Информация об основных направлениях и результатах деятельности Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан в 2015 году

Категория отчета: Статистика и отчеты

Информация об основных направлениях и результатах деятельности Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан подготовлена на основании и в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным Приказом ФАС России от 23.07.2015 г. №649/15.

 

Указом президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 образована Федеральная антимонопольная служба России.

Федеральная антимонопольная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, о естественных монополиях, о рекламе, в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и изданию в пределах своей компетенции нормативных правовых и индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности.

В целях обеспечения эффективной реализации государственной антимонопольной политики и иных, возложенных на него функций антимонопольный орган наделен необходимыми полномочиями федеральными законами «О защите конкуренции», «О естественных монополиях», «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», «О рекламе» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

За 2015 год в Управление ФАС России по Республике Дагестан поступило 1934 жалоб (в 2014 – 923) о нарушении федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Из них рассмотрено – 1868 жалоб. Обоснованными признаны 572 жалобы, необоснованными –427, возвращено 488, отозвано заявителями 403. Выдано 540 предписаний об устранении выявленных нарушений. В разрезе по уровням бюджетов картина по поступившим жалобам выглядит следующим образом:

Федеральные заказчики –141;

Республиканские заказчики – 1221;

Муниципальные заказчики – 506.

За 2015 год было вынесено 245 постановлений о наложении административного штрафа на общую сумму 3 397 000 руб. К административной ответственности привлечено 161 должностное лицо. По республиканским закупкам аннулировано закупок на 6 343 831 330 руб.

За 2015 год решением суда не было отменено ни одного решения Дагестанского УФАС России в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.

 

В 2015 году поступило 11 жалоб о нарушении требований федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Из них 7 жалоб признаны обоснованными, выдано 7 предписаний, все исполнены. Признаны необоснованными 4 жалобы.

 

В 2015 году Дагестанским УФАС России рассмотрено и принято решений по 89 делам о нарушении федерального закона от 26.07.2007 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». Из указанного числа по 64 делам приняты решения об установлении факта нарушения федерального закона «О защите конкуренции».

Из 89 дел о нарушении антимонопольного законодательства 22 дела возбуждено в связи с нарушением требований статьи 10 Закона о защите конкуренции (злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением). Из них 11 дел о нарушениях в сфере электроснабжения, 4 дела в сфере водоснабжения и водоотведения, 5 дел в сфере газоснабжения, 1 дело в сфере оборота нефтепродуктов и 1 дело в сфере оказания услуг связи.

По 1 делу установлено нарушение требований ч. 2 ст. 11.1 Закона «О защите конкуренции» (согласованные действия на рынке розничной реализации электрической энергии ПАО «Дагестанская энергосбытовая компания», ПАО «Русгидро» и АО «Южная межрегиональная энергетическая компания»).

По 6 делам установлены факты нарушения требований ст. 14 Закона о защите конкуренции в сфере недобросовестной конкуренции.

За нарушение статьи 15 Закона о защите конкуренции (акты и действия органов власти, ограничивающие конкуренцию) рассмотрено 41 дело. Из них по 30 приняты решения об установлении факта нарушения. В том числе 1 дело в отношении правительства Республики Дагестан.

По указанному делу правительству РД выдано предписание об устранении нарушений федерального законодательства, которое не было исполнено.

Также было рассмотрено 19 дел о нарушении статьи 17 Закона о защите конкуренции (антимонопольные требования к торгам). По 13 из них вынесено решение о признании факта нарушения. Все нарушения допущены органами государственной власти Республики Дагестан и органами местного самоуправления.

По нарушению требований статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в 2015 году поступило 17 жалоб. 13 из них рассмотрены, 3 отозваны, 1 возвращена.

Признаны обоснованными 9 жалоб, из которых по 7 выданы предписания (6 исполнено, 1 обжаловано). Признаны необоснованными 4 жалобы.

 

К административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства за 2015 год привлечено 32 должностных лица и 44 юридических лиц. Вынесено 77 постановлений о наложении штрафов, на общую сумму 61 миллион 994 тысяч рублей.

 

В 2015 году рассмотрено 26 дел о нарушении федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе». По 19 из них установлены факты нарушения закона. Выдано 28 предписаний.

Вынесено 19 постановлений о привлечении к административной ответственности за нарушения в указанной сфере на общую сумму 594 тысяч рублей.

 

Всего, в целом за 2015 год, Дагестанским УФАС России вынесено 241 постановление о привлечении к административной ответственности за нарушения во всех установленных сферах деятельности в отношении 5 физических лиц, 203 должностных лиц (органов государственной власти Республики Дагестан и органов местного самоуправления) и 47 юридических лиц. Общая сумма наложенных штрафов 69 236 800 рублей.

 

За 2015 год Дагестанское УФАС России в качестве истца или ответчика было привлечено в более чем 250 судебных делах.

Общее количество судебных заседаний с участием представителей Дагестанского УФАС России в судах составило 514 заседаний.

Общий процент судебных решений вынесенных в пользу Дагестанского УФАС России по всем направлениям деятельности равняется 72,9%.

 

 

Основные результаты и направления деятельности Дагестанского УФАС России за 2015 год

 

1. Контроль за соблюдением федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

1.1. Работа Дагестанского УФАС России по выявлению и пресечению злоупотреблений хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на рынке (ст.10 федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ).

 

Количество дел, возбужденных по признакам нарушений статьи 10 Закона «О защите конкуренции» в отчетном периоде составило 22, из них по 15 делам принято решение о признании нарушения; по 7 нарушениям выданы соответствующие предписания.

По видам нарушений, рассмотренные за отчётный период дела, классифицируются следующим образом:

Необоснованный отказ от заключения договора;

Прочие нарушения.

К прочим нарушениям статьи 10 Закона «О защите конкуренции» относились действия хозяйствующих субъектов по прекращению поставки коммунальных ресурсов; нарушение прав неопределенного круга лиц; нарушения, допускаемые при оказании услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства (взимание платы за выдачу технических условий).

В 2015 году Управлением выдавалось 5 предупреждений о прекращении действий содержащих признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

 

Пример.

В Дагестанское УФАС России поступила жалоба от Керимова Мехти Муталибовича, проживающего по адресу: г. Махачкала, пр. И. Шамиля, д. 12, кв. 61, на ОАО «Махачкалаводоканал» (далее – общество) по факту уклонения общества от  осуществления ввода установленного прибора учета воды в эксплуатацию.

На основании поступившей жалобы, Управлением выдано предупреждение от 14.05.2015г. (получено обществом 19.05.2015г.) о необходимости прекращения указанных действий путем ввода установленного прибора учета воды в эксплуатацию и приема платежей по их показаниям, в течение 20 суток со дня получения указанного предупреждения.

Письмом от 04.06.2015г. на ОАО «Махачкалаводоканал» сообщило о выполнении указанного предупреждения. Также о выполнении направленного предупреждения  обществом сообщено самим заявителем.

В 2015 году Управлением в 7 случаях принималось решение о прекращении производства по делу в связи с отсутствием факта нарушения. Данный показатель является относительно стабильным. Принятые решения о прекращении производства по делу были вынесены в связи с недостаточностью доказательств наличия состава нарушения антимонопольного законодательства.

Также в 2015 году в 7 случаях выдавались предписания об устранении допущенных нарушений ст. 10 федерального закона «О защите конкуренции».

 

Примеры:

  1. В Дагестанское УФАС России поступила жалоба от гр. Мирзоева Эждара Алимирзоевича (Дербентский район, с. Нюгди) на действия филиала ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в Дагестане (далее – Общество), выразившиеся в незаконном прекращении поставки газа.

В ходе изучения представленной информации, в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск», выразившихся в нарушении порядка прекращения подачи природного газа абоненту  Мирзоеву Э.А. были установлены признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с обнаружением признаков нарушения антимонопольного законодательства, Приказом Дагестанского УФАС России от «18» марта  2015 года №105 «О возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» было возбуждено дело №49/2015 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Суть нарушения заключалась в том, что ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск»  произвело отключение от сети газоснабжения Мирзоева Э.А. (в связи с образовавшейся задолженностью у последнего по оплате потребленного газа) без уведомления в порядке, установленном Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 г. №549.

Кроме того, решением Дербентского районного суда РД от 18.05.2015 г. задолженность Мирзоева Э.А. по оплате за потребленный газ (109 003 руб.) признана необоснованной.

Решением Комиссии по рассмотрению дела 49/2015 от 04.09.2015г. ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Обществу выдано предписание  о возобновлении подачи газа Мирзоеву Э.А.

Решение и предписание не обжалованы.

Предписание исполнено.

 

  1. 31.07.2014 г. в Дагестанское УФАС России поступило заявление от гражданина Гаджиева В.А. проживающего по адресу: г. Дербент, ул. Дьякова, 2, на незаконные действия ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» (далее - Общество) филиал в Дагестане по необоснованному начислению платы за природный газ и направлений документов о приостановлении подачи природного газа.

В связи с обнаружением признаков нарушения антимонопольного законодательства, приказом Дагестанского УФАС России от 24.02.2015 г. №61 в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» (357500, Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Ермолова, д. 42) в лице его филиала в Республике Дагестан (367002, г. Махачкала, ул. Ярагского, д. 1) было возбуждено дело № 30/2015 по признакам нарушения части 1 статьи 10 федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Своим решением Дагестанское УФАС России признало ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» нарушившим ч. 1 ст. 10 федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», действия которого выразились в необоснованном начислении платы за природный газ, а также в применении мер по приостановлению подачи природного газа (направлений документов о приостановлении подачи природного газа), что привело к ущемлению интересов абонента  Гаджиева В.А., проживающего по адресу: г. Дербент, ул.Дьякова,2.

Выдано предписание об устранении нарушения.

Данное дело находится в суде.

 

 

1.1.1 Практика изъятия незаконно полученного дохода хозяйствующими субъектами в федеральный бюджет

 

В Дагестанское УФАС России поступила жалоба от гр. Абдулбутаевой Айшат Магомедовны (г. Махачкала, ул. Хуршилова, 5 «а») на действия ОАО «Газпром газораспределение Махачкала, выразившиеся  в необоснованном взимании денежных средств при подключении к сети газопотребления.

В ходе изучения представленной информации, в действиях ОАО «Газпром газораспределение Махачкала» были установлены признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». В связи с обнаружением признаков нарушения антимонопольного законодательства, приказом Дагестанского УФАС России от 14.07.2015 г. №232 в отношении ОАО «Газпром газораспределение Махачкала» возбуждено дело №30-78/2015 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела №30-78/2015 было установлено, что 09 января 2014 года между Абдулбутаевой А.М. с одной стороны и ОАО «Газпром газораспределение Махачкала» с другой стороны заключен договор на выдачу технических условий.

Результатам исполнения указанного договора послужили – выданные Абдулбутаевой А.М. технические условия.

Взимание платы за выдачу технических условий, подтверждается квитанцией №23 от 09.01.2014 г., согласно которой Абдулбутаева А.М. оплатила в кассу АО «Газпром газораспределение Махачкала» 12 306 рублей.

Вместе с тем, Градостроительный Кодекс РФ предусматривает выдачу технических условий (ч. 7 ст. 48) без взимания платы.

В связи с чем, решением Комиссии Дагестанского УФАС России по рассмотрению дела №30-78/2015 от 22.09.2015г. ОАО «Газпром газораспределение Махачкала» признано нарушившим ч. 1 ст. 10 федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Кроме того, Комиссией  Дагестанского УФАС установлено, что с обществом получены денежные средства  в размере  - 12 306 рублей.

В связи с чем, АО «Газпром газораспределение Махачкала» выдано предписание о перечислении в федеральный бюджетдохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства,в размере 12 306 (двенадцать тысяч триста шесть) рублей.

Указанное предписание Обществом исполнено.

 

 

1.2.         Практика пресечения согласованных действий хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 11.1 Закона о защите конкуренции)

 

В 2015 году рассмотрено 1 дело о нарушении требований ст. 11.1 федерального закона «О защите конкуренции»

Приказом Дагестанского УФАС России от 26.01.2015 г. №34 возбуждено дело № 26/2015 о нарушении ПАО «Русгидро» (в лице филиала в Республике Дагестан) ч. 1 ст. 10 федерального закона «О защите конкуренции», выразившейся в установлении монопольно низкой цены на реализуемую на розничном рынке электрическую энергию.

В последующем, в связи с установлением признаков нарушения ч. 2 ст. 11.1 федерального закона «О защите конкуренции» определением от 13.08.2015 г. была произведена соответствующая переквалификация и привлечены в качестве соответчиков ПАО «Дагестанская энергосбытовая компания» и ОАО «Южная межрегиональная энергетическая компания».

Решением Комиссии Дагестанского УФАС России от 13.10.2015 г. ПАО «Дагестанская энергосбытовая компания», ПАО «Русгидро» и ОАО «Южная межрегиональная энергетическая компания» были признаны виновными в нарушении требований ч. 2 ст.11.1 федерального закона «О защите конкуренции».

Суть нарушения выражалась в следующем.

ПАО «Русгидро» реализовывал электрическую энергию на розничном рынке в сегменте свободного ценообразования исключительно АО «ЮМЭК» и исключительно по фиксированной цене.

В свою очередь, АО «ЮМЭК» перепродавало весь объем купленной у ПАО «Русгидро» электрической энергии ПАО «ДЭСК» по различной цене, но всегда значительно выше закупочной.

Ни ПАО «ДЭСК», ни ПАО «Русгидро» не привели доказательств наличия экономических или технологических причин являющихся причиной использования в своей деятельности посреднической структуры, что могло повлиять на цену товара.

Материалы дела направлены в прокуратуру Республики Дагестан для рассмотрения на предмет наличия признаков уголовно наказуемого деяния.

Материалы указанного дела также направлены в Федеральную антимонопольную службу России для передачи в министерство внутренних дел Российской Федерации.

 

 

1.3. Работа Дагестанского УФАС России по пресечению недобросовестной конкуренции (ст. 14 федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ).

 

За 2015 год возбуждено и рассмотрено 6 дел по признакам нарушения ст. 14 Закона РФ «О защите конкуренции». Вынесено 6 решений (одно с признанием нарушения, но без выдачи предписания), выдано 5 (1) предписания (исполнены).

В Дагестанское УФАС России поступила жалоба от ООО «ТС «Гипермаркет «Бегемот» на действия ИП Гаджиева А.М. (магазин игрушек в г.Махачкала), выразившиеся в незаконном использовании зарегистрированных товарных знаков, ООО «ТС «Гипермаркет «Бегемот».

Из заявления ООО «ТС «Гипермаркет «Бегемот» следует, что:

ООО «ТС «Гипермаркет «Бегемот» является правообладателем товарных знаков по Свидетельствам:

1. № 446147 (дата приоритета 09.06.2009) – «БЕГЕМОТиК магазин игрушек»;

2. № 438584 (дата приоритета 09.07.2010) - в виде изображения бегемотика;

3. № 409811 (дата приоритета 09.06.2009) - в виде изображения бегемотика;

4. № 365476 (дата приоритета 20.05.2008) – «БЕГЕМОТИК»;

- ими был выявлен факт использования обозначений, сходных до степени смешения с их товарными знаками, на сайте и на наружной стене магазина игрушек в Махачкале, ул. Аметхана Султана, Республика Дагестан);

- реализацию игрушек в указанном магазине осуществляет ИП Гаджиев А.М..

- ООО «ТС «Гипермаркет «Бегемот»,  лицензионных соглашений  с ИП Гаджиевым А.М. о предоставлении прав на использование вышеуказанных товарных знаков не заключали,  разрешений на их использование не предоставляли.

- представлена распечатка с сайта и фотография магазина игрушек в Махачкале, где используются слова «БЕГЕМОТИК 05» и изображение бегемотика;

- считают действия ИП Гаджиева А.М. по использованию чужих товарных знаков при осуществлении предпринимательской деятельности актом недобросовестной конкуренции и запретить использование им товарных знаков.

Данные действия ИП Гаджиева А.М. содержат признаки  нарушения  антимонопольного законодательства, а именно части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с чем, было возбуждено дело.

По итогам рассмотрения дела установлено, что ООО «ТС «Гипермаркет «Бегемот» и ИП Гаджиев А.М. работают на одном товарном рынке – реализация игрушек.

Комиссия установила, что ООО «ТС «Гипермаркет «Бегемот» является обладателем вышеуказанных товарных знаков срок действия регистрации которых не истек.

Словесное обозначение «БЕГЕМОТИК 05» и изображение бегемотика, используемые ИП Гаджиевым А.М., тождественны и сходны с охраняемыми товарными знаками «БЕГЕМОТИК» и др., принадлежащими ООО «ТС «Гипермаркет «Бегемот», что позволяет производить эффект устойчивого восприятия у потребителей товаров магазина игрушек в Махачкале с товарами предлагаемыми заявителем.

Обозначение считается сходным до степени смещения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия (п.14.4.2 приказа Роспатента №32 от 05.03.2003 г. «О правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака или знака обслуживания»).

ИП Гаджиевым А.М. не представлены Комиссии ни лицензионные соглашения с ООО «ТС «Гипермаркет «Бегемот» о предоставлении прав на использование вышеуказанных товарных знаков, ни  разрешение на их использование, в связи с чем, Комиссия пришла к выводу о том, что использование ИП Гаджиевым А.М. при осуществлении им предпринимательской деятельности товарных знаков, сходных до степени смешения, с товарными знаками,  исключительными правами на которые обладает ООО «ТС «Гипермаркет «Бегемот», является актом недобросовестной конкуренции и выдала предписание (исполнено).

 

 

1.4. Работа Дагестанского УФАС России по выявлению и пресечению актов и действий органов государственной власти РД, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями и правами указанных органов власти или организаций, имеющих либо могущих иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции (ст.15 федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ).

 

Количество дел, возбужденных по признакам нарушений статьи 15 Закона «О защите конкуренции» в отчетном периоде составило 41 (в отношении органов исполнительной власти Республики Дагестан и органов местного самоуправления),

из них по 30 делам принято решение о признании нарушения;

по 1 нарушению выдано соответствующее предписание

В 2015 году незаконные, ограничивающие конкуренцию, регулятивные действия со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления были в основном в сфере предоставления земельных участков и объектов недвижимости.

Часть нарушений носила также следующий характер:

- Установление запретов на перемещение, покупку, продажу иное приобретение товаров – 11;

- Незаконное предоставление государственной (муниципальной) преференции – 29.

 

  1. Дело №55/2015 возбуждено Дагестанским УФАС России на основании изучения материалов, полученных по итогам проведенной проверки деятельности Минимущества РД на предмет соответствия антимонопольному законодательству по признакам нарушения Минимуществом РД п.7 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в предоставлении государственной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 Закона о защите конкуренции, путем предоставления КФХ Гасангусейновой Пирдавс Мусаевне земельного участка (распоряжение от 02.07.2012г № 593-р) земельного участка общей площадью 700 га, с кадастровым номером №05:03:000003:847 из земель сельскохозяйственного назначения (земли отгонного животноводства), расположенного на территории муниципального образования «Ногайский район» в аренду на 49 лет для ведения отгонного животноводства.

Суть нарушения заключалась в том, что распоряжением министра земельных и имущественных отношений Республики Дагестан КФХ Гасангусейновой Пирдавс Мусаевне в нарушение требований, установленных главой 5 Закона о защите конкуренции, передан в аренду земельный участок общей площадью 700 га.

Решением Комиссии по рассмотрению дела 55/2015 от 29.06.2015 г. министерство по управлению государственным имуществом Республики Дагестан признано нарушившим пп.3,7 ч.1 ст.15 и ч. 3 ст. 19 Закона о защите конкуренции, выразившегося в предоставлении в аренду КФХ Гасангусейновой Пирдавс Мусаевне земельного участка (распоряжение от 02.07.2012г № 593-р) земельного участка общей площадью 700 га, с кадастровым номерам №05:03:000003:847 из земель сельскохозяйственного назначения (земли отгонного животноводства), расположенного на территории муниципального образования «Ногайский район» в аренду на 49 лет для ведения отгонного животноводства, без проведения публичных процедур, а также в издании акта о предоставлении государственной преференции путем предоставления указанного земельного участка без соблюдения процедуры предоставления государственной преференции с предварительного согласия антимонопольного органа.

 

  1. Дело №27/2015 возбуждено Дагестанским УФАС России приказом №40 от 29.01.2015 г. по признакам нарушения правительством Республики Дагестан ч. 1 ст. 15 федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении льготных (преимущественных) условий деятельности отдельным хозяйствующим субъектам, что могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Правительство Республики Дагестан распоряжением от 10.12.2014 г. №383-р утвердило Реестр уполномоченных газораспределительных организаций, занимающихся поставками сжиженных углеводородных газов для бытовых нужд населения Республики Дагестан на 2015 год.

В указанный перечень были включены 8 газораспределительных организаций. Однако, правительство РД не смогло представить доказательств проведения конкурса среди газораспределительных организаций по отбору для включения в Реестр.

Решением Комиссии Дагестанского УФАС России от 06.07.2015 г. правительство РД признано нарушившим требования ч. 1 ст. 15 федерального закона «О защите конкуренции» и выдано предписание.

Решение и предписание правительством РД не обжалованы и не исполнены.

 

 

1.5. Деятельность Дагестанского УФАС России по контролю за соблюдением антимонопольных требований к торгам (статья 17 федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ).

 

Количество дел, возбужденных по признакам нарушений статьи 17 Закона «О защите конкуренции» в отчетном периоде составило 19,

 из них по 6 делам  прекращено производство, а по 13 делам принято решение о признании нарушения;

Органами власти Республики Дагестан и органами местного самоуправления совершается 100% всех нарушений статьи 17.

 

Примеры дел.

Дело №58/2015 возбуждено Дагестанским УФАС России по результатам проведенной плановой проверки Министерства по управлению государственным имуществом Республики Дагестан на предмет соблюдения антимонопольного законодательства, по признакам нарушения части 2 статьи 17 Закона о конкуренции, выразившегося в ограничении доступа к участию в аукционе от 27.11.2013г. по предоставлению права на заключение договора аренды земельного участка площадью 400000 кв.м. с кадастровым номером 05:09:000000:422 из категории «Земли сельскохозяйственного назначения» для сельскохозяйственного производства, сроком на 49 лет (далее – Аукцион).

В ходе рассмотрения дела Комиссия Дагестанского УФАС России установила, что 27.01.2013г Министерством по управлению государственным имуществом Республики Дагестан был проведен аукцион по продаже земельного участка из категории «Земли сельскохозяйственного назначения», площадью 400000 кв.м. При этом, Комиссия Дагестанского УФАС России установила, что извещение, опубликованное в газете, не отвечало требованиям предъявляемым «Правилами организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков» (далее – Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002г. № 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной и муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков».

Отсутствие указанных пунктов в извещении о проведении торгов противоречит указанным Правилам.

По итогам рассмотрения дела №58/2015 решением от 26.06.2015г. Комиссия Дагестанского УФАС России признала министерство по управлению государственным имуществом Республики Дагестан нарушившей части 1 и 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

По итогам рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства министерством по управлению государственным имуществом Республики Дагестан в отношении лица, исполнявшего обязанности министра (Алиев С.Н.) вынесено 14 постановлений о привлечении к административной ответственности и наложено штрафов на общую сумму 210 тысяч рублей.

 

1.6. Государственный контроль в сферах естественной монополии (статья 7 федерального закона «О естественных монополиях»)

 

В 2015 году в Дагестанское УФАС России поступило 4 ходатайства о даче согласия на осуществление сделок: на получение в пользование аренду основных производственных средств и нематериальных активов. Ходатайство удовлетворено.

 

Пример рассмотренного ходатайства.

В Дагестанское УФАС России поступило обращение ОАО «Махачкалинские горэлектросети» о даче согласия на передачу в аренду имущественного комплекса АО «Дагестанская сетевая компания».

По результатам его рассмотрения Дагестанским УФАС России в соответствии со статьей 7 федерального закона «О естественных монополиях» принято решение об удовлетворении ходатайства ОАО «Махачкалинские горэлектросети».

 

 

1.7. Работа Дагестанского УФАС России по проведению проверок органов власти.

 

В 2015 Управлением проведено 3 плановых и 2 внеплановых проверок органов власти. По результатам проведенных проверок в отчетном периоде проверок возбуждено 8 дел о нарушении антимонопольного законодательства.

По сравнению с 2014 годом количество проверок не изменилось (также 5). Количество выявленных и отраженных в актах проверки нарушений превышает количество нарушений, выявленных в 2014 году. Но в связи с тем, что в 2015 году большая часть проверок пришлось на 2-ое полугодие, не по всем эпизодам вынесены решения о возбуждении дела.

Порядка 30% нарушений приходится на нарушение в сфере организаций торгов.

Примерно 60% нарушений идут в сфере предоставления земельных участков под строительство.

Оставшаяся часть – 10 % - это нарушения порядка предоставления грантов и субсидий в сфере агропромышленного комплекса.

 

Примеры дел, возбужденных по результатам проверок.

А) На основании документов плановой проверки администрации ГО «город Избербаш» (в 2015г.) Дагестанским УФАС России возбуждено дело №30-102/2015 в отношении Управления земельных и имущественных отношений администрации ГО «город Избербаш» по признакам нарушения части 1 и части 2 статьи 17 федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в ограничении конкуренции и создании участнику торгов преимущественных условий участия в торгах, при проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка площадью 10400 кв.м., с кадастровым номером 05:49:000048:0048, расположенного по ул. Гамидова, 50.

Суть нарушения в том, что Управлением земельных и имущественных отношений администрации ГО «город Избербаш» проведен аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка площадью 10400 кв.м., расположенного по ул. Гамидова, №50, с нарушением требований Правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 11.11.2002 г. №808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков» (далее – Правила).

Нарушения выразились в не указании в извещении о проведении торгов сведений, предусмотренных вышеуказанными Правилами.

Кроме того, по результатам проведенного аукциона, с единственным участником - Абдулкадировым М.З. заключен договор аренды земельного участка от 19.01.2015г. №1990 (на 49 лет).

Вместе с тем, Правилами не допускается предоставление в аренду земельного участка единственному участнику торгов.

В ходе рассмотрения дела №30-102/2015 Дагестанским УФАС России затребованы у администрации ГО «город Избербаш» и Управления земельных и имущественных отношений администрации ГО «город Избербаш» документы и информация по вопросу предоставления вышеуказанного земельного участка.

Указанными лицами, затребованные  документы и информация не представлены, в связи с чем рассмотрение дела №30-102/2015 приостановлено и в отношении администрации ГО «город Избербаш»  и Управления земельных и имущественных отношений администрации ГО «город Избербаш» возбуждены дела об административном правонарушении.

 

Б) В ходе проведения проверки инспекцией Дагестанским УФАС России была проверена деятельность администрации городского округа «город Избербаш» на предмет соответствия антимонопольному законодательству предоставление земельных участков.

По результатам проверки установлено, что в нарушении антимонопольного, земельного и градостроительного законодательства Постановлением от 11.08.2014 г. №764 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка, выделенного под строительство индивидуального жилого дома, на условно разрешенное использование земельного участка под строительство гостиницы» Джабраилову Рамазану Магомедовичу  был изменен вид разрешенного использования земельного участка.

Издание акта (Постановление от 11.08.2014г.  №764) об изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 450 кв. м., расположенного по адресу: город Избербаш, ул. Р. Зорге, 52 образуют признаки нарушения ч.1 ст.15 федерального закона "О защите конкуренции".

Дагестанское УФАС России на основании статьи 39.1 федерального закона «О защите конкуренции» выдало администрации городского округа «город Избербаш» предупреждение о необходимости прекращения указанных действий путем отмены вышеуказанного акта.

Предупреждение администрацией городского округа «город Избербаш» исполнено, Постановление от 11.08.2014г.  №764 об изменении вида разрешенного использования земельного участка отменено.

 

Основная часть выявленных нарушений в ходе проведения проверок приходится на:

1. Услуги по предоставлению земельных участков под строительство;

2. Услуги ЖКХ;

3. нарушения порядка предоставления рекламного пространства;

4. нарушения порядка организации и проведения торгов.

 

 

2. Деятельность Дагестанского УФАС России по контролю за соблюдением федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

 

В 2015 году по вопросам соблюдения законодательства о рекламе Дагестанское УФАС России взаимодействовало с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в пределах определенных действующим законодательством полномочий.

Давались устные консультации физическим и юридическим лицам по мере их обращения, а также органам местного самоуправления.

В ходе плановой проверки Дагестанским УФАС России установлено, что на основании договора от 04.04.2014г. № 37р «Об оказании услуг по размещению рекламы» на телеканале ГБУ РД РГВК «Дагестан» распространялась реклама ООО «Стандарт Риэлти» следующего содержания:

«Давно мечтаете о собственной квартире? В красивом месте, в надежном доме, недорого. Теперь это возможно. Компания Стандарт Риэлти предлагает квартиры в Каспийске в строящихся кирпичных домах. Первоначальный взнос 290000 рублей, остальная сумма в рассрочку до двух лет без процентов и наценок. Материнский капитал в полном объеме приблизит вашу мечту. Умеете считать выгоду? Звоните прямо сейчас тел. 89880002222. Стандарт риэлти – стандарт которому доверяют. Стандарт риэлти г. Каспийск, ул. Ильяшенко, дом 4. 89880002222»

По данному факту было возбуждено дело по признакам нарушения ч. 7 ст. 5, ч.1 и 7 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38 «О рекламе»

Комиссия, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.

В рассматриваемой рекламе были допущены нарушения ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, выразившиеся в распространении рекламы ООО «Стандарт-Риэлти, в которой отсутствует информация - наименование и имя лица предоставляющего рассрочку.

Поскольку, ООО «Стандарт-Риэлти» не является ни ЖК, ни ЖСК и в рассматриваемой рекламе речь не идет о долевом строительстве, Комиссия переквалифицировала допущенное нарушение с ч. 7 ст. 28 на ч.6 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», согласно которой:

Не допускается реклама, связанная с привлечением денежных средств физических лиц для строительства жилья, за исключением рекламы, связанной с привлечением денежных средств на основании договора участия в долевом строительстве, рекламы жилищных и жилищно-строительных кооперативов, рекламы, связанной с привлечением и использованием жилищными накопительными кооперативами денежных средств физических лиц на приобретение жилых помещений.

По итогам рассмотрения дела Комиссия решила:

признать рекламу ООО «Стандарт Риэлти» ненадлежащей, выдать предписание и передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Дагестанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По итогам рассмотрения административного дела ООО «Стандарт Риэлти» признано нарушившим ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ и наложен штраф в размере 100 тыс. руб.

Вместе с тем решение и предписание по делу и постановление о наложении штрафа были обжалованы в арбитражный суд.

Арбитражный суд РД и апелляционная инстанция подтвердили законность и обоснованность принятых решения и постановления о наложении штрафа на ООО «Стандарт Риэлти».

 

 

  1. Деятельность Дагестанского УФАС России по осуществлению государственного контроля за соблюдением федерального закона от 21.07.2005г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон «О контрактной системе»).

 

Анализ практики деятельности Дагестанского УФАС России по рассмотрению жалоб участников размещения заказа показывает увеличение числа жалоб. Так, в 2015 году в Управление ФАС России по Республике Дагестан поступило 1934 жалоб (в 2014 – 923), было рассмотрено – 1868 жалобы.

Обоснованными признаны 572 жалобы, необоснованными –427, возвращено 488, отозвано заявителями 403. Выдано 540 предписаний об устранении выявленных нарушений. В разрезе по уровням бюджетов картина по поступившим жалобам выглядит следующим образом:

Федеральные заказчики –141;

Республиканские заказчики – 1221;

Муниципальные заказчики – 506.

 

За отчетный период было вынесено 245 постановлений о наложении административного штрафа на общую сумму 3397000 руб. К административной ответственности привлечено 161 должностное лицо. По республиканским закупкам аннулировано закупок на 6 343 831 330 руб.

За 2015 год решением суда не было отменено ни одного решения Дагестанского УФАС России.

 

Из наиболее резонансных дел можно указать следующие:

Дагестанским УФАС России, по выявленным нарушениям, были отменены торги, где заказчиком выступали:

1. Агентство по дорожному хозяйству РД:

Дагестанским УФАС России в 2015 году было аннулировано 6 аукционов на общую сумму 1 850 670 304 руб.

Все решения Управления Агентством обжалованы в суды, решения признаны законными.

Предписание об аннулировании аукциона с начальной максимальной ценой контрактав 606 386 672 руб. Агентство не исполнило и заключило контракт. Управление обжаловало действия Агентства в Арбитражный суд Республики Дагестан, материал находится на рассмотрении в суде.

2. ГКУ «Дагводсервис»: отменена закупка на 58 млн. руб. ( берего-укрепительные работы на реке Тархо по защите с. Тадмагитль Ахвахского района).

3. ГКУ «Дирекция единого заказчика застройщика» проводил закупку на строительство пристройки к школе № 37 г. Махачкалы на 300 ученических мест. Решением № 283А-2015 закупка на 165 млн. руб. аннулирована.

4. Администрация МО «Дахадаевский район» проводила закупку на строительство детского сада на 120 мест. Стоимость закупки – 55 298 690 руб. За нарушения процедуры проведения закупки, решением №1385А-2015 аукцион был аннулирован.

5. МБУ УЖКХ г. Дербента проводил аукцион на выполнение ремонтных работ на улицах Дербента. Цена контракта – 30 135 076 руб.За нарушения, допущенные при проведении аукциона – закупка аннулирована.

6. УЖКХ Администрации Сулейман - Стальского района. Аукционна строительство водопровода «Сардаркент- Даркуш- Казмаляр». Цена контракта – 30 968 134 руб.За нарушения , допущенные при проведении аукциона – закупка аннулирована.

 

В отчетном периоде Управлением преимущественно выявлялись нарушения, связанные с утверждением документации, несоответствующей требованиям Федерального закона «О контрактной системе», необоснованным отказом или необоснованным допуском к участию в проводимых торгах. Также значительное число нарушений – это нарушения, связанные с размещением на официальном сайте информации о закупке с нарушением действующего законодательства.

 

 

4. Деятельность Дагестанского УФАС России по адвокатированию конкуренции и пропаганде знаний о конкуренции.

 

Адвокатирование конкуренции является одной из приоритетных задач в работе Дагестанского УФАС России. Тесное взаимодействие со СМИ, выступления, комментарии, разъяснения по любым вопросам, интересующим журналистов и их аудиторию, активное освещение дел, рассматриваемых Управлением – вот основные принципы адвокатирования конкуренции, на которые руководитель Управления К. Кубасаев и специалисты продолжают делать упор в 2015 году.

За 2015 год Управлением было проведено 6 пресс-конференций. Все эти мероприятия нашли широкое отражение, как в местной (республиканской), так и в центральной (федеральной) прессе.

За прошедший год в печатных и интернет-СМИ вышло 1553 материала с упоминанием Дагестанского УФАС России. Из них полностью посвященных работе УФАС - 1071 материал. Остальные – комментарии, выступления руководителя УФАС, его заместителей, а так же позиция антимонопольной службы вкупе с позицией других органов власти по интересующим общественность темам.

Стоит отметить, что в основном материалы о работе Дагестанского УФАС носили позитивный или нейтральный характер (констатация фактов). Из 1553 материалов лишь 25 носило негативный характер.

Что касается радио и телевидения (республиканских), то и здесь заметна позитивная динамика – 53 материала.

В прошедшем году журналистов, как и прежде, в основном волновали вопросы нарушений антимонопольного законодательства, контроля законодательства о естественных монополиях и контроля размещения заказов и деятельности органов власти.

Если журналистов в первую очередь волновали громкие, порой резонансные для республики дела (например, дело в отношении Правительства Дагестана, ПАО «РусГидро», аннулирование крупных аукционов, выявление нарушений при выделении в аренду земельных участков), то простое население - проблемы, связанные с повышением цен, в первую очередь на продукты питания, авиаперевозки, топливо для автотранспорта.

Разъяснения по данным вопросам, даваемые пресс-службой Управления через СМИ, а также направляемые специалистами Дагестанского УФАС России непосредственно гражданам, возбуждения дел по фактам выявленных нарушений, о которых население стало более активно сообщать в территориальный орган ФАС России, находили позитивный отклик у жителей республики: позитивные комментарии о работе УФАС размещались в социальных сетях, на сайтах республиканских газет.

Ежегодно повышается внимание населения и СМИ к сайту Дагестанского УФАС России (dagestan.fas.gov.ru). Помимо новостей, которые появляются на сайте либо в день вынесения судебного решения, наложения штрафа, либо на следующий день, на сайте постоянно пополняется «График рассмотрения дел», а также рубрика «Решения».

Активно взаимодействует Дагестанское УФАС России с Дагестанским отделением Общероссийского народного фронта, Общественной палатой Дагестана, Следственным Управлением Следственного комитета по республике Дагестан, Прокуратурой Дагестана, отдельными органами республиканской власти.

За текущий период специалисты Дагестанского УФАС России приняли участие в 854 мероприятиях, в том числе и за пределами Дагестана.

При Дагестанском УФАС России действует один общественно-консультативный совет. За год он провел 2  заседания.

Специалисты Управления ведут активную работу со студентами. Студенты дагестанских вузов ежегодно проходят практику в Дагестанском УФАС России с возможностью дальнейшего трудоустройства или включения в кадровый резерв Управления.

Трое работников УФАС преподают в различных вузах республики.

Повышенным вниманием пользуется и страничка Дагестанского УФАС России в социальной сети Twitter (UFAS_05), где транслируются не только новости с сайта антимонопольной службы, но и рассказывается о жизни коллектива, идут прямые твит-трансляции с мероприятий, в которых принимает участие руководитель Дагестанского УФАС России, с пресс-конференций, а также ведется активное  общение с читателями.

Руководитель Управления Курбан Кубасаев имеет свой аккаунт в социальной сети Facebook, периодически пополняя его.

 

 

  1. Взаимодействие с органами государственной власти Республики Дагестан

 

1 февраля 2016 года Глава Дагестана на очередной 58-й сессии НС РД выступил с ежегодным Посланием Народному Собранию Республики Дагестан.

Учитывая, что Послание является важным событием и представляет собой программу действий для всех органов власти, Дагестанское УФАС России считает необходимым отметить следующее.

Глава Республики Дагестан Р.Г. Абдулатипов в своем Послании заявил, что «для решения многих вопросов власти и общества необходимо повышать качество работы и взаимодействия республиканских, федеральных и муниципальных органов власти». Также Глава Республики Р.Г. Абдулатипов отметил, что «недостаточно взаимодействия с Правительством республики проявляется в работе Управления федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан».

Вместе с тем, следует обратить внимание на то, что ФАС России в соответствии с Концепцией открытости федеральных органов исполнительной власти обязано предоставлять полную информацию о целях, задачах, планах своей деятельности и ходе их исполнения, публикуя сведения о работе ведомства и отчетность, как на сайте www.fas.gov.ru, так и на сайтах своих территориальных органов.

Дагестанское УФАС России неоднократно обращалось и в адрес Главы Республики Дагестан, и в адрес председателя правительства Республики Дагестан с инициативой по организации активного, добросовестного, основанного на нормах законодательства сотрудничества и взаимодействия.

К сожалению, эти попытки остались без адекватной реакции и ответа.

Дагестанское УФАС России в своих письмах в адрес разных министерств, ведомств, муниципальных образований неоднократно указывало на существующие недостатки и нарушения законодательства в работе.

Результатом, как правило, является игнорирование поступивших документов, и более того, представители антимонопольного органа не привлекались к обсуждению вопросов, находящихся непосредственно в нашей компетенции.

За 2015 год были проведены многочисленные мероприятия (совещания, форумы, конференции) по актуальным вопросам развития дагестанской экономики.

Многие вопросы, которые обсуждались на этих мероприятиях, находились в компетенции антимонопольного органа. Однако ни разу Дагестанское УФАС России не было вовлечено в обсуждение этих проблем.

Ярким подтверждением данному факту является и проведенный 01 июля 2015 года форум «Эффективные меры по противодействию коррупции».

Дагестанское УФАС России не было даже извещено о проведении указанного форума, несмотря на то, что в повестке дня было много вопросов, находящихся в компетенции антимонопольного органа.

В качестве примера можно привести работу секции №1 «Стратегия противодействия и борьбы с коррупцией в сферах: жилищно-коммунального хозяйства, строительства, образования, закупок для государственных и муниципальных нужд, а также при реализации крупных инфраструктурных проектов».

Дагестанское УФАС России не только не было привлечено к работе, но даже не значилось в числе приглашенных.

Правительством Республики Дагестан также было проведено специальное заседание, посвященное деятельности в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.

Однако и об этом заседании Дагестанское УФАС России не было проинформировано. Не было даже обращений от правительства РД о предоставлении информации от уполномоченного государственного контрольного органа о ситуации в контрактной системе (количество выявленных нарушений, привлеченных к ответственности должностных лиц, сфер деятельности, где чаще всего допускаются нарушения).

Вместе с тем, за последние три года Управлением было вынесено более 2100 (2175) решений о нарушении законодательства о контрактной системе в действиях государственных и муниципальных заказчиков (без учета федеральных заказчиков). Привлечено к административной ответственности более 500 должностных лиц, на которые наложены административные штрафы в размере более 30 миллионов рублей.

Выиграно более 300 судебных процессов в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.

 

Дагестанское УФАС России неоднократно направляло и в правительство Республики Дагестан и в администрацию главы и правительства РД информацию о выявленных нарушениях в сфере распределения земель в городах и районах республики, а также в работе министерства по управлению государственным имуществом РД.

В работе антимонопольного органа адвокатирование является одним из важнейших направлений. Под адвокатированием конкуренции понимается создание условий, прежде всего информационных, при которых участниками рынка будет понятна необходимость соблюдения требований добросовестной конкуренции, эффективность конкурентных подходов и обязательность соблюдения антимонопольного законодательства. Данная деятельность, осуществляется в целях профилактики правонарушений антимонопольного законодательства не используя правоприменительные механизмы, а взаимодействуя с другими государственными ведомствами, бизнесом и за счет повышения информированности общества о пользе конкуренции.

Антимонопольный орган должен использовать все механизмы для защиты конкуренции, повышать информированность общества о пользе конкуренции.

Дагестанское УФАС России осуществляет функции по контролю за соблюдением законодательства на территории субъекта Российской Федерации - Республики Дагестан в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным приказом ФАС России от 23.07.2015 г. №649/15 (ранее – приказ от 26.01.2011 г. № 30) (далее - Положение о территориальном органе).

Согласно пункту 3 Положения о территориальном органе территориальный орган осуществляет свою деятельность во взаимодействии, в том числе, и с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Формы взаимодействия установлены в пункте 4 Положения о взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 05.12.2005 № 725, а именно, планирование и реализация совместных мероприятий; подготовка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации; обмен информацией, необходимой для реализации полномочий органов исполнительной власти и предоставляемой в установленном порядке; иные формы, предусмотренные соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В целях формирования надежной базы для дальнейшего укрепления и развития взаимодействия в области конкурентной политики в республике и создания нового уровня отношений с органами государственной власти Республики Дагестан, а также учитывая, что одним из важных направлений деятельности службы является подписание соглашений о взаимодействии между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и ФАС России при поддержке территориальных органов ФАС России, Дагестанским УФАС России подготовлен и направлен на согласование проект Соглашения о взаимодействии, который должен быть подписан руководителем Федеральной антимонопольной службы – И.Ю. Артемьевым и главой Республики Дагестан – Р.Г. Абдулатиповым.

Анализ практики территориальных органов ФАС России по реализации соглашений о взаимодействии с органами власти субъектов Российской Федерации на основе исполнения ежегодных совместных планов показывает положительные результаты в развитии конкуренции и защиты прав предпринимателей в регионе.

Исходя из изложенного, Дагестанское УФАС России всегда готово к открытому диалогу с правительством Республики Дагестан и другими органами государственной власти по решению задач развития конкуренции.