ФАС планирует с помощью 4-го антимонопольного пакета снизить нагрузку на бизнес

 

4 июня Федеральная антимонопольная служба России направила в Правительство РФ на рассмотрение и утверждение 4-й антимонопольный пакет.

Самыми обсуждаемыми вопросами этого пакета стали правила недискриминационного доступа, которые применяются для субъектов, не являющихся естественными монополиями на высококонцентрированных рынках, а так же применение антимонопольного регулирования к объектам интеллектуальной собственности.

ФАС считает, что принятие 4-го антимонопольного пакета поправок в российское законодательство существенно расширит институты предупреждения и предостережения. То есть теперь, прежде чем возбудить дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства, ФАС России и его территориальные органы будут направлять предупреждения бизнесу и органам власти о прекращении недопустимых действий. Таким образом, бизнес и органы власти получат возможность оперативно устранить нарушение законодательства без наложения штрафов. А антимонопольная служба будет возбуждать дела только после отказа нарушителей исполнять предупреждения. Это даст возможность ФАС России сосредоточиться на крупных делах, имеющих существенное влияние на состояние конкуренции.

Кроме того 4-й антимонопольный пакет позволит исключить случаи одновременного наложения оборотного штрафа (в соответствии с КоАП РФ) и выдачи предписания о взыскании незаконно полученного дохода в результате нарушения антимонопольного законодательства.

Этот законопроект предполагает отмену некоторых норм антимонопольного законодательства, что приведет к его либерализации. К примеру, предлагаемые поправки предусматривают отмену статьи 6 ФЗ №135 «О защите конкуренции», применение которой позволяло признавать хозяйствующие субъекты с долей менее чем 35% занимающими доминирующее положение. Так же исключаются антимонопольные требования к торгам частных компаний (антимонопольные требования будут распространяться только на те торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством РФ).

Будут исключены и нормы, определяющие порядок применения антимонопольных требований к действиям и соглашениям по использованию исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности – Закон «О защите конкуренции» будет регулировать исключительно отношения по обращению товара.

4-й антимонопольный пакет ограничит и возможность создания государственных и муниципальных предприятий органами власти, так как, по мнению ФАС России, ГУПы и МУПы не могут создаваться на конкурентных рынках.

«Таким образом, принятие 4-го антимонопольного пакета не только приведет к либерализации законодательства, снизив нагрузку на бизнес, но и позволит уменьшить государственное вмешательство в экономику, что, в свою очередь, будет способствовать улучшению конкурентной среды в России», - прокомментировал ситуацию руководитель Дагестанского УФАС России Курбан Кубасаев.

Пресс-служба Дагестанского УФАС России