Информация об основных направлениях и результатах деятельности Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан в 2017 году

Введение

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан представляет Информацию об основных направлениях и результатах деятельности Управления в 2017 году, подготовленную на основании и в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы,  утвержденным Приказом ФАС России от 23.07.2015г. №649/15.

Данная Информация является официальным документом, подготавливаемым в целях обеспечения органов государственной власти Республики Дагестан, органов местного самоуправления систематизированной аналитической информацией о состоянии конкуренции в Республике Дагестан.

Информация служит основой для определения органами государственной власти Республики Дагестан приоритетных направлений деятельности по обеспечению конкуренции, а также для разработки законодательных мер по обеспечению конкуренции.

 

Основные результаты и направления деятельности Дагестанского УФАС России за 2017 год

 

Поддержка конкуренции в Российской Федерации гарантируется Конституцией Российской Федерации, является постоянным приоритетом государственной политики.

Вопросы реализации конкурентной политики в 2017 году находились в центре внимания Президента и Правительства Российской Федерации.

Так, 21.12.2017 г. издан указ Президента РФ №618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции».

Меры, предусмотренные указом, направлены на повышение удовлетворенности потребителей за счет повышения качества и снижения цен, повышение экономической эффективности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, в том числе за счет обеспечения равного доступа к государственным услугам.

Кроме того, этим же Указом утвержден «Национальный план развития конкуренции в РФ на 2018-2020 годы».

Приложением к указанному плану определен Перечень отраслей (сфер) экономики (видов деятельности) и ожидаемых результатов развития конкуренции.

Таким образом, еще раз подчеркнута значимость и роль институтов конкуренции и антимонопольного регулирования в развитии российской экономики.

 

 

Основными направлениями деятельности Дагестанского УФАС России являются следующие:

 

  • антимонопольный контроль и надзор;
  • контроль деятельности естественных монополий;
  • контроль за рекламной деятельностью и недобросовестной конкуренцией;
  • контроль за осуществлением государственных закупок и размещением заказов отдельными видами юридических лиц;
  • контроль за иностранными инвестициями в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  • контроль и надзор в сфере торговли;
  • контроль в сфере электроэнергетики;
  • контроль за антиконкурентными действиями органов власти;
  • контроль за распределением на конкурентной основе государственной и муниципальной собственности, природных ресурсов.

 

В 2017 году Дагестанским УФАС России были вынесены решения по 119 делам о нарушении антимонопольного законодательства, вынесено 100 решений об установлении факта нарушений.

Также Управлением возбуждено 428 дел об административных правонарушениях, вынесено 338 постановлений о наложении штрафов на общую сумму более 18 329 000 рублей.

Кроме того, в 2017 году Дагестанским УФАС России было привлечено к ответственности 158 должностных и 46 юридических лиц.

 

Структура административных нарушений следующая:

По делам о нарушении антимонопольного законодательства вынесено 83 постановления о наложении штрафа на сумму 12 319,3 тыс. руб.

Из них:

 - 64 постановления по нарушениям антимонопольного законодательства на товарных и финансовых рынках на сумму 12 094,3 тыс. руб.

Привлечено к ответственности 16 должностных лиц и 45 юридических лиц, размер взысканного за 2017 год штрафа – 5 825,0 тыс. руб.

 - 15 постановлений по нарушениям антимонопольного законодательства органами власти на сумму 225 тыс. руб.

Привлечено к ответственности – 7 должностных лиц. Взыскано в 2017 году штрафов на 45 тыс. руб.

 

 В области контроля законодательства о контрактной сфере:

 - 249 постановлений на сумму 5 776,8 тыс. руб. сумма уплаченного штрафа – 2 016,7 тыс. руб.

 Привлечено к ответственности 132 должностных лица:

 - 17 должностных лиц федеральных заказчиков на сумму 580 тыс. руб.

 - 46 должных лиц республиканских заказчиков на сумму 2 843 тыс. руб.

 - 72 должностных лица муниципальных заказчиков на сумму 2 353,8 тыс. руб.

 

За 2017 год обжалован в арбитражных судах всех инстанций и судах общей юрисдикции 201 акт, принятый Дагестанским УФАС России, в том числе решения (предписания) и постановления о наложении штрафов.

Из них в арбитражных судах 131 акт, в судах общей юрисдикции 70 актов.

Из общего количества обжалованных актов судами признаны полностью законными – 94 (46,77%), полностью незаконными – 17 (8,4%) и находятся в стадии рассмотрения и судебного обжалования – 90 (44,78%).

По указанным судебным делам, представители Управления участвовали в 527 судебных заседаниях, что, конечно же, сказывается на работе Управления, так как наши специалисты вынуждены отвлекаться на судебные процессы, многие из которых тянутся годами.

Кроме того, Дагестанским УФАС России выиграны в арбитражном суде 2 дела о взыскании в бюджет Российской Федерации с ПАО «Дагестанская энергосбытовая компания» 495,4 миллионов рублей незаконно полученного дохода от деятельности на оптовом рынке электрической энергии.

 

В процессе осуществления своей контрольной деятельности Дагестанское УФАС России привлекает к административной ответственности и должностных лиц министерств и ведомств Республики Дагестан, и глав администраций муниципальных образований.

Так, в 2017 году за утверждение аукционной документации, несоответствующей требованиям законодательства о контрактной системе, и установление требований к товару ограничивающих количество участников электронного аукциона, постановлениями № 07-165А/2017 от 29.08.2017 и №07-166А/2017 от 29.08.2017 на Эфендиева Исмаила Ибрагимовича, занимавшего на момент привлечения к административной ответственности должность руководителя Администрации Главы и Правительства РД, Управлением наложены административные штрафы на общую сумму 53 тыс. руб.

В целом, за 2017 год к административной ответственности за нарушения законодательства о контрактной системе привлечено 132 должностных лица.

Конечно же, должностные лица и республиканского и муниципального уровня обжалуют постановления Управления в судебных органах. При этом складывается парадоксальная ситуация: акты о привлечении рядовых должностных лиц министерств и ведомств (начальников отделов, специалистов) суды общей юрисдикции оставляют в силе, а решения в отношении руководящего состава органов власти республики отменяются судами по различным причинам.

Таким примером может служить дело по обжалованию постановлений о наложении штрафов в отношении должностных лиц Комитета по государственным закупкам Республики Дагестан.

Дагестанским УФАС России должностные лица Комитета по государственным закупкам Республики Дагестан, Пахрудинова Е.Д. (специалист Комитета по государственным закупкам Республики Дагестан) и Алиев Н.Г. (первый заместитель председателя Комитета по государственным закупкам Республики Дагестан) были привлечены к административной ответственности за неправомерное отклонение заявки участника аукциона. Не согласившись с указанными постановлениями, должностные лица обжаловали их в судебном порядке.

Решениями Советского районного суда города Махачкалы, постановления Дагестанского УФАС России оставлены в силе.

При рассмотрении жалобы Пахрудиновой Е.Д. на решение Советского районного суда города Махачкалы, судья Верховного Суда Республики Дагестан отказал Пахрудиновой Е.Д. в удовлетворении требований об отмене постановления о наложении штрафа Дагестанского УФАС России.

Вместе с тем, при рассмотрении жалобы Алиева Н.Г. на решение Советского районного суда города Махачкалы, тот же судья Верховного Суда Республики Дагестан отменил постановление о наложении Дагестанского УФАС России и решение Советского районного суда города Махачкалы. При этом хочется отметить, что обстоятельства возбуждения административного производства в отношении Пахрудиновой Е.Д. и Алиева Н.Г. являются абсолютно идентичными, так как оба являлись членами аукционной комиссии при проведении одного и того же электронного аукциона.

 

Вместе с тем, в настоящее время продолжается трансформация ФАС России в орган превентивного контроля. Антимонопольная служба сегодня существенно расширяет институты предупреждения и предостережения, что в итоге приведет к снижению количества возбуждаемых дел и концентрации на наиболее важных из них, общественно и социально значимых.

Так за 2017 год было выдано 99 предупреждений, из которых 94 выдано органам государственной власти Республики Дагестан и органам местного самоуправления (что составляет 95%).

Было выдано 5 предостережений хозяйствующим субъектам и должностным лицам о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению требований антимонопольного законодательства.

 

Отдельно следует отметить следующий пример выданного предостережения.

В сентябре 2017 года должностные лица администрации города Махачкалы выступили с несколькими заявлениями и комментариями по вопросам стоимости перевозок пассажиров маршрутными такси на внутригородских маршрутах.

Исходя из этих комментариев, стоимость перевозок на городских маршрутках не соответствует расходам и требуется существенное повышение тарифа.

Более того, на сайте администрации города Махачкалы была размещена информация, что с 05 октября 2017 года цена на перевозки на маршрутных такси будет поднята с 17 до 22 рублей. Отмечалось, что цена в 22 рубля сформирована после рассмотрения структурными подразделениями администрации города поступивших от автоперевозчиков (всего шесть компаний прошли конкурс: пять частных предприятий – Новостройтранс, Астория, СТС, Трансфлот, Автоград, и один МУП – Горавтотранс) расчетных материалов, обосновывающих необходимость повышения.

В связи с заявлением городских властей 26.09.2017 г. Дагестанским УФАС России было вынесено предостережение администрации города  Махачкалы и компаниям – перевозчикам о несоответствии их действий требованиям ст. 16 федерального закона «О защите конкуренции».

27.09.2017 г. администрация г. Махачкала разместила в сети Интернет информацию о том, что запланированного повышения тарифа на перевозку пассажиров не будет.

В дальнейшем, в целях проведения анализа состояния рынка внутригородских перевозок пассажиров автомобильным транспортом, Дагестанским УФАС России был направлен запрос в администрацию города Махачкалы о предоставлении документов и сведений, в том числе и расчетных материалов, поступивших от компаний – перевозчиков в обоснование необходимости повышения тарифа на перевозку.

По результатам анализа поступивших материалов установлено следующее.

Компании – перевозчики, выигравшие конкурс на осуществление внутригородских пассажирских перевозок в администрацию г. Махачкалы с предложениями о повышении тарифа на перевозку не обращались. Более того, никакие расчеты для экономического обоснования необходимости повышения тарифов также не представлялись.

Единственная компания, которая предоставила в администрацию расчет – обоснование своего тарифа была АО «Третий парк». При этом эта компания никогда не участвовала в конкурсе на право осуществления перевозок пассажиров, а сама компания осуществляет свою деятельность на временной основе. По информации мэрии г. Махачкала, один из перевозчиков отказался от части маршрутов по пригородным поселкам города и они были переданы до проведения конкурса АО «Третий парк» - на 180 дней.

Кроме того, установлено, что не соответствуют действительности утверждения должностных лиц администрации г. Махачкала, что документы, представленные перевозчиками, направлены для изучения в Республиканскую службу по тарифам.

Ответ администрации г. Махачкала на запрос Управления свидетельствует о том, что переписка городских властей с РСТ по РД по указанным вопросам не ведется.

Таким образом, инициаторами неудавшегося октябрьского повышения тарифа на пассажирские перевозки являются не перевозчики, а сама администрация г. Махачкала.

 

 

Работа Дагестанского УФАС России

по проведению проверок органов власти

 

В 2017 году Управлением проведено 2 плановые проверки органов власти (администрация г. Дербент и администрация г. Махачкала). По результатам проведенных проверок было выявлено в деятельности администрации г. Дербент 99 признаков нарушения антимонопольного законодательства. Из них 34 связаны с незаконными выделениями земельных участков и 65 с незаконным изменением разрешенного вида использования земельного участка.

По администрации г. Махачкала выявлено 348 признаков нарушения антимонопольного законодательства. Из них 60 связаны с незаконными выделениями земельных участков и 288 с незаконным изменением разрешенного вида использования земельного участка.

 

Дагестанским УФАС России в ходе проводимых проверок изучается деятельность администраций муниципальных образований по распоряжению земельными участками на предмет соблюдения принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков (статья 34 Земельного кодекса РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Анализ результатов проведенных за последние годы проверок муниципальных районов Дагестанским УФАС России показывает, что в большинстве районов отсутствуют принятые на местном уровне акты, регулирующие предоставление земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства.

В большинстве случаев земли сельскохозяйственного назначения предоставляются хозяйствующим субъектам десятками гектаров без соблюдения публичных процедур, тем самым ущемляются интересы жителей сельскохозяйственных районов в организации ведения личного подсобного хозяйства.

В связи с чем, Дагестанское УФАС России считает необходимым обратить внимание на следующее:

1)      передача земель в пользование муниципальных сельскохозяйственных предприятий ограничивает права сельхозпроизводителей на получение в пользование земельных участков сельскохозяйственного назначения, создание КФХ, СПК и т. д.;

2)      земли, находящиеся в ведении муниципальных унитарных сельскохозяйственных предприятий не переоформлены в установленном порядке и территориально не разграничены с землями поселений, что препятствует определению правового режима использования земельных участков предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства;

3) не во всех районах завершена процедура разграничения собственности на землю, отсутствует зонирование – деление (разбивка) земельной территории муниципальных образований (в том числе и поселений) на части, в которых определяются территориальные зоны с видами градостроительного использования и ограничения на их использование (карта градостроительного зонирования муниципального образования), что способствует ограничению прозрачности фактически возможного использования земельных участков согласно разрешенного вида;

4) в ходе предоставления земельных участков в большинстве районов и городов нарушаются принципы эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков.

 

В ходе реализации мер, предусмотренных антимонопольным законодательством в сфере землепользования, Управлением восстановлено право государственной собственности на 1134,8 га земель, из них 2,8 га земель общего пользования и 1132,6 га. земель сельскохозяйственного назначения.

В качестве примеров дел, связанных с нарушением порядка выделения земельных участков можно привести следующее:

Администрацией ГО «город Каспийск» в нарушении антимонопольного, земельного и градостроительного законодательства ЗАО «ВКЗ «Избербашский» был предоставлен, а в последующем и изменен вид разрешенного использования земельного участка площадью 10200кв.м., с кадастровым номером 05:48:000085:420 из разряда «благоустройство» в разряд «под строительство гостиничного комплекса».

В связи с обнаружением признаков нарушения антимонопольного законодательства было возбуждено дело №04-43/2017.

В ходе рассмотрения данного дела, договор аренды земельного участка с кадастровым номером 05:48:000085:420 заключенный с ЗАО «ВКЗ «Избербашский» расторгнут, вышеуказанный земельный участок возвращен на баланс администрации ГО «город Каспийск».

 

Постановлением администрации Дербентского района «О предоставлении земельного участка гр. Абдуллаевой Ш.И. в аренду для благоустройства прилегающего земельного участка», администрация предоставила Абдуллаевой Ш.И. в аренду сроком на 49 лет земельный участок из земель населенных пунктов, площадью 535,0  кв.м, с кадастровым номером 05:07:000004:1926, расположенный на территории сельского поселения «сельсовет Хазарский», для благоустройства прилегающего земельного участка.

На основании данного постановления между администрацией МО «Дербентский район» и гр. Абдуллаевой Ш.И. был заключен Договор аренды земельного участка.

В связи с обнаружением признаков нарушения п. 3 ч. 1 ст. 15 Закона О защите конкуренции в отношении администрации МО «Дербентский район» возбуждено дело №04-79/2017.

Решением от 30 августа 2017 года Администрация МР «Дербентский район» была признана нарушившей п. 3 ч. 1 ст. 15 федерального закона «О защите конкуренции».

Решение антимонопольного органа не было обжаловано и вступило в законную силу.

24 августа 2017 года было подано исковое заявление о признании недействительным договора аренды земельного участка, заключенного между администрацией Дербентского района и Абдуллаевой Ш.И.

Решением Арбитражного суда Республики Дагестан указанный договор аренды земельного участка, заключенный между администрацией Дербентского района и Абдуллаевой Ш.И. признан недействительным и на Абдуллаеву Ш.И. возложена обязанность возвратить арендодателю администрации Дербентского района земельный участок площадью 0,0535 га с кадастровым номером 05:07:00000:1926, расположенный по адресу: Республика Дагестан, Дербентский район, на территории сельского поселения «сельсовет Хазарский».

Решение суда не обжаловано и вступило в законную силу 03.12.2017 г.

 

Следует отметить многочисленные нарушения органов местного самоуправления в сфере градостроительной деятельности. Самые распространенные нарушения выделения земель для строительства жилых и нежилых объектов без проведения необходимых конкурсных процедур, либо с грубыми нарушениями таких процедур. Широко распространена и практика изменения разрешенного вида использования земельного участка в обход норм Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ и федерального закона «О защите конкуренции».

Так, первоначально земельные участки выделятся физическим лицам для индивидуального строительства жилых домов и оформляются в аренду либо в собственность. В последующем, правообладатель этого участка обращается в администрацию муниципального образования с просьбой изменить вид разрешенного использования своего участка со строительства индивидуального жилого дома на строительство многоквартирного дома или коммерческого объекта.

При этом нарушаются и требования законодательства о необходимости проведения конкурсных процедур при использовании земельных участков для предпринимательской деятельности, и элементарные градостроительные нормы, предъявляемые в таких случаях к размерам земельных участков для строительства коммерческих объектов и многоквартирных домов.

Так, из общего числа дел, возбужденных за 2017 год по признакам нарушения антимонопольного законодательства в сфере землепользования (93 дела), на изменение вида разрешенного использования земельных участков приходится 58 дел (62,37%).

 

В качестве примеров дел, связанных с изменением разрешенного вида использования земельного участка можно привести:

- Постановлением администрации г. Махачкала «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 900 кв.м, с кадастровым номером 05:40:000066:3409 ЖСК «Стройград» был изменен вид разрешенного использования земельного участка  из разряда «индивидуальное жилье» в разряд «под строительство 9 – этажного многоквартирного жилого дома»;

В связи с обнаружением признаков нарушения антимонопольного законодательства, Дагестанским УФАС России было возбуждено дело №04-104/2017.

По результатам рассмотрения дела №04-104/2017 администрация городского округа «город Махачкала» была признана нарушившей пп. 3, 7 ч. 1 ст. 15 федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Администрации городского округа «город Махачкала» было выдано предписание об устранении нарушения.

Администрация ГО «город Махачкала» исполнила данное предписание, т.е. отменила постановление «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка ЖСК «Стройград».

 

- Постановлением администрации г. Махачкала «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка ООО «Интерьер» был изменен вид разрешенного использования земельного участка площадью 1916 кв. м, с кадастровым номером 05:40:000061:0055 из разряда «производственные цели» на вид разрешенного использования «многоэтажную жилую застройку».

В связи с обнаружением признаков нарушения антимонопольного законодательства, Дагестанским УФАС России было возбуждено дело №04-95/2017.

По результатам рассмотрения дела №04-95/2017 администрация городского округа «город Махачкала» была признана нарушившей пп. 3, 7 ч. 1 ст. 15 федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Администрации городского округа «город Махачкала» было выдано предписание об устранении нарушения.

Администрация ГО «город Махачкала» исполнила данное предписание, т.е. отменила постановление «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка ООО «Интерьер».

 

- Постановлением администрации г. Махачкала «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка гр. Раджабову А.М.» был изменен вид разрешенного использования земельного участка площадью 1000 кв. м, с кадастровым номером 05:40:000069:510 из разряда «строительство магазина» в разряд «под многоэтажную жилую застройку».

В связи с обнаружением признаков нарушения антимонопольного законодательства, Дагестанским УФАС России было возбуждено дело №04-93/2017.

По результатам рассмотрения дела №04-93/2017, администрация городского округа «город Махачкала» была признана нарушившей пп. 3, 7 ч. 1 ст. 15 федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Администрации городского округа «город Махачкала» было выдано предписание об устранении нарушения.

Администрация ГО «город Махачкала» исполнила данное предписание, т.е. отменила постановление «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка гр. Раджабову А.М.».

 

Следует дополнительно обратить внимание, что изменение разрешенного вида использования земельного участка имеет своей целью не просто обход норм законодательства РФ о необходимости проведения конкурсных процедур, но и несет существенные убытки бюджету.

Цена реализации на конкурсной основе земельного участка под коммерческую или многоэтажную жилую застройку всегда будет заведомо выше цены земли, выделяемой для строительства индивидуального жилого дома или благоустройства территории и иные «благие» цели.

 

 

Деятельность Дагестанского УФАС России

по осуществлению государственного контроля за соблюдением Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения

государственных и муниципальных нужд»

 

За 2017 год Управлением рассмотрено 2470 жалоб (за 2016 год- 2239, рост составил 9,36%). Выявлено 925 закупок, проведенных с нарушением Закона о контрактной системе (в 2016 г. – 760, рост 17,84%).

Отменены закупки на сумму 4 862 707 425 руб. (в 2016 г. - на 6 288 335 722 руб.).

Управлением выдано 612 предписаний об устранении выявленных нарушений (в 2016 г. – 452, рост 26%).

К административной ответственности привлечено 61 должностное лицо муниципального уровня, 31 – республиканского уровня (К административной ответственности привлечено 171 должностное лицо. 2/3 лиц, привлеченных к административной ответственности, составляют муниципальные чиновники, 1/3 сотрудники республиканских ведомств).

Отдельно стоит отметить, что за последние 3 года только 2 решения Дагестанского УФАС России о нарушении законодательства о контрактной системе были признаны судом недействительными.

Основными проблемами при осуществлении закупок в республике  являются утверждение аукционной (конкурсной)  документации с нарушениями Закона о контрактной системе, необоснованное отклонение участников закупок или необоснованный допуск участника закупки  в процессе проведения торгов.

Особое внимание нужно уделить проблеме заключения контрактов без проведения процедур закупок. Заказчики для определения в качестве исполнителей работ (оказания услуг) из числа «нужных» фирм заключают контракты без проведения процедуры торгов.

В качестве примеров можно привести следующие дела:

Дагестанское УФАС России обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением о признании недействительным Договора №9/3 от 22.09.2017 на благоустройство дворовых территорий, заключенного между МКУ «Управление строительства и ЖКХ» городского округа г. Кизляр и ООО ПСП «Бетон» без проведения торгов.

В ходе рассмотрения дела в суде было установлено, что Управлением Федерального казначейства по РД осуществлена проводка финансовых средств для оплаты по договору, несмотря на незаконность заключенного договора.

 

Дагестанское УФАС России обратилось в Арбитражный суд РД с исковым заявлением о признании недействительным Муниципального контракта № СК-3 от 30.05.2017 на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов, парков и скверов по муниципальной программе «Формирование современной городской среды городского округа с внутригородским делением г. Махачкала на 2017 год», заключенного между МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Махачкалы» и ООО «Ротонда» (сумма контракта 339 189 600 рублей) без проведения торгов.

Арбитражным судом РД был выдан исполнительный лист № ФС 019595894 по делу № А15-6448/2017 о приостановлении исполнения контракта до рассмотрения судом дела № А15-6448/2017 по существу спора.

Управлением Федеральной службы судебных приставов по РД не был принят к исполнению Исполнительный лист № ФС 019595894 по делу № А15-6448/2017, выданный Арбитражным судом Республик Дагестан, и было отказано в возбуждении исполнительного производства, в связи с чем незаконно заключенный контракт исполнен.

 

Управлением выявлен еще один вид ухода от определения поставщика конкурентным способом.

После проведения торгов, в случае выигрыша аукциона нежелательным подрядчиком со значительным понижением начальной цены контракта, контракт расторгается по обоюдному согласию, мотивируя отсутствием финансирования на проводимые работы. Затем Заказчиком заключается инвестиционный контракт с «единственным инвестором», без проведения торгов, на право выкупа готового объекта по начальной максимальной цене контракта.

Как пример можно привести, поступившие из УБЭП и ПК МВД РД материалы о строительстве школы на 500 мест в с. Карланюрт  (349 483 200 руб.),  школы на 604 места - блок пристройка в МБОУ «СОШ №10  г. Махачкала   (430 636 600 руб), школы на 400 мест и детский сад в с. Алмало (426 796 200 руб.), школы на 120 мест в с. Кадыротар Хасавюртовского района  (148 169 000 руб.), школы на 804 места            мкр. «Эльтав» г. Махачкала (739 835 390 руб.).

Целью проведения процедуры закупок и определения исполнителей является конкурентный способ отбора поставщика, снижение начальной максимальной цены контракта и экономия бюджетных средств. Заключение контрактов с единственным поставщиком проводится без снижения начальной максимальной цены контракта.

Управление по таким обращениям проводит внеплановые проверки, подвергает руководителей структур, заключивших контракт без проведения торгов, административному штрафу в размере 50 тысяч рублей и обращается с исковыми заявлениями в Арбитражный суд Республики Дагестан для принятия решения о расторжении контракта.

По сложившейся практике, если на момент рассмотрения дела в Арбитражном суде РД выполнено 50% от общего объема работ, Арбитражный суд РД отказывает в иске Управлению и предоставляет возможность довести работы до конца.

Так, Дагестанское УФАС России обратилось в Арбитражный суд РД с исковым заявлением о признании недействительным Государственного контракта №11-17 от 11.10.2017 на выполнение работ по объекту «Руслорегуляционные и дноуглубительные мероприятия на р. Чирах-Чай у с. Касумкент Сулейман-Стальского района Республики Дагестан», заключенного между ГКУ РД «Дагводсервис» и ООО «Восток-строй» без проведения торгов.

Также Дагестанским УФАС России было заявлено ходатайство о принятии судом обеспечительных мер в форме приостановления исполнения государственного контракта до принятия окончательного судебного акта, которое не было удовлетворено судом, вследствие чего незаконно заключенный контракт исполнен.

 

Среди лидеров, часто нарушающих Закон о контрактной системе в республике можно отметить ГКУ РД «Дагсельхозстрой»,  ГКУ РД «Дагводсервис», ГКУ РД «Дирекция единого заказчика - застройщика», Министерство образования и науки РД, МКУ «Махачкалапродукт», Агентство по дорожному хозяйству РД, МКУ «Управление ЖКХ г. Махачкалы».

 

 

Деятельность Дагестанского УФАС России

по адвокатированию конкуренции и пропаганде знаний

о конкуренции.

 

Адвокатирование конкуренции является одной из приоритетных задач в работе Дагестанского УФАС России. Тесное взаимодействие со СМИ, выступления, комментарии, разъяснения по любым вопросам, интересующим журналистов и их аудиторию, активное освещение дел, рассматриваемых Управлением – вот основные принципы адвокатирования конкуренции, на который руководитель Управления и специалисты сделали упор в текущем году.

Всего за 2017 год в печатных и электронных-СМИ вышло 1582 материала о деятельности Управления ФАС России по РД.

В основном журналистов волновали вопросы нарушений антимонопольного законодательства, контроля законодательства о естественных монополиях и контроля размещения заказов и деятельности органов власти.

Среди наиболее резонансных дел и тем, вызвавших повышенное внимание населения Дагестана, республиканских и федеральных журналистов – суды с энергетическими компаниями (штрафы, наложенные на структуры ПАО «Газпром» в Республике Дагестан, структуры ПАО «МРСК Северного Кавказа» в Республике Дагестан и др. выигранные в судах нескольких инстанций); состояние цен на бензин, авиаперевозки, маршрутные перевозки, прекращение подачи газа в г. Махачкала, а также аннулирование аукционов в ходе осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе.

Если журналистов, в первую очередь, волновали громкие, порой резонансные для республики дела (например, дела об отмене аукционов), то простое население больше всего волновали проблемы, связанные с повышением цен, в первую очередь тарифы на пассажирские перевозки во внутригородском муниципальном транспорте, коммунальные услуги (особенно, электроэнергию и водоснабжение).

Разъяснения по данным вопросам, даваемые пресс-службой Управления через СМИ, а также направляемые специалистами Дагестанского УФАС России непосредственно гражданам, возбуждение дел по фактам выявленных нарушений, о которых население стало более активно сообщать в территориальный орган ФАС России, вызвало позитивный отклик у жителей республики.

За последние полгода активизировалось внимание населения и СМИ к сайту Дагестанского УФАС России (dagestan.fas.gov.ru). Помимо новостей, которые появляются на сайте либо в день вынесения судебного решения, наложения штрафа, либо на следующий день, на сайте постоянно пополняется «График рассмотрения дел», а также рубрика «Решения и предписания». Количество посетителей в среднем за месяц составляет около 1200 человек, количество просмотров варьирует около 6000. Активно ведет Управление и страницу в социальной сети Твиттер (@UFAS_05).

 

 

Вместе с тем имеются и проблемы по взаимодействию с органами государственной власти Республики Дагестан, в частности:

 

Игнорирование Дагестанского УФАС России как ключевого органа, реализующего в республике антимонопольную политику органами власти и управления при принятии тех или иных решений, проведении совещаний, семинаров. Управление неоднократно об этом писало в органы власти и управления (письма Дагестанского УФАС России от 29.05.2013 г. №20-01/2239 в Правительство РД, от 26.08.2013 г. №20-01/5021 в Правительство РД, от 23.10.2013 г. №30-04/6414 в Правительство РД, от 08.11.2013 г. №6756/ДМ в Правительство РД, от 24.02.2015 г. №07-10/723 в Правительство РД, от 07.04.2015 г. №20-01/1654 в МВД по РД, от 26.10.2015 г. №20-01/6046 Главе РД, от 22.12.2015 г. №ДМ/7619 в Правительство РД, от 28.12.2015 г. №ДМ/7813 в Правительство РД, от 05.05.2016 г. №70-05/2684 в Совет безопасности РД).

 

За последнее время были проведены многочисленные мероприятия (129) (совещания, форумы, конференции) по актуальным вопросам развития дагестанской экономики.

Многие вопросы, которые обсуждались на этих мероприятиях, находились в компетенции антимонопольного органа. Однако, ни разу Дагестанское УФАС России не было вовлечено в обсуждение этих проблем.

В качестве примеров можно привести следующие мероприятия:

Проведена конференция «МФЦ – помощь бизнесу». В рамках конференции рассматривались вопросы деятельности государственных заказчиков Республики Дагестан.

Проведено заседание Правительства РД по теме: «О взаимодействии Комитета по государственным закупкам с государственными заказчиками».

При этом Дагестанское УФАС России как уполномоченный орган государственного контроля в сфере закупок не только не было извещено и приглашено на это заседание, но даже не была запрошена информация о деятельности Комитета по государственным закупкам РД.

Вместе с тем, обращаем Ваше внимание, что за последнее время Управлением было выявлено более 1800 (1848) нарушений законодательства о контрактной системе в действиях государственных и муниципальных заказчиков (без учета федеральных заказчиков).

Привлечено к административной ответственности более 440 должностных лиц, на которых наложены административные штрафы в размере более 30 миллионов рублей.

Выиграно более 300 судебных процессов в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.

 

С 05 по 08 июля 2017 года в г. Дербент прошел 2-ой открытый межрегиональный форум: «Инновации и новые технологии производства в формировании инвестиционной привлекательности в сфере малого и среднего предпринимательства», где также обсуждались вопросы закупок для государственных нужд Республики Дагестан.

29 августа 2017 года в Правительстве РД проведено совещание по вопросам совершенствования требований к закупкам для государственных нужд товаров, работ и услуг.

Ни на одно из указанных мероприятий Дагестанское УФАС России не приглашалось. Более того, об их проведении Управление даже не было извещено.

Аналогичная ситуация наблюдалась и с проведенными форумами по земельным вопросам.

Дагестанское УФАС России неоднократно направляло и в Правительство Республики Дагестан и в Администрацию Главы и Правительства РД информацию о выявленных нарушениях антимонопольного законодательства в сфере распределения земель в городах и районах республики, а также в работе Министерства по управлению государственным имуществом РД.

Ответа ни на одно обращение так и не поступило.

 

В Правительстве Республики Дагестан проведено заседание проектного комитета по вопросу реализации в республике реформы контрольно-надзорной деятельности.

Как указанно в пресс-релизе РИА «Дагестан» участие в мероприятии приняли представители территориальных Управлений федеральных надзорных служб.

Однако, Дагестанское УФАС России в очередной раз не было даже извещено о проведении такого совещания.

Не было извещено Управление и о проведении 5 декабря 2017 года, под руководством ВрИО заместителя Председателя Правительства РД Шамиля Исаева, с участием ВрИО заместителя Председателя Правительства РД Рамазана Джафарова, главного федерального инспектора аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в СКФО по Дагестану Алексея Горлова, представителей ряда министерств и ведомств республики заседания Комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Республике Дагестан.

Вместе с тем, указом Президента РФ №5 от 04.01.2016 г. руководитель ФАС России был включен в аналогичную Комиссию на федеральном уровне.

Складывается ощущение, что позиция руководителя государства не имеет для дагестанского правительства никакого значения, и оно намерено идти в противоречие с ним, исходя из каких-то своих субъективных интересов и целей.

Неоднократно в правительстве РД проводились совещания по вопросам топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и т.д.

Более того, в некоторых случаях на таких мероприятиях заключались различные соглашения с отдельными хозяйствующими субъектами. При этом, проекты соглашений для рассмотрения на предмет соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Дагестанское УФАС России не представляются.

Очередным примером тому является анонсированное 14 ноября 2017 года подписание Дорожной карты по проблемным вопросам ПАО «МРСК Северного Кавказа».

Дагестанское УФАС России приглашается для участия в совещаниях касательно вопросов топливно-энергетического комплекса, в том числе по проблемам задолженности за энергоресурсы, только если для участия в таких совещаниях приезжают представители федеральных органов власти из-за пределов Республики Дагестан, так как у них вызывают вопросы отсутствие представителей антимонопольного органа.

Такая позиция правительства республики может вызывать лишь недоумение.

Можно понять, почему представителей антимонопольного органа не хотят видеть энергокомпании – ООО «Газпром Межрегионгаз Махачкала», ООО «Газпром газораспределение Дагестан» и ОАО «Газпром газораспределение Махачкала», а также структуры  ПАО «МРСК Северного Кавказа» (ПАО «Дагестанская энергосбытовая компания», ОАО «Дагэнергосеть», АО «Дагестанская сетевая компания»), которые не в состоянии дать предельно четкие и ясные ответы о своей хозяйственной деятельности, в том числе и о размерах задолженности, основанные не на своих пожеланиях, а на требованиях законодательства РФ.

Но, позиция Правительства РД, которое практически полностью поддерживает энергокомпании и соглашается с любыми их цифрами, вызывает серьезное сомнение в объективности подхода к существующим проблемам.

Указанное с очевидностью свидетельствует о проводимой отдельными должностными лицами и ведомствами Республики Дагестан политики игнорирования деятельности антимонопольного органа и его позиции, основанной на законе.

Действия отдельных министерств, ведомств и должностных лиц Республики Дагестан, направленные на создание искусственной напряженности между органами государственной власти Республики Дагестан и территориальным органом федерального органа исполнительной власти нередко создают серьезные препятствия в реализации контрольных и надзорных полномочий и задач, возложенных на антимонопольный орган.

Трудности, связанные с реализацией Дагестанским УФАС России своих полномочий, также обусловлены общеэкономическими проблемами республики.

Представляется, что в условиях теневой экономики, которая по некоторым оценкам составляет до 50% региональной экономики управление, не сможет эффективно осуществлять контрольную деятельность. В экономике не решаются ключевые проблемы, а именно учет хозяйственных процессов, производственный учет, учет хозяйствующих субъектов осуществляющих экономическую и предпринимательскую деятельность на товарных и финансовых рынках и т.д.

 

 

Итоги и предложения

 

Статьями 8 и 34 Конституции РФ поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию – отнесены к основам конституционного строя Российской Федерации и основным правам и свободам человека и гражданина.

21 декабря 2017 года Президентом Российской Федерации подписан Указ № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции». В частности Указом утверждён Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы. Указ Президента Российской Федерации Владимира Путина призван повысить удовлетворённость потребителей, а также повысить экономическую эффективность и конкурентоспособность хозяйствующих субъектов и обеспечить стабильный рост и развитие экономики, снизить социальную напряжённость в обществе и обеспечить национальную безопасность.

Среди основных принципов государственной политики по развитию конкуренции, обозначенных в документе, можно выделить сокращение доли хозяйствующих субъектов, учреждаемых или контролируемых государством или муниципальными образованиями, в общем количестве хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарных рынках, недопустимость сдерживания экономически оправданного перехода сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка, государственное тарифное регулирование, основанное на окупаемости организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, при снижении издержек и повышении их эффективности, обеспечивающее интересы потребителей в долгосрочной перспективе и недопустимость установления цен (тарифов) или их предельного уровня на конкурентных товарных рынках, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Национальный план направлен на обеспечение во всех отраслях экономики страны, за исключением сфер деятельности субъектов естественных монополий, присутствия не менее трёх хозяйствующих субъектов, не менее, чем один из которых относится к частному бизнесу, на реформирование правового регулирования деятельности естественных монополий, в том числе исключение возможности отнесения хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в конкурентных сферах деятельности, к субъектам естественных монополий и на поэтапное прекращение государственного тарифного регулирования в конкурентных сферах деятельности на основе анализа последствий прекращения указанного регулирования в отношении отдельных субъектов естественных монополий.

В целях реализации основных направлений государственной политики по развитию конкуренции планом предусматривается утверждение плана мероприятий по переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка, принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих единый порядок разработки, утверждения и контроля реализации инвестиционных программ субъектов естественных монополий и организаций, осуществляющих иные регулируемые виды деятельности, если источником финансирования инвестиционной программы являются средства, учтённые при утверждении тарифов.

Кроме того, документ предусматривает определение основ государственного регулирования цен (тарифов) с использованием в качестве приоритетного метода сопоставимых рынков и долгосрочного (не менее пяти лет) периода регулирования, а также закрепление единого порядка досудебного рассмотрения споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов).

Следует также отметить, что в каждой из отраслей экономики Национальным планом ожидается достижение определённых результатов и целевых показателей. К примеру, в сфере жилищно-коммунального хозяйства ожидается сокращение в субъекте Российской Федерации доли полезного отпуска ресурсов, реализуемых государственными и муниципальными унитарными предприятиями, в общем объёме таких ресурсов, реализуемых в субъекте Российской Федерации. В сфере газоснабжения ожидается переход к рыночному ценообразованию путём формирования биржевых и внебиржевых индикаторов цен на природный газ, обеспеченных, в том числе увеличением объёма продаж природного газа на организованных торгах, в сфере естественных монополий важным аспектом явилось обеспечение прозрачности и долгосрочности тарифного регулирования. В сфере транспортных услуг подчёркивается необходимость развития добросовестной конкуренции на рынке грузовых перевозок всеми основными видами транспорта и связанных с ними услуг и развития электронных систем транспортных услуг, которые предоставляются организациями в сфере транспорта, не являющимися субъектами естественных монополий, и (или) в отношении которых не применяется ценовое регулирование.

В этой связи территориальным органам ФАС России поручено оказывать содействие в реализации мероприятий Указа Президента Российской Федерации и Национального плана, а также обеспечить обсуждение вопросов, указанных в указе Президента Российской Федерации, на совещаниях у главы субъекта Российской Федерации, заседаниях созданного при высшем должностном лице коллегиального органа по внедрению Стандарта развития конкуренции.

24 января 2018 года руководитель Дагестанского УФАС России выступал на заседании Правительства РД.

В ходе выступления до сведения Правительства РД была доведена информация об издании Президентом Российской Федерации указа от 21.12.2017 г. №618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» и изложены основные положения данного документа.

Указанное выступление не нашло своего отражения ни в пресс-релизе Правительства РД, ни в сообщениях информационных агентств, присутствовавших на заседании, в том числе РИА «Дагестан».

 

Следует отметить, что определенная работа по внедрению Стандарта развития конкуренции уже ведется в Республике Дагестан.

Так, издан указ Главы Республики Дагестан от 08 мая 2015 года №96 «О внедрении в Республике Дагестан Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации».

Данным указом Правительству РД поручено определить уполномоченный орган исполнительной власти Республики Дагестан по содействию развитию конкуренции в Республике Дагестан, а также рекомендовано органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан принять активное участие во внедрении в Республике Дагестан стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации.

В целях внедрения в Республике Дагестан стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации 28 мая 2015 года Правительством РД издано распоряжение от №208-р «Об утверждении Перечня социально значимых и приоритетных рынков для содействия развитию конкуренции в Республике Дагестан».

Постановлением Правительства РД от 26 июня 2015 года №196 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Республики Дагестан по содействию развитию конкуренции в Республике Дагестан» соответствующим органом определено Министерство экономики и территориального развития Республики Дагестан.

Таким образом, органами государственной власти Республики Дагестан предприняты ряд мер, направленные на реализацию положений Дорожной карты по развитию конкуренции.

Однако существенным недостатком указанных мер является не публичность деятельности органов исполнительной власти РД.

Остается неизвестным, по каким критериям определяются социально значимые и приоритетные рынки для содействия развитию конкуренции в Республике Дагестан. Где обсуждались эти вопросы, было ли привлечено бизнес-сообщество.

 

Управление Федеральной антимонопольной службы России по Республике Дагестан осуществляет свою деятельность уже практически 25 лет.

Все эти годы Управление работало на благо экономики региона, способствовало развитию конкуренции на товарных и финансовых рынках, в пределах своей компетенции отстаивало законные права и интересы хозяйствующих субъектов и потребителей товаров, работ и услуг и привлекало их к установленной законом ответственности в случае допущения нарушений.

Дагестанское УФАС России осуществляет функции по контролю за соблюдением законодательства на территории субъекта Российской Федерации - Республики Дагестан в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным приказом ФАС России от 23.07.2015 г. №649/15 (далее – Положение о территориальном органе).

Согласно пункту 3 Положения о территориальном органе территориальный орган осуществляет свою деятельность во взаимодействии, в том числе, и с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Формы взаимодействия установлены в пункте 4 Положения о взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 № 725, а именно, планирование и реализация совместных мероприятий; подготовка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации; обмен информацией, необходимой для реализации полномочий органов исполнительной власти и предоставляемой в установленном порядке; иные формы, предусмотренные соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Исходя из изложенного, Дагестанское УФАС России всегда готово к открытому диалогу с Правительством Республики Дагестан и другими органами государственной власти по решению задач развития конкуренции.