«Персона грата»: Анатолий Голомолзин

В Интернете, как известно, найдется всё. Помнится, когда бензин на российских заправках неуклонно дорожал, на одном сайте появился экспресс-опрос автомобилистов. Один из вопросов сформулировали так: «При какой цене на бензин Вы пересядете на общественный транспорт?». Признаюсь, что с ходу ответить на этот вопрос я не смог, задумался крепко. А пока думал, цены на заправках стали потихонечку снижаться, конечно, не так сильно, как хотелось бы, но и за эти выигранные два-три рубля с каждого литра можно только искренне поблагодарить нашу Федеральную антимонопольную службу.

Заместитель руководителя антимонопольной службы России Анатолий Голомолзин - желанная персона в нашей студии.

- Как ни сопротивлялись «короли бензоколонок», всё же они были вынуждены к Вам прислушаться и хоть немного цены снизить. Вы празднуете победу или пока рано?

Анатолий Голомолзин: Я могу сказать, что в России дело обстоит не так, как во всем мире. Если есть тенденция к снижению цен на нефть, то снижаются цены на нефтепродукты. У нас, к сожалению, есть тенденции, нет тенденций, цены все равно держатся на достаточно высоком уровне и снижаются неохотно. Не рыночный механизм заставляет нефтяные компании снижать цены, а делают это антимонопольные органы в рамках возбужденных дел, в том числе понуждают и дополнительно дорабатывают за невидимую руку рынка. Я бы был удовлетворен, если бы, например, у нас заработала организованная торговля нефтепродуктами, заработали прямые контракты поставки топлива, заработали механизмы хеджирования рисков, и любой бизнесмен, который решил заняться бизнесом в этой сфере, мог бы иметь возможность купить нефтепродукты по рыночной цене и продать их на розничном рынке, а покупатели имели бы возможность выбрать среди массы конкурирующих компаний.

Пока мы этот механизм долго выстраиваем. Мы рассчитываем, что в этот раз в рамках программы «Мир» по развитию конкуренции в Российской Федерации, которая в целом была одобрена на одном из недавних заседаний правительства, ряд этих мер мы примем. Кроме этого, целый ряд мероприятий был уже реализован, в том числе по повышению гибкости таможенно-тарифного регулирования, по применению мер налогового стимулирования. Мы также предлагаем дополнительно урегулировать структуру взаимоотношений на рынке, организационно обособить нефтяные компании по видам деятельности, чтобы сделать их деятельность прозрачной, чтобы у нас существовали прозрачные договоры купли-продажи. Они позволяли бы нам адекватно оценивать уровень рыночной цены по всем этапам - от добычи до конечной реализации потребителям.

- Одно дело - окорачивать взорвавшихся монополистов, когда они живут хорошо, но сейчас ситуация другая - многие компании борются за выживание. Ваши подходы к нарушителям в кризисных финансово-экономических условиях изменятся, станут более мягкими, гуманными?

Анатолий Голомолзин: Дело в том, что нарушение - это действие в ущерб другим участникам рынка, ущемление их интересов, ограничение конкуренции. Если крупный монополист нарушает законодательство, то это означает, что он ущемляет интересы тысяч и тысяч организаций или людей. Меры должны применяться в полном объеме антимонопольного воздействия. Другое дело, что сейчас, в условиях текущей экономической ситуации, мы применяем размер штрафных санкций не в верхней части диапазона, а в нижней части. Подходим мы гуманно. Если же встречаются рецидивы, то снисхождений никаких не будет.

- Кто по статистике в нашей стране чаще нарушает антимонопольное законодательство?

Анатолий Голомолзин: К сожалению, чаще всего нарушают органы власти. Более 50% приходится на их долю. На первом месте по количеству нарушений находятся предприятия электроэнергетики и теплоснабжения, на втором месте - предприятия в области связи, потом идет рынок нефти и нефтепродуктов, затем - газоснабжение.

Органы власти считают, что у них есть привилегии в принятии решений, которые могут изменить ситуацию на рынке и повернуть её так, как хочется чиновнику. Мы с такой позицией не согласны и применяем санкции, предусмотренные антимонопольным законодательством.

Досье:

ГОЛОМОЛЗИН Анатолий Николаевич
- заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы. Родился 27 ноября 1960 года в г. Кяхта Бурятской АССР.
Окончил Иркутский политехнический институт по специальности «Автоматизированные системы управления». Окончил курс обучения в Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации по специальности «Государственное и муниципальное управление».
Работал в Сибирском энергетическом институте, занимался проблемами развития теплоснабжения, атомной энергетики, газоснабжения, вопросами риска и безопасности, а также тематикой формирования рыночных отношений в энергетике.
С 1995 года работает в антимонопольных органах. Был советником Председателя, начальником отдела Государственного комитета по антимонопольной политике (ГКАП России), начальником Управления по ограничительной деловой практике и антимонопольному контролю в ТЭК, транспорте и связи Государственного антимонопольного комитета (ГАК России).
В июне 2000 года назначен заместителем министра РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Курировал вопросы контроля соблюдения антимонопольного законодательства в топливно-энергетическом комплексе, транспорте и связи, а также государственного регулирования естественных монополий.
Кандидат технических наук. Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
С 2004 года - заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы.
Женат. Отец двоих детей.