Первому антимонопольному закону исполнилось 18 лет

22 марта 2009 года исполнилось 18 лет со дня принятия первого в истории России, антимонопольного закона - «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Пережив около десятка редакций, закон просуществовал до 2006 года, когда ему на смену пришел Федеральный Закон «О защите конкуренции».

Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» заложил основы антимонопольного законодательства и современной практики защиты конкуренции в России. Он сыграл огромную роль в формировании как практики защиты конкуренции в России, так последующей законотворческой и правоприменительной деятельности в этой области.

Как отметил начальник Аналитического управления ФАС России Алексей Сушкевич: «роль первого антимонопольного закона - сугубо позитивная: закон позволил сформировать современные рыночные институты, оформить ограничительную практику в отношении органов власти, органов местного самоуправления, дабы оградить экономику от вмешательства. Таким образом, закон и антимонопольные органы выступили защитниками рынка от административных посягательств органов власти».

Заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов подчеркнул, что «закон 1991 года сыграл двойную роль: во-первых идеологическую, воспитывая и образовывая граждан, а во вторых, - он очень хорошо вписался в систему реформ, которые тогда проводились в стране. Закон был направлен в первую очередь на защиту частного сектора экономики, ограничение роли государственных монополий. И в этом его несомненная большая заслуга».

Говоря о роли первого антимонопольного закона в российской экономике, Алексей Сушкевич отметил, что «первый антимонопольный закон начал разрабатываться еще в 1989 - 1990 годах. Авторы закона сознательно и очень аккуратно адаптировали европейскую практику защиты конкуренции. То, что было заложено в основу антимонопольного законодательства, используется нами и по сей день. Речь идет об основных запретах: злоупотребление доминирующим положением и запрет на антиконкурентные соглашения и согласованные действия.

Чуть позднее было сделано дополнение, которое предполагало введение контроля над экономической концентрацией. Так, в начале 90х годов, по существу, антимонопольное законодательство сформировалось как целостная система регулирования и защиты конкуренции».

Среди норм закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» наиболее актуальными, по мнению заместителя руководителя ФАС России Андрея Цыганова, стали нормы, регулирующие вмешательство органов власти. «Около половины дел, которые возбуждались тогда антимонопольными органами, были дела связанные со злоупотреблениями органов власти. Велика доля подобных дел и сегодня».

«Запрет на антиконкурентные акты и действия органов власти, а так же антиконкурентные соглашения органов власти друг с другом и с хозяйствующими субъектами - сугубо российская новация. Прямого аналога этой норме в европейском законодательстве мы не найдем», - добавил Алексей Сушкевич.

«Развитие антимонопольного законодательства за последние 15 лет - это, прежде всего эволюционный путь развития. Многие нормы закона сегодня уточнены, по-новому строится практика правоприменения. Очень важно, что принципы конкуренции, и нормы аналогичные с нормами антимонопольного законодательства, вошли в другие сферы законодательного регулирования (ресурсное законодательство; отраслевое законодательство, в части естественных монополий)», - подчеркнул Цыганов, говоря об изменениях в антимонопольном законодательстве.

Касаясь перспектив развития антимонопольного законодательства, Зульфира Акбашева, руководитель Башкиртостанского УФАС России, отметила: «Учитывая, что сегодня нарушения антимонопольного законодательства чаще всего являются осознанными, а не следствием незнания закона, как было в начале 90-х годов, нам (антимонопольным органам) необходимо добиваться более жесткого применения законодательства на практике. Полагаю, что важным направлением развития антимонопольного законодательства должно стать выявление картельных соглашений, недопущение недобросовестной конкуренции и ужесточение ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, в том числе, применение «оборотных» штрафов».

«Еще один очень важный шаг вперед это то, что сейчас мы ушли от «мелкотемья». Я надеюсь, что после того как второй антимонопольный пакет будет принят, мы сможем полностью отказаться от лишней рутинной работы и сосредоточимся на важных серьезных делах и сделках», - заключил Цыганов.