Уголок обманутого покупателя

Супермаркеты завышают цену на каждый товар на 10 - 15 рублей.

В России нарушается закон о торговле. Во многих регионах производители алкоголя и продуктов не могут поставить свои товары на полку супермаркета, предварительно не пройдя так называемую добровольную сертификацию. Подобная процедура, уверены в Федеральной антимонопольной службе, делает продукт на 10 - 15 рублей дороже.

За первые два месяца этого года специалисты ФАС провели 48 проверок по России на предмет соблюдения закона о торговле. Проинспектировав полторы тысячи договоров о поставках товаров в магазины, антимонопольщики убедились, что торговые сети по-прежнему пытаются самостоятельно регулировать процесс. И пусть завуалированно, но диктовать, кому из производителей и на каких условиях можно "продаваться" в их магазинах. В результате территориальными управлениями ФАС было возбуждено в разных регионах несколько десятков дел.

Как работает схема? Производителям "ненавязчиво" предлагается пройти некую дополнительную добровольную сертификацию, чтобы беспрепятственно поставить свой товар на полки той или иной торговой сети. Что напрямую запрещено законом о торговле.

Как объяснил "Известиям" начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев, в регионах действуют так называемые ассоциации качества, которые и предоставляют такие услуги. Предполагается, что товар подвергается некой экспертизе и обретает на своей упаковке значок (иногда он схож с ростестовским, но по нему мелкими буквами бежит надпись: "добровольная сертификация"). Это и есть пропуск в торговую сеть. Но проверить, прошел ли продукт какую-либо экспертизу, нет никакой возможности. Однако исследование, было оно или нет, стоит денег. По подсчетам Нижегородцева, значок утяжеляет товар рублей на 10 - 15.

Докопаться до сути, по мнению антимонопольщиков, будет непросто. "Очень похоже на картельный сговор или на принудительную координацию коммерческой деятельности", - говорит Нижегородцев. Правда, признается эксперт, как только "борцов за качество" начинаешь обзывать картелем, они тут же объявляют себя саморегулируемой организацией, в которую толпами идут производители, чтобы сдать на экспертизу свой продукт. И если бы не жалобы предпринимателей, стучащих в ФАС, что их без этого значка с магазины не пускают, так бы все и продолжалось.

Интересно и другое. Первым из продуктов, для кого были придуманы "значки качества", был алкоголь. Региональный сепаратизм (когда один регион не пускает на свою территорию товары другого) в этом случае был и остается вполне объясним: налоги в местные бюджеты идут только от произведенного, а не от проданного в регионе спиртного. И тогда "значками" управляли явно местные власти (не стоит объяснять, что "экспертизу" разрешали проходить только местным водочникам). Однако несколько лет назад в процесс вмешалась ФАС, и подобные предписания местных чиновников моментально исчезли. Каково же было удивление антимонополыциков, когда "экспертизу" обязали проходить производителей минералки, майонеза, сгущенки, сметаны... По мнению Нижегородцева, скоро в ход пойдет плодоовощная продукция.

Антимонопольщики уже нажаловались первому вице-премьеру Виктору Зубкову.

- При необходимости будем подключать прокуратуру, - заверил Зубков на селекторном совещании с региональными руководителями.Супермаркеты завышают цену на каждый товар на 10 - 15 рублей.

В России нарушается закон о торговле. Во многих регионах производители алкоголя и продуктов не могут поставить свои товары на полку супермаркета, предварительно не пройдя так называемую добровольную сертификацию. Подобная процедура, уверены в Федеральной антимонопольной службе (ФАС), делает продукт на 10 - 15 рублей дороже.

За первые два месяца этого года специалисты ФАС провели 48 проверок по России на предмет соблюдения закона о торговле. Проинспектировав полторы тысячи договоров о поставках товаров в магазины, антимонопольщики убедились, что торговые сети по-прежнему пытаются самостоятельно регулировать процесс. И пусть завуалированно, но диктовать, кому из производителей и на каких условиях можно "продаваться" в их магазинах. В результате территориальными управлениями ФАС было возбуждено в разных регионах несколько десятков дел.

Как работает схема? Производителям "ненавязчиво" предлагается пройти некую дополнительную добровольную сертификацию, чтобы беспрепятственно поставить свой товар на полки той или иной торговой сети. Что напрямую запрещено законом о торговле.

Как объяснил "Известиям" начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев, в регионах действуют так называемые ассоциации качества, которые и предоставляют такие услуги. Предполагается, что товар подвергается некой экспертизе и обретает на своей упаковке значок (иногда он схож с ростестовским, но по нему мелкими буквами бежит надпись: "добровольная сертификация"). Это и есть пропуск в торговую сеть. Но проверить, прошел ли продукт какую-либо экспертизу, нет никакой возможности. Однако исследование, было оно или нет, стоит денег. По подсчетам Нижегородцева, значок утяжеляет товар рублей на 10 - 15.

Докопаться до сути, по мнению антимонопольщиков, будет непросто. "Очень похоже на картельный сговор или на принудительную координацию коммерческой деятельности", - говорит Нижегородцев. Правда, признается эксперт, как только "борцов за качество" начинаешь обзывать картелем, они тут же объявляют себя саморегулируемой организацией, в которую толпами идут производители, чтобы сдать на экспертизу свой продукт. И если бы не жалобы предпринимателей, стучащих в ФАС, что их без этого значка с магазины не пускают, так бы все и продолжалось.

Интересно и другое. Первым из продуктов, для кого были придуманы "значки качества", был алкоголь. Региональный сепаратизм (когда один регион не пускает на свою территорию товары другого) в этом случае был и остается вполне объясним: налоги в местные бюджеты идут только от произведенного, а не от проданного в регионе спиртного. И тогда "значками" управляли явно местные власти (не стоит объяснять, что "экспертизу" разрешали проходить только местным водочникам). Однако несколько лет назад в процесс вмешалась ФАС, и подобные предписания местных чиновников моментально исчезли. Каково же было удивление антимонополыциков, когда "экспертизу" обязали проходить производителей минералки, майонеза, сгущенки, сметаны... По мнению Нижегородцева, скоро в ход пойдет плодоовощная продукция.

Антимонопольщики уже нажаловались первому вице-премьеру Виктору Зубкову.

- При необходимости будем подключать прокуратуру, - заверил Зубков на селекторном совещании с региональными руководителями.