Возможности развития конкуренции в сфере ЖКХ

 

Обеспечение нормального функционирования жилищно-коммунального хозяйства  - важнейшая социально-экономическая задача и приоритет государственной политики РФ. Подтверждением тому является недавнее создание Министерства строительства и ЖКХ Российской Федерации, которое будет разрабатывать и реализовывать госполитику в сфере строительства и ЖКХ, управлять имуществом, курировать фонды содействия развитию жилищного строительства и ЖКХ. Создание нового министерства говорит также о том, что принимаемые ранее властями меры по улучшению  ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве не дали ожидаемых результатов.

Одна из основных причин неблагополучного состояния дел в сфере ЖКХ – слабое развитие конкурентных отношений, а иногда их отсутствие вообще. Хотя, со стороны государства и предпринимались попытки создания конкурентной среды в жилищно-коммунальном комплексе на протяжении более десятка лет:

-  «Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в РФ» (Указ Президента РФ от 28.04.1997г. №425) и «Программа демонополизации и развития конкуренции на рынках услуг жилищно-коммунального хозяйства на 1998-1999 годы» (Постановление Правительства РФ от 20.12.1997г. №1663),

- жилищный и земельный кодексы РФ,

- введен институт саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности,

- реформирована система управления жилищно-коммунальной сферы,

- внесены изменения в законодательство в области энергоснабжения.

В то же время создание условий для конкуренции означает не поддержку конкурентной борьбы между хозяйствующими субъектами, а выработку мероприятий и их реализацию органами власти в целях добросовестной конкуренции и равного доступа субъектов предпринимательства к государственным и муниципальным ресурсам. Основные способы достижения этого – снижение административных барьеров и конкурсные процедуры к финансово-имущественным ресурсам государства и муниципальных образований.

Системное воздействие на экономику республики с целью развития конкуренции является задачей Минэкономразвития РФ, органов власти республики и муниципальных образований. 

Но, зачастую бывает, что органы власти сами являются тормозом развития конкуренции, нарушают антимонопольное законодательство. Обзор практики по возбужденным антимонопольным делам в отношении органов местного самоуправления показывает, что нарушения допускаются при передаче в пользование хозяйствующим субъектам муниципального имущества – зданий, сооружений, коммунальной инфраструктуры, земельных участков, а также, при проведении торгов. Нарушения эти допускаются стабильно, уровень из года в год не снижается. Возможно, что это происходит,  в определенной степени, из-за правового нигилизма и непрофессионализма определенной части работников органов власти, но нельзя исключать и кумовство, желание помочь близкому человеку, в обход существующих законов. Не изжив, субъективный фактор, мешающий развитию конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства, невозможно добиться развития самой отрасли.

Отрасль ЖКХ – это важная часть экономики Дагестана, которая включает в себя десятки видов хозяйственной деятельности, которые можно разделить на две крупные сферы:

1) жилищное хозяйство,

2) коммунальное хозяйство.

Жилищное хозяйство – это сфера хозяйства, обеспечивающая содержание, функционирование и воспроизводство жилищного фонда. Главным заинтересованным субъектом жилищного хозяйства является собственник помещения.

Коммунальное хозяйство – это сфера хозяйства, обеспечивающая функционирование инфраструктуры – совокупности зданий, технических сооружений и коммуникаций в целях производства и доставки коммунальных ресурсов на объекты недвижимости. Основные субъекты здесь, производители коммунальных ресурсов (газ, электричество, тепло, вода), органы власти и потребители коммунальных ресурсов – физические и юридические лица.  В рамках этих сфер функционируют рынки услуг жилищного хозяйства и рынки услуг коммунального хозяйства. Их в свою очередь можно разделить на определенные сегменты. К примеру, рынок коммунальных услуг подразделяется на рынок услуг теплоснабжения, рынок услуг водоснабжения и водоотведения. Рынок услуг жилищного хозяйства можно разделить на рынок услуг управления и содержания жилищного фонда, на рынок эксплуатации лифтового оборудования, на рынок вывоза твердых бытовых отходов, рынок ремонта жилищного фонда.

Перспективы развития конкуренции в общей системе жилищно-коммунального хозяйства республики, как отрасли экономики, неоднозначны, они имеют свою особенность. Рынки жилищно-коммунальных услуг характеризуются наличием конкурентных  и неконкурентных (естественно-монопольных) сфер деятельности.

В конкурентных сферах деятельности необходимое обеспечение интересов производителей и потребителей может быть достигнуто рыночными инструментами, а также методами антимонопольного регулирования.

В ЖКХ к конкурентным сферам можно отнести рынки услуг жилищного хозяйства.

К примеру, на рынке услуг управления и содержания жилищного фонда, собственники помещений могут на общем собрании самостоятельно определить способ управления  многоквартирным домом. Можно непосредственно управлять домом, можно пригласить управляющую компанию.

В соответствии с недавними изменениями в жилищном законодательстве, вообще не должно быть многоквартирных домов без управления. Если жильцы не смогут в течение года определить способ управления домом, то орган местного самоуправления обязан провести открытый конкурс по отбору управляющей организации. Вполне конкурентным является рынок эксплуатации и ремонта лифтового оборудования. В республике достаточно предприятий, осуществляющих деятельность на указанном рынке. К конкурентным можно отнести и рынки вывоза твердых бытовых отходов и ремонтов жилищного фонда. На этих рынках действуют многочисленные подрядные организации, оказывающие услуги по ремонту жилищного фонда, благоустройству дворов, ремонту и обслуживанию дорог, вывозу мусора и т.д. Такие организации и предприятия конкурентоспособны, а значит, эффективны в своей производственной и экономической деятельности. Они, из-за отсутствия источников административного воздействия обладают высокой мобильностью; открытостью в связи с постоянным контролем со стороны заказчиков – потребителей работ и услуг; являются полностью частными; доступ на рынок получают через участие в муниципальных конкурсных процедурах или путем частного заказа. Таким образом, можно констатировать, что на рынках услуг жилищного хозяйства конкуренция развивается, хотя и не так быстро.

Для дальнейшего развития конкуренции здесь, необходимы действия, как со стороны властей, так и со стороны заинтересованных лиц – потребителей услуг. Необходимо обеспечить информационную прозрачность работы ТСЖ и управляющих компаний, систематическую отчетность о проделанной работе. Это возможно только при гражданской активности самих жильцов – собственников жилья.

Органам местного самоуправления необходимо создать реестры организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами с указанием их местонахождения, контактных телефонов, электронного адреса, рейтинга  в соответствии с методикой оценки их эффективности деятельности . Учитывая  низкую активность населения, органам власти необходимо проводить информационную работу. Через средства массовой информации обучать граждан основам управления жилищным фондом.

Если говорить о развитии конкуренции на рынке услуг коммунального хозяйства, то здесь есть своя специфика, обусловленная функционированием естественных и локальных монополий, имеющих на рынке стопроцентную долю (электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение):

- На указанном рынке отсутствует рыночное регулирование цен, т.к. невозможно установить объективные цены на ресурсы и услуги. Тарифы регулируются государством.

- Необходимость регулирования тарифов в коммунальной сфере сохранится в обозримом будущем.

- Рынок коммунальных услуг является равновесным, т.е. невозможно колебанием объема потребления услуг регулировать цену.

- Экономический механизм на рынке коммунальных услуг лишен автоматизма действия конкурентного рынка в силу отсутствия взаимозаменяемости услуг.

Вследствие изложенного, рынок услуг коммунального хозяйства имеет низкий потенциал развития конкуренции, обусловленный объективными причинами. Но имеются и субъективные причины, мешающие развитию конкуренции в коммунальной сфере:

- Непрозрачность рынка оказания услуг для населения и бизнеса.

- Административное давление и чрезмерный контроль органов местного самоуправления.

- Отсутствие частных инвестиций в сфере услуг коммунального хозяйства.

Устранить субъективные причины, возможно широким внедрением концессионных соглашений на рынках коммунальных услуг.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 № 115-ФЗ – объектами концессионного соглашения являются системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий, а также объекты социально-бытового назначения. Указанный закон принят в целях привлечения инвестиций в экономику РФ, обеспечения эффективного использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, повышения качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

Реализация этого закона позволит привлечь на конкурсной основе эффективных частных операторов и менеджеров к управлению коммунальной инфраструктурой, обеспечит приток частных инвестиций, будет стимулировать энергосбережение и внедрение ресурсосберегающих технологий. Все это означает дальнейшее развитие конкуренции в специфической отрасли хозяйства – ЖКХ.

 

Начальник отдела

контроля рынков недвижимости и ЖКХ

Дагестанского УФАС России                                               Ибрагимов М.Р.