«Основной угрозой для развития конкуренции в Дагестане являются административные барьеры» В Дагестанском УФАС России прошли Публичные обсуждения

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Сегодня, 18 июня в Управлении федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан прошли Публичные обсуждения правоприменительной практики Дагестанского УФАС России.

Развитие конкуренции в строительной отрасли региона и рост цен на авиабилеты – стали основными темами обсуждений.  

В совещании приняли участие руководитель Управления Каир Бабаев, заместитель руководителя, начальники отделов и представители СМИ.  

Выступая перед слушателями с докладом «Парадоксы строительного рынка Республики Дагестан: тенденции или особенности», Каир Бабаев дал оценку сложившейся за последние несколько лет в республике строительной проблеме.

«Особую остроту в республике Дагестан имеют проблемы соблюдения конкурентных условий для всех участников товарного рынка в строительной отрасли. В дорожной карте республики отражено, что одной из основных угроз для развития конкуренции в республике Дагестан являются административные барьеры, препятствующие вхождению на рынки новых участников, повышающие непроизводственные издержки и создающие условия для коррупции. В ходе проведения административной реформы существенно должны быть сокращены масштабы вмешательства органов государственной власти в экономическую деятельность, связанную с осуществлением государственного контроля (надзора), лицензированием, государственной регистрацией и экспертизой, обязательной сертификацией продукции. Однако на данный момент указанная работа не завершена: во многих сферах сохраняются ограничения выхода новых участников на рынки в виде необходимости получения от органов государственной власти различных разрешений, согласований и заключений. Основная мотивировка в привлечении военных строителей заключалась в необходимости ускорения строительства, заключение контрактов, минуя процедуры Закона о контрактной системе. А получилось так, что самым обсуждаемым вопросом на всех совещаниях по социальному строительству стал вопрос несвоевременности выполнения обязательств государственным подрядчиком. Мы обязаны дать оценку структурным изменениям, происшедшим на этом рынке за последние 2 года. ГСВУ №4 (главное военно-строительное управление) получили контракты как с единственным поставщиком по первоначальной цене, рассчитанной проектировщиком, остальные компании через конкурентную борьбу на аукционах. В большинстве случаев величина уменьшения первоначальной стоимости для участников аукционов доходила до 20 и более процентов. ГСВУ обязано было при выполнении объемов по контракту 25 % объемов исполнить в самостоятельном режиме. Как показывает практика все объекты были отданы в субподряд и строительством занимались местные компании, у которых не всегда и были в распоряжении рабочая сила и спецтехника – отсюда и сплошные провалы. Субподрядчикам объекты отдавались ГСВУ №4 с авансированием 50 и более процентов, а аукционные победители бюджетные средства получают после сдачи объемов строительства по этапам», - отметил руководитель УФАС.

По его словам, серьезные строители уже покидают республику: - «Рано или поздно после сдачи всех объектов ГСВУ №4 покинет Дагестан, а что же останется на строительном рынке после них? Серьезные строители, теряя объемы строительства, покинули или покидают территорию. Об этом также свидетельствует факт открытия особых счетов – экскроу-счетов для получения проектного финансирования – только одним застройщиком в Республике Дагестан. В Правительстве республики привязывают возможные банкротства застройщиков в ближайший период с технически моментом отсутствия счетов у застройщиков. На наш взгляд основные причины кроются в отсутствии достаточных открытых прямых объемов для всех застройщиков. По объемам, разыгрываемым для застройщиков на аукционах, падение стоимости превышает любые разумные пределы – это скорее всего отчаянные сигналы по ситуации на данном рынке.  

В ходе встречи отвечая на вопросы журналистов поговорили о резком росте цен на овощи и авиабилеты, о появлении в Дагестане сетевого супермаркета «Магнит» и т.д. 

 

Так Каир Бабаев в очередной раз отметил, что цены на свеклу и морковь, и другие продукты питания, что распространяются на торговом рынке антимонопольный орган контролировать некомпетентен.

«Для того чтобы наша служба могла повлиять на это, эти продукты должны распространяться в сетевых магазинах, а не на рынках, где каждый продавец индивидуальный предприниматель, который к монополии не имеет никакого отношения, а все действия, связанные со свободным рынком и магазинами у которых нет не монопольных позиций не доминирующего положения, имеют свободное ценообразование, поэтому влиять на этот рынок мы не можем. У нас в Дагестане нет сетевых магазинов, предполагается что скоро они появятся. Однако мы ведем постоянный мониторинг цен, у нас открыта горячая линия мы собираем информацию анализируем ее и каждую неделю отчитываемся в Центральный аппарат».

Про рост цен на авиабилеты в период праздником и летних каникул.

«В 2018-2019 году мы проводили анализ по ценам на авиаперелеты по маршруту Махачкала - Москва – Махачкала, мы нашли нарушения выдали предписание авиаперевозчикам, однако оно было обжаловано участниками дела в Центральный аппарат, где по рассмотрению апелляционной комиссией было удовлетворено. Тогда нам коллеги это объяснили, тем, что к этому страна еще не готова. Любая стоимость должна быть обоснована расходами на эту стоимость, что сейчас происходит, если мы заранее, за два-три месяца или даже месяц покупаем билеты в Москву то они стоят гораздо дешевле. Но в период спроса, на праздники или каникулы, начинается резкий рост. Мы считаем, что, получая одну и ту же услугу люди не должны переплачивать в два – три раза, а иногда и больше.  Это никакая не экономика, а спекуляция с огромным размахом. У нас есть уже жалобы, мы их рассматриваем, оглядываясь на те решения, которые были приняты несколько лет назад мы будем информировать об этом Москву. Не стоит исключать также и такое повышение с потоком в республику в этом году туристов. Но завышать цены до почти 20 тысяч на перелет только в одну сторону, это не привлечение туристов, а наоборот – их отток. За 30 тысяч рублей можно на неделю слетать в Турцию. В Дагестане прелестей не меньше чем в Турции, так давайте не создавать проблемы для туристов. Безусловно меры нужно принимать на уровне Правительства РФ.  

Про «Магнит».  

«Те восторги какие есть у многих чиновников мы их далеко не разделяем. Вопрос не в том, нужно ли привлекать крупные сетевые магазины – конечно нужно, потому как это немного другая культура.  Однако не стоит исключать и то, что такой приход может уничтожить средний и малый бизнес в регионе. К примеру, я долгое время работал в соседней Карачаево –Черкесской республике и наблюдал что творилось с бизнесом с приходом в республику супермаркета «Магнит». В течении двух - трех лет был практически ликвидирован весь средний и мелкий бизнес, порядка  300 магазинов разорились, следом пришли «Перекресток» и «Лента». Вы спрашиваете хорошо это или плохо, если мы заботимся о среднем и мелком бизнесе это всегда плохо, поэтому нам тут приходится оценивать качество действующего закона, который позволяет любому из этих сетевеков занимать менее 25 процентов на территории любого органа местного самоуправления. Вот представьте теперь что произошло в Ставрополе, Нальчике и во Владикавказе, приходят по три-четыре сетевых магазинов, которые занимают не менее 25 процентов и у них есть серьёзные ресурсы.  Часто на всех форумах мы говорим, что в закон должна быть внесена поправка в целом по органам местного самоуправления для сетевых компаний, где доля для них должна быть определена не выше в целом 35-40 процентов, а все остальное это традиционная сфера для среднего и мелкого бизнеса, и так во всем мире. Мы считаем, что шаг в целом положительный, но надо учитывать все обстоятельства и понимать, что в Дагестане каждый магазин — это почти семейный бизнес если мы разоряем один магазин мы не даем средств существования целой семье поэтому к этому вопросу надо подходить очень внимательно и осторожно. Понимаем, что не все могут с эти согласиться, но средний и мелкий бизнес должен иметь место в экономике.

Более подробно о прошедшей встрече на официальном «Ютуб» канале Управления https://m.youtube.com/watch?v=6mkiSv0NetQ и  в социальной сети «Инстаграм» https://instagram.com/ufas.rd?utm_medium=copy_link

Доклад руководителя приведен ниже. 

 

Пресс-служба Дагестанского УФАС России. 

Файлы для скачивания

doklad_dlya_po.docx
Тип файла: docx
Размер файла: 0.02 МБ