Высший арбитражный суд расставляет сети для ритейлеров

Как стало известно «Ъ», президиум ВАС может создать прецедент, коренным образом меняющий правила работы крупных ритейлеров с поставщиками продукции. Российские розничные сети требуют с поставщиков многочисленные платежи и бонусы, без которых товар не может попасть на полки. В Татарии управление ФАС решило отреагировать на жалобы производителей продовольственных товаров: 29 января 2008 года ФАС признала ряд компаний нарушителями ч. 1 ст. 11 закона «О защите конкуренции». В их число попало казанское ООО «Ак Барс Торг», краснодарское ЗАО «»Тандер» - сеть магазинов «Магнит»», а также московские ЗАО ТД «Перекресток» и ООО «Фирма «Омега-97» - Патэрсон». Они, по мнению ФАС, навязывали поставщикам невыгодные «однотипные по содержанию ценовые и неценовые условия» и делали это согласованно.

Дискриминационных условий ФАС выявила более сорока, включая плату за вход в сеть (50-150 тыс. руб.), за ввод новой продукции, оплату маркетинговых услуг, значительную отсрочку платежей за реализуемый товар (до 45 дней), а также высокие штрафы за нарушения при поставке (например, нарушение сроков и недопоставка товара), предоставление скидок при проведении акций и промоакций (от 2% до 10% от цены товара). Компаниям, признанным нарушителями, ФАС предписала исключить такие условия из договоров с поставщиками. «Ак Барс Торг» обжаловал решение ФАС, и в прошлом году арбитражные суды трех инстанций в Поволжском округе признали решение ведомства недействительным. Суды посчитали, что ФАС не доказала согласованность действий ритейлеров.

Но 24 февраля коллегия судей ВАС передала дело в президиум, рекомендовав пересмотреть его в пользу ФАС. Судьи сослались на постановление пленума ВАС от 30 июня 2008 года, в котором сказано, что о согласованности действий может свидетельствовать их единообразие и синхронность при отсутствии на то объективных причин. «Согласованные действия, ограничивающие конкуренцию, никогда не оформлялись документально, поэтому для их выявления антимонопольные органы используют разнообразные методы, включая анализ ситуации на рынке и поведения его участников»,- объяснил старший юрист адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Игорь Серебряков. Если президиум ВАС согласится с выводами коллегии, то ФАС сможет предъявить претензии ко многим ритейлерам, которые уже не смогут эффективно оспаривать их в судах. «Таких дел будет много»,- признает гендиректор Х5 Retail Group (владелец сетей «Перекресток», «Пятерочка») Лев Хасис. По его оценкам, совокупный объем розничного рынка в России составляет около $500 млрд, а примерно 15% этого объема приходится на сети.

Начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев утверждает, что ФАС борется как с согласованными действиями ритейлеров, так и самими наценками: «Фундаментальной задачей является ограничение необоснованного давления на поставщиков». По словам господина Нижегородцева, торговая наценка, формально составляющая 15-20%, за счет дополнительных платежей поставщиков доходит до 60%. «Это маскируется под видом услуг, которые сети якобы оказывают поставщикам, но эти услуги - суть бизнеса розничной торговли, а ряд услуг являются притворными. Это приводит к росту цен на товары за счет увеличения издержек поставщиков»,- говорит представитель ФАС.

Ритейлеры, наоборот, уверены, что без бонусов, получаемых ими от поставщиков, цены на товары возрастут. «При отсутствии платежей с поставщиков вся нагрузка, необходимая для поддержания рентабельности торговых сетей, ляжет на покупателей»,- говорит исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (объединяет 30 крупнейших торговых сетей России) Илья Белоновский. По его словам, в России прибыль компаний розничной торговли не превышает 2-2,5% в год, а по итогам 2008 года многие получили убытки: «Наценка ритейлера включает в себя не только торговую надбавку, которую платит розничный покупатель, но и выплаты, взимаемые с поставщиков. При этом с поставщиков социально значимых товаров - а это до 50% всего ассортимента - сети не требуют дополнительных платежей». А Лев Хасис уверен, что в России ритейлеры используют методы работы, которые приняты во всем мире: «При этом условия, на которых разные торговые сети работают с поставщиками, существенно различаются. Это является не согласованными действиями, а, наоборот, инструментом для конкурентной борьбы».

«Существование системы бонусов и входной платы за размещение товара приводит к увеличению доли импорта, поскольку российские производители не способны нести такие расходы»,- считает руководитель исполкома предпринимательского объединения «Деловая Россия» Николай Остарков.

Регулировать торговые наценки уже пыталось Министерство промышленности и торговли, еще в прошлом году предложившее ввести для ритейлеров обязательный типовой договор. Однако этого пока не произошло. На этом фоне активизировалась деятельность ФАС: на днях, например, ведомство возбудило дело в отношении ООО «ИКЕА Мос», заподозренного в навязывании контрагентам невыгодных условий договора (см. вчерашний «Ъ»). «Действия ФАС не предполагают усиления государственного вмешательства в розничный бизнес, речь идет только об эффективном антимонопольном контроле и пресечении противоправных действий»,- говорит Тимофей Нижегородцев.