаев и специалисты продолжали делать упор в 2016 году.

За 2016 год Управлением было проведено 7 пресс-конференции. Все эти мероприятия нашли широкое отражение, как в местной (республиканской), так и в центральной (федеральной) прессе.

За прошедший год в печатных и интернет-СМИ вышло 2154 материала (в 2015 году –1553 материалов) с упоминанием Дагестанского УФАС России. Из них полностью посвященных работе УФАС - 1294 материала. Остальные – комментарии, выступления руководителя УФАС, его заместителей, а так же позиция антимонопольной службы вкупе с позицией других органов власти по интересующим общественность темам.

Стоит отметить, что в основном материалы о работе Дагестанского УФАС носили позитивный или нейтральный характер (констатация фактов). Лишь 44 материала носили негативный характер.

Что касается радио и телевидения (республиканских), то и здесь заметна позитивная динамика – 59 материалов (в 2015 году – 53).

В прошедшем году журналистов, как и прежде, в основном волновали вопросы нарушений антимонопольного законодательства, контроля законодательства о естественных монополиях и контроля государственных закупок.

Разъяснения новшеств законодательства, входящего в компетенцию Дагестанского УФАС России, анонсирование в СМИ проведения плановых проверок, а также информация о возбуждении дел по фактам выявленных нарушений, находили позитивный отклик у жителей республики: позитивные комментарии о работе УФАС размещались в социальных сетях, на сайтах республиканских газет.

Сказалась на усилении интереса жителей Дагестана к работе Дагестанского УФАС России и социальная реклама, размещенная антимонопольным органом в городе Махачкале (на баннерах и растяжках), а также короткометражный фильм о работе Дагестанского УФАС России, транслируемый на телеканале РГВК «Дагестан».

Ежегодно повышается внимание населения и СМИ к сайту Дагестанского УФАС России (dagestan.fas.gov.ru). Помимо новостей, которые появляются на сайте либо в день вынесения судебного решения, наложения штрафа, либо на следующий день, на сайте постоянно пополняется «График рассмотрения дел», а также рубрика «Решения».

Активно взаимодействует Дагестанское УФАС России с Дагестанским отделением Общероссийского народного фронта, Общественной палатой Дагестана, Прокуратурой Дагестана, отдельными органами республиканской власти.

За текущий период специалисты Дагестанского УФАС России приняли участие в более 900 мероприятиях, в том числе и за пределами Дагестана.

При Дагестанском УФАС России действует один общественно-консультативный совет. За прошедший год он провел 1 заседание, его состав был обновлен более чем на 50% (было включено больше представителей различных общественных организаций).

Специалисты Управления ведут активную работу со студентами. Студенты дагестанских вузов ежегодно проходят практику в Дагестанском УФАС России с возможностью дальнейшего трудоустройства или включения в кадровый резерв Управления.

Трое работников УФАС преподают в различных вузах республики.

В прошедшем году (юбилейном для Дагестанского УФАС России - исполнилось 25 лет со дня создания в Дагестане антимонопольного органа) в Дагестанском государственном университете была открыта базовая кафедра антимонопольного регулирования. При активном участии новой кафедре в вузе прошли курсы повышения квалификации для республиканских и муниципальных заказчиков.

Повышенным вниманием пользуется и страничка Дагестанского УФАС России в социальной сети Twitter (UFAS_05), где транслируются не только новости с сайта антимонопольной службы, но и рассказывается о жизни коллектива, идут прямые твит-трансляции с мероприятий, в которых принимает участие руководитель Дагестанского УФАС России, с пресс-конференций, а также ведется активное  общение с читателями.

 

 

  1. Взаимодействие с органами государственной власти Республики Дагестан: проблемы и практика

 

Глава Республики Дагестан Р.Г. Абдулатипов в своих Посланиях Народному собранию Республики Дагестан неоднократно указывал, что «для решения многих вопросов власти и общества необходимо повышать качество работы и взаимодействия республиканских, федеральных и муниципальных органов власти». К сожалению и республиканские органы власти, и органы местного самоуправления продолжают игнорировать позицию главы Республики.

Вместе с тем, следует обратить внимание на то, что ФАС России в соответствии с Концепцией открытости федеральных органов исполнительной власти обязано предоставлять полную информацию о целях, задачах, планах своей деятельности и ходе их исполнения, публикуя сведения о работе ведомства и отчетность, как на сайте www.fas.gov.ru, так и на сайтах своих территориальных органов.

Дагестанское УФАС России неоднократно обращалось и в адрес Главы Республики Дагестан, и в адрес председателя правительства Республики Дагестан с инициативой по организации активного, добросовестного, основанного на нормах законодательства сотрудничества и взаимодействия.

К сожалению, эти попытки остались без адекватной реакции и ответа.

Дагестанское УФАС России в своих письмах в адрес разных министерств, ведомств, муниципальных образований неоднократно указывало на существующие недостатки и нарушения законодательства в работе.

Результатом, как правило, является игнорирование поступивших документов, и более того, представители антимонопольного органа не привлекались к обсуждению вопросов, находящихся непосредственно в нашей компетенции.

За 2016 год были проведены многочисленные мероприятия (совещания, форумы, конференции) по актуальным вопросам развития дагестанской экономики.

Многие вопросы, которые обсуждались на этих мероприятиях, находились в компетенции антимонопольного органа. Однако ни разу Дагестанское УФАС России не было вовлечено в обсуждение этих проблем.

Ярким подтверждением данному факту является работа правительственной комиссии по разрешению ситуации с долгами в топливно-энергетическом комплексе.

Дагестанское УФАС России не извещается о проведении заседаний указанной комиссии, несмотря на то, что в повестке дня много вопросов, находящихся в компетенции антимонопольного органа.

Особо следует отметить, что Дагестанское УФАС России привлекается к участию в работе, только в случае приезда для участия в заседании комиссии представителей федеральных органов исполнительной власти.

Не отличается ситуация и в работе Республиканской Комиссии по содействию развития конкуренции.

В тех отдельных случаях, когда приходят приглашения на планируемые мероприятия в извещениях отсутствует даже программа заседания, не говоря уже о высылке раздаточного материала для подготовки.

 

Отдельно стоит отметить проведенное 14 сентября 2016 года заседание правительства Республики Дагестан по вопросу деятельности Комитета по государственным закупкам РД. Дагестанское УФАС России не приглашено на указанное заседание, хотя и является уполномоченным федеральным органом государственного контроля в контрактной системе.

Более того, у Дагестанского УФАС не была запрошена какая-либо информация, касающаяся деятельности Комитета по государственным закупкам.

Дагестанское УФАС России осуществляет функции по контролю за соблюдением законодательства на территории субъекта Российской Федерации - Республики Дагестан в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным приказом ФАС России от 23.07.2015 г. №649/15 (далее – Положение о территориальном органе).

Согласно пункту 3 Положения о территориальном органе территориальный орган осуществляет свою деятельность во взаимодействии, в том числе, и с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Формы взаимодействия установлены в пункте 4 Положения о взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 № 725, а именно, планирование и реализация совместных мероприятий; подготовка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации; обмен информацией, необходимой для реализации полномочий органов исполнительной власти и предоставляемой в установленном порядке; иные формы, предусмотренные соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Исходя из изложенного, Дагестанское УФАС России всегда готово к открытому диалогу с Правительством Республики Дагестан и другими органами государственной власти по решению задач развития конкуренции.