Руководитель ФАС РФ Игорь Артемьев: Страх перед законом должен быть сильнее, чем желание его нарушить

Руководитель Федеральной антимонопольной службы России Игорь Артемьев рассказал корреспонденту ИА «Север-Пресс» о регулировании цен на бензин в Ямало-Ненецком автономном округе, общественном контроле за монополиями и несовершенстве антимонопольного законодательства.

Игорь Юрьевич, мы помним недавнее заявление о том, что бензин АИ-95 (96) должен стоить для потребителей не более двадцати рублей за литр. Но пока на бензоколонках Ямало-Ненецкого автономного округа он стоит намного дороже. В столице округа, Салехарде, - 25 рублей. Какие новые рычаги воздействия на поставщиков ГСМ ваша служба планирует использовать в ближайшее время для урегулирования ситуации?


Цена на бензин в 19-20 рублей за литр оправданна для Европейской части России. На Дальнем Востоке и в других районах Крайнего Севера цена за литр бензина может быть выше с учетом логистики.

Проблема с монополизмом существует и в вашем регионе. 30 марта наше территориальное управление по Ямало-Ненецкому автономному округу признало ООО «Газпромнефть-Ноябрьск» нарушившее статью 10 закона «О защите конкуренции» в части злоупотребления доминирующим положением. Нефтяная компания необоснованно устанавливала высокую цену на бензины и дизельное топливо на территории Ноябрьска за период с конца ноября 2008 года по конец января 2009 года. Ей грозит штраф в размере от одного до пятнадцати процентов от оборота компании за предыдущий год на рынке, где совершено нарушение.

Аналогичные дела в отношении нефтяных компаний возбуждаются по всей стране. Мы следим как за оптовыми, так и за розничными ценами на нефтепродукты. Так, в прошлом году мы уже признали четыре крупнейшие вертикально-интегрированные компании - Роснефть, «Газпром нефть», ТНК-BP и ЛУКОЙЛ - злоупотребляющими своим доминирующим положением. Общий размер штрафа составил 5,3 млрд. рублей. В этом году мы вновь возбудили в отношении этих компаний антимонопольные дела. И если мы признаем компании вновь нарушившими закон «О защите конкуренции», то оборотные штрафы для них будут выше, чем в прошлый раз, ведь это уже будет рецидив!

В последние годы по всей России создаются общественные советы при региональных управлениях федеральной антимонопольной службы. Каковы конкретные результаты их деятельности? Как они себя проявили? На Ямале подобный совет создан совсем недавно, и нам интересно, насколько действенной может стать его работа.

Общественно-консультативные советы создаются для контроля за деятельностью антимонопольных органов, для того, чтобы мы могли получить независимую оценку нашей деятельности. Решения советов носят рекомендательный характер. Члены советов (а это уважаемые люди - представители общественных, правозащитных, экологических и других организаций) мониторят нашу деятельность, и в конце года оценивают насколько эффективно мы пресекали монополистическую деятельность, насколько верны в следовании обозначенным приоритетам в работе, как общаемся с гражданами и представителями юридических лиц, как отвечаем на запросы о получении информации, как быстро реагируем на жалобы и т.д. Доклад публикуется, его результаты доступны всем желающим. Эти выводы помогут нам исправить ошибки в своей работе и сделать ее более эффективной.

Специалисты антимонопольной службы в подавляющем большинстве случаев действуют, как говорится, post factum. Реагируют на уже свершившиеся правонарушения. Что, на ваш взгляд, необходимо предпринять, чтобы из органа карательного служба все чаще становилась организацией, предупреждающей нарушения антимонопольного законодательства?

Во-первых, нужно значительно ужесточить наказание за нарушение антимонопольного законодательства. Так, чтобы страх был сильнее, чем желание нарушить закон. Сейчас в Госдуме рассматривается так называемый «второй антимонопольный пакет законов». Он предусматривает введение уголовного наказания за нарушение антимонопольного законодательства, а также дисквалификацию для топ-менеджеров и чиновников, нарушающих закон. Это значит, что по решению суда можно попасть в тюрьму или лишиться своей должности сроком до трех лет.

Во-вторых, нужно больше внимания уделять политике адвокатирования конкуренции: везде и всюду рассказывать о пользе конкуренции, вреде монополистической деятельности, о том, как применять закон, какое наказание ждет нарушителей и т.д. В этом мы очень рассчитываем на помощь средств массовой информации.

В прошлом году специалисты ямальского регионального управления выявили при оформлении госзаказов для федеральных нужд 162 нарушения антимонопольного законодательства. Это явно свидетельствует, в первую очередь, о правовой безграмотности и о запутанности антимонопольного законодательства, в котором многие положения не соотнесены с особенностями российских регионов. Какие нормы антимонопольного законодательства, по вашему мнению, необходимо скорректировать?

Да, многое нарушается по причине правовой безграмотности чиновников. Но нужно учитывать, что за ней может скрывается и то, что бюджетные деньги распределяются в пользу компаний, которые явно аффилированны с чиновниками. И не важно, что является причиной нерационального распределения бюджетных средств, государству наносится ущерб.

Что касается закона о госзаказе, то тут стоит отметить, что не бывает совершенных законов. Их недостатки нужно исправлять, но надо понимать источник проблемы, откуда она вытекает: из закона о госзаказе и антимонопольного законодательства или из смежного законодательства, например, законодательства о страховой деятельности, бюджетного законодательства. И в целях решения этих проблем мы активно взаимодействуем с ведомствами, ответственными за эти законы.