Территориальные органы ФАС России продолжают мониторинг ситуации по ценообразованию на рынках социально значимой группы товаров

По поручению Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) в целях обеспечения стабильности на товарных рынках Российской Федерации на фоне кризисных явлений на финансовых рынках территориальными органами ФАС России продолжается проведение ежемесячного мониторинга цен по группе социально значимых товаров - хлеб, молоко и подсолнечное масло, по всей взаимосвязанной цепочке производства указанных продуктов.

По результатам анализа данных, представленных территориальными органами ФАС России за март 2009 года, установлено, что отпускные цены на муку в анализируемый период в большинстве регионов оставались стабильными. Также наблюдается четко выраженная тенденция к снижению отпускных цен.

Однако в некоторых областях имеется тенденция к их росту. Так, в Волгоградской области отпускные цены выросли у различных производителей от 2 до 17,2 %. В Ивановской области повышение составило от 5 до 15%, в Республике Коми - 10%. Наблюдается повышение отпускных цен в Омской (8%), Томской (6%) областях, Республике Хакасия (6%).

На территории других регионов закупочные цены на муку стабильны либо снижаются. Значительное снижение цен произошло в Пензенской области - до 30%, в Костромской области - до 25%, в Курганской области - 17%.

Мониторинг ситуации на рынке хлеба в феврале 2009 года показал, что отпускные цены производителей пшеничного и ржаного хлеба и хлебобулочных изделий в большинстве регионов оставались стабильными. Исключение составила Архангельская область, где наблюдается незначительное повышение цен на хлеб.

Розничные цены на обычные сорта пшеничного и ржаного хлеба и хлебобулочные изделия остались без изменения. Лишь в Ленинградской области наблюдается существенное снижение розничных цен на хлеб пшеничный на 10%, хлеб ржаной - 25%.

Розничные цены на молоко за указанный период в большинстве регионов Российской Федерации оставались стабильными и лишь в некоторых регионах несколько повысились. Так, самое значительное повышение (до 33%) произошло в Республике Калмыкия. В Республике Хакасия розничные цены выросли в среднем на 5-20%, в Республике Саха (Якутия) - на 2-24%.

По данным территориальных органов ФАС России, отпускные цены на молоко в марте 2009 года в большинстве регионов оставались стабильными. По отношению к февралю 2009 года произошло повышение отпускных цен производителей на молоко в Амурской, Ульяновской, Белгородской областях, Ханты-Мансийском АО (на 5-15%).

Следует отметить, что в некоторых регионах за отчетный период наблюдалось снижение розничных цен на масло подсолнечное, причем, в некоторых - значительное. Так, в Ленинградской области - 30%, в Омской области - до 28 %, в Калужской, Кировской, Свердловской областях, Краснодарском крае и Республике Тыва - на 20%, Новгородской области - до 19%, Республике Адыгея - до 18%, Калининградской и Тверской областях - до 17%.

Вместе с тем, в некоторых регионах произошло существенное повышении розничных цен на подсолнечное масло. Так, в Волгоградской области цены увеличилась на 2-31%. В Пензенской области (магазин «Омега-97») розничные цены повысились на 54%. В Забайкальском крае, Орловской, Костромской областях цены повысились на 20%.

При этом отпускные цены на масло подсолнечное в большинстве регионов оставались стабильными.

Исходя из информации, полученной в результате проведения мониторинга, можно сделать вывод, что на территории РФ наблюдаются существенные колебания цен на социально значимые товары, как в сторону повышения, так и в сторону понижения.

По результатам мониторинга в марте 2009 года выявлены признаки нарушения требований антимонопольного законодательства в Республике Коми, Новосибирской области, Курской, Белгородской и Калининградской областях и Республике Башкортостан.

Территориальными органами ФАС России в соответствующих регионах возбуждены дела и проводятся антимонопольные расследования. В случае подтверждения фактов нарушения антимонопольного законодательства нарушителям будут выданы предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а также применены меры по привлечению к административной ответственности.