Монопольные корни коррупции

Государство должно способствовать обеспечению единства экономического пространства и свободы экономической деятельности своих граждан и организаций. Этого невозможно достичь без защиты конкуренции и создания условий для эффективного функционирования рынков, а дискриминационные условия, имеющие место в современном мире, ставят хозяйствующие субъекты в неравное положение. В конечном итоге проигрывают все — не только ущемленные, но и ущемляющие. Выяснить причины и последствия подобных негативных явлений и найти пути выхода из сложившейся ситуации мы попытались вместе с Курбаном КУБАСАЕВЫМ, руководителем Управления ФАС (федеральной антимонопольной службы) России по Дагестану.

- Курбан Магомедович, о деятельности дагестанского Управления ФАС чаще всего слышно в связи с нескончаемыми попытками нарушения конкурентной политики. По-вашему, где заложены главные причины подобных явлений?

- Во-первых, я бы начал с того, что говорил президент Дмитрий Медведев о правовом нигилизме, который охватил наше общество в целом и имеет место как в верхних эшелонах власти, так и в народе. Во-вторых, конечно, есть другая категория граждан, которая имеет корпоративный или иной интерес, превышающий необходимость соблюдения законов, и осознанно пытается обойти законодательные нормы. Предусмотренные за нарушение антимонопольного законодательства меры они не чувствовуют, так как степень наказания, по сравнению с получаемыми выгодами, незначительна и неощутима для нарушителей.

Недавно премьер Владимир Путин на заседании президиума правительства озвучил мысль о необходимости ужесточения мер за несоблюдение антимонопольного законодательства вплоть до уголовного наказания. Необходимо отметить, что в Дагестане (впервые в России) было возбуждено уголовное дело по 178 статье УК, но суд принял оправдательное решение. Но важен сам факт.

Долгое время считалось, что рынок саморегулируется. Но если он предоставлен самому себе и никто его не регулирует, не контролирует деятельность хозяйствующих субъектов, то проявляются различные формы недобросовестной конкуренции и сговора, так как хозяйствующие субъекты не могут отказать себе в удовольствии получать сверхприбыль и максимизировать рентабельность. В погоне за сиюминутной выгодой хозяйствующие субъекты в конечном итоге вредят и себе, и экономике страны, поскольку только добросовестная конкуренция стимулирует и развивает все сферы и отрасли экономики. Если в других странах хозяйствующие субъекты стараются не нарушать установленные государством правила игры, то в России антимонопольное законодательство сплошь и рядом нарушается. В этих условиях шансы России победить в международной конкурентной борьбе невелики.

Наверное, пройдет еще немало времени, прежде чем у нас в Дагестане органы власти и хозяйствующие субъекты поймут, что соблюдение общепризнанных правил и обычаев делового оборота является необходимым условием для позитивного и эффективного развития рыночных механизмов.

- Известно, что республики ЮФО более дотационны. Прослеживается ли, на ваш взгляд, взаимосвязь между дефицитом бюджета, особенностями нашего менталитета и спецификой региональной рыночной экономики?

- В последние годы дотационность республики несколько снизилась, но продолжает оставаться на достаточно высоком уровне. Несколько лет назад из разных источников — телевидения и прессы мы слышали, что около 70% экономики Дагестана находится в тени. Теперь сложно судить об изменении этого показателя в ту или иную сторону. Но здесь опять-таки встает вопрос о менталитете нашего народа, о низком уровне правовой культуры населения. Когда граждане и хозяйствующие субъекты поймут, что должная регистрация коммерческой деятельности, своевременная оплата налогов и сборов, добросовестная конкуренция ведут к общему благу и прогрессу, дело, может быть, и сдвинется с мертвой точки. А пока некоторые наши граждане предпочитают платить в карман тому или иному чиновнику треть или половину суммы, чем оплачивать 100% налогов в бюджет региона. Вследствие этого мы и имеем высокую зависимость Дагестана от федеральных дотаций.

Чиновничий монополизм

- Неоднократно слышал ваше мнение о том, что помехой в создании динамично развивающейся и устойчиво функционирующей экономики в Дагестане может быть первоочередное получение заказов на строительные подряды и материально-техническое снабжение лицами, аффилированными с главами муниципалитетов.

- В течение последних нескольких лет в России осуществляются государственные закупки в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Анализ сложившейся в Республике Дагестан ситуации в сфере госзакупок позволяет сделать вывод об увеличении количества нарушений законодательства, изменения структуры допускаемых нарушений государственными и муниципальными заказчиками.

За 2008 год Управлением ФАС России по Дагестану проведено более 127 проверок, из которых 44 по собственной инициативе. При этом проверено 1062 размещений заказов и установлено, что 87% из них размещено с нарушениями. Анализ за последний год показывает динамику роста нарушений не только в количественном измерении, но и в плане их качества и серьезности. Наряду со снижением противозаконных действий государственными заказчиками наблюдается резкое увеличение при размещении муниципальных заказов. Вместо формальных нарушений при составлении документации происходят нарушения, связанные с необоснованным отказом в допуске участников к размещению заказов.

В 2008 году поступило 86 жалоб. За нарушение законодательства о размещении заказов Управлением по итогам года было наложено более двух миллионов рублей штрафов.

Среди лиц, привлеченных к административной ответственности в 2008 году, министры и заместители министров, главы администраций городов и районов и их заместители, главы сельских поселений.

Проблемы реализации норм законодательства в области госзакупок в Дагестане заключаются в том, что многие предприниматели, хозяйствующие субъекты при нарушении государственными (муниципальными) заказчиками их прав, не обжалуют их действия в уполномоченный орган или в суд, считая, что с государственными (муниципальными) органами власти лучше не портить отношения.

Учитывая данную специфику, Дагестанское УФАС России проводит постоянный мониторинг официальных печатных изданий, официальных сайтов как республики, так и муниципальных образований. На сегодняшний день, благодаря этой практике, Управлением уже выявлен ряд нарушений закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и закона «О защите конкуренции».

Многим заказчикам пора менять свои взгляды на расходование бюджетных средств, перестать относиться к ним, как к своим. Чиновники, к сожалению, продолжают путать свой карман с государственным. Для развития Дагестана необходимо реально наладить конкуренцию, в том числе в сфере государственных заказов. Экономя деньги на госзаказе сегодня, можно их завтра потратить на увеличение заработной платы малоимущим слоям граждан, решение социальных проблем и т. д.

- Недавно вы говорили о том, что из трех тысяч нарушений в области госзакупок по России 840 приходится на нашу республику. Скажите, пожалуйста, подобная диспропорция нарушений является признаком незаконопослушности дагестанцев или свидетельством эффективности работы УФАС по Дагестану?

- (Смеется). Безусловно, и то и другое. Мы сегодня входим в первую десятку из 82 управлений в целом по России. Это, наверно, о чем-то говорит. Раньше мы также занимались антимонопольной деятельностью в Ингушетии и Чечне. Если говорить о степени нарушений, то, к сожалению, их в истекшем году меньше не стало. Например, только штрафов наложено на 10 миллионов 605 тысяч рублей, из которых уже уплачено 5 млн 120 тысяч рублей.

Специфика менталитета дагестанцев заключается и в том, что, несмотря на нарушения их прав, не принято обращаться с жалобами.

На днях председатель правительства Дагестана озвучил цифру в размере девяти миллиардов рублей, которые будут направлены на государственные закупки. Хотя бы 10 процентов заказов из этой суммы по закону будут размещены в малом и среднем бизнесе, это даст возможность оживлению предприятий малой сферы и поспособствует выведению их из тени. Препятствия возникают из-за действий органов власти, отсутствия прозрачности, конкурентной среды и нежелания аффилированных с властью лиц допускать «посторонних» к выполнению государственных заказов. Отсутствие конкурентной среды является главным тормозом в развитии экономики.

- А как-то можно бороться с подобными явлениями?

- Мы и боремся. Наказываем и глав муниципальных образований, и министров. Сейчас вводится норма о дисквалификации замешанных в нарушениях чиновников, что является действенным инструментом в наших руках. Правда, решение будет принимать суд, а я, с учетом проводимой судебной реформы, надеюсь на пересмотр судьями своих действий и решений. Потому что, к сожалению, сегодня судебные органы не всегда выносят объективные и правомерные решения, из-за чего мы тратим большие людские и финансовые ресурсы, для того чтобы добиваться справедливых решений на федеральном уровне. Тому есть примеры, когда было принято постановление правительства по определению минимального уставного капитала для торговли алкогольной продукцией. Нам потребовалось два года, для того чтобы доказать в судах, что это противоречит разуму и антимонопольному законодательству. В конечном итоге президиум Высшего арбитражного суда поставил точку. К сожалению, и по сегодняшний день наше правительство не меняет своего решения, а десятки дагестанцев остались выброшенными на улицу без работы. О чем еще можно говорить? Такая же ситуация и по энергетическим вопросам — мы обратились в президиум орбитражного суда. Когда все махачкалинцы видели, что отключают свет и по данному вопросу неоднократно заседали с апреля по декабрь, смешно слышать утверждение, что мы не известили их должным образом. Вся Россия об этом знала. Можно еще привести массу примеров, когда суды иногда необъективно подходят к принятию решения.

- Вы затронули проблему взаимодействия антимонопольной службы с судебной властью, а как происходит взаимодействие с другими ведомствами?

- Конечно же, есть органы, с которыми у нашего Управления складываются нормальные отношения. Например, мы тесно работаем с прокуратурой, особенно с приходом нового прокурора. К сожалению, не всегда получается такого взаимодействия с МВД, которого нам бы хотелось. Понимаю, что борьба с терроризмом и экстремизмом важна, но экономическая безопасность является также не последним фактором обеспечения стабильности в обществе и государстве. Неплохие взаимоотношения складываются с ФСБ и департаментом экономической безопасности МВД России.

- Не могли бы вы уточнить, в чем будет заключаться дисквалификация?

- Будут отстранены от занимаемой должности лица, допустившие два и более нарушений в течение трех лет подряд, которые могут существенно повлиять на развитие конкуренции, ущемление интересов хозяйствующих субъектов. Данный механизм будет прописан в законе. Дисквалификация продлится от полугода до трех лет. Следует отметить также усиление 178 статьи УК, так как речь идет о привлечении к уголовной ответственности.

- Не об этой ли статье Уголовного кодекса пишут, как о «спящей»?

- Ну, таких статей много, в том числе связанных с превышением должностных полномочий и злоупотреблением служебным положением, по которым можно десятки должностных лиц привлечь к уголовной ответственности. Если бы правоохранительные органы работали, как следует им работать, я вас уверяю, порядка было бы больше. К сожалению, у нас получается на словах одно, а на деле — другое. Я неоднократно говорил, могу и повторить: когда какая-либо одна этноклановая группировка захватывает сферу экономической деятельности, посторонним лицам туда практически попасть невозможно. Такое состояние пагубно сказывается на обществе. Хотя 8 статья Конституции России гарантирует каждому гражданину свободное поле для экономической деятельности и свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств на всей территории Федерации.

Естественные монополии

- Каждая отрасль имеет свою специфику. Какие отрасли и предприятия больше подвержены несоблюдению антимонопольного законодательства? Как обеспечивается соблюдение прав потребителей в сфере деятельности естественных монополий?

- Что касается защиты прав потребителей, вы лучше спрашивайте в Роспотребнадзоре. Относительно действий естественных монополий на товарных рынках, где они оказывают услуги, могу сказать то, что они подвержены нарушению антимонопольного законодательства. У нас больше всего дел в сфере энергетики и газового хозяйства.

Надо понимать, что субъекты естественных монополий — это крупные производственные предприятия, которые обладают значительным финансовыми, административными и кадровыми возможностями. Данные хозяйствующие субъекты обладают и серьезными техническими возможностями, которые позволяют им оказывать влияние на условия конкуренции на товарном рынке.

Противостоять их бесчинствам, защитить простых граждан от их произвола не так легко. Так, например, по фактам отключений электроэнергии в прошлом году, от которых страдало все население Махачкалы, учитывая беспрецедентную наглость энергоснабжающих и энерготранспортирующих организаций и социальную значимость проблемы, мы впервые применили «оборотные» штрафы к ОАО «Дагестанская энергосбытовая компания» и ОАО «Дагэнерго». Однако арбитражные суды, несмотря на очевидность и документальную доказанность правонарушения, придрались к процедуре привлечения к ответственности данных хозяйствующих субъектов — антимонопольное управление при привлечении к ответственности якобы существенно ограничило права этих организаций. Сейчас все судебные акты по данному делу обжалованы нами в Высший арбитражный суд Российской Федерации. Будем ждать его решения.

Следует отметить, что поток заявлений на электроэнергетические и энергоснабжающие компании в последнее время не уменьшается, я бы даже сказал — усиливается. За этот год в Дагестанское УФАС России поступило 15 обращений с жалобами на действия энергоснабжаюших и транспортирующих организаций, по которым было возбуждено 17 дел, выдано пять предписаний. Девять дел в настоящее время находятся в стадии рассмотрения.

 

- Можно ли утверждать, что все хозяйствующие субъекты поставлены в равное положение на продовольственных рынках и нет дискриминационных условий при продвижении товаров к потребителю? Не возникают сложности с применением нормы, запрещающей злоупотребление рыночной властью?

- Сегодня отдельные лица хотят иметь для себя особые льготы и преференции в ущерб другим. Если проявляются дискриминационные условия со стороны какого-либо должностного лица или органа власти, есть государственные органы, в том числе антимонопольные службы, прокуратура и судебные инстанции. Сегодня, рассматривая соотношение между производимой и привозимой извне продукции, приходится констатировать наличие факта продовольственной безопасности. Вопрос состоит даже не в том, что необходимо помочь дагестанскому производителю, а в том, чтобы просто не мешать. Например, сегодня государство выделяет дотации на содержание овец. Доходят ли выделяемые средства до реального фермера или чабана? Я в этом очень сомневаюсь. Доходят ли другие субсидии, заложенные в бюджете, до адресата? К сожалению, приходится отметить, что эти средства доходят до ближайшего к власти окружения. Чья вина в этом? Скорее, органов управления и власти. Вот в чем беда. Поэтому необходимо общественным и профессиональным объединениям фермеров, информацию об их правах и принятых законодательно-нормативных актах доводить до производителя продукции.

Если говорить о продовольственных рынках, то сегодня фермер не может просто прийти и реализовать свою продукцию реальному потребителю. Но сколько можно об этом говорить? Когда состоялся разговор с министром сельского хозяйства Дагестана, он стал утверждать, что в советское время тоже хотели навести порядок и не смогли. Не хотели, значит. Элементарно можно навести порядок, если все органы власти будут действовать скоординировано и во взаимодействии. Легко установить эти группы лиц, которые регулируют подобные негативные явления и должностных лиц, покрывающих нарушителей. Уже дошло до того, что эти группы специализируются по отдельным видам продовольствия.

Зайдите на любой рынок, увидите везде одинаковые цены. Это настоящий ценовой сговор. И одни и те же лица, не имеющие отношение к производственной деятельности, занимаются торговлей. Оформлены ли у них трудовые отношения с рынками, и платят ли они необходимые налоговые платежи? Каковы там порядок и условия оплаты труда? Вопросов много, которые необходимо комплексно решать. В этом должны быть заинтересованы все органы власти. Если какой-то государственный орган не выполняет свои функции должным образом, то руководство республики должно поставить вопрос ребром о соответствии того или иного должностного лица занимаемой должности. И, пока мы будем применять двойные стандарты, ничего у нас не изменится. Или дагестанское общество должно для себя четко определить, что его вполне устраивает разделение экономических сфер по этноклановому принципу. В таком случае эти группы должны взять на себя и решение социальных проблем общества. Если общество устраивает такая модель, то об этом надо говорить. Нельзя, чтобы власть функционировала отдельной кастой, сама по себе, а народ — сам по себе. При возникновении проблем, как пожарники, «тушат» или загоняют в угол. В один прекрасный день этих углов может просто не хватить. Не нужно давать пищи и повода для формирования экстремизма и других негативных явлений в обществе.

- Многие сельскохозяйственные предприятия не могут реализовать зерно из-за низкой цены, а хлеб дешевле не становится. Конечно, можно утверждать, что на рынке хлебобулочных изделий нет монополии.

- Сельскохозяйственные производители сегодня сталкиваются с целым рядом проблем при реализации зерна по низким ценам. Если разделить рынок производства и реализации зерна на уровни, то можно отметить: первый уровень — это приобретение зерна непосредственно у производителя зерновых культур; вторичный рынок — это приобретение зерна у оптового перекупщика.

Цена зерна на рынке первого уровня не компенсирует расходы севооборота. Выход на вторичный рынок — это дополнительные затраты, связанные с доставкой зерна на хранение в элеваторы, что исключает практически участие во вторичном рынке зерна непосредственно производителя зерновых культур.

Наша задача в этих условиях заключается в выявлении картельных сговоров между участниками рынка, которые могут привести к монопольно высоким ценам на зерно, созданию дискриминационных условий хозяйствующим субъектам на рынке зерна. Другое направление деятельности — это контроль за предоставлением государственной и муниципальной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям. Мы должны обеспечить открытость и публичность данного процесса.

Что касается хлеба. Вчера узнал, что буханка хлеба в Кизляре стоит 15 рублей. Есть в Министерстве экономики управление цен, которое должно анализировать ценовую политику в республике. Если есть нарушения, которые входят в компетенцию антимонопольных служб, то могу на сто процентов гарантировать, что они будут объективно рассмотрены и приняты соответствующие меры. По поручению федерального центра мы также начали проводить самостоятельный анализ. Вся беда в том, что цены на зерно упали, а на хлеб не падают. Мы тоже не ясновидящие, но, если где-то есть нарушения и дискриминация, а кто-то устанавливает свои правила игры, мы готовы принять необходимые меры.

- Как обеспечивается соблюдение антимонопольного законодательства в медицинской сфере?

- По ФОМСу имеются две основные проблемы. Первая связана с допуском на рынок услуг обязательного медицинского страхования частных медицинских организаций. До прошлого года допускались только государственные лечебные учреждения. К нам обратились с жалобой частная клиника «Мечта-1» и ООО «Евромед». В ходе проверки установлено отсутствие единого установленного порядка допуска на рынок всех медицинских организаций, независимо от формы собственности. Нами было возбуждено два дела в отношении правительства Дагестана, Министерства здравоохранения и территориального ФОМСа и подготовлены предписания об их допуске.

После нашего обращения правительством республики разработан порядок включения в перечень медицинских учреждений, функционирующих в системе обязательного медицинского страхования граждан, который утвержден постановлением №262 от 25 июля 2008 года. Теперь частные клиники могут ссылаться на данный нормативный акт и требовать их допуска на рынок. Но они должны соответствовать установленным профессионально-кадровым и техническим требованиям.

Другая проблема связана с территориальной программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, в соответствии с которой устанавливаются минимальные подушевые нормативы финансирования. На 2008 год в Дагестане постановлением Правительства утвержден норматив — в среднем 2372 рублей, когда в целом по России он составляет 4503 рубля. Наши жители получают медицинскую помощь по заниженному на 47 процентов нормативу. Неужели дагестанцы не заслуживают достойных условий жизнедеятельности? Никакие отговорки о дотационности республиканского бюджета не могут быть оправданы, так как речь идет о минимальных медицинских условиях и гарантиях. Размер нормативов ниже федеральных устанавливать нельзя, так как это незаконно и приводит к недополучению больными должной медицинской помощи.

Для воровства деньги есть, а чтобы людям дать — их всегда не хватает. Сегодня только ленивый не говорит о коррупции, а я об этом говорил еще лет 15 назад.

- Курбан Магомедович, не кажется ли вам, что коррупция вытекает из-за несоблюдения антимонопольного законодательства?

- Безусловно. Особенно это связано с нарушением конкуренции в области государственных закупок. Здесь и заложены корни коррупции. Коррупциогенность органов власти в Дагестане, к сожалению, слишком высока. И одними разговорами вести борьбу против коррупции невозможно.

- Ведь можно заниматься профилактикой нарушений и, соответственно, коррупции, проведя экспертизу нормативно-правовых актов на стадии их принятия?

— Да, мы этим и занимаемся. Если раньше проводили предварительную экспертизу, то на сегодняшний день анализируем уже принятые нормативные акты на предмет коррупционных рисков.

- Курбан Магомедович, одной из тем ноября, затрагивающей интересы большинства дагестанцев, стало повышение тарифов за пользование услугами автотранспорта общего пользования. Ваше мнение по этому поводу. Что известно вам о наличии распорядительных документов со стороны глав муниципальных образований?

- Дело в том, что регулированию отношений, возникающих в сфере транспортного обслуживания населения, в настоящее время посвящено очень много нормативных документов, которые по-разному толкуют порядок разрешения транспортных проблем, а также основы ценообразования в этой сфере. С одной стороны, существует 131-й федеральный закон, который возлагает обязанность по организации транспортного обслуживания, а следовательно, и установление тарифов на местах на органы местного самоуправления. С другой стороны, 100-е постановление правительства республики уполномочило Минэкономики Дагестана устанавливать тарифы на проезд в городах и районах в общественном транспорте. Таким образом, проверкой расчетов и правильностью установления тарифов на перевозку пассажиров и багажа сейчас должны совместно заниматься местные органы и Минэкономики Дагестана.

О существующей неразберихе в правовом регулировании в транспортной сфере мы неоднократно информировали руководство республики с конца 90-х годов. Однако за прошедшие годы эта отрасль так и осталась проблемной.

Воспользовавшись существующими правовыми пробелами, главы администраций городов и районов создали собственные «карманные» МУПы, которым передали права по организации транспортного обслуживания.

В настоящее время Управлением проводится работа по демонополизации сферы транспорта на местах. Мы уже выдали предписание Администрации г. Каспийска, которое наделило местный транспортный МУП правами органов местного самоуправления. Сейчас предписание находится в стадии исполнения. В скором времени там будут в установленном порядке утверждены маршруты, тарифы и проведены конкурсы на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров.

- Какую работу ведете в области рекламы?

- В рекламной сфере на сегодня мы заслуживаем «двойку». Первоначально мы ставили задачу — сформировать в республике рынок рекламы с участием изготовителей, распространителей и рекламодателей. Нельзя говорить о грубых нарушениях рекламного законодательства, но некоторые СМИ слишком вольно себя ведут. Приходится принимать определенные меры, в результате чего в этих газетах, на этих телеканалах Кубасаев стал нежеланной персоной. Ради бога, если это чья-то собственность.

Иногда мне приходится озвучивать информацию о правах граждан, о тех же субсидиях, необходимых для дагестанцев. Некоторые издания их просто не публикуют, хотя законодательство о СМИ требует их объективного освещения.

Теперь мы создаем отделы судебно-правовой работы и рекламы, что позволит в более жесткой форме заниматься данной сферой. Также практически создан общественный совет по рекламе.

- Курбан Магомедович, вопросы рационального использования земельных и других природных ресурсов важны для любого региона. Наверно, ограниченность указанных ресурсов в дагестанских условиях требует особого контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в данной сфере?

- Конечно, мы занимаемся контролем в сфере использования ресурсов. Здесь также имеет место человеческий фактор, когда чиновник распоряжается государственной, общественной собственностью, как своей. К сожалению, некоторые из них чувствуют себя как удельные князьки, когда интересы общества остаются в стороне, а клановые или личные выносятся на передний план. Это признак болезни общества, которое выбирает подобных людей.

Нарушения по использованию недр мы рассматриваем с особой тщательностью. Правда, из-за нашей жесткой позиции нас уже не включают даже в аукционные комиссии. Хотя, в соответствии с законодательством о недрах, представитель антимонопольной службы должен быть включен в комиссию, и раньше я входил. Возникает вопрос: в связи с чем меня исключили из нее? Видимо, я задаю неудобные вопросы, на которые они не могут ответить.

- На необходимость решения каких неотложных проблемных вопросов в области обеспечения добросовестной конкуренции следует обращать особое внимание?

- Для обеспечения добросовестной конкуренции важно наличие многих факторов. Это и поддержка, где возможно, малого предпринимательства, и контроль деятельности органов власти во избежание создания ими благоприятных условий «своим людям» в бизнесе и ущемления законных интересов иных хозяйствующих субъектов. Это контроль и за ценообразованием на товарных рынках, и за установлением справедливой наценки на себестоимость продукции. Также важно соблюдение законности при процедуре выявления победителей в конкурсах, торгах и аукционах, поскольку несправедливое занятие хозяйствующим субъектом того или иного места в экономике, или незаконное приобретение им тех или иных выгод для себя, чаще всего, приводит к цепочке негативных последствий. Как говорится, «неправильные пчелы делают неправильный мед».

И наконец, нельзя представить нормальные конкурентные отношения без достаточно высокого уровня правовой культуры граждан — участников хозяйственных отношений.

- В деятельности антимонопольной службы наиболее сложным вы назвали дело, связанное с ОАО «Авиалинии Дагестана». Как вы думаете, возможно ли создать конкурентную среду и повышать качество услуг по авиаперевозке пассажиров?

- За этот год мы возбудили пять дел о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Авиалинии Дагестана». Дела были возбуждены по результатам проведенной Управлением в июле — сентябре текущего года проверки данного предприятия. По трем делам мы признали «Авиалинии Дагестана» нарушителями антимонопольного законодательства, в связи с чем выдали предписание. По двум делам у нас еще ведется расследование.

Развивать конкуренцию в сфере авиаперевозок, а также оказания аэропортовских услуг просто необходимо. Все мы помним, как оказались в заложниках у авиакомпании летом, когда цены на авиабилеты резко подскочили. Конечно, на рост тарифов в какой-то степени оказала влияние и конъюнктура рынка. Летом, как мы помним, цены на нефтепродукты, в частности на авиационное топливо, резко подскочили, что привело к определенной стагнации в авиационной отрасли страны.

Однако, в ходе проведения контрольного мероприятия, мы установили, что рост цен на авиаперевозки у ОАО «Авиалинии Дагестана» был вызван не столько внешним воздействием, сколько действиями самой компании, незаконно увеличившей предельную 20% рентабельность на оказываемые услуги, которая установлена для авиапредприятий постановлением Правительства России.

Помимо злоупотребления доминирующим положением, Управление ФАС России по Республике Дагестан выявило в действиях данной компании и целый ряд других нарушений. В частности, мы заинтересовались тем, какие хозяйствующие субъекты размещены в здании аэропорта, каковы были принципы их отбора, как там осуществляется продажа алкогольной продукции, реализация авиабилетов, через какие агентства. В общем, работы для нас и других контролирующих и правоохранительных структур здесь, что называется, непочатый край.

В настоящее время, с учетом принятой транспортной стратегии России на период до 2020 года, планируется разделение объединенных авиационных предприятий непосредственно на авиационные предприятия и аэропорты. На наш взгляд, это весьма актуально для Республики Дагестан, где все мы оказываемся заложниками ОАО «Авиалинии Дагестана». Необходимо разделить эту компанию с тем, чтобы в будущем она не смогла создавать препятствий для других авиакомпаний, намеренных осуществлять деятельность по перевозке пассажиров и грузов. Мы сейчас готовим предложения в этом направлении.