26.07.2010г. Закон «О защите конкуренции» празднует свой 4-ый День рождения!

26 июля 2006 года Президент РФ обнародовал Федеральный Закон «О защите конкуренции». Рассказать о законе мы попросили начальника Аналитического управления Алексея Сушкевича.

Сегодня уже можно сказать, что заработали и нашли практическое применение все положения закона, являвшиеся на тот момент новаторскими для антимонопольного законодательства, которые нашей службой задумывались, согласовывались с депутатами Государственной Думы, и в итоге были поддержаны Президентом.

Напомним, что российское антимонопольное законодательство существует с 1991 года, но лишь в 2006 г. мы получили его в унифицированном виде. Современное антимонопольное законодательство распространяет свою сферу применения на все рынки и все виды деятельности хозяйствующих субъектов, органов власти и органов местного самоуправления.

Отвечая на вопрос, что кардинально поменялось за эти 4 года, Алексей Сушкевич отметил: «Первое и наиболее важное – глава 9 закона «О защите конкуренции», а именно корпус процессуальных норм и отдельных положений, которые очень детально регламентируют правила выявления нарушений антимонопольного законодательства антимонопольным органом». Впервые за все время применения и существования антимонопольного законодательства Федеральным законом гарантирован ряд прав лицам, которые подозреваются в его нарушении. Точно определены их процессуальные права на участие в деле, на ознакомление с материалами дела. Регламентировано и закреплено в Законе право задавать вопросы антимонопольному органу, иным участникам дела и получать ответы. Очень четко определены все сроки рассмотрения дела - «Жесткие сроки и практически нет оснований, чтобы выйти за рамки максимального установленного законом срока -9 месяцев. Эта процессуальная глава сыграла важнейшую роль, во -первых, в том, что сам бизнес относится с большим доверием к Закону, во-вторых решения и предписания антимонопольной службы понятны судьям, ясно на чем они основываются, и из какого диалога с лицами участвующими в деле рождаются эти решения». Лишь регламентировав процедуру рассмотрения дел, антимонопольный орган получил право настаивать на введении реальной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

Второе изменение, коснувшееся Закона - серьезное расширение положений, пресекающих антиконкурентную деятельность органов власти, органов местного самоуправления. Полностью заработала глава 5-я Закона, которая регламентирует предоставление государственной помощи органами власти, органами местного самоуправления хозяйствующим субъектами, то есть предоставление индивидуальных льгот и преимуществ, влияющих на конкуренцию. В течении года в антимонопольную службу поступает несколько тысяч ходатайств от органов власти, органов местного самоуправления с просьбой разрешить предоставление такого индивидуального преимущества. В нашей службе апробирована и применяется процедура рассмотрения такого рода ходатайств, влияющих на состояние конкуренции.

В-третьих, заработали положения, связанные с пресечением антиконкурентных соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов. Вместе с дополнениями, введенными в правила проверок антимонопольным органом, сегодня наши специалисты вполне уверенно выявляют картельные соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов, основываясь не только на сведениях, доступных в средства массовой информации, но и на доказательствах, полученных при проведении осмотра, опроса сотрудников компаний, которые подозреваются в нарушении антимонопольного законодательства.

Четвертое нововведение современного Закона «О защите конкуренции» заключается в положениях статьи 17. Прежде всего, речь идет об антимонопольных требованиях ко всем существующим в РФ видам торгов. Антимонопольные требования жестко ограничивают произвол заказчиков торгов в лице органов власти и органов местного самоуправления. Ежегодно выявляется около 200 случаев ограничения конкуренции при проведении торгов.

Редакция Закона «О защите конкуренции» 2006 года содержала принципиально новый понятийный аппарат, нуждавшийся в дальнейшем развитии в положениях самих статей закона. Деятельность в этом направлении привела к вступлению в 2009 году в силу поправок к Закону «О защите конкуренции», но и сегодня антимонопольная служба продолжает работать над уточнением ряда важнейших понятий: «группа лиц», «согласованные действия», «признаки ограничения конкуренции», «государственные или муниципальные преференции».

Подводя итог, Алексей Сушкевич отметил: «Закон образца 2006 года показал свою очень высокую жизнеспособность, этот текст оказался способен к дальнейшему развитию без отказа от принципиальных положений, вошедших в него изначально, и это я считаю одним из основных достижений закона».

Федеральному закону «О защите конкуренции» только 4 года. Мы желаем коллегам упорства и через год достойно подвести итоги пятилетки.