Четверть века - позади! Впереди - новые свершения!
25 лет назад, 1 декабря 1991 года, в Дагестане начался первый официальный рабочий день в новой для республики структуре - Дагестанском территориальном управлении Государственного комитета РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ныне - Дагестанское УФАС России).
В период с 1991г. экономика Дагестана характеризовалась признаками тяжелейшего экономического кризиса, вызванного макроэкономической нестабильностью в экономике РФ, трудностями перехода от командно-административной системы хозяйствования к рыночной системе. Именно в этих условиях было заложено образование антимонопольных органов.
Образование антимонопольных органов берет свое начало с принятия Верховным Советом РСФСР 14 июля 1990 г. Федерального закона «О республиканских министерствах и государственных комитетах в РСФСР». Данным законом было предусмотрено создание в составе Совета Министров (осень 1990 г.) Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.
В соответствии с Постановлением СМ РСФСР от 08.10.1991г. №515 Государственным комитетом РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур образовано в республике Дагестан территориальное управление.
Дагестанское территориальное управление ГКАП РФ начало осуществлять свою деятельность с декабря 1991 г.
За период своего существования Управление претерпевало несколько реорганизаций, в том числе связанных со структурными преобразованиями антимонопольных органов России в целом.
В конце 90-х годов стоял вопрос даже об упразднении Дагестанского управления и создании на базе нескольких управлений республик Северного Кавказа одного межрегионального. До этого численность нашего управления составляла более 30 человек. В конечном итоге, Управление было решено сохранить, но численность сотрудников сократить до 7 единиц.
Первым руководителем в течение 7 лет был Мусанабиев Митхад Садыкович (на фото слева). Он сформировал команду единомышленников – активных защитников конкуренции, способных одновременно и защищать предпринимателей, и отстаивать права потребителя.
Мусанабиев Митхад Садыкович закончил Белорусский теплоэнерге-тический институт.
С 1960г. по 1964г. был начальником цеха и начальником производственного отдела Каспийской ТЭЦ.
С 1979г. по 1985гг. – заместителем председателя Госплана Дагестанской АССР. Позже – советник председателя Совета Министров ДАССР. С этой должности был назначен руководителем Дагестанского территориального управления ГКАП РФ.
Является почетным работником топливно-энергетического комплекса РФ, заслуженным энергетиком РД и РФ, а также ветераном труда.
За 7 лет своей работы в Управлении Митхад Садыкович проделал значительную работу по контролю за соблюдением законодательства о конкуренции и внес большой личный вклад в проведении государственной политики по развитию конкуренции и ограничению монополистической деятельности.
Перед новым звеном исполнительной власти были поставлены задачи по проведению государственной политики по развитию конкуренции, ограничению монополистической деятельности, пресечению недобросовестной конкуренции и защите прав потребителей.
История становления Дагестанского Управления неразрывна связана с биографией нынешнего руководителя Дагестанского УФАС России.
Кубасаев Курбан Магомедович (на фото) работает в антимонопольных органах с 1991 г. С февраля 1998 г. назначен на должность руководителя Территориального Управления Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства по Республике Дагестан. С 1 июня 2004 г. замещает должность руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан. Имеет высшее образование, окончил Московский государственный институт культуры; Московский институт предпринимательства и права; Российскую академию государственной службы при Президенте РФ.
На сегодняшний день в структуру Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан входят следующие отделы:
- отдел антимонопольного контроля;
- отдел контроля финансовых рынков, недвижимости и ЖКХ;
- отдел правового обеспечения;
- финансово-административного отдел;
- отдел контроля закупок;
- отдел контроля за торговой деятельностью, недобросовестной конкуренцией и рекламой.
За 25 лет в Дагестанском УФАС России происходили различные изменения - менялось название ведомства, штатная численность, перечень полномочий, но неизменным оставалось одно - качество работы, направленной на развитие конкурентной среды в Республике Дагестан.
Об эффективности Дагестанского УФАС России свидетельствуют многочисленные благодарности о работе службы, поступившие за эти годы, как в сам территориальный орган, так и непосредственно в ФАС России, от жителей Дагестана, предпринимателей, руководителей социальных учреждений, чиновников, а также награды, которыми отмечены сотрудники Управления и его руководитель - Курбан Кубасаев.
Одним из основных направлений в работе антимонопольной службы является пресечение незаконных действий со стороны крупных хозяйствующих субъектов. Например, таких как ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск», которое в июле 2013 года отключив котельные предприятий-должников (АО «Махачкалатеплосервис», АО «Махачкалатеплоэнерго», ООО «Дагестанэнерго»), поставило под угрозу интересы добросовестных абонентов теплоснабжающих организаций.
Дагестанское УФАС России в споре с газовым предприятием дошло до Верховного суда Российской Федерации, доказав, что Управление обоснованно признало «Газпром межрегионгаз Пятигорск» нарушившим федеральный закон «О защите конкуренции».
«Зачастую у потребителей нет альтернативы в выборе поставщика коммунальных услуг. Даже самый добросовестный потребитель может оказаться «заложником» недобросовестных ресурсоснабжащих организаций. Цели и задачи государственного антимонопольного регулирования состоят именно в «обуздании» аппетитов предприятий – монополистов и недопущения ситуаций, подобных конфликту теплоснабжающих организаций Махачкалы и ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск», когда добросовестные абоненты могли остаться без топливно-энергетических ресурсов», - отмечает Курбан Кубасаев.
Злоупотребляют доминирующим положением не только газовики, но и энергетики. Так, в 2015 году УФАС оштрафовало на 1,4 млн рублей два предприятия («Дагестанская энергосбытовая компания» и «Дагэнергосеть») за необоснованное прекращение подачи электроэнергии ГБУ РД «Буйнакский межрайонный диагностический центр», который в соответствии с Правилами частичного ограничения режима потребления электроэнергии относится к «неотключаемым потребителям».
За прошедшие годы в практике Дагестанского УФАС России накопилось множество примеров подобных дел.
Еще одним не менее значимым направлением в работе Управления является контроль за соблюдением федерального законодательства при проведении государственных и муниципальных закупок.
Год от года количество жалоб на действия заказчиков различных уровней (федеральных, республиканских и муниципальных), поступающих в УФАС, лишь увеличивается: в 2013 году - 893 жалобы, в 2014 – 923 жалобы, в 2015 – 1868 жалоб, а за первое полугодие 2016 года – более 1500 жалоб.
За 2015 год государственными и муниципальными заказчиками Республики Дагестан объявлено 15 тыс. 598 закупок на общую сумму свыше 26 млрд 961 млн рублей, из которых государственными заказчиками республики – свыше 12 тыс. закупок на сумму более 21 млрд 543 млн рублей, муниципальными заказчиками – 3 тыс. 540 закупок на сумму около 5 млрд 418 млн рублей. При этом территориальным Управлением ФАС России в 2015 году в отношении республиканских и муниципальных заказчиков рассмотрено 1 тыс. 727 жалоб, выявлено 669 закупок, проведенных с нарушениями требований закона «О контрактной системе…», выдано 503 предписания об устранении выявленных нарушений, наложено штрафов на сумму свыше 2 млн рублей, привлечено к ответственности 161 должностное лицо, аннулировано республиканских закупок на сумму более 6 млрд рублей.
Не остаются в стороне и другие сферы: процедуры проведения торгов и предоставления государственной преференции (УФАС неоднократно через суды возвращало властям Дагестана незаконно выделенные в аренду земельные участки), соблюдение законодательства о рекламе (многочисленные акции и розыгрыши, проводящиеся с нарушением закона; ненадлежащая реклама строительных и кредитных организаций), пресечение недобросовестной конкуренции и др.
С юбилеем уважаемые коллеги и ветераны ведомства!
Пресс-служба Дагестанского УФАС России