Суд кассационной инстанции подтвердил, что передача Ростехнадзором своих полномочий ФГУ ЦЛАТИ по федеральным округам нарушает антимонопольное законодательство

23 марта 2009 года Федеральный арбитражный суд Московского округа подтвердил правомерность решения и предписания Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) в отношении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Нарушение выразилось в незаконной передаче ведомством части своих полномочий подведомственным ФГУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений» (ФГУ ЦЛАТИ).

В конце 2007 года ФАС России рассмотрела дело в отношении Ростехнадзора и признала ведомство нарушившим ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев дело, ФАС России установила, что Ростехнадзор принимал нормативные акты и осуществлял действия, которые приводили или могли привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции. Начиная с 2006 года Ростехнадзор, в рамках статьи 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также на основании ряда постановлений Правительства РФ передавал ФГУ ЦЛАТИ часть своих полномочий по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду. В 2006 году на основании Приказа Ростехнадзора ФГУ ЦЛАТИ были преданы ещё и полномочия по ведению Реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в ФАС России были представлены документы о возврате этой функции Ростехнадзору.

Получив новое генеральное разрешение Минфина на внебюджетную деятельность, в качестве источников формирования и направления использования внебюджетных средств Росстехнадзор включил в Уставы подконтрольных ему бюджетных учреждений все виды природоохранных услуг. В том числе были включены услуги по подготовке материалов обоснования для выдачи разрешений на выбросы, сбросы, размещение отходов, а также по разработке нормативов, проведения экологической паспортизации и экологического аудита.

ФАС России признала Ростехнадзор нарушившим антимонопольное законодательство. В результате принятия актов и совершения указанных действий были ограничены условия конкуренции на рынке подготовки материалов обоснования для выдачи разрешений на выбросы, сбросы, размещение отходов, разработки нормативов, проведения экологической паспортизации и экологического аудита.

На основании этого решения ФАС России предписала устранить выявленные нарушения, а именно: внести в установленном порядке изменения в Генеральное разрешение на открытие лицевых счётов по учёту средств, полученных от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности в части изъятия из него видов коммерческой деятельности, осуществление которых в условиях администрирования платежей, приводит или может привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции. А также исключить из Уставов ФГУ ЦЛАТИ эти виды коммерческой деятельности.

ФГУ ЦЛАТИ по ЦФО, не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, обжаловало их в судебном порядке, однако, Арбитражный суд г. Москвы подтвердил правомерность решения и предписания ФАС России, в том числе, указав, что указанные ненормативные акты не нарушают прав и законных интересов ФГУ ЦЛАТИ по ЦФО. Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения, а суд кассационной инстанции признал обоснованность выводов судов нижестоящих инстанций и отказал Ростехнадзору (участвовал в качестве третьего лица) в удовлетворении кассационной жалобы.