• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Итоги работы Дагестанского УФАС России за I полугодие 2017 года

В среду, 2 августа, в Дагестанском УФАС России состоялась пресс-конференция руководителя Управления Курбана Кубасаева, на которой он подвел итоги работы УФАС за I полугодие 2017 года.

Информация по контролю в сфере государственных закупок

За I полугодие 2017 года в Дагестанское УФАС России поступило 1429 жалоб: на федеральных заказчиков – 159, на республиканских –778, на муниципальных – 492. 

Из общего числа поступивших жалоб 245 были возвращены, 142 – отозваны самими заявителями, 590 – признаны необоснованными, 452 – признаны обоснованными.

Всего в 481 закупках (39 – федеральных, 245 – республиканских, 197 – муниципальных) специалистами Дагестанского УФАС России было выявлено 562 нарушения закона (41 – у федеральных заказчиков, 305 – у республиканских, 216 – у муниципальных).

Стоит отметить, что сфера госзакупок по-прежнему остается одной из проблемных, о чем свидетельствует ежегодный рост озвученных выше статистических данных.

К примеру, число жалоб, поступивших в УФАС за I полугодие 2016 года, составило 1012, а число закупок с нарушениями закона – 273. То есть, в 2017 году наблюдается рост в 1,5-2 раза, как по числу поступивших жалоб, так и по количеству закупок, в которых были выявлены нарушения.

Если говорить о суммах отмененных закупок, то в первом полугодии 2017 года федеральные закупки были отменены на сумму более 272 млн рублей, республиканские – на сумму более 2,132 млрд рублей (самыми крупными по суммам были закупки Дагавтодора на содержание дорог республиканского и местного значения), муниципальные – на сумму более 909 млн рублей.

За нарушения закона «О контрактной системе…», в отчетном периоде, к административной ответственности были привлечены 28 должностных лиц (всего Дагестанским УФАС было вынесено 49 постановлений о наложении административных штрафов на сумму более 1 млн рублей).

Дагестанское УФАС России постоянно рекомендует заказчикам обращать внимание на изменения в законодательстве о контрактной системе и учитывать данные изменения при составлении закупочной документации.

Так, изменения в статье 31 закона «О контрактной системе…», вступившие в силу 9 января 2017 года и не учтенные заказчиками в аукционной документации повлекли поток жалоб на несоответствие документации Закону о контрактной системе.

Речь идет о п. 7 и п. 7.1, согласно которым у участников закупки должна отсутствовать судимость за преступления в сфере экономики и преступления, предусмотренные статьями 289 (незаконное участие в предпринимательской деятельности), 290 (получение взятки), 291 (дача взятки), 291.1 (посредничество во взяточничестве) УК РФ, они не должны в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке привлекаться к административной ответственности за совершение правонарушения по статье 19.28 КоАП РФ (незаконное вознаграждение от имени юридического лица).

Заказчики также часто необоснованно устанавливают требования к показателям товаров, которые могут быть получены только в результате испытаний, устанавливают требования к химическому составу товаров, требования соответствия ГОСТам составляющих компонентов товара. Данные излишние требования нарушают  требования п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.

Напомню также, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар до заключения контракта по результатам торгов.

Проблемным остается вопрос и установление требований к участникам закупки о наличии или отсутствия свидетельства о допуске СРО по выполняемым видам работ. Необходимо в данном вопросе придерживаться требований Приказа Минэкономразвития России № 624 от 30.12. 2009 г.

 

Информация по выявлению и пресечению нарушений антимонопольного законодательства

Что касается нарушений антимонопольного законодательства, то в первом полугодии 2017 года Дагестанским УФАС было возбуждено 33 антимонопольных дела (в первом полугодии 2016 года порядка 40).

Уменьшение количества возбужденных антимонопольных дел связано с принятием Четвертого антимонопольного пакета, который расширил институты предупреждения и предостережения. Теперь антимонопольные дела возбуждаются в отношении органов власти и хозяйствующих субъектов, если они не исполнили предупреждения антимонопольного органа о прекращении действий, содержащих признаки нарушения федерального закона «О защите конкуренции».

Из вышеупомянутых 33 антимонопольных дел 22 были возбуждены по инициативе УФАС, 11 – по заявлениям.

За истекший период Дагестанское УФАС вынесло 66 предупреждений и 1 предостережение. Большинство предупреждений было выдано администрациям муниципалитетов, таких как Махачкала (24 предупреждения: по 15 возбуждены антимонопольные дела), Каспийск (31 предупреждение: 4 исполнены, по 25 возбуждены антимонопольные дела (из них 2 дела объединены в 1 в связи с общим предметом дела), по 1 факту прошел срок давности), Дербентский район (4 предупреждения: ни одно не исполнено, возбуждены 4 антимонопольных дела), сельсовет Верхнеказанищенский (3 предупреждения: все исполнены).

Всего Дагестанским УФАС России в I полугодии 2017 года было вынесено 84 постановления о наложении штрафов на сумму 13,659 млн рублей (с учетом всех сфер, контроль за которыми входит в компетенцию УФАС). В бюджеты разных уровней было взыскано около 4 млн рублей.

Основная доля штрафов приходится на хозяйствующие субъекты, допустившие нарушения антимонопольного законодательства на товарных рынках (энергетики, газовики и т. д.) – более 12 млн рублей (32 постановления), следом идут штрафы за нарушения в сфере государственных закупок – 903 тыс. рублей (49 постановлений) и законодательства о рекламе – 402 тыс. рублей (3 постановления).

Пресс-служба Дагестанского УФАС России