ОТКАТНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Ежегодно на госзакупках Россия теряет более триллиона рублей.

В последнее десятилетие в горных районах Дагестана выборы глав муниципальных образований проходят в условиях локальных межклановых войн и конфликтов интересов разных групп людей. Неужели за право служить народу честно идет такая борьба? Не на жизнь, а на смерть. Наша действительность такова, что, к сожалению, во многих районах должность главы все еще воспринимают как способ управления финансовыми потоками. Вроде выделенные для улучшения условий жизнедеятельности людей бюджетные транши оказываются израсходованными не по адресу — часто оседают на счетах подставных компаний глав районов или лиц близкого окружения. Уровень жизни в горах из года в год только ухудшается, а далекие от народа чиновники потом еще удивляются оттоку людей из сельской местности.

В настоящее время в Дагестане чиновники получают приличную зарплату относительно работников производственной сферы. Тем не менее, рабочий день некоторых «слуг народа» чаще всего начинается не с мыслей эффективной работы, а с желания отпилить часть бюджетного пирога.

30 ноября президент России Дмитрий Медведев обратился с посланием (семнадцатым за всю историю их оглашения) к Федеральному Собранию. Одним из главных затронутых президентом экономических тем можно считать порядок организации и выполнения госзакупок. Разумеется, ситуацию, когда «нецелевые расходы, включая и прямое воровство, и откаты» составляют не менее триллиона рублей», нельзя не называть вышедшей «за грань разумного».

Напомним, что в первом полугодии 2010 года антимонопольная служба установила, что из проанализированных по стране 77 тысяч госзаказов 21% размещено с нарушениями. Это на 5% больше, чем в 2009 году. Видимо, экстраполяция результатов выборочного исследования на пять триллион рублей совокупного госзаказа позволили главе Контрольного управления президента Константину Чуйченко официально заявить о триллионных откатах в России.

Откатный способ производства

Можно смело утверждать, что борьба с коррупцией в стране наталкивается на естественные ограничители — процесс создания распил-откатной экономики завершена. К сожалению, в сложившейся отечественной системе коррупция выступает как основной механизм распределения средств, без которого экономика просто не может работать.

Здесь уместно привести официальные данные размещения государственных заказов — 50% заказа приходится на 600 крупнейших поставщиков. Более 80% госзаказа получает 6000 компаний, а на 80% «мелких» поставщиков приходится только на 4% госзаказа.

Конечно, в стране, где 42% всех расходов по госзаказам зажаты в рамках 1000 крупнейших контрактов, давно пора признать факт замены механизмов цивилизованного рынка рычагами административного рынка. А такое состояние, если все называть своими именами, принято называть коррупцией. Государственные органы должны способствовать обеспечению единства экономического пространства и свободы экономической деятельности своих граждан и организаций.

Этого невозможно достичь без защиты конкуренции и создания условий для эффективного функционирования рынков, а дискриминационные условия, имеющие место в современном мире, ставят хозяйствующие субъекты в неравное положение.

Видимо, из-за такой обстановки в Дагестане представителям бизнеса приходиться или принимать диктуемые чиновничеством «правила игры», или перебиваться на субподрядах, отдавая часть заработанных своим трудом средств генподрядчику. Молодой бизнесмену Мавлудин Халилов не понаслышке знает отношение к вопросам размещения муниципальных заказов в республике. По словам Халилова, его фирма специализируется на наладке компьютерной техники, проведению информационных сетей и программному обеспечению. Создавая бизнес в этой сфере, он думал, что заказы должны исходить, в том числе от большинства муниципалитетов. С дагестанской действительностью молодой представитель бизнеса столкнулся, когда принял участие в первых же торгах. Чиновники одного из горных районов прямо заявили ему, что «победителя» торгов заранее уже определили. После нескольких неудачных попыток найти конкурентную справедливость, он остановился на субподрядах — лучше выполнить работу за меньшую сумму, чем бороться против чиновничьей машины. Халилов надежды своего бизнеса увязывает с введением в начале этого года обязательных электронных торгов при размещении муниципальных и республиканских заказов.

Экономика РОЗ

Общепризнано, выражаясь словами Станислава Белковского «Экономика РОЗ — Распил, Откат, Занос», во всех сферах социально-экономической жизнедеятельности россиян функционирует откатная модель экономики. Вроде государство, вмешиваясь в отдельные отрасли экономики или социальную сферу, может искоренить проблемные моменты, а государственный заказ размещают для достижения целей госуправления.

Мы за последние два десятилетия являемся свидетелями разработки на всех уровнях власти большого числа хорошо аргументированных программ и концепций. Принятие основополагающих документов в конечном итоге воплощаются в целевые программы (например, в Дагестане на очередной срок разработали программу развития виноградарства и виноделия), которых интересно рассматривать в виде отдельных статей бюджета. Все бы хорошо, но на практике госзаказ стал для некоторых чиновников инструментом распределения бюджетных трансфертов с дальнейшим выведением их части в «теневой сектор» экономики.

Ответственный за организацию торгов в одном из учреждений Магомед Алиев (фамилия и имя по известным причинам и желанию респондента изменены) раскрыл несколько «секретов» руководителей учреждений—участников откатной модели экономики. В основном расхищение бюджетных денег осуществляется двумя путями: либо заказчик закладывает завышенную от рыночных реалий цену — как минимум в два раза, либо имеет место сговор между поставщиками при не насыщенности рынка специфическим товаром или услугами. В некоторых случаях заказ разбивают на небольшие, якобы отдельные подзаказы. Заказ на одноименные товары можно размещать до 100 тыс. рублей по разовому договору или до 500 тыс. рублей — в квартал. Здесь проблем для чиновника в выборе «нужного» исполнителя не составляет.

По его словам, коррупционные схемы размещения госзаказов стали не просто нормой деятельности бюджетных учреждений, но и производственно-финансовой необходимостью. Дело в том, что, когда все ветви власти глубоко коррумпированы, ревизора или другого контролера никак невозможно убедить в честном размещении заказа. Единственным и понятным аргументом для большинства проверяющих лиц является, к сожалению, увесистый конверт. Поэтому приходиться иногда идти на нарушения или обход законодательства — ведь надо заранее готовиться к встрече с контролерами. Алиев говорит, что достаточно ему посмотреть на конкурсный лот республиканского или муниципального заказа, чтобы увидеть, сколько там «сидит» откатных средств.

Электронный бизнес

За выяснением причин и последствий подобных негативных явлений и поиском путей выхода из сложившейся ситуации «НВ» обратилось к Курбану КУБАСАЕВУ (на фото), руководителю Управления ФАС России по Дагестану.

По его мнению, закон о госзакупках нуждается в доработке с целью исключения нескончаемых попыток нарушения конкурентной политики и коррупционных моментов. Не секрет, что в настоящее время строительные подряды достаются близким к власти лицам, а стоимость работ часто завышена. Специалисты антимонопольной службы проводили мониторинг строительного рынка, а результаты, несмотря на желания некоторых республиканских чиновников, будут обнародованы на федеральном уровне. Такая негативная ситуация с нарушением антимонопольного законодательства бесконечно не может продолжаться.

Оказывается, из-за обсуждения республиканского бюджета в части госзаказов без участия антимонопольной службы, Кубасаев не располагает точными данными об объеме республиканских заказов. Отсутствие элементарной прозрачности в вопросах размещения заказов также усложняет ситуацию. Почему сегодня в Дагестане никто не говорит о неравномерном и необоснованном формировании бюджетов муниципальных образований? На республиканском и муниципальном уровнях давно пора определиться ясными для бизнеса правилами игры.

За девять месяцев 2010 года Управлением ФАС России по Дагестану проведено 74 проверок на предмет законности размещения заказов. Несмотря на дагестанскую специфику, когда даже при нарушении их прав, не принято обращаться с жалобами, были рассмотрены 170 обращений. В 54 случаях действия заказчиков оказались необоснованными. За нарушения законодательства в сфере госзакупок наложено административных штрафов на сумму 5570 тыс. рублей.

К сожалению, российские проблемы с размещением госзаказов в Дагестане имеют более уродливую форму. На какие только ухищрения не идут, чтобы размещать заказ среди «своих людей», а госучреждения превращаются в семейные или клановые кооперативы.

Он говорит, что в районах редко удается получать заказ лицам со стороны. Те жалобы и обращения бизнесменов, которые мы ежедневно рассматриваем, свидетельствует о том, что не редки случаи, когда даже формально «посторонние» не допускаются к торгам. Сегодня большинство руководителей районов, городов и учреждений ведут себя так, как будто управляемые ими субъекты являются их собственностью. В 15-й статье 94-го закона имеется норма, обязывающая заказчиков до 20 процентов всех заказов размещать в малом бизнесе. Кто эти требования в Дагестане соблюдает? Оказывается, препятствия возникают из-за действий органов власти, отсутствия прозрачности и конкурентной среды и нежелания аффилированных с властью лиц допускать «посторонних» к выполнению государственных заказов.

На наш вопрос относительно возможностей экономии бюджетных ресурсов за счет ценового мониторинга заказов руководитель антимонопольной службы ответил вопросом: для чего тогда нужно министерство экономики? Пусть проводят мониторинг цен. Есть и другие независимые институты, которые позволят определиться со справедливым формированием цен на товары и услуги для госнужд.

Пора понять, что без создания условий для конкуренции экономика развиваться не может. Без достижения прозрачности на рынке значительные инвестиции в республику не пойдут. А что происходит у нас? Принимают программы развития конкуренции в республике формально, без обсуждения с бизнес-сообществом, предпринимателями и представителями научной среды. Как можно принимать такие важные программы, не проведя ни одного заседания или совещания?

Видимо, такое отношение к созданию конкурентной среды в Дагестане способствует тому, что по рейтингу Минрегионразвития России в этих вопросах наша республика занимает предпоследнее место.

По словам Кубасаева, с внедрением с 1-го января электронных торгов и в республиканских, и муниципальных заказах исчезнет много негатива. В перспективе заказчик и исполнитель на стадии размещения заказа не будут видеть друг друга. Следовательно, участнику торгов в перспективе не нужно будет идти с поклоном к чиновнику и добиваться заказа противозаконными путями.

Хочется также надеяться, что электронные торги и Федеральная контрактная система, инициированная Минэкономразвития, не позволят дагестанским чиновникам ломать голову над «правильным» размещением заказов. От рассвета до заката.