Товарищи по лекарствам

В борьбу с ростом цен на медикаменты в последнее время включились все государственные структуры, имеющие даже весьма отдаленное отношение к фармацевтическому рынку.

В Министерстве промышленности и торговли готовят протекционистский план в защиту отечественных производителей, профильные департаменты Министерства здравоохранения и социального развития совместно с Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (»Росздравнадзор») проводят мониторинг закупочных цен в госпрограммах, рассматривается возможность наделения Федеральной службы по тарифам полномочиями по контролю за торговыми надбавками на коммерческом рынке.

На днях в кампанию включился и руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев. На встрече с производителями и поставщиками лекарств он заявил, что его служба совместно с «Росздравнадзором» намерена развернуть борьбу с картелями на фармрынке. Г-н Артемьев пообещал, что попытки картельного сговора ежду участниками рынка «будут жестоко пресекаться».

Начальник управления ФАС по защите конкуренции в социальной сфере и торговле Тимофей Нижегородцев в беседе с корреспондентом «Времени новостей» пояснил, что речь идет о самых разных видах сговора: между производителем и дистрибьютором, между дистрибьюторами, между дистрибьютором и аптечной сетью, сговоре игроков фармрынка по территориальному признаку. Игорь Артемьев даже предложил руководителю «Росздравнадзора» Николаю Юргелю разработать законопроект, который позволит строго наказывать «заговорщиков».

Но компании-производители, поставщики лекарств и представители розницы сильно сомневаются, что на фармацевтическом рынке, где есть понятие «патентная защита» и «уполномоченный дистрибьютор», возможно «в лоб» применить антимонопольное законодательство. Ведь речь идет о товаре, от качества которого зависят человеческие жизни, и доверить продавать его можно далеко не каждой компании. А значит, условия выхода на рынок изначально неравны.

«Мы не скрываем, что доверяем наши препараты, большинство из которых являются оригинальными, только проверенным компаниям-дистрибьюторам, добросовестным, не имеющим задолженности. Но есть и компании, которым мы не доверяем из-за долгов и отсутствия нормальных условий хранения препаратов», - пояснил «Времени новостей» специфику своей работы глава российского представительства компании Roche Милош Петрович.

По его словам, особенность взаимоотношений игроков фармрынка заключается, во-первых, в том, что товар на всех этапах предоставляется партнерам в кредит, а значит, многое зависит от простого человеческого доверия. «Очень странно говорить, что антимонопольное законодательство нарушается, например, когда крупная аптечная сеть получает товар с рассрочкой платежей в 120 дней, а одиночная частная аптека - с рассрочкой в один месяц. Риски принципиально разные», - подтвердил «Времени новостей» генеральный директор маркетинговой компании DSM Group Александр Кузин.

К тому же конкуренция среди дистрибьюторов лекарств традиционно очень высока. По данным г-на Кузина, сейчас на российском рынке активно работает более 100 фармацевтических оптовиков и более 20 тыс. юридических лиц, занимающихся аптечной торговлей. «Маржа примерно у всех одинаковая, разница может быть в 1-2%», - уверен г-н Петрович. Поэтому даже если производитель вступит в какие-то «особые» отношения с одним из поставщиков (например, сделает ему скидку или даст бонус), на конечной цене препаратов это может сказаться только в сторону снижения, но никак не повышения.

К тому же такая практика является общепринятой в мире. «Что касается работы с
дистрибьюторами, мы сотрудничаем с различными компаниями, со многими из них нас связывают годы плодотворной работы. Системы скидок, как и все остальные принципы сотрудничества, принятые в Pfizer, прозрачны и понятны всем участникам бизнес-процессов компании», - подтвердил «Времени новостей» глава представительства компании Pfizer в России Режис Ломм.

«Сговор на этом рынке очень маловероятен, и существование картельной практики не подтверждается цифрами, - отмечает Александр Кузин. - Так, с лета курс рубля упал примерно на 30%, а цены на лекарства поднялись в среднем только на 15%. И это несмотря на то, что практически все препараты и субстанции покупаются за евро и доллары».