• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Решение и предписание в отношении ОАО «Дагэнергосеть»

Сфера деятельности: Электроэнергетика
Номер дела: №41
Дата публикации: 5 марта 2013, 23:08
       РЕШЕНИЕ
       по делу №41

05.03.2013                                                                                             

г. Махачкала

Резолютивная часть решения оглашена     05.03.2013                        

В полном объеме решение изготовлено     05.03.2013

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:                             

Халлаевой Д. М.

Адигюзелова К. А.

Ганиева Р. Д.

Кусиева М. Б.

рассмотрев дело №41, возбужденное по признакам нарушения ОАО «Дагэнергосеть» (г. Махачкала, ул. Дахадаева, 73 «А») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ущемлении интересов физических лиц (ххх), в части неисполнения заявок названных физических лиц на технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «Дагэнергосеть»,

в присутствии представителей

от ОАО «Дагэнергосеть» – ххх,

от заявителей – ххх,

УСТАНОВИЛА:

 

Дагестанским УФАС России 20.11.2012 было получено обращение ххх с просьбой признать действия ОАО «Дагэнергосеть» злоупотреблением его монопольным положением и выдать предписание обществу об обязании направить заявителям проекты договоров на технологическое присоединение энергопринимающих устройств мощностью до 15 кВт включительно.

Приказом Дагестанского УФАС России от 12.12.2012 №205 было возбуждено дело №41 в отношении ОАО «Дагэнергосеть» (г. Махачкала, ул. Дахадаева, 73 «А») по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ущемлении интересов физических лиц (ххх) в части неисполнения заявок названных физических лиц на технологическое присоединение к электросетям ОАО «Дагэнергосеть».

На рассмотрении дела представители общества пояснили Комиссии, что жалобы заявителей необоснованны по следующим причинам.

ООО «Синтэко-Н», являющийся арендатором земельных участков заявителей, уже выступил в качестве заявителя на технологическое присоединение своего объекта, расположенного на указанных земельных участках, и дублирование технических условий на присоединение к электрическим сетям (на один земельный участок) не представляется возможным.

Генеральному директору ООО «Синтэко-Н» ххх обществом были направлены два экземпляра проекта договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств ООО «Синтэко-Н» к электросетям общества.

Представитель заявителей пояснил Комиссии, что по договорам аренды от 01.04.2010 заявителями переданы земельные участки, принадлежащие им на праве собственности, в аренду ООО «Синтэко-Н», что не лишает их, как собственников данных земельных участков, права улучшать их состояние.

Такое улучшение земельного участка физического лица выражается в возможности технологического присоединения его электроустановок мощностью до 15 кВт включительно, с целью удовлетворения его хозяйственно-бытовых нужд.

Заявки физических лиц на технологическое присоединение их электроустановок мощностью до 15 кВт включительно для удовлетворения хозяйственно-бытовых нужд никак не связаны с заявкой ООО «Синтэко-Н» на технологическое присоединение его электроустановок мощностью до 100 кВт включительно для осуществления предпринимательской деятельности. 

Письмом от 27.06.2012 заявители сообщили сетевой компании, что к договорам аренды от 01.04.2010 заявителями и арендатором (ООО «Синтэко-Н») заключены дополнительные соглашения от 09.02.2012, согласно которым пункт 7догворов аренды земельных участков изменен, и предусмотрено право заявителей заключать договоры техприсоединения и энергоснабжения для бытовых нужд арендодателя, не связанных с нуждами арендатора, выполнять иные действия, не нарушающие хозяйственной деятельности арендатора.

Кроме того, дублированием технических условий согласно пункту 15 Правил технологического присоединения является технологическое присоединение одного заявителя к разным сетевым компаниям с одинаковыми характеристиками технологического присоединения. Следовательно, заявки, поданные разными заявителями (арендодателями и арендатором) одной сетевой компании и тем более о различном характере технологического присоединения не являются дублированием.

Исследовав материалы дела и выслушав объяснения представителей сторон, Комиссия пришла к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничных рынках электрической энергии осуществляются антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике», и принятыми в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации актами федерального антимонопольного органа.

В соответствии с ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» на оптовом и розничных рынках электрической энергии действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействия), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в том числе злоупотребления доминирующим и (или) исключительным положением на оптовом и розничных рынках.

В соответствии с п. 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 (далее – Правила технологического присоединения) сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил технологического присоединения и наличии технической возможности технологического присоединения.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами технологического присоединения. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением (п. 6 Правил технологического присоединения).

Правила технологического присоединения устанавливают следующую процедуру технологического присоединения (п. 7):

а) подача заявки юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию энергопринимающих устройств и увеличение объема максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;

б) заключение договора;

в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;

г) получение разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объектов заявителя (за исключением объектов лиц, указанных в пунктах 12.1 - 14 Правил технологического присоединения);

г.1) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям;

г.2) фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»);

д) составление акта о технологическом присоединении, акта разграничения балансовой принадлежности, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в п. 14(2) Правил технологического присоединения).

Согласно п. 14 Правил технологического присоединения в заявке, направляемой заявителем – физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должны быть указаны:

а) фамилия, имя и отчество заявителя, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) место жительства заявителя;

в) сведения, предусмотренные подпунктами «б» и «и» пункта 9 Правил технологического присоединения;

г) запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя.

В соответствии с п. 15 Правил технологического присоединения сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки.

При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 1214 Правил технологического присоединения, сетевая организация уведомляет об этом заявителя в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки и направляет ему для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней с даты получения недостающих сведений.

Заявитель подписывает оба экземпляра проекта договора в течение 30 дней с даты получения подписанного сетевой организацией проекта договора и направляет в указанный срок 1 экземпляр сетевой организации с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего такой договор.

Договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.

Согласно п. 11 Правил технологического присоединения сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных указанными Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные указанными Правилами.

Из материалов дела усматривается, что 11.04.2012 ОАО «Дагэнергосеть» были получены от заявителей 4 заявки на технологическое присоединение энергопринимающих устройств (заявленная мощность – 15 кВт, цель техприсоединения – для хозяйственно-бытовых нужд).

В соответствии с договорами аренды земельных участков от 01.04.2010 земельные участки, находящиеся в собственности заявителей, переданы в аренду ООО «Синтэко-Н» (срок аренды – до 01.04.2030).    

Заявители письменно сообщили ОАО «Дагэнергосеть», что их заявки на технологическое присоединение энергопринимающих устройств мощностью до 15 кВт включительно (для удовлетворения своих хозяйственно-бытовых нужд) никак не связаны с заявкой ООО «Синтэко-Н» на технологическое присоединение энергопринимающих устройств мощностью до 100 кВт включительно (для осуществления промышленного производства и ведения предпринимательской деятельности).

ОАО «Дагэнергосеть», в свою очередь, письмом от 09.08.2012 информировало заявителей, что ООО «Синтэко-Н», являющееся арендатором земельных участков заявителей, уже подало заявку на технологическое присоединение своего объекта, находящегося на указанных земельных участках, и дублирование выдачи технических условий не представляется возможным. 

ОАО «МРСК Северного Кавказа» (в лице филиала  «Дагэнерго») занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче и распределению электрической энергии на территории Республики Дагестан и приказом Дагестанского УФАС России от 29.12.2008 №189 внесено в Реестр хозяйствующих субъектов по Республике Дагестан, занимающих на рынке определенного товара долю более 35%.

Все электросетевое имущество ОАО «МРСК Северного Кавказа» на территории Республики Дагестан (закрепленное ранее за филиалом «Дагэнерго») на основании соответствующих договоров (копии представлены в Дагестанское УФАС России) передано в аренду обществу.

Субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий (статьи 3 и 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях»).

Общество использует арендуемое электросетевое имущество для оказания услуг по передаче электрической энергии, и, следовательно, общество является субъектом естественной монополии.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ОАО «Дагэнергосеть» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче и распределению электрической энергии.

Услуги по осуществлению технологического присоединения не образуют отдельного вида экономической деятельности, ввиду чего не составляют самостоятельного товарного рынка, а являются неотделимой частью рынка услуг по передаче электрической энергии. Данная правовая позиция изложена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Президиума от 08.09.2009 №6057/09.

Проанализировав действия ОАО «Дагэнергосеть» на предмет соответствия антимонопольному законодательству, Комиссия квалифицирует указанные действия  как злоупотребление доминирующим положением.

Земельные участки, находящиеся в собственности у заявителей, переданы в аренду ООО «Синтэко-Н» (договоры от 01.04.2010 №1 – №4). В соответствии с указанными договорами:

  • п. 1: арендодатель (один из заявителей) передает в аренду земельный участок, находящийся в его собственности (владении) арендатору (ООО «Синтэко-Н»);
  • п. 6: арендатор несет ответственность за правильное использование земельного участка в соответствии с целью аренды – производство строительных материалов.

         Дополнительными соглашениями от 09.02.2012 в указанные договоры аренды внесены изменения, и пункт 7 дополнен следующим содержанием: «Арендодатель сохраняет за собой право пользоваться своим земельным участком (вносить улучшения, подводить коммуникации, заключать договоры техприсоединения и энергоснабжения для бытовых нужд арендодателя, не связанных с нуждами арендатора, выполнять иные действия, не нарушающие хозяйственной деятельности арендатора), в случае возникновения нарушений хозяйственной деятельности арендатора, последний вправе обратиться к арендодателю с предложением об их устранении. Любые возможные конфликтные ситуации разрешаются сторонами в порядке переговоров, и лишь при недостижении согласия стороны вправе обратиться в суд». 

Довод представителей ОАО «Дагэнергосеть» о том, что выдача технических условий заявителям является дублированием в связи с выдачей технических условий ООО «Синтэко-Н», является необоснованным и подлежит отклонению, поскольку, во-первых, подобный отказ (уклонение) от заключения договора на технологическое присоединение Правилами технологического присоединения не предусмотрен, во-вторых, характер технологического присоединения по заявкам заявителей и по заявке ООО «Синтэко-Н» различен и направлен на удовлетворение различных нужд (соответственно для бытовых нужд и для ведения предпринимательской деятельности).   

Кроме того, энергопринимающие устройства ООО «Синтэко-Н» расположены лишь на одном из четырех арендуемых им участков; в заявке ООО «Синтэко-Н» на технологическое присоединение его энергопринимающих устройств указан именно этот участок – №110.

Комиссия также принимает во внимание то обстоятельство, что договор на технологическое присоединение энергопринимающих устройств ООО «Синтэко-Н» к электрическим сетям ОАО «Дагэнергосеть» к настоящему времени не подписан ООО «Синтэко-Н» и, следовательно, не заключен. Доказательств обратного в дело не представлено. Это означает, что возможности энергоснабжения фактически лишены как ООО «Синтэко-Н», так и физические лица ххх.   

 Таким образом, исходя из содержания вышеперечисленных норм законодательства Российской Федерации, представленных в материалы дела документов и сведений Комиссия приходит к выводу о том, что со стороны ОАО «Дагэнергосеть» имело место нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

  

РЕШИЛА:

  1. Признать ОАО «Дагэнергосеть» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Выдать ОАО «Дагэнергосеть» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства:

         ОАО «Дагэнергосеть» в срок до 25.04.2013 прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в необоснованном отказе (уклонении) от заключения договоров на технологическое присоединение по заявкам физических лиц ххх,

         а именно ОАО «Дагэнергосеть» рассмотреть заявки физических лиц  ххх и направить указанным заявителям проекты договоров на технологическое присоединение в соответствии с Правилами технологического присоединения.

  1. Передать материалы дела №41 о нарушении антимонопольного законодательства уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан для решения вопроса о возбуждении в отношении виновных лиц административного производства.

 

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии:

 

Халлаева Д. М.

 

Адигюзелов К. А.

 

Ганиев Р. Д.

 

 

 

Кусиев М. Б.

                                                                                                                                                 

        

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

   

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу №41

 

05.03.2013                                                                                            

г. Махачкала

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:                             

Халлаевой Д. М.

Адигюзелова К. А.

Ганиева Р. Д.

Кусиева М. Б.

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 05.03.2013 по делу №41 о нарушении ОАО «Дагэнергосеть» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1.      ОАО «Дагэнергосеть» в срок до 25.04.2013 прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в необоснованном отказе (уклонении) от заключения договоров на технологическое присоединение по заявкам физических лиц ххх,

         а именно ОАО «Дагэнергосеть» рассмотреть заявки физических лиц  ххх и направить указанным заявителям проекты договоров на технологическое присоединение в соответствии с Правилами технологического присоединения.

2.      ОАО «Дагэнергосеть» о выполнении пункта 1 настоящего Предписания сообщить в Дагестанское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения с представлением подтверждающих документов.

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии:

 

Халлаева Д. М.

 

Адигюзелов К. А.

 

Ганиев Р. Д.

 

 

 

Кусиев М. Б.

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.       

 

stdClass Object ( [vid] => 7062 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание в отношении ОАО «Дагэнергосеть» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7062 [type] => solution [language] => ru [created] => 1363850082 [changed] => 1370518826 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370518826 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>
       РЕШЕНИЕ
       по делу №41

05.03.2013                                                                                             

г. Махачкала

Резолютивная часть решения оглашена     05.03.2013                        

В полном объеме решение изготовлено     05.03.2013

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:                             

Халлаевой Д. М.

Адигюзелова К. А.

Ганиева Р. Д.

Кусиева М. Б.

рассмотрев дело №41, возбужденное по признакам нарушения ОАО «Дагэнергосеть» (г. Махачкала, ул. Дахадаева, 73 «А») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ущемлении интересов физических лиц (ххх), в части неисполнения заявок названных физических лиц на технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «Дагэнергосеть»,

в присутствии представителей

от ОАО «Дагэнергосеть» – ххх,

от заявителей – ххх,

УСТАНОВИЛА:

 

Дагестанским УФАС России 20.11.2012 было получено обращение ххх с просьбой признать действия ОАО «Дагэнергосеть» злоупотреблением его монопольным положением и выдать предписание обществу об обязании направить заявителям проекты договоров на технологическое присоединение энергопринимающих устройств мощностью до 15 кВт включительно.

Приказом Дагестанского УФАС России от 12.12.2012 №205 было возбуждено дело №41 в отношении ОАО «Дагэнергосеть» (г. Махачкала, ул. Дахадаева, 73 «А») по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ущемлении интересов физических лиц (ххх) в части неисполнения заявок названных физических лиц на технологическое присоединение к электросетям ОАО «Дагэнергосеть».

На рассмотрении дела представители общества пояснили Комиссии, что жалобы заявителей необоснованны по следующим причинам.

ООО «Синтэко-Н», являющийся арендатором земельных участков заявителей, уже выступил в качестве заявителя на технологическое присоединение своего объекта, расположенного на указанных земельных участках, и дублирование технических условий на присоединение к электрическим сетям (на один земельный участок) не представляется возможным.

Генеральному директору ООО «Синтэко-Н» ххх обществом были направлены два экземпляра проекта договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств ООО «Синтэко-Н» к электросетям общества.

Представитель заявителей пояснил Комиссии, что по договорам аренды от 01.04.2010 заявителями переданы земельные участки, принадлежащие им на праве собственности, в аренду ООО «Синтэко-Н», что не лишает их, как собственников данных земельных участков, права улучшать их состояние.

Такое улучшение земельного участка физического лица выражается в возможности технологического присоединения его электроустановок мощностью до 15 кВт включительно, с целью удовлетворения его хозяйственно-бытовых нужд.

Заявки физических лиц на технологическое присоединение их электроустановок мощностью до 15 кВт включительно для удовлетворения хозяйственно-бытовых нужд никак не связаны с заявкой ООО «Синтэко-Н» на технологическое присоединение его электроустановок мощностью до 100 кВт включительно для осуществления предпринимательской деятельности. 

Письмом от 27.06.2012 заявители сообщили сетевой компании, что к договорам аренды от 01.04.2010 заявителями и арендатором (ООО «Синтэко-Н») заключены дополнительные соглашения от 09.02.2012, согласно которым пункт 7догворов аренды земельных участков изменен, и предусмотрено право заявителей заключать договоры техприсоединения и энергоснабжения для бытовых нужд арендодателя, не связанных с нуждами арендатора, выполнять иные действия, не нарушающие хозяйственной деятельности арендатора.

Кроме того, дублированием технических условий согласно пункту 15 Правил технологического присоединения является технологическое присоединение одного заявителя к разным сетевым компаниям с одинаковыми характеристиками технологического присоединения. Следовательно, заявки, поданные разными заявителями (арендодателями и арендатором) одной сетевой компании и тем более о различном характере технологического присоединения не являются дублированием.

Исследовав материалы дела и выслушав объяснения представителей сторон, Комиссия пришла к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничных рынках электрической энергии осуществляются антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике», и принятыми в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации актами федерального антимонопольного органа.

В соответствии с ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» на оптовом и розничных рынках электрической энергии действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействия), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в том числе злоупотребления доминирующим и (или) исключительным положением на оптовом и розничных рынках.

В соответствии с п. 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 (далее – Правила технологического присоединения) сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил технологического присоединения и наличии технической возможности технологического присоединения.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами технологического присоединения. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением (п. 6 Правил технологического присоединения).

Правила технологического присоединения устанавливают следующую процедуру технологического присоединения (п. 7):

а) подача заявки юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию энергопринимающих устройств и увеличение объема максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;

б) заключение договора;

в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;

г) получение разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объектов заявителя (за исключением объектов лиц, указанных в пунктах 12.1 - 14 Правил технологического присоединения);

г.1) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям;

г.2) фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»);

д) составление акта о технологическом присоединении, акта разграничения балансовой принадлежности, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в п. 14(2) Правил технологического присоединения).

Согласно п. 14 Правил технологического присоединения в заявке, направляемой заявителем – физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должны быть указаны:

а) фамилия, имя и отчество заявителя, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) место жительства заявителя;

в) сведения, предусмотренные подпунктами «б» и «и» пункта 9 Правил технологического присоединения;

г) запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя.

В соответствии с п. 15 Правил технологического присоединения сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки.

При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 1214 Правил технологического присоединения, сетевая организация уведомляет об этом заявителя в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки и направляет ему для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней с даты получения недостающих сведений.

Заявитель подписывает оба экземпляра проекта договора в течение 30 дней с даты получения подписанного сетевой организацией проекта договора и направляет в указанный срок 1 экземпляр сетевой организации с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего такой договор.

Договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.

Согласно п. 11 Правил технологического присоединения сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных указанными Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные указанными Правилами.

Из материалов дела усматривается, что 11.04.2012 ОАО «Дагэнергосеть» были получены от заявителей 4 заявки на технологическое присоединение энергопринимающих устройств (заявленная мощность – 15 кВт, цель техприсоединения – для хозяйственно-бытовых нужд).

В соответствии с договорами аренды земельных участков от 01.04.2010 земельные участки, находящиеся в собственности заявителей, переданы в аренду ООО «Синтэко-Н» (срок аренды – до 01.04.2030).    

Заявители письменно сообщили ОАО «Дагэнергосеть», что их заявки на технологическое присоединение энергопринимающих устройств мощностью до 15 кВт включительно (для удовлетворения своих хозяйственно-бытовых нужд) никак не связаны с заявкой ООО «Синтэко-Н» на технологическое присоединение энергопринимающих устройств мощностью до 100 кВт включительно (для осуществления промышленного производства и ведения предпринимательской деятельности).

ОАО «Дагэнергосеть», в свою очередь, письмом от 09.08.2012 информировало заявителей, что ООО «Синтэко-Н», являющееся арендатором земельных участков заявителей, уже подало заявку на технологическое присоединение своего объекта, находящегося на указанных земельных участках, и дублирование выдачи технических условий не представляется возможным. 

ОАО «МРСК Северного Кавказа» (в лице филиала  «Дагэнерго») занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче и распределению электрической энергии на территории Республики Дагестан и приказом Дагестанского УФАС России от 29.12.2008 №189 внесено в Реестр хозяйствующих субъектов по Республике Дагестан, занимающих на рынке определенного товара долю более 35%.

Все электросетевое имущество ОАО «МРСК Северного Кавказа» на территории Республики Дагестан (закрепленное ранее за филиалом «Дагэнерго») на основании соответствующих договоров (копии представлены в Дагестанское УФАС России) передано в аренду обществу.

Субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий (статьи 3 и 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях»).

Общество использует арендуемое электросетевое имущество для оказания услуг по передаче электрической энергии, и, следовательно, общество является субъектом естественной монополии.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ОАО «Дагэнергосеть» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче и распределению электрической энергии.

Услуги по осуществлению технологического присоединения не образуют отдельного вида экономической деятельности, ввиду чего не составляют самостоятельного товарного рынка, а являются неотделимой частью рынка услуг по передаче электрической энергии. Данная правовая позиция изложена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Президиума от 08.09.2009 №6057/09.

Проанализировав действия ОАО «Дагэнергосеть» на предмет соответствия антимонопольному законодательству, Комиссия квалифицирует указанные действия  как злоупотребление доминирующим положением.

Земельные участки, находящиеся в собственности у заявителей, переданы в аренду ООО «Синтэко-Н» (договоры от 01.04.2010 №1 – №4). В соответствии с указанными договорами:

  • п. 1: арендодатель (один из заявителей) передает в аренду земельный участок, находящийся в его собственности (владении) арендатору (ООО «Синтэко-Н»);
  • п. 6: арендатор несет ответственность за правильное использование земельного участка в соответствии с целью аренды – производство строительных материалов.

         Дополнительными соглашениями от 09.02.2012 в указанные договоры аренды внесены изменения, и пункт 7 дополнен следующим содержанием: «Арендодатель сохраняет за собой право пользоваться своим земельным участком (вносить улучшения, подводить коммуникации, заключать договоры техприсоединения и энергоснабжения для бытовых нужд арендодателя, не связанных с нуждами арендатора, выполнять иные действия, не нарушающие хозяйственной деятельности арендатора), в случае возникновения нарушений хозяйственной деятельности арендатора, последний вправе обратиться к арендодателю с предложением об их устранении. Любые возможные конфликтные ситуации разрешаются сторонами в порядке переговоров, и лишь при недостижении согласия стороны вправе обратиться в суд». 

Довод представителей ОАО «Дагэнергосеть» о том, что выдача технических условий заявителям является дублированием в связи с выдачей технических условий ООО «Синтэко-Н», является необоснованным и подлежит отклонению, поскольку, во-первых, подобный отказ (уклонение) от заключения договора на технологическое присоединение Правилами технологического присоединения не предусмотрен, во-вторых, характер технологического присоединения по заявкам заявителей и по заявке ООО «Синтэко-Н» различен и направлен на удовлетворение различных нужд (соответственно для бытовых нужд и для ведения предпринимательской деятельности).   

Кроме того, энергопринимающие устройства ООО «Синтэко-Н» расположены лишь на одном из четырех арендуемых им участков; в заявке ООО «Синтэко-Н» на технологическое присоединение его энергопринимающих устройств указан именно этот участок – №110.

Комиссия также принимает во внимание то обстоятельство, что договор на технологическое присоединение энергопринимающих устройств ООО «Синтэко-Н» к электрическим сетям ОАО «Дагэнергосеть» к настоящему времени не подписан ООО «Синтэко-Н» и, следовательно, не заключен. Доказательств обратного в дело не представлено. Это означает, что возможности энергоснабжения фактически лишены как ООО «Синтэко-Н», так и физические лица ххх.   

 Таким образом, исходя из содержания вышеперечисленных норм законодательства Российской Федерации, представленных в материалы дела документов и сведений Комиссия приходит к выводу о том, что со стороны ОАО «Дагэнергосеть» имело место нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

  

РЕШИЛА:

  1. Признать ОАО «Дагэнергосеть» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Выдать ОАО «Дагэнергосеть» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства:

         ОАО «Дагэнергосеть» в срок до 25.04.2013 прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в необоснованном отказе (уклонении) от заключения договоров на технологическое присоединение по заявкам физических лиц ххх,

         а именно ОАО «Дагэнергосеть» рассмотреть заявки физических лиц  ххх и направить указанным заявителям проекты договоров на технологическое присоединение в соответствии с Правилами технологического присоединения.

  1. Передать материалы дела №41 о нарушении антимонопольного законодательства уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан для решения вопроса о возбуждении в отношении виновных лиц административного производства.

 

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии:

 

Халлаева Д. М.

 

Адигюзелов К. А.

 

Ганиев Р. Д.

 

 

 

Кусиев М. Б.

                                                                                                                                                 

        

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

   

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу №41

 

05.03.2013                                                                                            

г. Махачкала

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:                             

Халлаевой Д. М.

Адигюзелова К. А.

Ганиева Р. Д.

Кусиева М. Б.

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 05.03.2013 по делу №41 о нарушении ОАО «Дагэнергосеть» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1.      ОАО «Дагэнергосеть» в срок до 25.04.2013 прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в необоснованном отказе (уклонении) от заключения договоров на технологическое присоединение по заявкам физических лиц ххх,

         а именно ОАО «Дагэнергосеть» рассмотреть заявки физических лиц  ххх и направить указанным заявителям проекты договоров на технологическое присоединение в соответствии с Правилами технологического присоединения.

2.      ОАО «Дагэнергосеть» о выполнении пункта 1 настоящего Предписания сообщить в Дагестанское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения с представлением подтверждающих документов.

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии:

 

Халлаева Д. М.

 

Адигюзелов К. А.

 

Ганиев Р. Д.

 

 

 

Кусиев М. Б.

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.       

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>
       РЕШЕНИЕ
       по делу №41

05.03.2013                                                                                             

г. Махачкала

Резолютивная часть решения оглашена     05.03.2013                        

В полном объеме решение изготовлено     05.03.2013

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:                             

Халлаевой Д. М.

Адигюзелова К. А.

Ганиева Р. Д.

Кусиева М. Б.

рассмотрев дело №41, возбужденное по признакам нарушения ОАО «Дагэнергосеть» (г. Махачкала, ул. Дахадаева, 73 «А») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ущемлении интересов физических лиц (ххх), в части неисполнения заявок названных физических лиц на технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «Дагэнергосеть»,

в присутствии представителей

от ОАО «Дагэнергосеть» – ххх,

от заявителей – ххх,

УСТАНОВИЛА:

 

Дагестанским УФАС России 20.11.2012 было получено обращение ххх с просьбой признать действия ОАО «Дагэнергосеть» злоупотреблением его монопольным положением и выдать предписание обществу об обязании направить заявителям проекты договоров на технологическое присоединение энергопринимающих устройств мощностью до 15 кВт включительно.

Приказом Дагестанского УФАС России от 12.12.2012 №205 было возбуждено дело №41 в отношении ОАО «Дагэнергосеть» (г. Махачкала, ул. Дахадаева, 73 «А») по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ущемлении интересов физических лиц (ххх) в части неисполнения заявок названных физических лиц на технологическое присоединение к электросетям ОАО «Дагэнергосеть».

На рассмотрении дела представители общества пояснили Комиссии, что жалобы заявителей необоснованны по следующим причинам.

ООО «Синтэко-Н», являющийся арендатором земельных участков заявителей, уже выступил в качестве заявителя на технологическое присоединение своего объекта, расположенного на указанных земельных участках, и дублирование технических условий на присоединение к электрическим сетям (на один земельный участок) не представляется возможным.

Генеральному директору ООО «Синтэко-Н» ххх обществом были направлены два экземпляра проекта договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств ООО «Синтэко-Н» к электросетям общества.

Представитель заявителей пояснил Комиссии, что по договорам аренды от 01.04.2010 заявителями переданы земельные участки, принадлежащие им на праве собственности, в аренду ООО «Синтэко-Н», что не лишает их, как собственников данных земельных участков, права улучшать их состояние.

Такое улучшение земельного участка физического лица выражается в возможности технологического присоединения его электроустановок мощностью до 15 кВт включительно, с целью удовлетворения его хозяйственно-бытовых нужд.

Заявки физических лиц на технологическое присоединение их электроустановок мощностью до 15 кВт включительно для удовлетворения хозяйственно-бытовых нужд никак не связаны с заявкой ООО «Синтэко-Н» на технологическое присоединение его электроустановок мощностью до 100 кВт включительно для осуществления предпринимательской деятельности. 

Письмом от 27.06.2012 заявители сообщили сетевой компании, что к договорам аренды от 01.04.2010 заявителями и арендатором (ООО «Синтэко-Н») заключены дополнительные соглашения от 09.02.2012, согласно которым пункт 7догворов аренды земельных участков изменен, и предусмотрено право заявителей заключать договоры техприсоединения и энергоснабжения для бытовых нужд арендодателя, не связанных с нуждами арендатора, выполнять иные действия, не нарушающие хозяйственной деятельности арендатора.

Кроме того, дублированием технических условий согласно пункту 15 Правил технологического присоединения является технологическое присоединение одного заявителя к разным сетевым компаниям с одинаковыми характеристиками технологического присоединения. Следовательно, заявки, поданные разными заявителями (арендодателями и арендатором) одной сетевой компании и тем более о различном характере технологического присоединения не являются дублированием.

Исследовав материалы дела и выслушав объяснения представителей сторон, Комиссия пришла к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничных рынках электрической энергии осуществляются антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике», и принятыми в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации актами федерального антимонопольного органа.

В соответствии с ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» на оптовом и розничных рынках электрической энергии действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействия), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в том числе злоупотребления доминирующим и (или) исключительным положением на оптовом и розничных рынках.

В соответствии с п. 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 (далее – Правила технологического присоединения) сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил технологического присоединения и наличии технической возможности технологического присоединения.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами технологического присоединения. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением (п. 6 Правил технологического присоединения).

Правила технологического присоединения устанавливают следующую процедуру технологического присоединения (п. 7):

а) подача заявки юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию энергопринимающих устройств и увеличение объема максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;

б) заключение договора;

в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;

г) получение разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объектов заявителя (за исключением объектов лиц, указанных в пунктах 12.1 - 14 Правил технологического присоединения);

г.1) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям;

г.2) фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»);

д) составление акта о технологическом присоединении, акта разграничения балансовой принадлежности, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в п. 14(2) Правил технологического присоединения).

Согласно п. 14 Правил технологического присоединения в заявке, направляемой заявителем – физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должны быть указаны:

а) фамилия, имя и отчество заявителя, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) место жительства заявителя;

в) сведения, предусмотренные подпунктами «б» и «и» пункта 9 Правил технологического присоединения;

г) запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя.

В соответствии с п. 15 Правил технологического присоединения сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки.

При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 1214 Правил технологического присоединения, сетевая организация уведомляет об этом заявителя в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки и направляет ему для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней с даты получения недостающих сведений.

Заявитель подписывает оба экземпляра проекта договора в течение 30 дней с даты получения подписанного сетевой организацией проекта договора и направляет в указанный срок 1 экземпляр сетевой организации с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего такой договор.

Договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.

Согласно п. 11 Правил технологического присоединения сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных указанными Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные указанными Правилами.

Из материалов дела усматривается, что 11.04.2012 ОАО «Дагэнергосеть» были получены от заявителей 4 заявки на технологическое присоединение энергопринимающих устройств (заявленная мощность – 15 кВт, цель техприсоединения – для хозяйственно-бытовых нужд).

В соответствии с договорами аренды земельных участков от 01.04.2010 земельные участки, находящиеся в собственности заявителей, переданы в аренду ООО «Синтэко-Н» (срок аренды – до 01.04.2030).    

Заявители письменно сообщили ОАО «Дагэнергосеть», что их заявки на технологическое присоединение энергопринимающих устройств мощностью до 15 кВт включительно (для удовлетворения своих хозяйственно-бытовых нужд) никак не связаны с заявкой ООО «Синтэко-Н» на технологическое присоединение энергопринимающих устройств мощностью до 100 кВт включительно (для осуществления промышленного производства и ведения предпринимательской деятельности).

ОАО «Дагэнергосеть», в свою очередь, письмом от 09.08.2012 информировало заявителей, что ООО «Синтэко-Н», являющееся арендатором земельных участков заявителей, уже подало заявку на технологическое присоединение своего объекта, находящегося на указанных земельных участках, и дублирование выдачи технических условий не представляется возможным. 

ОАО «МРСК Северного Кавказа» (в лице филиала  «Дагэнерго») занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче и распределению электрической энергии на территории Республики Дагестан и приказом Дагестанского УФАС России от 29.12.2008 №189 внесено в Реестр хозяйствующих субъектов по Республике Дагестан, занимающих на рынке определенного товара долю более 35%.

Все электросетевое имущество ОАО «МРСК Северного Кавказа» на территории Республики Дагестан (закрепленное ранее за филиалом «Дагэнерго») на основании соответствующих договоров (копии представлены в Дагестанское УФАС России) передано в аренду обществу.

Субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий (статьи 3 и 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях»).

Общество использует арендуемое электросетевое имущество для оказания услуг по передаче электрической энергии, и, следовательно, общество является субъектом естественной монополии.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ОАО «Дагэнергосеть» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче и распределению электрической энергии.

Услуги по осуществлению технологического присоединения не образуют отдельного вида экономической деятельности, ввиду чего не составляют самостоятельного товарного рынка, а являются неотделимой частью рынка услуг по передаче электрической энергии. Данная правовая позиция изложена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Президиума от 08.09.2009 №6057/09.

Проанализировав действия ОАО «Дагэнергосеть» на предмет соответствия антимонопольному законодательству, Комиссия квалифицирует указанные действия  как злоупотребление доминирующим положением.

Земельные участки, находящиеся в собственности у заявителей, переданы в аренду ООО «Синтэко-Н» (договоры от 01.04.2010 №1 – №4). В соответствии с указанными договорами:

  • п. 1: арендодатель (один из заявителей) передает в аренду земельный участок, находящийся в его собственности (владении) арендатору (ООО «Синтэко-Н»);
  • п. 6: арендатор несет ответственность за правильное использование земельного участка в соответствии с целью аренды – производство строительных материалов.

         Дополнительными соглашениями от 09.02.2012 в указанные договоры аренды внесены изменения, и пункт 7 дополнен следующим содержанием: «Арендодатель сохраняет за собой право пользоваться своим земельным участком (вносить улучшения, подводить коммуникации, заключать договоры техприсоединения и энергоснабжения для бытовых нужд арендодателя, не связанных с нуждами арендатора, выполнять иные действия, не нарушающие хозяйственной деятельности арендатора), в случае возникновения нарушений хозяйственной деятельности арендатора, последний вправе обратиться к арендодателю с предложением об их устранении. Любые возможные конфликтные ситуации разрешаются сторонами в порядке переговоров, и лишь при недостижении согласия стороны вправе обратиться в суд». 

Довод представителей ОАО «Дагэнергосеть» о том, что выдача технических условий заявителям является дублированием в связи с выдачей технических условий ООО «Синтэко-Н», является необоснованным и подлежит отклонению, поскольку, во-первых, подобный отказ (уклонение) от заключения договора на технологическое присоединение Правилами технологического присоединения не предусмотрен, во-вторых, характер технологического присоединения по заявкам заявителей и по заявке ООО «Синтэко-Н» различен и направлен на удовлетворение различных нужд (соответственно для бытовых нужд и для ведения предпринимательской деятельности).   

Кроме того, энергопринимающие устройства ООО «Синтэко-Н» расположены лишь на одном из четырех арендуемых им участков; в заявке ООО «Синтэко-Н» на технологическое присоединение его энергопринимающих устройств указан именно этот участок – №110.

Комиссия также принимает во внимание то обстоятельство, что договор на технологическое присоединение энергопринимающих устройств ООО «Синтэко-Н» к электрическим сетям ОАО «Дагэнергосеть» к настоящему времени не подписан ООО «Синтэко-Н» и, следовательно, не заключен. Доказательств обратного в дело не представлено. Это означает, что возможности энергоснабжения фактически лишены как ООО «Синтэко-Н», так и физические лица ххх.   

 Таким образом, исходя из содержания вышеперечисленных норм законодательства Российской Федерации, представленных в материалы дела документов и сведений Комиссия приходит к выводу о том, что со стороны ОАО «Дагэнергосеть» имело место нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

  

РЕШИЛА:

  1. Признать ОАО «Дагэнергосеть» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Выдать ОАО «Дагэнергосеть» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства:

         ОАО «Дагэнергосеть» в срок до 25.04.2013 прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в необоснованном отказе (уклонении) от заключения договоров на технологическое присоединение по заявкам физических лиц ххх,

         а именно ОАО «Дагэнергосеть» рассмотреть заявки физических лиц  ххх и направить указанным заявителям проекты договоров на технологическое присоединение в соответствии с Правилами технологического присоединения.

  1. Передать материалы дела №41 о нарушении антимонопольного законодательства уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан для решения вопроса о возбуждении в отношении виновных лиц административного производства.

 

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии:

 

Халлаева Д. М.

 

Адигюзелов К. А.

 

Ганиев Р. Д.

 

 

 

Кусиев М. Б.

                                                                                                                                                 

        

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

   

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу №41

 

05.03.2013                                                                                            

г. Махачкала

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:                             

Халлаевой Д. М.

Адигюзелова К. А.

Ганиева Р. Д.

Кусиева М. Б.

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 05.03.2013 по делу №41 о нарушении ОАО «Дагэнергосеть» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1.      ОАО «Дагэнергосеть» в срок до 25.04.2013 прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в необоснованном отказе (уклонении) от заключения договоров на технологическое присоединение по заявкам физических лиц ххх,

         а именно ОАО «Дагэнергосеть» рассмотреть заявки физических лиц  ххх и направить указанным заявителям проекты договоров на технологическое присоединение в соответствии с Правилами технологического присоединения.

2.      ОАО «Дагэнергосеть» о выполнении пункта 1 настоящего Предписания сообщить в Дагестанское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения с представлением подтверждающих документов.

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии:

 

Халлаева Д. М.

 

Адигюзелов К. А.

 

Ганиев Р. Д.

 

 

 

Кусиев М. Б.

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.       

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №41 [format] => [safe_value] => №41 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 1 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 1 [vid] => 6 [name] => Электроэнергетика [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-03-05 19:08:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-03-05 08:08:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1363850082 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Дагестанское УФАС России )