В Дагестанском УФАС России подвели основные итоги работы за 2021 год

Сфера антимонопольного регулирования 

Количество дел, возбужденных по признакам нарушений статьи 10 федерального закона «О защите конкуренции» в отчетном периоде составило 7, а по 4 делам принято решение о признании нарушения; по 1 нарушениям выдано соответствующее предписание.

К прочим нарушениям статьи 10 закона «О защите конкуренции» относились: действия хозяйствующих субъектов по незаконному и необоснованному прекращению поставки коммунальных ресурсов, нарушение прав неопределенного круга лиц, нарушения, допускаемые при оказании услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Количество выданных предупреждений за 2021 год по статье 10 закона «О защите конкуренции» – 1.

Пример: В Дагестанское УФАС России поступило обращение нескольких хозяйствующих субъектов о проведении проверки действий ООО «Коптильно-маринадный комбинат» на предмет соблюдения антимонопольного законодательства.

Согласно доводам заявителей, ответчик незаконно и необоснованно отказывается от заключения с ним договора о пользовании путями необщего пользования.

УФАС придя к выводу, что в действиях ООО «КМК» имеются признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно части 1 статьи 10 федерального закона № 135 «О защите конкуренции» выдало Предупреждение. Указанное предупреждение исполнено не было, в связи с чем было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.

 

Пресечение недобросовестной конкуренции

За отчетный период было возбуждено 1 дело по которому было принято решение о нарушении.

Пример: В Дагестанское УФАС России поступило заявление от ИП Кутяниной Т.С. о недобросовестной конкуренции со стороны ООО «Оникс».

В своем заявлении ИП Кутянина П.С. сообщает о длящемся нарушении антимонопольного законодательства, совершаемом ООО «Оникс», осуществляющим реализацию товаров и услуг с использованием результатов интеллектуальной деятельности Кутяниной.

Кроме того, заявителем представлены выписки с сайта ФИПС и свидетельства на товарные знаки.

В связи с обнаружением признаков нарушения антимонопольного законодательства Дагестанским УФАС было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО «Оникс» ст. 14.5 Федерального закона от 26.07.2006г., закона «О защите конкуренции».

Изучив имеющиеся в материалах дела документы и информацию, Комиссия пришла к выводу о нарушении ООО «Оникс» закона и выдала предписание об устранении допущенных нарушений.

В отчетном периоде выдано 7 предупреждений об устранении нарушении нарушений антимонопольного законодательства, из них исполнено в отчетном периоде - 7.

В основном, среди выявленных Дагестанским УФАС России правовых актов органов местного самоуправления, противоречащих нормам антимонопольного законодательства, являются постановления об определении управляющих компаний для обслуживания многоквартирных домов в обход конкурсных процедур.

Количество дел, возбужденных по признакам нарушений статьи 17 закона «О защите конкуренции» в отчетном периоде составило 1, из них прекращено 1.

Основными видами торгов, обжалованными в 2021 году в Управление, являлись торги, проводимые в соответствии с Земельным кодексом РФ. Всего за 2021 год поступило 80 жалоб.

Из них признаны:

обоснованными - 18 жалоб;

необоснованными -38 жалоб;

возвращено заявителю-16;

направлено по подведомственности-1;

отозвано-7;

выдано 9 предписаний, из которых:

исполнено – 7;

в стадии исполнения – 2;

 

Контроль рекламной деятельности

В целях обеспечения государственного надзора за соблюдением требований законодательства РФ о рекламе, Дагестанским УФАС России в 2021 году был проведен мониторинг размещенных рекламных конструкций на территории города Махачкала на предмет их соответствия действующему законодательству.

Было выявлено 13 нарушений за 2021 г.,

выдано 13 предписаний, из которых 13 - исполнено;

рассмотрено заявлений – 2; из них отказано в возбуждении по 1 обращению, 1 заявление признано обоснованным.

Пример: Дагестанским УФАС России в ходе осуществления мониторинга за соблюдением участниками рекламной деятельности законодательств РФ о рекламе выявлена реклама следующего - Кеговый №1:

Указанная реклама содержит признаки нарушения п.1 ч.2 ст.5. федерального закона от 13.03.2006г. № 38 «О рекламе».

В соответствии с п.1 ч.2 ст.5. федерального закона от 13.03.2006г. № 38 «О рекламе» - недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В связи с этим, использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение".  Реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной. В связи с этим, принято подобные утверждения сопровождать ссылкой на результат соответствующих исследований и источник данных.

В вышеуказанной рекламе используется слово «№ 1», что запрещено законодательством о рекламе.

По итогам рассмотрения дела, Комиссия Дагестанского УФАС России приняла решение о нарушении рекламодателем требований п.1 ч. 2 статьи 5 закона РФ «О рекламе» и выдано предписание об устранении нарушений.

 

Сфера государственных закупок        

За 2021 год Дагестанским УФАС России рассмотрено 1642 жалобы, поступившие в антимонопольный орган на закупки разного уровня (муниципальные, республиканские и федеральные) из них:

признаны обоснованными – 510;

признаны необоснованными – 909;

возвращено комиссией УФАС – 50;

отозвано заявителем – 173;

По общему количеству жалоб, приходящихся на управление можно сказать, что мы занимаем место в первой четверке.

Дагестанским УФАС России за нарушения законодательства о контрактной системе было вынесено постановлений о наложении штрафов на общую сумму свыше 13 миллионов рублей, из них оплачено около 10 миллионов.

Основные нарушения:

Нарушения в части размещения информации в ЕИС;

Нарушения порядка выбора способа определения поставщика;

Нарушение порядка отбора участников закупок;

Установление требований в документациях о закупках, влекущих ограничение количества участников или же установление требований, не предусмотренных законом «О контрактной системе…»;

Нарушение порядка заключения контракта;

За истекший период 2021 года значительно выросли показатели по нарушениям порядка отбора и определения победителей среди участников проводимых конкурентных процедур.

Пример:

В Дагестанское УФАС России поступила жалоба ООО «ПОН» на неправомерные действия комиссии Комитета по государственным закупкам Республики Дагестан при проведении в интересах государственного заказчика - ГКУ РД Дирекция единого государственного заказчика застройщика открытого конкурса в электронной форме, с начальной (максимальной) ценой контракта – 477,9 млн. рублей, (реестровый номер 0103200008421002595)  на закупку работ и услуг по  «Выполнению работ и оказанию услуг, связанных с одновременным выполнением инженерных изысканий, подготовкой проектной документации, разработкой рабочей документации, выполнением работ по строительству объекта капитального строительства, необходимого для обеспечения эксплуатации объекта: «Строительство общеобразовательной организации на 420 ученических мест в г. Избербаш Республики Дагестан». В своей жалобе заявитель указывал на неправомерную оценку Комиссией уполномоченного органа поданных заявок.

В ходе рассмотрения поданной жалобы Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях Комиссии Уполномоченного органа признаков нарушения антимонопольного законодательства, выразившихся в нарушении установленного порядка рассмотрения заявок участников, а именно в достоверности оценки заявки победителя указанной закупки – ООО «Инком групп» и в достоверности данных по опыту представленных ООО «Инком групп». В связи с чем, решила передать материалы уполномоченным должностным лицам Дагестанского УФАС России для проведения проверки соответствия вышеуказанных действий статьям 14.2 «Запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение» и 17 «Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений» Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

После основного доклада руководитель Дагестанского УФАС России Каир Бабаев ответил на вопросы журналистов. Из года в год основным вопросом остаётся ситуация с пассажирскими перевозками в городе Махачкала.

«Многие пассажирские перевозчики показывают свои расчёты стоимости перевозки с тарифом, заметно превышающим текущие значения. Если судить по расчётам перевозчиков, все, что ниже тарифа в 40 рублей для них убыточно. Мы предлагаем иную схему - двухзвенная система перевозок. Каждый перевозчик должен быть привязан к заказчику, не должно быть посредников. Но нас никто не слышит. На 2022-2024 годы принята новая дорожная карта, как должна развиваться конкуренция. И мы считаем, что нужно в Махачкале в сфере перевозок запустить новые конкурсы по выбору перевозчиков. Надо отметить, что те перевозчики, которые работают напрямую с заказчиком готовы работать и за меньшую сумму тарифа», - отметил Каир Бабаев.

 

Пресс-служба Дагестанского УФАС России.