Верный путь развития отечественного здравоохранения увидели иначе Члены Экспертного совета ФАС по развитию конкуренции в соцсфере и здравоохранении

Составленный без широкого обсуждения общественностью проект Концепции развития системы здравоохранения России до 2020 г. вновь подвергся жесткой критике. Пункты варианта Концепции обсуждали на состоявшемся 13 марта заседании Экспертного совета при Федеральной антимонопольной службе по развитию конкуренции в социальной сфере и здравоохранении.

Концепция развития системы здравоохранения России до 2020 г. представляет собой документ, содержащий анализ состояния здравоохранения в Российской Федерации, а также цели, задачи и основные направления его развития на долгосрочную перспективу. Как констатировал в своем докладе на заседании начальник Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Тимофей Нижегородцев, вопросы, отраженные в Концепции, носят фундаментальный характер, имеют большое общественное значение и требуют широкого всестороннего обсуждения.

По его словам, анализ данного документа, проведенный специалистами Экспертного совета ФАС России, показал, что Концепция нуждается в серьезнейшей доработке. К примеру, для достижения поставленных целей в Концепции определены два приоритетных направления - формирование здорового образа жизни и гарантированное обеспечение населения качественной медицинской помощью. Представленный анализ состояния здравоохранения за последние 16 лет заставляет сделать вывод о том, что постоянный рост заболеваемости нашего населения - «вина самого населения, а здравоохранение замечательное». «При этом отмечается, что при значительном увеличении финансирования здравоохранения (более чем в 3,8 раза) рост негативных показателей (уровень смертности, инвалидизации населения и т.д.) не снижается». По мнению Тимофея Нижегородцева, это говорит о наличии системных сбоев в функционировании отрасли.

Как следует из Концепции, в Российской Федерации существует четыре основных фактора риска: высокое артериальное давление, высокий уровень холестерина, табакокурение и чрезмерное потребление алкоголя, вклад которых в структуре общей смертности составляет 87,5%, а в количестве лет жизни с утратой трудоспособности - 58,5%. По утверждению докладчика, важнейшим фактором риска должны быть признаны инфекционные заболевания, включая ВИЧ/СПИД и гепатиты: «С учетом этого фактора в Концепции должен быть разработан план действий по сокращению заболеваемости этими инфекциями».
Что касается построения системы оказания медицинской помощи, то, по мнению Тимофея Нижегородцева, в Концепции имеется много противоречий по разграничению платных и бесплатных медицинских услуг. Существующая система способствует их смешению, а это приводит к увеличению платных и снижению бесплатных услуг оказания медицинской помощи. Более того, в Концепции продекларирован перевод муниципальных учреждений здравоохранения в автономные организации, что также будет провоцировать сокращение объемов предоставления бесплатных медицинских услуг и рост платных при отсутствии каких-либо компенсаторных механизмов. В связи с этим, считает г-н Нижегородцев, очень сложно будет достигнуть провозглашенного в Концепции улучшения доступности медицинской и лекарственной помощи.

Среди положительных моментов Концепции докладчик выделил прежде всего переход на одноканальный принцип финансирования здравоохранения, реализацию программы лекарственного страхования, развитие высокотехнологической медпомощи, использование показателей качества в деятельности врачей, глубокие преобразования в области управления кадровым потенциалом отрасли. В то же время он считает, что в Концепции должны быть прописаны законодательные меры по решению очень серьезной проблемы - «установление ответственности врача за ненадлежащее лечение, в т.ч. и лекарственную помощь». «При этом требуют особого внимания вопросы профессиональной этики врача. Сегодня значительное число врачей при назначении лечения используют информацию представителей фармкомпаний». Такая ситуация, когда основным мотивом при назначении врачом лекарственной терапии являются финансовые соображения, влияет на возникновение недобросовестной конкуренции и качество лечения, считает Тимофей Нижегородцев: «Государство может обеспечить ЛПУ новейшим оборудованием, повысить зарплату и т.д., но это не уберет этических вопросов в здравоохранении. Вопросы взаимоотношения врачей с фармкомпаниями должны быть отрегулированы, как это сделано в других странах».
Немаловажный, по мнению г-на Нижегородцева, вопрос, нашедший отражение в рассматриваемой Концепции, - инновационное развитие здравоохранения на основе достижений фундаментальной науки, создания и внедрения новых эффективных лечебно-диагностических технологий и лекарственных средств в медицинскую практику. Для перехода на инновационный путь развития здравоохранения Концепцией предусмотрено в числе других мероприятий планирование научных исследований в соответствии с перечнем приоритетных направлений, характеризующихся научной новизной, высокой практической значимостью и конкурентоспособностью.

На взгляд Экспертного совета, конкуренция в сфере медицинской науки носит международный характер. Исходя из этого, государство должно определить «точки роста» в развитии медицинской науки и эти моменты должны быть прописаны в Концепции. Пока же, как отметил, Тимофей Нижегородцев, необходимость перехода к рыночным механизмам лишь продекларирована, в то время как данный документ должен стать определяющим при разработке планов действий по различным направлениям развития здравоохранения, формировании рынка медицинских услуг на основе конкуренции медицинских организаций всех форм собственности: «Наша задача - сделать здравоохранение конкурентоспособным. Создание конкурентной среды в деятельности учреждений здравоохранения позволит выстроить прозрачную систему оказания медицинской помощи». В настоящее время ФАС России работает над пакетом поправок по развитию конкуренции в сфере оказания медицинских услуг.

Более нелицеприятная критика Концепции прозвучала в выступлении ответственного секретаря Первой Общероссийской ассоциации врачей частной практики Алексея Самошкина: «В реализации Концепции частная система здравоохранения не задействована». По его мнению, «данный вариант Концепции работать не будет, поскольку в нем полностью игнорируются рыночные принципы, путь развития конкурентной среды в здравоохранении».

На главных моментах, которыми необходимо дополнить Концепцию, остановилась председатель Ассоциации клиник Санкт-Петербурга Надежда Алексеева: «Прежде всего к госзаказу должны быть допущены учреждения здравоохранения различных форм собственности. Необходим также закон о запрете оказания платных услуг государственными учреждениями. В связи с этим Концепция должна содержать раздел о развитии частной медицины, развитии медицины в условиях кризиса, обеспечении справедливой конкуренции в здравоохранении». По утверждению г-жи Алексеевой, «частная медицина решает те же задачи здравоохранения, что и государственная, только нередко более экономичным путем».

В целях развития здравоохранения лекарственное обеспечение граждан должно быть включено в программу государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи и в медико-экономические стандарты. В связи с этим «важнейшим упущением разработчиков», по мнению Тимофея Нижегородцева, является отсутствие в Концепции раздела, определяющего основные направления совершенствования оказания лекарственной помощи населению России как важнейшей составляющей процесса лечения. По мнению членов Экспертного совета ФАС, сфера лекарственного обращения, особенно система регистрации лекарственных средств, нуждается в модернизации: «Существующая система регистрации сдерживает развитие производства, поскольку сроки регистрации вместо запланированных согласно административному регламенту полугода увеличиваются до полутора-двух лет».

При этом г-н Нижегородцев акцентировал внимание на том, что лекарственные средства, создаваемые на основе одного МНН, регистрируются как разные торговые названия: «Получается, что препараты не являются взаимозаменяемыми, и каждый производитель торгового наименования может устанавливать свои цены…»

«Предлагаемый к обсуждению вариант Концепции - несовершенный и далеко не окончательный документ, - констатировала зам. руководителя Росздравнадзора Елена Тельнова. - Тем не менее в нем отражены определенные вехи развития здравоохранения, и работа над Концепцией продолжается до сих пор. Так, принято решение, что в Концепцию будут включены еще два раздела: лекарственное обеспечение и медицинская промышленность».

Елена Тельнова подчеркнула, что программа обеспечения требует серьезных расчетов финансовых средств, которые будут выделяться на эти цели из различных источников. Что касается лекарственного страхования, то, по ее мнению, перейти с 2010 г. на эти принципы невозможно. После проведения расчетов Концепция лекарственного обеспечения будет представлена на обсуждение. Признавая необходимость доработки Концепции, зам. руководителя Росздравнадзора подчеркнула, что в Концепции должны быть дополнительно прописаны антикризисные меры и конкретизирована программа госгарантий.

Отмечая, что между Росздравнадзором и ФАС налаживаются конструктивные отношения, Тимофей Нижегородцев сообщил, что в ближайшее время планируется подписание совместного приказа о создании межведомственной комиссии, которая будет проводить совместные мероприятия проверки деятельности аптечных организаций, в т.ч. по фактам необоснованного завышения цен.

Подводя итоги состоявшегося заседания, г-н Нижегородцев предложил сформировать рабочую группу, которая в течение двух недель должна дать оценку прозвучавшим предложениям и сформировать поправки в Концепцию.