УФАС: Изменения в законе «О связи» усилят ответственность сотовых операторов за рекламную рассылку без согласия абонента

 

В связи с вступлением в силу изменений в федеральном законе «О связи» Дагестанское УФАС России разъясняет для сотовых операторов, действующих в республике, и их абонентов некоторые моменты действующего законодательства, связанные с ответственностью за рассылку рекламных сообщений.

В федеральном законе «О связи» теперь введено понятие «рассылки» (статья 2), которое распространяется  и на рассылку сообщений рекламного характера.

При этом понятие «рассылки» включает в себя только сообщения, направляемые автоматически, или с использованием нумерации, не соответствующей российской системе и плану нумерации, а так же передача которых не предусмотрена договором о межсетевом взаимодействии с иностранными операторами связи. Например, с использованием «коротких» или «буквенных» номеров.

В законе «О связи» так же установлен порядок осуществления рассылки (статья 44.1): она должна осуществляться при условии получения предварительного согласия абонента, позволяющего достоверно установить его волеизъявление на получение рассылки.

То есть, простое заполнение бланка/формы, не позволяющее однозначно установить и подтвердить, кто именно его заполнил, не является соблюдением указанного требования.

По закону «О рекламе», рекламораспространителем признается лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (статья 3).

Поэтому оператор связи абонента, которому предназначены рекламные сообщений, подпадающие под понятие «рассылка» из федерального закона «О связи», может признаваться рекламораспространителем.

За распространение рекламы без предварительного согласия абонента  ответственность несет рекламораспространитель (статья 18 закона «О рекламе»).  

Таким образом, в указанных выше случаях оператор связи абонента, которому предназначена рассылка, может быть привлечен к ответственности в качестве рекламораспространителя за нарушение части 1 статьи 18 закона «О рекламе».

Поэтому оператор связи абонента, которому предназначена рассылка, должен выполнять не только функции доставки сообщения, но и оценивать его содержание, в том числе наличие у сообщения рекламного характера, а так же проверять, есть ли у заказчика подобной рассылки согласие абонента на ее получение.

Закон «О связи» (пункт 6 статьи 45) дает право абоненту обратиться к оператору с требованием о прекращении передачи на его номер коротких текстовых сообщений с указанием  абонентского номера или уникального кода идентификации, которые содержаться в таких сообщениях. Оператор связи обязан прекратить рассылку без взимания платы с абонента.

Пресс-служба Дагестанского УФАС России