Спрятан заказ и от ФАС, и от нас

Система государственных закупок с формальной точки зрения выглядит абсолютно открытой и прозрачной даже для непосвященных. Однако и в этих условиях люди, имеющие доступ к бюджетным средствам, практически в открытую пользуются финансовыми возможностями казны в своих интересах. Как им это удается, выяснял корреспондент «МП».

Первым делом попробуем разобраться, каким образом функционирует сам механизм, позволяющий государству приобретать товары и услуги у сторонних организаций. Начнем с того, что эта сфера регулируется федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполне­ние работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Согласно этому документу, выбор поставщика или подрядчика осуществляется на конкурсной основе. Это предполагает создание в каждом конкретном случае специальной комиссии, которая объявляет торги или аукцион и по их результатам выбирает исполнителя заказа. Об откры­тии торгов должно быть объяв­лено в профильных изданиях, а также на специальных Интернет-сайтах. На общегосударственном уровне этим целям служит интернетпортал www.zakupki.gov.ru, где с актуальными госзаказами может ознакомиться любой желающий. И сделано это не столько для того, чтобы повысить прозрачность аукционов, сколько для удобства предпринимателей. Скажем, компания-поставщик канцелярских принадлежностей может проводить регулярный мониторинг закупочного сайта - и, если там появляется интересующий ее заказ, подать свою заявку. Простая, ясная система, не правда ли? Однако недавно выяснилось, что обойти ее не так уж и сложно: для этого достаточно иметь хотя бы ми­нимальные представления о том, как работает компьютер.

Недавно Федеральная антимонопольная служба стала инициатором громкого скандала, связанного с государственными закупками. В результате расследования, проведенного специалистами ведомства, были аннулированы 16 крупных контрактов, которые должны были оплачиваться из казны. Структуры, передавшие свои заказы подрядчикам, были об­винены в «фактическом непроведении торгов». А все дело, как оказалось, было в том, что заказчики, размещая инфор­мацию на указанном выше сай­те, в ключевых словах заменя­ли русские буквы - латински­ми, аналогичными по написа­нию (»с», «р», «к», например; буква «о» часто заменялась нулем). Казалось бы, ничего особенного. Однако этот простенький приемчик работал как фильтр, эффективно отсеивавший случайные организации, которые могли бы претендовать на роль подрядчика.

Дело в том, что для поисковой системы любого интернет-ресурса, в том числе и закупочного портала, русский и латинский алфавиты являются не зависящими друг от друга наборами символов. Например, компьютер будет рассматривать слово «оса» в русском варианте как одно слово, а в английском - как совершенно другое. При этом для пользователя они, понятно, будут выглядеть идентично.

Теперь представьте себе следующую ситуацию. Вы ­ производитель офисных стульев. Вы решили повысить себе прибыль и престиж, продав партию своей продукции какому-нибудь казенному учреждению. Заходите на сайт, вводите поисковый запрос (рус­скими буквами, естественно) ­например, «контракт офисная мебель» - и... ничего не нахо­дите. В то же время интересу­ющий вас заказ на сайте при­сутствует, но записан он как «k0нтраkт 0фисная мебель».

Половина букв набрана латиницей, вместо «о» - нули. Разумеется, поисковая система по названным выше причинам этот заказ для вас найти не смогла. А все потому, что у руководства «замаскировавшегося» закупщика есть свой поставщик, с которым заранее обо всем договорились.

Возмущенная столь беспардонными махинациями, ФАС вознамерилась даже ввести запрет на использование латинских сим­волов в размещаемой на сайте информации. Контракты, заявки на которые были оформлены с помощью подмены букв, были отменены. В настоящее время на zakupki.gov.ru осталась лишь одна подобная заявка - видимо, в этом конкретном случае воз­никла спорная ситуация.

Впрочем, все, что было сказано, относится главным образом к тем контрактам, которые сулят обеим сторонам солидные выгоды. При ближайшем же рас­смотрении оказывается, что чиновники и должностные лица рангом поменьше, не стремящиеся ни к чему, кроме банального бытового комфорта, вовсе не стесняются своей корысти. Более того, они не прилагают ни малейших усилий для того, чтобы сведения об их вольном обращении с деньгами налогоплательщиков не выплыли на поверхность.

Так, в Волгоградской области недавно вскрылась история с покупкой местным чиновничеством автобуса на 6 мест, оборудованного плазменными панелями и обитыми натуральной ко­жей сиденьями. При этом виптранспорт приобретался открыто, на вполне законных основаниях, под видом рейсового автобуса. Когда дело получило огласку, машину вернули производителю, которому пришлось по­трудиться, чтобы сделать ее пригодной для использования в сис­теме общественного транспорта.

А если изучить данные о тех закупках, что не таясь совершают для себя различные госуч­реждения и организации, мож­но прийти к печальному выводу - этих людей не учит ничто, даже кризис. Вот лишь некоторые примеры.
* В апреле Академия ФСО разместила заказ на закупку штор с моторизированным кар­низом (190 тысяч рублей).
* Весной Управление гостиничного хозяйства Петербурга приобрело 4 килограмма панировочных сухарей аж за 8000 тысяч рублей (при том, что средняя цена в магазинах - 50 рублей за кг).
* Несколько дней назад некое должностное лицо Уральского государственного технического университета имени Ельцина вознамерилось приобрести за казенный счет ноутбук «Самсунг» за 70 тысяч рублей. Не вдаваясь в подробности, поясним, что за эти деньги можно купить не просто хороший, а шикарный, ультрасовременный ноутбук.
* В первой половине июня башкирская прокуратура изъяви­ла желание закупить новой мебели на полмиллиона рублей.

И так далее, и так далее... Если проанализировать основной массив небольших заказов, выяснится, что значительная их доля предназначается для личных нужд того или иного чиновника. Кризис, секвестирование бюджета, падение доходов - все это не касается людей, которые будут до последнего выжимать свою выгоду даже из самой тяжелой ситуации. Конечно, горбатого могила исправит, - но очень не хотелось бы, чтобы в эту моги­лу он утащил за собой все остальное население страны.