Дагестанское УФАС России подвело итоги работы за 2016 год

Во вторник, 7 февраля, в Дагестанском УФАС России прошла пресс-конференция руководителя Управления Курбана Кубасаева, посвященная итогам работы службы за 2016 год.


 

Итоги работы Дагестанского УФАС России за 2016 год

Число жалоб на нарушения закона в сфере государственных закупок, поступающих в Дагестанское УФАС России, растет год от года. Если в 2014 году их было чуть более 900, в 2015 – 1868, а в 2016 их было уже 2239, то есть за два года их количество увеличилось практически в 2,5 раза.

Больше всего жалоб в УФАС поступило на республиканских заказчиков (1263), на втором месте идут муниципальные заказчики (689) и затем федеральные (287). Связано это не только с тем, что республиканские заказчики чаще всего допускают нарушения федерального закона «О контрактной системе…», но и с тем, что они проводят больше закупок.

Стоит отметить, что из 2239 жалоб лишь 803 были признаны обоснованными или частично обоснованными, что составляет 47% от числа рассмотренных жалоб (1709). Для сравнения, в 2015 году число обоснованных жалоб составило 572 из 1868 поступивших, или 57,2% от числа рассмотренных жалоб (999).

В прошлом году сократилось число отозванных жалоб (270 против 403 в 2015 году) и число возвращенных антимонопольной службой заявителям жалоб за допущенные нарушения порядка подачи жалоб или их оформления (260 против 488 в 2015 году). Однако резко возросло число жалоб, признанных антимонопольной службой необоснованными (906 против 427 в 2015 году).

Это свидетельствует о том, что многие заявители направляют в УФАС жалобы, как говорится, лишь бы пожаловаться, или же преследуя свои какие-то корыстные интересы (например, шантаж заказчиков – требование денег за отзыв жалобы) или же дестабилизировать работу Управления.

В 2016 году 760 закупок, проведенных на территории Дагестана, содержали 1090 нарушений федерального закона «О контрактной системе…» (в 2015 – 715 закупок, в которых выявлено 955 нарушений ФЗ №44): 347 республиканских закупок (508 нарушений), 330 муниципальных закупок (433 нарушения), 83 федеральные закупки (149 нарушений).

Для сведения, в 2016 году в суды были обжалованы 24 решения Дагестанского УФАС в сфере государственных закупок, в 14 процессах антимонопольная служба отстояла свою позицию, еще 10 процессов пока не завершены.

Надо отметить, что, несмотря на то, что закон довольно четко регламентирует полный цикл проведения закупки, нарушения, допускаемые заказчиками, зачастую однотипны:

 - нарушение в части размещения информации в единой информационной системе (41 нарушение);

- нарушение порядка выбора способа определения поставщика (25 нарушений);

- нарушение порядка отбора участников закупок (83 нарушения);

- установление требований в документациях о закупках, влекущих ограничение количество участников  или же требований, не предусмотренных законом «О контрактной системе…» (192);

- нарушение порядка заключения контракта (29) и т.д.

Ежегодно растет и число должностных лиц, привлеченных антимонопольной службой Дагестана к административной ответственности за нарушения в сфере государственных закупок: в 2015 году их было 163, в 2016 – 171. В основном это члены аукционных комиссий заказчиков или же должностные лица, утвердившие аукционные документации.

Что касается штрафов за нарушения в сфере государственных закупок, то в прошлом году Дагестанским УФАС было вынесено 288 постановлений о наложении штрафов в размере 4,361 миллиона рублей (в 2015 году 245 постановлений на сумму 3,397  миллиона рублей).

Для сведения, общий процент выигранных специалистами УФАС дел в судах за этот год составил  80,6%: из 212 завершенных судебных процессов был выигран 171 процесс (в 2015 году процент выигранных дел составил 73,75%: из 80 завершенных процессов 59 было выиграно).

Если брать все сферы, контроль за которыми входить в компетенцию Дагестанского УФАС, то было вынесено 606 постановлений о наложении штрафов на сумму 313,683 миллиона рублей (в 2015 году – 342 постановления на сумму 69,236 миллиона рублей).

Часть этих сумм оспаривается в судах, часть уже оплачена в бюджеты разных уровней: в федеральный бюджет перечислено 6,983 миллиона рублей, в республиканский – 21,310 миллиона рублей, в местные бюджеты – 1,066 миллиона рублей.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Уточним, что в эти суммы вошли и ряд штрафов, наложенных антимонопольным органом в 2015 году, но оплаченных в 2016 году.

По нарушениям антимонопольного законодательства ситуация такова: в 2016 году было возбуждено 69 дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства (в 2015г. – 89) – это дела, возбужденные, как по инициативе УФАС, так и по поступающим в службу заявлениям.

12 из этих 69 дел были прекращены в связи с отсутствием нарушений закона (в 2015г. 24 из 89), по 57 делам приняты решения о наличии нарушений антимонопольного законодательства (в 2015г. – 65). Всего за нарушения антимонопольного законодательства Дагестанским УФАС было вынесено 120 постановлений о наложении штрафов на сумму 308,923 миллиона рублей (в 2015г. – 78 постановлений на сумму 65,245 миллиона рублей).

Чаще всего нарушения антимонопольного законодательства допускали хозяйствующие субъекты, такие как ПАО «Дагестанская энергосбытовая компания» (12 дел), АО «Дагестанская сетевая компания» (11 дел) и муниципалитеты республики (например, администрации Избербаша - 17 дел, Карабудахкентского района - 7 дел, Махачкалы - 4 дела).

Отметим, что среди этих дел есть не только возбужденные в 2016 году, но и возбужденные в 2015 году, рассмотрение которых завершилось в 2016 году. Есть и переходящие из года в год.

Что касается энергетиков и газовиков, то, количество дел, возбуждаемых Дагестанским УФАС за злоупотребление доминирующим положением в отношении энергетических и газовых компаний, продолжает расти.

Если в 2015 году антимонопольной службой Дагестана было рассмотрено 11 дел в сфере электроснабжения, из которых в 7 случаях факты нарушения антимонопольного законодательства нашли подтверждения, то в 2016 году таких дел было уже 31, из них по 25 делам приняты решения о наличии нарушений закона.

Аналогичная ситуация и в сфере газоснабжения: в 2015 году было 5 дел и по всем были приняты решения о наличии фактов нарушения антимонопольного законодательства, в 2016 году – 12 дел и также по всем приняты решения о наличии нарушений закона.

Говоря о работе по выявлению и пресечению нарушений законодательства о рекламе, стоит отметить, что в 2016 году Дагестанским УФАС России в этой сфере было возбуждено 27 дел (16 дел по инициативе УФАС, 11 – по заявлениям). По 22 из 27 дел были вынесены решения о наличии нарушений ФЗ №38 «О рекламе».

В ушедшем году было вынесено 10 постановлений о наложении штрафов за нарушения закона «О рекламе» на сумму 323 тысячи рублей (в 2015г. – 19 постановлений на сумму 594 тыс. рублей), привлечены к ответственности 6 должностных лиц, 6 юридических лиц и 3 гражданских лица (в 2015г. – 10, 3 и 5, соответственно).

В основном участники рекламного рынка относятся к субъектам  малого или среднего предпринимательства. Согласно, Федеральному закону от 03.07.2016 г. № 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», административное наказание в виде штрафа субъектам малого и среднего предпринимательства подлежит замене на предупреждение.

Административное наказание в виде предупреждения назначается за совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда, если правонарушение совершено впервые.

Пресс-служба Дагестанского УФАС России