ДУ АТП признано нарушившим порядок ценообразования при установлении тарифов на проездную плату

 

 

Дагестанским УФАС России в отношении Каспийского дочернего унитарного АТП было возбуждено дело по признакам нарушения ст. 10 Закона РФ «О защите конкуренции».

Суть дела в том, что в Управление ФАС России по РД обратился потребитель с заявлением о проверке правомерности повышения проездной платы по маршруту Каспийск-Махачкала, которая с 01.06.08г. составляет 20руб.

В ходе изучения представленных материалов комиссией установлено, что в паспортах маршрутов, представленных Каспийским ДУ АТП не обозначена протяженность маршрутов.

В акте, представленном Каспийским ДУ АТП протяженность маршрута Каспийск-Махачкала (ЦУМ)-Каспийск составляет 42.6 км., а маршрута Каспийск-Махачкала(Восточный рынок)-Каспийск 41.4км.

Согласно акта №369 от 31.07.08г. проверки протяженности указанных маршрутов, составленный ведущим специалистом Управления Роспотребнадзора РФ по РД по г.Каспийск Магомедовым М.М. совместно с бригадирами маршрутных такси Каспийского ДУ АТП Исагаджиевым К. и Магомедовым М., согласно которому протяженность обоих маршрутов составила по 17.5 км. (в одну сторону) соответственно.

Перевозку пассажиров микроавтобусами марки «Газель» по маршруту Каспийск-Махачкала осуществляется преимущественно Каспийским ДУ АТП и ПБОЮЛ, заключившими с ним договор на обслуживание данного маршрута, т.е. фактически доминирует на рынке пассажирских перевозок на указанном маршруте.

В соответствии с действующим законодательством установление проездной платы регулируется государством.

Согласно постановлению Правительства РД от 10 апреля 2007г. №100 государственное регулирование цен на перевозки пассажиров всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении автомобильным транспортом по внутриреспубликанским маршрутам осуществляется Министерством экономики РД.

Министерством экономики РД издан приказ №190 от 3 июля 2008г.(с изменениями внесенными Приказом Минэкономики РД №235 от 5 августа 2008г.), согласно которому утверждены тарифы на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, в том числе: тариф в городском и пригородном сообщении микроавтобусами марки «Газель» - 0.94 руб. за 1 пассажирокилометр.

В Республике Дагестан в связи с отсутствием нормативной правовой базы вопросы организации межмуниципального транспортного обслуживания населения осуществляют администрации городов и районов РД, хотя в силу подпункта 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение).

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, орган государственной власти субъекта РФ формирует межмуниципальные маршруты регулярного сообщения на территории субъекта РФ; подготавливает и заключает договоры на транспортное обслуживание населения субъекта РФ автомобильным транспортом на маршрутах межмуниципального регулярного сообщения; утверждает паспорта маршрутов межмуниципального автомобильного сообщения; согласовывает с органами местного самоуправления муниципальных образований, по территории которых проходит автомобильный маршрут, пути следования, начальные, конечные и остановочные пункты по маршрутам межмуниципального (пригородного) сообщения.

Исходя из вышеизложенного, решение таких комплексных и важных вопросов, как утверждение паспорта маршрута и, соответственно, их согласование с органом местного самоуправления, относится к компетенции органа государственной власти субъекта РФ.

Вместе с тем, в РД по настоящее время не приняты нормативные правовые акты, регулирующие транспортное обслуживание населения в границах муниципальных образований, межмуниципальных маршрутах.

Более того, в РД по настоящее время не определен государственной орган, который регулировал бы вышеобозначенные вопросы, что порождает разного рода барьеры для предпринимателей, желающих заниматься перевозкой пассажиров.

В ходе рассмотрения дела также выявилась неопределенность правового статуса Госуправления по транспорту РД.

Согласно постановлению Правительства РД от 2 июля 2003г. № 177 Госуправление по транспорту  РД упразднено и возобновлена деятельность ДГУП «Дагавтотранс». Несмотря на это данная структура продолжает свою деятельностьпод названием - Госуправление по транспорту РД.

Также в ходе рассмотрения дела установлено, что Устав Каспийского дочернего унитарного АТП ГУП «Дагестанавтотранс» утвержден в 2001г.

Вместе с тем, в соответствии с п.3 ст. 37 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (вступил в силу 3 декабря 2002г.) созданные унитарными предприятиями до вступления в силу настоящего Федерального закона дочерние предприятия подлежат реорганизации в форме присоединения к создавшим их унитарным предприятиям в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, чего не было сделано.

Таким образом, статус Каспийского ДУ АТП также неопределен и осуществляет свою деятельность с нарушениями норм действующего законодательства. Применяя тариф 20 руб. Каспийское ДУ АТП нарушило установленный порядок ценообразования.

По результатам рассмотрения дела Каспийское ДУ АТП признано нарушившим порядок ценообразования при установлении тарифов на проездную плату по маршруту Каспийск-Махачкала, т.е. ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» и нарушителю выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в установлении  тарифов на проездную плату по маршруту Каспийск-Махачкала с нарушением действующего порядка ценообразования, для чего, со дня вынесения настоящего предписания установить проездную плату согласно Приказу Министерства экономики РД №235 от 5 августа 2008г., исходя из стоимости 0.94 рублей за 1 пассажирокилометр и протяженности маршрута Каспийск-Махачкала 17.5 км.