Штраф на 400 млн руб.

Управление ФАС по Красноярскому краю выписало «Российским железным дорогам» штраф на 400 млн руб. РЖД надеется его оспорить

В пятницу на РЖД наложен оборотный штраф по ст. 14.31 КоАП РФ (злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке) в размере 400 015 140 руб., сообщил «Ведомостям» заместитель начальника краевого управления ФАС Олег Харченко. Размер штрафа - 1% от выручки РЖД за период нарушения, поскольку руководитель ФАС Игорь Артемьев рекомендовал «в связи с кризисом применять минимальные санкции», поясняет Харченко. Ранее штрафы такой величины УФАС не выписывало, добавляет он.

УФАС по заявлению транспортной компании «Красопергруз» признало РЖД нарушившей ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» (действия доминирующего хозсубъекта, результатом которых может стать ущемление интересов других лиц) еще 9 февраля. Ведомство сочло, что монополия «намеренно не применяла понижающий коэффициент при определении тарифа за перевозку нефелиновой руды со станции Кия-Шалтырь до станции Ачинск-2 в адрес Ачинского глиноземного комбината» (АГК, принадлежит UC Rusal).

Но на маршруте Кия-Шалтырь - Ачинск-2 отсутствуют технические станции (где обрабатываются грузы), наличие которых могло бы быть основанием для маршрутной скидки, утверждает специалист службы по связям с общественностью Красноярской железной дороги - филиала РЖД Ольга Гацко. «РЖД действует в рамках закона, тарифы утверждены Федеральной службой по тарифам», - говорит она. Предписание УФАС об устранении нарушения не исполняется, пока монополия пытается его оспорить, добавляет Харченко. 27 марта был подан иск в красноярский арбитраж, следующее заседание состоится 18 июня. Если иск будет удовлетворен, исчезнет основание и для наложения штрафа, говорит Гацко.

До 2009 г. «Красопергруз» (76% принадлежит «Восток-Сибпромтрансу») был единственным перевозчиком сырья для АГК. Весной комбинат заключил договор на перевозку сырья с Первой грузовой компанией (ПГК, «дочка» РЖД), которая предложила более выгодные условия для перевозки грузов, говорит представитель «Русала» Ольга Санарова. Это привело к тому, что с 8 по 15 апреля 2008 г. поставка нефелиновой руды на АГК не велась из-за отказа «Восток-Сибпромтранса» (владеет подъездными путями к Кия-Шалтырьскому руднику и погрузочной инфраструктурой) обслуживать ПГК. После совещания в администрации края была достигнута договоренность, что 50% руды продолжит возить «Красопергруз», 50% - ПГК, поставки на комбинат ведутся в обычном режиме, добавляет Санарова. Тарифы, скидки на них и объем перевозок для АГК Гацко, Санарова и Харченко не назвали. В апреле ПГК перевезла для UC Rusal 100 000 т нефелиновой руды, сообщал перевозчик. Вчера связаться с «Восток-Сибпромтрансом» и «Красопергрузом» не удалось.

Жалоба «Красопергруза» в ФАС оправданна, у частных жд-перевозчиков тарифы РЖД составляют до 70% себестоимости услуг (с учетом услуг инфраструктуры, предоставления локомотивов и порожнего прогона), сказала старший аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова.

Дела в отношении монополий исключительно редки, говорит партнер адвокатского бюро «Эдас» Игорь Курочкин. По его словам, РЖД сможет оспорить решение УФАС в суде, если докажет, что применяла тарифы, утвержденные ФСТ: «Это весомый аргумент».