Пресс-конференция Руководителя Дагестанского УФАС России Кубасаева К.М. на тему: «Принятие поправок во второй антимонопольный пакет и итоги деятельности Дагестанского УФАС России за первое полугодие 2009 года»

 

29 июля 2009 года в Доме журналистов состоялась пресс-конференция Руководителя Дагестанского УФАС России Кубасаева К.М. на тему: «Принятие поправок во второй антимонопольный пакет законов и итоги деятельности Дагестанского УФАС России за первое полугодие 2009 года».
Кубасаев К.М.
Свершилось то, о чем писали средства массовой информации, ждали предпринимательские круги - Российский парламент одобрил все три основных направления «второго антимонопольного пакета», который значительно меняет положения Закона «О защите конкуренции», Кодекса об административных правонарушениях, а также 178 статью Уголовного кодекса РФ.
В законе «О защите конкуренции» меняется понятие «доминирующего положения». Сейчас положение хозяйствующего субъекта может быть признано доминирующим, если его доля на определенном рынке менее 35%. При этом антимонопольному органу нужно доказать несколько моментов, почему это положение является доминирующим. Теперь у нас, как у контролирующего органа, появилась возможность контролировать и тех, чья доля на рынке не превышает 35% при соблюдении определенных условий, установленных законом.
Уточняются некоторые требования к действиям органов власти. Заменяется термин «государственная или муниципальная помощь» на термин «государственная или муниципальная преференция». Как видим, любовь россиян к иностранным словам проявляется и на уровне антимонопольного законодательства. Существенно расширяется количество целей, для достижения которых могут быть предоставлены государственные или муниципальные преференции. Если в действующей редакции закона их было 8, то сейчас их будет 14. Сейчас под эти цели попадают образование, наука, спорт, охрана труда, охрана здоровья граждан. Расширяются возможности муниципалитетов разрешать вопросы местного значения в установленном законом порядке. Устанавливается, что на 100 тыс. рублей в год можно оказать преференцию любому обратившемуся хозяйственному субъекту. Также прописываются более тщательно наши действия как антимонопольного органа в ходе рассмотрения ходатайств по поводу предоставления преференций.
Появилось важное изменение в полномочиях антимонопольного органа. Теперь антимонопольный орган вправе выдать предписание о продаже определенного объема продукции на товарной бирже, причем есть возможность участвовать в формировании начальной цены для биржевых торгов.
Раньше мы не могли выдавать предписание законодательным органам государственной власти субъекта РФ, сейчас слова «исполнительную власть» изменены на «государственную власть».
Очень существенное изменение касается либерализации контроля за экономической концентрацией. Если раньше под антимонопольный контроль подпадали сделки, суммарные активы которых составляли от 3 млрд. рублей, сейчас порог поднят - мы будем контролировать сделки от 7 млрд. рублей. Это говорит о том, что государство уходит от контроля среднего бизнеса. Поэтому у нас будет меньше работы, а у предпринимателей больше свободы в осуществлении своих проектов.
Также появляется очень важная статья 25.1 (проведение проверок антимонопольными органами). Сейчас законодатель уточнил, в каких случаях антимонопольные органы могут проводить проверки как плановые, так и внеплановые. Все особенности проведения проверок в сфере антимонопольного законодательства отражены отдельной статьей в законе «О защите конкуренции».
Появилось интересное дополнение - определен срок исковой давности по нарушению антимонопольного законодательства. Теперь антимонопольные дела не могут рассматриваться по истечении 3-х лет со дня свершения факта.
Большое изменение, касающееся всех органов, осуществляющих административное производство - введена возможность обжалования решений судов общей юрисдикции, которые приняты по жалобам на постановление о штрафе. Ранее единственной возможностью обжалования было обращение в прокуратуру. В Арбитражных судах мы имели такую возможность изначально.
Ввели ответственность должностных лиц органов власти и местного самоуправления, а так же организаций, осуществляющих функции властных органов. Это новшество, поскольку ранее несли ответственность только хозяйствующие субъекты. Административное наказание - дисквалификация.
Введена ответственность за нарушение закона о размещении заказов при проведении аукционов в электронной форме.
Нужно обратить внимание на изменение в 178 статье УК. Введена ответственность за неоднократность злоупотребления доминирующим положением. Понимается, что лицо злоупотребляло доминирующим положение в определенной форме: монопольно высокая и монопольно низкая цена более 2-х раз в течение 3-х лет и было привлечено к административной ответственности. Т.е. в течение 3-х лет 2 административных штрафа, 3-й подразумевает уголовную ответственность. Доход становится альтернативой ущербу.
Всё это препятствует развитию коррупции. Очень сложно, соблюдая требования 94 закона, реализовать коррупционный интерес.
 
Какая работа продела Дагестанским УФАС России по выявлению и пресечению нарушений антимонопольного законодательства?
Курбан Кубасаев:
Всего за первое полугодие 2009 года было рассмотрено 25 заявлений о нарушении антимонопольного законодательства. В 2008 году количество рассмотренных заявлений составило 11. Наблюдается рост на 227% количества обращений в антимонопольную службу за защитой своих нарушенных прав.
Дагестанским УФАС России за первое полугодие 2009 года возбуждено 52 дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства. За аналогичный период 2008 года количество возбужденных дел составило 46. Рост составил – 113%.
По 34 материалам факты нарушений подтвердились, и Управление выдало предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. Из данных 34 дел по 5 материалам поданы исковые заявления в судебные органы.
Без возбуждения дела в Управлении подано еще 4 исковых заявлений в судебные органы.
 
Что вы можете сказать о ситуации в городе с веерными отключениями электрической энергии?
Курбан Кубасаев:
Данные отключения являются, несомненно, незаконными. Согласно Правилам розничных рынков ограничение режима потребления абонентов должно применяться индивидуально в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств. Запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, потребителей, не имеющих задолженности по оплате, за исключением возникновения аварийных ситуаций.
Кроме того существуют потребители ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, в частности это объекты водоснабжения и канализации, медицинские учреждения и учреждения социального обеспечения и т.д.
Гражданам необходимо за защитой своих нарушенных прав обращаться в суды и отстаивать свою позицию требуя возмещения причиненного как материального, так и морального вреда.
 
Также были заданы и ряд других вопросов, касающихся ситуации с ценами на хлеб в республике, с ценами на сотовую связь, которые государством не регулируются.