Об анализе цен на авиаперевозки по маршруту Москва-Махачкала-Москва

Дагестанское УФАС России в 2016 году направило запросы во все аэропорты субъектов Северо-Кавказского федерального округа (всего 7 аэропортов), в которых просило указать количество и наименование авиакомпаний, осуществляющих в 2015 и 2016 годах регулярные рейсы до Москвы и обратно. Затем УФАС направило запросы в авиакомпании, которые в этот период осуществляли рейсы из всех субъектов СКФО в Москву. Таких авиакомпаний всего 8: Аэрофлот, Ютейр, Победа, Россия, НордСтар (Таймыр), НордАвиа, РедВингс, ВимАвиа.

У авиакомпаний УФАС запросило информацию о том, как и в связи с чем менялись тарифы на перевозки по вышеуказанному направлению. На сегодняшний день ответы на запросы получены от всех авиаперевозчиков. Материалы составляют несколько тысяч страниц.

Напомню, что речь идет и о 2015, и о 2016 годах.

Изучив полученную информацию, в мае 2017 года УФАС направило в авиакомпании уточняющие запросы.

Проанализировав все полученные от авиакомпаний ответы, Дагестанское УФАС России установило следующее:

- Действующее законодательство Российской Федерации не содержит норм о государственном регулировании цен и тарифов на авиационные перевозки.

- В соответствии с постановлением правительства РФ от 23.06.2007 г. № 397 (Правила лицензирования воздушных перевозок), авиакомпании самостоятельно определяют направления полетов, формируют собственные маршрутные сети без вмешательства регуляторов.

- Вопросы ценообразования на товары и услуги (не только в сфере авиаперевозок), рассматриваются антимонопольным органом исключительно в контексте обеспечения контроля за соблюдением антимонопольного законодательства РФ. Регулярные рейсы на маршруте Махачкала-Москва-Махачкала в разное время осуществляют от 3 до 9 авиаперевозчиков и такая ситуация, согласно имеющимся сведениям, менялась поквартально ежегодно, начиная с 2015 года.

При указанных обстоятельствах, на регулярном маршруте Махачкала-Москва-Махачкала отсутствует хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке авиаперевозок (монополист).

С учетом изложенного, у Дагестанского УФАС России отсутствуют правовые основания для вмешательства в тарифную политику вышеперечисленных авиакомпаний.

Дагестанское УФАС России также изучило ситуацию в сфере авиаперевозок  на предмет согласованных действий указанными авиакомпаниями и установило следующее:

- Проведенный анализ тарифных предложений по маршруту Махачкала-Москва-Махачкала  на всю глубину продаж показывает, что доступные к бронированию минимальные  ценовые  предложения  составляют  на  пике  летнего  спроса от 5500 руб. до 7500 руб. с последующим снижением до 3300 руб.

Аналогичная ситуация с разницей +/- 10% складывается и на маршрутах Грозный - Москва - Грозный, Минеральные воды – Москва - Минеральные воды, Ставрополь - Москва - Ставрополь,  Нальчик - Москва - Нальчик,  Владикавказ - Москва – Владикавказ (Беслан - Москва - Беслан), Назрань - Москва - Назрань (Магас - Москва - Магас).

- Мониторинг показывает, что ценовые предложения на маршруте Махачкала-Москва-Махачкала  в 2017 году находятся на уровне значений 2016 и 2015 года и не превышают, а в ряде случаев ниже цен на сопоставимых товарных рынках,  маршрутах, связывающих Москву с Владикавказом, Нальчиком, Грозным и т.д.

  - Применяемая авиакомпаниями система ценообразования предоставляет  гражданам возможность при заблаговременном бронировании приобретать билеты по более низкой стоимости. Такая система ценообразования соответствует сложившейся международной практике, создает условия для ценовой конкуренции и в целом отвечает интересам, как авиакомпаний, так и потребителей.

При этом административные барьеры доступа на рынок авиаперевозок отсутствуют, авиакомпании самостоятельно определяют направления перевозок, формируя свои маршрутные сети.      

- Порядок формирования и применения тарифов в сфере авиаперевозок определяют Воздушный кодекс Российской Федерации (ст. 64), а также Правила формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации (утверждены приказом Минтранса России от 25.09.2008 № 155).

 В соответствии с установленным порядком плата за перевозку пассажиров, багажа, грузов и почты  устанавливается перевозчиком. При этом перевозчик вправе установить между двумя пунктами несколько пассажирских тарифов, различающихся по размеру денежной суммы и/или условиям применения тарифа. Количество пассажирских мест, предлагаемых для бронирования перевозки по уровням тарифов, определяет перевозчик с учетом необходимости загрузки воздушного судна и обеспечения рентабельности рейса.

В условиях рыночного ценообразования тарифы на авиаперевозки формируются под влиянием не только прямых операционных затрат, но и иных факторов, связанных с объемами пассажиропотока, конъюнктурой рынка, сезонностью, глубиной продаж.

При таких условиях Дагестанское УФАС России не усматривает наличие согласованных действий между перечисленными авиакомпаниями, как нарушающие антимонопольное законодательство: не смотря на  синхронное повышение цены, при этом цены между авиакомпаниями разняться в пределах 10%, а в период отсутствия спроса все авиакомпании снижают цены.