Курбан Кубасаев: «Малый бизнес должен знать свои права»

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Уровень развития малого и среднего бизнеса является значимым показателем развития экономики любого типа. Однако без грамотной государственной политики в этой области начинающим предпринимателям будет тяжело создать полноценный, нормально функционирующий бизнес. Одним из важнейших факторов такой политики является размещение государственного заказа у субьектов малого и среднего предпринимательства.

О том, с какими трудностями сталкиваются руководители предприятий малого и среднего бизнеса в Дагестана в борьбе за получение государственного заказа, и как их преодолеть, журналу "Проджи" рассказал руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Дагестану Курбан Кубасаев.

 

- Насколько существенным для развития среднего бизнеса является получение государственного заказа?

- Государственные закупки у малых предприятий являются элементом национальной политики, а также значимым источником материального обеспечения нужд социально-экономического развития республики Дагестан и местных органов власти.

В то же время - это одна из важнейших составляющих развития рыночных отношений, способная обеспечить, как создание новых рабочих мест, так и поддержание занятости, снижение социальной напряженности и многое другое.

Ну и, естественно, для любого бизнеса, независимо от его размеров, получение государственного заказа является признаком состоятельности предприятия, уверенности в его будущем.

- Государство как-то регулирует поддержку малого предпринимательства на законодательном уровне?

- Российская государственная политика поддержки малого предпринимательства регулируется достаточно большим числом нормативно-правовых актов различного уровня. Наибольшее значение имеют следующие документы:

Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ);

Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон № 209-ФЗ);

постановление Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 года № 642 «О Перечне товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства» (далее — Постановление правительства № 642);

постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 556 г. «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего;

совместное письмо Минэкономразвития России, ФАС России от 29 апреля 2008 года № 5684-АП/Д05/ АЦ/10329 «О разъяснении норм Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ применительно к размещению заказов у субъектов малого предпринимательства»;

письмо Минэкономразвития России от 14 октября 2008 года № Д05-4404.

Как вы видите, очень много документов, участвующих в регулировании господдержки малого и среднего бизнеса. Однако вся загвоздка в том, что не все начинающие предприниматели даже бизнесмены со стажем имеют о них представление.

Например, статьей 15 Закона № 94-ФЗ четко определено, что государственные и муниципальные заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее 10 % и не более 20 % общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Одно из ключевых слов тут - ОБЯЗАНЫ. Но если предприниматели не будут этого знать, то даже не попробуют получить полагающееся им по закону и останутся не удел.

Перечень продукции, которая должна размещаться среди субъектов малого предпринимательства, определен Постановлением Правительства № 642. Причем для данной преференциальной группы установлен особый защищенный режим участия в размещении заказов: торги и котировки проводятся только среди участников — субъектов малого предпринимательства.

Закон № 94-ФЗ также определяет, что предельно допустимые значения начальных (максимальных) цен контрактов (лотов) должны устанавливаться Правительством Российской Федерации. они не должны превышать 15 миллионов рублей.

- С какими проблемами сталкиваются предприниматели, пожелавшие поучаствовать в получении государственного заказа?

- Чаще всего проблема возникает с подтверждением статуса субъекта малого предпринимательства на этапе рассмотрения заявок, при подписании и выполнении контракта.

Остальные проблемы больше относятся к заказчику аукциона. Например, расчет квотируемой 10–20% части общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, размещаемых среди субъектов малого предпринимательства; применение на практике ограничения по начальной (максимальной) цене контракта (лота);

- Неужели так сложно подтвердить статус субьекта малого предпринимательства?

- Подтверждение статуса субъекта малого предпринимательства (правомочности) участника должно осуществляться в соответствии с требованиями Закона № 209-ФЗ. Этот закон вступил в силу с 1 января 2008 года и установил новые понятия и правила. Так, кроме существовавших ранее субъектов малого предпринимательства, он ввел понятие субъекта среднего предпринимательства и микропредприятия.

Микропредприятия являются составной частью субъектов малого предпринимательства и выделяются в отдельную группу по некоторым особым признакам. А вот субъекты среднего предпринимательства — это отдельная категория предпринимателей, по Закону 94-ФЗ не попадающая в преференциальную группу.

Субъектом малого предпринимательства может считаться участник аукциона, который обладет следующими признаками:

- суммарная доля участия Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов).

- средняя численность работников за предшествующий календарный год: до 100 человек включительно для малых предприятий; для микропредприятия — до 15 человек.

- выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Постановлением Правительства РФ № 556: микропредприятия — 60 миллионов рублей, малые предприятия — 400 миллионов рублей.

Стоит отметить, хотя Закон № 209-ФЗ и устанавливает определенные параметры отнесения предприятия к субъектам малого бизнеса, Заказчики в большинстве случаев не могут проверить участника на предмет соответствия этим требованиям. Основной проблемой является невозможность потребовать подтверждающие документы либо в силу отсутствия такого права по нормам Закона № 94-ФЗ, либо в силу отсутствия самих документов.

В связи с этим требуется внесение изменений в нормативную базу, регламентирующую как систему размещения государственных заказов, так и систему поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации. Целесообразным было бы создание единого реестра субъектов малого предпринимательства, из которого либо Заказчикам будут доступны сведения, либо поставщикам будут выдаваться подтверждающие документы.

В целом контроль за размещением заказчиками заказов у субъектов малого предпринимательства должен осуществляется на уровне муниципалитетов соответствующими контролирующими органами местного самоуправления.

По имеющей информации в Дагестанском УФАС России, в ряде муниципальных образований отсутствуют органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление контроля размещения заказа, а в некоторых муниципальных образованиях размещение заказа и контроль возложен на один и тот же орган, а иногда и на должностное лицо.

Такое положение дел не может обеспечить, в полной мере размещение заказов для субъектов малого предпринимательства в связи с тем, что нужен постоянный контроль для расчета процентного соотношения размещенных заказов.

Обращаясь к руководителям малого и среднего бизнеса, хочу призвать, чтобы они при нарушении их прав обращались в Дагестанское УФАС России. Так же хочу отметить, что в настоящее время идет формирование новой нормативно-правовой базы в сфере господдержки малого и среднеге предпринимательства, в частности, размещения государственных заказов. Любой предприниматель может направить свои идеи и предложения по усовершенствованию этой базы в Управление ФАС по Дагестану, а мы, в свою очередь, доведем их до вышестоящих инстанций.

Наталья Шкандыба