Антимонопольное регулирование в России: проблемы и пути решения

 

К. М. Кубасаев - Руководитель

Дагестанского УФАС России

 

Одной из важнейших задач государственного регулирования является обеспечение сбалансированности интересов всех участников рынка - рыночные отношения должны способствовать максимальному удовлетворению потребностей, росту выпуска продукции, установлению цены в соответствии с платежеспособным спросом, сохранению конкурентоспособности предприятий и т.д. В этой связи важные направлением государственного регулирования отраслевых рыночных структур и поведения фирмы в экономике становится конкурентная политика.

Государственная конкурентная политика призвана способствовать развитию конкуренции на рынках, стимулировать создание и развитие конкурентной среды и конкурентных механизмов, обеспечивать равные конкурентные условия.

Целями государственной конкурентной политики являются следующие:

  • достижение экономической эффективности во всех ее формах;
  • повышение общественного благосостояния;
  • экономическое развитие, выраженное, в том: числе и в устойчивом экономическом росте;
  • повышение конкурентоспособности российского бизнеса на внешнем и внутреннем рынках;
  • повышение имиджа и инвестиционной привлекательности страны.

Актуальность защиты и развития конкуренции в качестве приоритета деятельности Правительства РФ в 2014 году была подтверждена Председателем Правительства РФ Д.А. Медведевым на V Гайдаровском форуме 15 января 2014 года: «сегодня наша самая важная задача может быть выражена одним словом – словом «качество». Это и качество труда, и качество товаров, и качество продуктов и проектов, которые предлагаются для инвестирования, и, конечно, качество управленческих решений – в конечном счете, всѐ, что формирует качество нашей жизни. И ещѐ один, третий комплекс мер, он касается развития конкуренции. Это не только действенный стимул для инноваций и снижения издержек, но и важная составляющая качественного экономического роста. Конкурентная экономика, конечно, ориентирована на максимально эффективное использование всех ресурсов, адекватно реагирует на денежное стимулирование и расширение спроса увеличением производства, а не ростом цен. Базовых условий для формирования реальной конкурентной среды три. Это и сокращение избыточного присутствия государства, и продуманная антимонопольная политика, и поддержка малого и среднего предпринимательства».

При этом, говоря об экономическом развитии как об одной из ценностных целей конкурентной политики, не стоит забывать о такой важнейшей характеристике как качество экономического развития. Очевидно, что повышение качества экономического развития также должно являться ценностной целью конкурентной политики. Реализация указанной цели может быть достигнута посредством управления пропорциями экономической развитости.

Меры государственной конкурентной политики можно классифицировать следующим образом: стимулирующие меры (меры по созданию и развитию конкуренции), ограничительные меры, а также меры по защите конкуренции.

К мерам, стимулирующим создание и развитие конкуренции, можно отнести различные налоговые преференции и льготы, предоставление кредитов и льготные условия кредитования, устранение административных барьеров, разукрупнение предприятий с целью создания конкурирующих структур, а также ряд других мер.

Ограничительные меры, которые должны носить дополнительный характер по отношению к развитию конкуренции, — это, в частности, действия антимонопольного органа, осуществляемые с целью контроля за экономической концентрацией. Меры по защите конкуренции состоят в пресечении действий, нарушающих нормы законодательства о конкуренции, они предусматривают ответственность за данные нарушения.

Таким образом, исходя из ценностей конкуренции, деятельность государства должна состоять как в поощрении конкурентных отношений, так и в регулировании конкуренции в нужных обществу и государству направлениях. Естественно, должны существовать разумные ограничения государственного вмешательства в конкурентные отношения.

Если говорить о правовых пределах осуществления конкурентной политики, то государственная конкурентная политика не должна противоречить таким конституционным принципам, как: свобода перемещения товаров, услуг и финансовых средств; свобода экономической деятельности; поддержка конкуренции (ч. 1 статьи 8 Конституции РФ).

В рамках проведения конкурентной политики не должны ограничиваться права субъектов предпринимательства на конкуренцию, за исключением случаев, когда такие ограничения вводятся на основании федеральных законов для защиты общественных и государственных интересов (ч.3 ст.. 55 Конституции РФ).

Действенную конкурентную политику невозможно представить без отдельных составляющих — промышленной, инвестиционной, инновационной, бюджетно-налоговой, ценовой политик — в той их части, в которой они влияют на состояние конкурентной среды и создание конкурентных преимуществ.

Конкурентная политика государства должна включать в себя два основных направления.

Первое — активное развитие конкуренции на товарных рынках, Причем необходимо учитывать, что конкуренция не может рассматриваться как панацея от всех проблем рынка, как некий бесценный идеал, к которому нужно стремиться. В российских специфических условиях важна роль естественных монополий и института государственной монополии.

Конкуренция рассматривается как инструмент для достижения общественного благосостояния, устойчивого экономического роста, повышения конкурентоспособности российского бизнеса, имиджа и инвестиционной привлекательности страны. В настоящее время эти ценностные цели должны стать основными целями конкурентной политики.

Второе направление конкурентной политики — это дальнейшее совершенствование механизмов защиты конкурентных отношений: совершенствование закона о конкуренции, совершенствование санкций за нарушения в сфере конкуренции, создание механизмов защиты пострадавших субъектов.

Особенностью современного этапа государственной политики в области защиты конкуренции является необходимость ее выхода за пределы охранительной функции с ориентацией на мероприятия системного макроэкономического характера, которые должны привести к формированию проконкурентной правовой и институциональной среды в ключевых отраслях российской экономики.

В целях совершенствования институтов защиты конкуренции и ее развития ФАС России разработана стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013 - 2024 гг. (далее - Стратегия). Стратегия учитывает рекомендации Комитета по конкуренции ОЭСР, а также предложения бизнес-ассоциаций.

Стратегия представляет собой программный документ и предполагает реализацию, как законотворческих инициатив, так и мероприятий, целью которых является оптимизация деятельности антимонопольного органа. Всего 4 направления:

  1. Создание благоприятной институциональной и организационной среды для эффективной защиты и развития конкуренции.
  2. Снижение административных барьеров, препятствующих развитию и свободному функционированию рынков
  3. Обеспечение недискриминационного доступа потребителей к услугам естественных монополий, формирование эффективных механизмов тарифообразования.
  4. Создание условий для эффективной конкуренции при размещении государственного и муниципального заказа и реализации на торгах государственного имущества.

Среди задач, имеющих серьезный социальный эффект, стоит отметить  снижение цен на услуги естественных монополий, повышение их качества.

Новация, предлагаемая антимонопольной службой - распространить применение института предупреждения и предостережения на большинство статей антимонопольного законодательства. То есть не сразу карать, а дать время, чтобы нарушитель мог исправиться. Можно сказать, что сейчас происходит трансформация ФАС России в орган превентивного контроля, что в итоге приведет к снижению количества возбуждаемых нами дел и концентрации на наиболее важных из них

Выравнивание условий конкуренции, активная государственная антимонопольная политика являются ключевыми факторами обеспечения благоприятной среды для развития малого предпринимательства. Малое предпринимательство занимает особое место в экономической системе страны, не только обеспечивая рост занятости и снижение социальной напряженности, но и являясь важнейшим фактором обеспечения устойчивости и инновационного характера экономического роста. Развитие малого предпринимательства повышает гибкость и адаптивность экономики, обеспечивает основу для формирования массового среднего класса.

В существенном улучшении нуждается и судебная система, что необходимо для обеспечения эффективной защиты прав частной собственности и оказания помощи в разрешении хозяйственных и административных споров. Требуется надлежащее государственное регулирование тарифов на продукцию и услуги субъектов естественных монополий.

Признаком конкурентной экономики является полнота информации — о рынке, конкурентах, ценах, — предоставляемой в распоряжение хозяйствующих субъектов и необходимой для принятия ими экономических решений. Поэтому важной составляющей государственной конкурентной политики становится создание (содействие созданию) соответствующих информационных систем. Наконец, необходима постоянная деятельность государства по искоренению коррупции и протекционизма как факторов, существенно искажающих ситуацию на рынке.

Если рассмотреть конкурентные преимущества Дагестана, то нетрудно выделить топливно-энергетический, сельскохозяйственный и рекреационные комплексы, улов и переработку морепродуктов, являющиеся естественными преимуществами республики (в отношении первого речь идет не только о природных преимуществах - выход к морю, наличие разведенных запасов нефти -- но и о сложившейся инфраструктуре, в том числе сформированной и в дорыночные времена). В какой-то мере к конкурентным преимуществам можно отнести и сохраненные традиции народных художественных промыслов. И в каждом из этих секторов свои инновационные проблемы. Причем есть общие проблемы, а есть специфические, связанные не столько с масштабами и темпами внедрения инноваций, сколько с инертностью системы управления.

Главной задачей в области инвестиционной политики является создание максимально благоприятных условий, способствующих активному притоку инвестиционных капиталов в экономику.

Решение данной задачи предполагается осуществлять за счет:

  • минимизации вмешательства органов власти в хозяйственную деятельность инвесторов в законодательно очерченных рамках;
  • осуществления защищенного и предсказуемого правового режима хозяйственной деятельности инвесторов, обеспечения стабильности хозяйственных условий для инвестирования;
  • прозрачности проводимой инвестиционной политики, открытости и доступности для всех инвесторов информации, необходимой для осуществления инвестиционной деятельности;
  • взаимной ответственности и безоговорочного выполнения обязательств со стороны, как республиканских органов исполнительной власти, так и других участников инвестиционного процесса.

Другой задачей в данной области является обеспечение максимальной эффективности от инвестирования бюджетных средств, приоритетность, прозрачность, тщательная оценка инвестиционных проектов.

Государственное инвестирование планируется осуществлять на основе программно-целевых механизмов, обеспечивающих наибольшую эффективность предоставления бюджетных кредитов и субсидирования части процентной ставки по кредитам коммерческих банков.

В числе мер государственной поддержки законодательством Республики Дагестан предусмотрены также налоговые льготы (в рамках прав субъектов РФ) для привлечения внешних инвестиций и реализации инвестиционных проектов на территории республики.

Ключевым механизмом повышения уровня конкурентоспособности России и Республики Дагестан видится конкурентная стратегия и конкурентная политика государства, которая посредством стратегически верного определения векторов и приоритетов реформирования, ориентированных на жизнеустойчивость, позволит эффективно использовать российские конкурентные преимущества и ресурсы, и достичь уровня конкурентоспособности страны, необходимого для достойного существования в сложных условиях жесткой глобальной конкурентной среды. Тогда задачи восстановления статуса державы в экономико­технологическом плане, перехода российского государства с «нижнего» на «верхний путь к конкурентоспособности», возвращения утраченных и завоевания новых, более высоких, позиций в сфере образования и науки, социальной сфере не будут восприниматься экспертами как несбыточные мечты.