Обязательно к исполнению

Сфера энергоснабжения является одним из уязвимых мест в части нарушения антимонопольного законодательства.

В этой связи необходимо отметить, что Федеральная антимонопольная служба России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим государственный контроль за соблюдением правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.

На розничном рынке электрической энергии действует система регулярного контроля, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействия), которые имеют или могут иметь своим результатом ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в том числе создание дискриминационных условий для деятельности отдельных субъектов розничного рынка или злоупотребление доминирующим положением на розничном рынке.

Таким образом, в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства России, антимонопольные органы осуществляют антимонопольное регулирование и контроль на розничном рынке электрической энергии.

Так, в 2008 году Свердловским УФАС России было рассмотрено 97 заявлений, касающихся нарушений в сфере электроэнергетики. По итогам деятельности было возбуждено 32 дела, в 15-ти случаях производство по делу было прекращено, в том числе в связи с не подтверждением факта нарушения.

Признано 17 фактов нарушения, выдано 19 предписаний об устранении нарушений, исполнено 5 предписаний и ещё 5 - находятся в стадии исполнения.
Исходя из приведённой статистики, можно заметить, что наблюдается увеличение числа жалоб в связи с неправомерными действиями энергосбытовых организаций, направленными на ограничение поставок потребителям энергоресурсов и на отказ в заключении публичных договоров.

Наибольшая часть нарушений связана с созданием сетевыми организациями (собственниками энергообъектов) необоснованных препятствий перетоку электроэнергии через собственные объекты, а также с незаконным применением платы за технологическое присоединение.

В качестве наглядного примера рассмотрим дело, которое было возбуждено в апреле 2008 года Свердловским УФАС в отношении сетевой организации ООО «Энергошаля, отказывающейся оказывать услуги по передаче электрической энергии гарантирующему поставщику ОАО «Свердловэнергосбыт», с которым у ООО «Анега-93» был заключен договор энергоснабжения от 1 января 2008 года.

К заявлению ОАО «Свердловэнергосбыт» также было приобщено обращение ООО «Анега-93» с жалобой на действия ОАО «Уральский трубный завод» о недопуске представителей ООО «Анега-93» и ОАО «Свердловэнергосбыт» к электрической подстанции.

В ходе рассмотрения материалов дела антимонопольный орган Свердловской области установил, что между ООО «Анега-93» и ОАО «Свердловэнергосбыт» 1 января 2008 года был заключен договор электроснабжения.

В связи с этим ОАО «Сверловэнергосбыт» неоднократно направляло в адрес сетевой организации ООО «Энергошаля», к сетям которой непосредственно присоединен потребитель ООО «Анега-93», разрешение на подачу электроэнергии для участка «Опытно-промышленного производства ферросплавов и лигатур «Анега-93» в городе Первоуральске.
В ходе выяснения обстоятельств дела стало известно, что ОАО «Уральский трубный завод» по договору аренды недвижимого имущества 22 июня 2007 года передал во временное пользование электрическую подстанцию (ПС «Металл» 11010 кВ) ООО «Энергошаля» на период с 22.06.2007 по 31.05.2008 в целях снабжения электрической энергией согласованных сторонами предприятий, учреждений, организаций и физических лиц.

Необходимо уточнить, что ООО «Энергошаля» осуществляет естественно монопольный вид деятельности - оказывает услуги по передаче электрической энергии. Это означает, что на ООО «Энергошаля» в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» распространяются запреты и ограничения, установленные ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции». В частности, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара.

В результате рассмотрения дела Свердловским УФАС был признан факт нарушения ООО «Энергошаля» п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции».
Действия ООО «Энергошаля» по уклонению от оказания услуг ОАО «Свердловэнергосбыт» по передаче электрической энергии в отношении потребителя ООО «Анега-93» при наличии договора электроснабжения и действия ОАО «Уральский трубный завод» по препятствованию ОАО «Свердловэнергосбыт» и ООО «Анега-93» подключению к подстанции Свердловское УФАС признало согласованными действиями, нарушающими нормы ч.1 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции», которая устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов.

Одновременно с вынесением решения о признании фактов нарушения закона о защите конкуренции Свердловское УФАС выдало ООО «Энергошаля» и ОАО «Уральский трубный завод» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

ООО «Энергошаля», в свою очередь, оспорило решение и предписание Свердловского УФАС в арбитражном суде, который признал оспариваемые акты антимонопольного органа законными и отказал в удовлетворении требований ООО «Энергошаля».

Кроме того, решение Арбитражного суда Свердловской области было оставлено без изменения вышестоящими судебными инстанциями. Однако, ООО «Энергошаля» предписание так и не исполнило.

В связи с этим Свердловское УФАС обратилось в арбитражный суд с требованием о понуждении ООО «Энергошаля» к исполнению предписания Управления путем заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении точек поставки, определенных актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между ООО «Энергошаля» и ООО «Анега-93», с гарантирующим поставщиком или с уполномоченным им на заключение такого договора лицом.

3 марта 2009 года Арбитражный суд Свердловской области удовлетворил требования Свердловского УФАС России и возложил на ООО «Энергошаля» обязанность по заключению договора оказания услуг по передаче электрической энергии в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

В настоящий момент жалоба ООО «Энергошаля» на решение арбитражного суда об удовлетворении требований антимонопольного органа находится на рассмотрении в Семнадцатом арбитражном апелляционном суде.