• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Неурегулированный тариф

Немного поутихли страсти по поводу повышения стоимости в маршрутных такси в Махачкале, однако проблема как таковая осталась нерешенной. И дело даже не в том, что жители столицы в большей части недовольны резким подорожанием тарифа – решение УФАС по РД признать незаконным повышение цен апелляционная инстанция ФАС России, не поддержала. Выходит, все правильно, и тарифы экономически обоснованы?

В Махачкалинском городском Собрании депутатов с этим не согласны, считая, что дальнейший рост можно остановить, поменяв статус тарифа перевозок с нерегулируемого на регулируемый. Вопрос этот начальник управления промышленности, транспорта, связи и дорожного хозяйства администрации города А. Гусейнов и депутаты накануне обсуждали с руководителями транспортных компаний-перевозчиков и представителями общественности.

Как сообщает www.mkala.ru, «дискуссию у депутатов вызвала необъективность методики расчета тарифа, представленного перевозчиками. Следовательно, было бы неверным оставлять без должного реагирования решение транспортных компаний — перевозчиков о существенном повышении стоимости проезда с 17 до 23 руб. без достаточного экономического обоснования. По итогам обсуждения депутаты пришли к выводу о необходимости постепенного перехода на регулируемый тариф, что позволит взять под контроль городских властей стоимость тарифа на внутригородские перевозки и защитить интересы социально незащищенных слоев населения города, а также увеличить поступления в местный бюджет».

Однако достаточны ли в данной ситуации одни лишь административные меры, и почему апелляционная инстанция ФАС России не поддержала решения УФАС по РД, усмотревшего в одномоментном повышении проезда на маршрутках Махачкалы признаки сговора? На эти и другие вопросы нам ответил глава управления Федеральной антимонопольной службы в Дагестане Каир БАБАЕВ:

— Одно из основных обстоятельств, на которое мы обратили внимание, рассматривая ситуацию повышения цен, — говорит он, — то, что компании-перевозчики подняли свои цены в течение одной недели. Они имели на это право и все предыдущие годы, но почему-то решили сделать это практически вместе. Чтобы разобраться, был ли сговор или нет, мы запросили от них информацию по ценообразованию тарифа. По их расчетам, итоговые цены на проезд были у всех разные, у кого 27, у кого 25, но почему-то все в течение недели установили цену в 23 рубля.

Почему в один прекрасный день вы решили поднять цену именно до 23 рублей? Это был наш вопрос к каждому из руководителей транспортных компаний. На него они так и не сумели ответить. Подобные действия по антимонопольному законодательству, считаю, имеют признаки сговора. Но апелляционная инстанция ФАС России посчитала, что доказательств наличия сговора было недостаточно. Не имея оперативных полномочий, сделать это нам непросто. Явных доказательств свидетельств о тайных соглашениях и согласований цены тарифа, помимо имеющихся косвенных документов и фактов, мы предоставить, конечно, не могли.

Все ИП имеют право участвовать в конкурсах на пассажирские перевозки. Однако смогут они или нет воспользоваться этим правом, зависит от муниципальных властей

Однако считаем, что приняли правильное решение. Процесс реформирования отрасли сдвигается с мертвой точки. И мы порядок в ней обязательно наведем. Мы считаем, что тариф может быть другим, не столь высоким, если предоставить индивидуальным предпринимателям свободный доступ к рынку пассажирских перевозок. С самого начала анализа ситуации в транспортной сфере Дагестана мы об этом говорили, говорим это и сейчас, подтверждая свои слова примером города Черкесска, в котором ИП с прошлого года получили свободный доступ к пассажирским перевозкам. В этом случае и люди смогут работать на себя, и бюджет города вырастет, и порядок на дорогах будет.

— Это не противоречит законодательству?

— Нет, конечно! У нас на муниципальном уровне все предыдущие годы действовали нормы, по которым подавать заявку на конкурс маршрута могут только крупные компании, способные покрывать весь маршрут. Это, отмечу, противоречит антимонопольному законодательству страны. Мы практически во всех муниципалитетах отменили эти нормы. В настоящем все ИП имеют право участвовать в конкурсах на пассажирские перевозки. Однако смогут они или нет воспользоваться этим правом, зависит от муниципальных властей, от того, какое они примут решение на местах. До последнего дня муниципальные власти допускали на торги лишь крупные компании, имеющие по 50-100 автобусов, не допуская при этом к торгам индивидуальных предпринимателей. Нужно ситуацию менять, выставлять наряду с компаниями в торгах также лоты – один автобус – один график.

— А как отразится это все на бюджете, налогах?

— Есть расчеты, что объемы поступаемых налогов в бюджет вырастут процентов на сорок. Рентабельность у ИП выше, не нужно платить за непонятные путевые листы, – это позорное явление для Дагестана. Это же фактически плата за допуск к работе. Процедура медицинского осмотра – также решаемый вопрос. У нас масса медицинских учреждений, которые бы их проводили. И никого хаоса, как утверждают отдельные оппоненты. Это сейчас хаос. В частности, и от того, что в Махачкале нет диспетчерской службы. В настоящем ее функции поручены тем же транспортным компаниям, и такое совмещение функций органов власти с функциями хозяйствующих субъектов есть явное нарушение антимонопольного законодательства. Службу организовать и вести должны муниципальные власти. Грязь в салонах, невежливые водители, изношенный практически на 70-80 процентов транспорт с 13-15-летним пробегом, невыход на маршрут, все, что должна контролировать диспетчерская служба, отдано в настоящем на откуп транспортным компаниям. Потому и не боятся водители нарушать элементарные правила, так как знают, что могут просто перейти в другую компанию и работать дальше.

Р.S. Интересно, что в материале
www.mkala.ru депутаты городского Собрания Махачкалы ни слова не сказали о допуске к торгам ИП, как и о необходимости организации диспетчерской службы. Возможно, эти вопросы и обсуждались, и автор публикации просто не обратил внимания на важность этих проблем. Но сам факт рассмотрения возможности изменения нерегулируемого тарифа на регулируемый в сфере общественного транспорта уже говорит о многом.

Дело в том, что часть маршрутов в Махачкале, как утверждают транспортные компании, нерентабельны, а значит, что изменение статуса тарифа может привести к необходимости их субсидирования.

Альтернатива, которую предлагает Каир Бабаев, субсидий не требует, напротив, гарантирует приток налогов в казну, не говоря уже о всплеске предпринимательской активности в столице. Проблему нерентабельных маршрутов руководитель УФАС по РД предлагает решить пятилетними контрактами с ИП с прописанными условиями работы на нерентабельных маршрутах. Помимо законных требований допустить к рынку перевозок ИП, пожалуй, самый веский, аргумент в пользу ИП – неспособность транспортных компаний обеспечить обновление транспортного парка.

Допуск к торгам на маршруты столицы ИП даже при выставлении в контрактах жестких условий и требований, таких как наличие нового автобуса, тахографа, терминала для безналичного расчета и ГЛОНАССа, нисколько не спугнет людей. Гарантированный пятилетний контракт, фиксированный налог могут стать для многих серьезным мотивирующим фактором открыть свое дело. Так ведь и транспортный парк столицы обновится. Но столь очевидные доводы о преимуществах все еще не услышаны. Подождем!