О ситуации с тарифами на авиаперевозки в Дагестане

Дагестанское УФАС России запросило у руководства аэропорта Махачкалы информацию о количестве и конкретных данных авиаперевозчиков, выполнявших и выполняющих рейсы по маршруту Махачкала-Москва-Махачкала в 2015 году и первом полугодии 2016 года.

Аналогичные запросы будут направлены и во все аэропорты, расположенные в субъектах Северо-Кавказского федерального округа, для установления количества и наименования авиаперевозчиков, осуществлявших и до сих пор осуществляющих рейсы из субъекта в Москву и обратно (тот же временной промежуток (1,5 года), что и в случае с аэропортом Махачкалы).

После проведения сравнительного анализа, будут направлены запросы конкретным авиаперевозчикам.

Стоит отметить, что действующее законодательство Российской Федерации не содержит норм о государственном регулировании цен и тарифов на авиационные перевозки.

Постановлением правительства РФ от 07.03.1995 г. №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» определены сферы, где устанавливается (может быть установлено) государственное регулирование ценообразования.

Из сферы авиаперевозок в указанное постановление включены только перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях, а также перевозки грузов, пассажиров и багажа воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В соответствии с постановлением правительства РФ от 23.06.2007 г. № 397 (Правила лицензирования воздушных перевозок), авиакомпании самостоятельно определяют направления полетов, формируют собственные маршрутные сети без вмешательства регуляторов.

Особо следует отметить, что вопросы ценообразования на товары и услуги (не только в сфере авиаперевозок), рассматриваются антимонопольным органом исключительно в контексте обеспечения контроля за соблюдением антимонопольного законодательства РФ.

Регулярные рейсы на маршруте Махачкала-Москва-Махачкала в разное время осуществляют от 3 до 6 авиаперевозчиков.

При указанных обстоятельствах, на маршруте Махачкала-Москва-Махачкала отсутствует хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке авиаперевозок (монополист).

С учетом изложенного, у Дагестанского УФАС России отсутствуют правовые основания для вмешательства в тарифную политику хозяйствующих субъектов.

Решение данного вопроса лежит исключительно в политико-правовой плоскости.

Без внесения изменений в вышеуказанные нормативные акты, какое либо регулирование цен (тарифов) невозможно.

Органом регулирования в сфере воздушных перевозок является Министерство транспорта РФ.

Так, приказом Минтранса РФ от 25.09.2008 г. утверждены Правила формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации.

Также приказом Минтранса РФ от 17.07.2012 г. утверждены Перечень и Правила формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве РФ и Правила взимания рассчитанной на основе тарифов и сборов платы за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве РФ.

В связи с изложенным, считаем возможным рекомендовать правительству РД обратиться в Министерство транспорта РФ для обсуждения введения возможных механизмов регулирования цен на авиаперевозки (уровень рентабельности, предельные уровни цен, региональные коэффициенты).

Кроме того, в целях увеличения конкуренции между авиаперевозчиками правительство РД и/или профильные министерства РД (Минэкономики РД, Минтрансэнергосвязь РД) могут выйти с предложениями к другим авиаперевозчикам (не работающим в РД) об открытии дополнительных рейсов.

Также, учитывая наличие железнодорожного сообщения, целесообразно проведение переговоров с руководством ПАО «РЖД» и/или его филиала, обслуживающего территорию РД, об открытии дополнительных рейсов и/или увеличении подвижного состава на имеющихся маршрутах.

Указанные меры вполне способны повлиять на ситуацию с ценами на авиаперевозки и не требуют дополнительных расходов из бюджета.

В целях оказания помощи социально незащищенным слоям населения правительство РД и Народное собрание РД вправе разработать и утвердить механизм компенсации части расходов на авиаперевозки. Например, лицам, направляющимся на медицинское обслуживание и лечение по направлениям и/или вызовам медицинских учреждений.

Для сведения сообщаем, что в Государственной Думе Федерального собрания РФ обсуждался вопроса возможности введение государственного регулирования цен (тарифов) на авиаперевозки в классе «эконом», но он не нашел поддержки.

Народное собрание РД и правительство РД вправе выразить заинтересованность и вновь поднять эти вопросы.

Пресс-служба Дагестанского УФАС России