Успей смягчить ответственность

Сайт Федеральной антимонопольной службы РФ ежедневно пополняется объявлениями о привлеченных к ответственности компаниях. Немало среди нарушителей и участников картелей, об усилении борьбы с которыми власть заявляет все чаще. Однако закон не только позволяет наказывать недобросовестных «оборотными» штрафами. Он говорит о возможности деятельного раскаяния и освобождения от ответственности. Об этом механизме и перспективах его развития мы беседовали с начальником Управления по борьбе с картелями ФАС России Александром Юрьевичем Киневым.

Александр Юрьевич, как известно, КоАП РФ позволяет участнику картеля, добровольно отказавшемуся от участия в этом противоправном соглашении, прийти с повинной и тем самым избежать ответственности. Расскажите, пожалуйста, о конкретном механизме реализации этой возможности.

– Да, действительно, ст. 14.32 КоАП РФ, действующая уже более полутора лет, предусматривает, с одной стороны, очень серьезную ответственность за картели (соглашения или согласованные действия, ограничивающие конкуренцию), а с другой стороны, в примечании к этой же статье прописан механизм освобождения от ответственности.
В настоящий момент редакция этого примечания крайне либеральна. Лицо, которое пошло на сотрудничество с антимонопольным органом, полностью освобождается от административной ответственности.

Насколько я понимаю, не только одно лицо, но и в принципе все участники картельного соглашения могут прийти покаяться и избежать наказания.

– Да, закон допускает и такую возможность. Всем участникам картеля можно взяться за руки, прийти к нам и выполнить три условия. Во-первых, сообщить в антимонопольный орган о соглашениях, в которых они участвовали. Во-вторых, доказать, что это участие прекращено. В-третьих, сообщить всю имеющуюся у них информацию о соответствующих картелях. Такие случаи у нас были, случалось, число «сдавшихся» переваливало за два десятка предприятий.

Нелиберальный Запад

А если дело уже возбуждено, добровольно заявить
о картеле не получится?


– По сути, заявить можно на любом этапе до вынесения решения по делу. Не сегодняшний день все очень либерально. Поэтому всех, кто сегодня является участниками картеля, мы приглашаем в гости, готовы выслушать и принять заявления. (Улыбается.) Мое приглашение абсолютно серьезно, ведь скоро ситуация изменится. Правительством РФ внесен в Государственную Думу и прошел первое чтение проект поправок, изменяющих в том числе и
ст. 14.32 КоАП РФ. Новая редакция примечания к этой статье исключит возможность освобождения от ответственности всех участников картельного сговора. Мы сделаем так же, как в Европе, Америке. Освобождаться от ответственности будет только первый заявивший о картеле. Если на момент обращения антимонопольный орган уже будет знать о незаконном соглашении, то компания (в частности, заявившая второй, третьей), не сообщившая анти-
монопольному органу ничего нового, не сможет рассчитывать на освобождение от ответственности.

 

Из документа
Согласно законопроекту примечание к ст. 14.32 КоАП РФ планируется изложить в следующей редакции:

«Лицо, добровольно заявившее в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган о заключении им ограничивающего конкуренцию и недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашения или об осуществлении ограничивающих конкуренцию и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ согласованных действий, освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, при наличии в совокупности следующих условий:
1)?на момент обращения лица с заявлением антимонопольный орган не располагает соответствующими документами и сведениями о совершенном правонарушении;
2)?представленные сведения и документы являются достаточными для установления факта правонарушения;
3)?лицо содействует антимонопольному органу в расследовании совершенного правонарушения»

.


Но ведь в Европе есть правила, по которым второй, третий и последующие раскаявшиеся участники картеля все же могут рассчитывать на определенное снисхождение. К примеру, уменьшение штрафа на половину, на треть.

– Совершенно верно. Но нам больше нравится «американская» система – от наказания освобождается только первый заявивший. Тем не менее хочу обратить внимание, что основное условие освобождения от ответственности по будущей редакции рассматриваемой нами нормы – отсутствие у антимонопольного органа на момент подачи заявления информации о картеле. Когда с повинной является второй участник, информация у нас уже будет. Но вдруг он сообщит нам что-то новенькое?

Или если все участники картеля придут одновременно, взявшись за руки…

– (Смеется.) Да, про такой вариант в поправках ничего не написано.
Расскажу, как сейчас организована процедура сообщения об участии в картеле. Мы стараемся соблюсти максимум конфиденциальности. До определенного этапа факт сообщения не должен предаваться огласке. Нам это важно с точки зрения эффективности расследования. Компании – с точки зрения защиты каких-то ее интересов.

Поэтому вся работа по применению примечания к ст. 14.32 КоАП РФ сосредоточена в центральном аппарате ФАС России. Есть приказ, по которому наши территориальные органы не имеют права применять эту норму. Сделано это для обеспечения конфиденциальности и для минимизации коррупционных рисков.

А компании в курсе, что обращаться нужно не в региональные управления, а сразу в Москву? Неосведомленное обращение в территориальный орган ставит под угрозу ту самую конфиденциальность.

– Мы стараемся все это разъяснять. Разъясняют это и в территориальных органах. Региональные подразделения также обязаны соблюдать конфиденциальность обращения. Руководитель территориального органа должен принять заявление и прилагающиеся документы и переслать их нам секретной почтой. Представителю компании не обязательно мчаться для подачи заявления в столицу. Но если это удобно заявителю, руководитель регионального управления может перенаправить его в центральный аппарат, предварительно связавшись со мной.

В центральном аппарате обращение фиксируется в нашем управлении. Принимать документы и фиксировать обращение вправе два человека: курирующий наше управление статс-секретарь – заместитель руководителя ФАС России Цариковский Андрей Юрьевич – и я.

Зафиксировав, какие именно документы переданы нам заявителем, я выдаю компании расписку с перечислением этой документации. В расписке указываются дата и время обращения. В будущем это будет необходимо для подтверждения «очередности» сообщения о картеле.

Далее мы проводим расследование, при необходимости возбуждаем дело о нарушении антимонопольного законодательства. Когда по итогам разбирательства встает вопрос о привлечении виновных к ответственности, компания-заявитель от этой ответственности освобождается со ссылкой на примечание к ст. 14.32 КоАП РФ.

Заявителей постараются защитить

И в этот момент все понимают, кто предоставил вам информацию…


– К сожалению, да.

Возможно ли введение неких механизмов «защиты свидетелей»? Например, формально штраф налагается на всех, но с заявителя в дальнейшем не взыскивается.

– В настоящий момент недостаток, на который вы обратили внимание, действительно мешает нам работать. Некоторые компании боятся огласки. Но пока мы исходим из того, что санкции, которые может применить к участнику картеля антимонопольная служба, должны быть страшнее некоего, условно говоря, «общественного порицания» заявителя.

А защита физических лиц – руководителей компаний-заявителей? Именно они в конечном итоге обращаются к вам. Им за многомиллионные и даже миллиардные штрафы бывшие коллеги по картелю могут и голову оторвать.

– Сейчас по поручению руководителя службы дорабатываются дополнения во «второй антимонопольный пакет», которые будут инкорпорированы в Закон о защите конкуренции. Будет детально прописан механизм защиты заявителя, защиты переданной им информации от разглашения.

Изменение места жительства, паспортных данных директоров? Мероприятия такого порядка?

– Нет, это вне сферы нашей компетенции, это прерогатива правоохранительных органов. У нас будут чисто процедурные мероприятия. Например, лицо, в отношении которого возбуждено дело, вправе знакомиться с имеющимися у нас материалами. Очевидно, что материалы, переданные нам заявителем, не должны представляться для изучения нарушителю. Они не будут включаться в материалы дела. Либо будут, но в обработанном виде. Надеемся, ко второму чтению в Государственной Думе эти положения попадут во «второй антимонопольный пакет».

И все-таки, если эти меры не обнадеживают участника картеля, он не готов заявить о своем и чужих нарушениях, но прекращает участие в сговоре, будет ли это рассматриваться в качестве смягчающего обстоятельства? Ведь перечень таких обстоятельств в КоАП РФ открыт.

– Как я уже говорил, закон не относит выход из картеля к обстоятельствам, освобождающим от ответственности. Но КоАП РФ действительно позволяет учесть это обстоятельство при определении размера санкции. И мы его учитываем. К слову, вопросы определения размера штрафа планируется прописать в Законе о конкуренции.

Понятно. На наш взгляд, добровольное признание одного из участников картеля наряду с оперативными разработками правоохранительных органов является мощным доказательством существования картельного соглашения. Насколько убедительными могут показаться эти признания суду (возможно, у вас уже были подобные процессы)?

– Если вспоминать наших коллег из-за океана, у них 95% дел вообще не доходят до суда. Это называется соглашением о сотрудничестве – на этапе расследования участник картеля признает себя виновным в обмен на некоторое снисхождение, обязуется не обжаловать вынесенное решение. Мы считаем этот опыт позитивным.

Конечно, нам интересно выступать в судах, создавать какие-то прецеденты. Но картельная практика сегодня настолько распространена, что гораздо полезнее для службы заниматься своими прямыми обязанностями. Не сражаться по нескольку лет в судах с одними и теми же нарушителями, а постараться охватить и пресечь максимум картелей. Возможно, с меньшими штрафными санкциями, даже с освобождением от наказания повинившихся. Задача – не собрать максимум штрафов, а прекратить противоправную практику сговоров.

Само по себе внимание антимонопольного органа, проверки, участие в комиссиях – достаточно большой стресс для предпринимателя. Это отвлекает людей от бизнеса, портит им настроение.
Раскаявшийся нарушитель уже заслуживает снисхождения. Случается, предприниматель вообще не знал, что так, как он, работать нельзя. Просвещение – также наша задача.

Хорошая задача, без нее количество нарушителей растет. Много рецидивистов?

В 2008 г. это мы возбудили в полтора раза больше картельных дел, чем годом ранее. А рецидивистов, если не считать обеспеченных административным ресурсом монополистов, которых мы все хорошо знаем, немного. Хотя, может, просто уже «ученые» научились лучше конспирироваться? (Смеется.)


 

Биография
Кинёв Александр Юрьевич
Родился 12 июня 1968 года. Окончил Ленинградское высшее политическое училище МВД СССР, экономический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербургский университет МВД России. Кандидат юридических наук.
До прихода в ФАС России выступал учредителем и руководителем ряда коммерческих организаций, работал на руководящих должностях в органах власти различного уровня.
В ФАС России работает с момента основания ведомства.
В августе 2008 г. возглавил новое подразделение службы –
Управление по борьбе с картелями