Курбан Кубасаев: «Сфера госзаказов по-прежнему остается рассадником коррупции»

Статистика антимонопольных органов показывает, что процедура госзаказа - бесспорный лидер по количеству нарушений со стороны органов государственной власти. Но расследование нарушений на аукционах далеко не единственная задача, которая стоит перед Управлением ФАС Дагестана. Антимонопольная служба занимается мониторингом цен на продукты питания, контролем за госзаказами и регулированием цен на бензин. О том, из чего складывается ценовая политика нефтепродуктов и продуктов питания, рассказал в интервью корреспонденту РИА «Дагестан» руководитель Дагестанского УФАС России Курбан Кубасаев.

- Курбан Магомедович, самый наболевший вопрос для многих жителей нашей республики – это цены на продукты питания. Каким образом осуществляется контроль цен в этой сфере?

- Дагестанское УФАС России ежеквартально занимается мониторингом цен на продукты питания, однако, стоит отметить, что и как в случае с ценами на другие товары, например, нефтепродукты,  мы можем вмешаться в ситуацию и добиться снижения цен, если усмотрим в действиях товаропроизводетелей ценовой сговор или же злоупотребление своим монополистическим положением. В остальных случаях повышение цен на продукты питания – это неотъемлемая часть мировых экономических процессов и политики, проводимой нашим государством.

В прошлом году Дагестанское УФАС России возбудило три дела по поводу повышения цен на такие продукты, как гречка, подсолнечное масло и яйца. В ходе рассмотрения было установлено, что наши поставщики в пределах республики цены по своей инициативе не поднимали, их завысили российские поставщики. Поэтому мы направили собранные нами материалы по территориальной подведомственности в другие управления ФАС России. Они, в свою очередь, проверив факты,  отписались нам, что нарушения выявлены не были.

- «Третий антимонопольный пакет» уже давно вступил в силу, насколько успешно он реализуется?

- Если говорить кратко, то смысл «Третьего антимонопольного пакета» заключается в снижении ненужных требований или просто послаблении для бизнеса, но в то же время он ужесточает ответственность для чиновников, нарушающих свободу предпринимательства. Основные изменения, предлагаемые «Третьим антимонопольным пакетом», направлены на уточнение требований к антиконкурентным соглашениям и согласованным действиям, уточнение критериев монопольно высокой цены и закрепление права правительства Российской Федерации определять правила недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры товарных рынков в сферах естественных монополий.

Мы в полной мере применяем нормы «Третьего антимонопольного пакета». В его рамках нами было вынесено 5 предостережений о недопустимости совершения действий, которые приводят к нарушению антимонопольного законодательства, в отношении 4 энергетических компаний (ООО «ДОСК», ОАО «ДЭСК», ООО «Энергосбыт-1», ОАО «МГЭС») и генерального директора ОАО «Водоканал» города Избербаша.

Если они не отреагируют на наши предостережения, то Дагестанское  УФАС России  в установленном «Третьим антимонопольным пакетом» порядке возбудит дела.

Применяем мы и такое нововведение «Третьего антимонопольного пакета», как дисквалификация должностного лица: в настоящее время в Арбитражном суде Дагестана рассматривается дело о дисквалификации управляющего директора ОАО «ДЭСК» Галипа Галипова.

Хотелось бы отметить, что «Третьим антимонопольным пакетом» внесены изменения в Земельный кодекс РФ, согласно которым по истечении срока договора аренды земельного участка арендатор теперь имеет преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка только при прочих равных условиях. Произошли изменения и в Законе «О недрах». Так, теперь не допускается выдача лицензий, заключение договора (соглашения) на право пользования участками недр ранее, чем через 10 дней после проведения конкурса (аукциона) или после признания конкурса несостоявшимся.

- Часто ли оспариваются решения УФАС в суде?

- Судебные процессы – неотъемлемая часть нашей работы. Естественно, что многие организации, должностные лица, в действиях которых мы находим нарушения, пытаются оспорить наши решения и предписания в судах. Многие судебные процессы  тянутся годами.

К примеру, в 2011 году наше Управление за нарушение антимонопольного законодательства наложило штрафов на сумму 125 миллионов 770 тысяч рублей, из них уплачены и взысканы были лишь 76 миллионов 453 тысячи рублей. Остальные суммы до сих пор оспариваются в судах.

Однако процент выигранных Дагестанским УФАС России дел достаточно высок. К примеру, в 2011 году в Арбитражном суде Дагестана мы выиграли 15 дел, а проиграли всего 9.

Многие из процессов, начавшихся в прошлом году, продолжаются и в этом.

Особенно отрадно, когда суды нескольких инстанций (Арбитражный суд Дагестана, Шестнадцатый апелляционный арбитражный суд, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа) подтверждают правомерность вынесенных Управлением ФАС по Дагестану решений.

- Как обстоят дела в сфере госзакупок в Дагестане? Много ли там нарушений?

- Сфера госзаказов, к сожалению, по-прежнему остается, так сказать, рассадником коррупции. Только в прошлом году в Управление поступило 303 жалобы от участников размещения заказов. Для сравнения: в 2010 году подобных обращений было 257, однако, если в 2010 году обоснованными были признаны 102 жалобы, то в прошлом – на десять меньше.

Яркий случай нарушений произошел в 2010 году – ГУП «Дирекция «Новострой» провела аукцион по пяти лотам на общую сумму 5 миллиардов рублей. Претенденты, которые пришли сдать заявки, чтобы принять в нем участие, просто наткнулись на запертые на замок двери. Управлением было возбуждено дело по признакам нарушения статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании ограничений доступу участия в торгах. По итогам проведенной внеплановой проверки Дагестанским УФАС России было выдано предписание предприятию об аннулировании аукциона. Оно уже исполнено. Кстати говоря, именно после того, как антимонопольная служба выявила нарушения в этой организации, руководство республики сменило там руководителя.

Есть примеры и необоснованных жалоб на аукционы, поступающих в антимонопольную службу. Так, в апреле прошлого года к нам поступило 5 жалоб по 5 аукционам на общую сумму около 2,5 миллиарда рублей. Мы их признали необоснованными. Заявители попытались обжаловать наше решение в судебном порядке. Однако суды трех инстанций также признали их жалобы необоснованными, а наше решение правомерным.

На самом деле примеров очень много. Если в целом взглянуть на картину жалоб, поступивших в Дагестанское УФАС России в 2011 году от участников размещения заказа, то она выглядит следующим образом: 74 жалобы на федеральных заказчиков, 81 – на республиканских и 148 – на муниципальных, в целом возбуждено 592 административных дела на должностных лиц разного уровня.

Сумма наложенных штрафных санкций за нарушение порядка размещения заказов составила 6 миллионов 391 тысячу рублей.

А вот сумма уплаченных штрафов за эти нарушения в 2011 году составила 1 миллион 19 тысяч рублей (в 2010 году – 1 миллион 458 тысяч рублей). Такая разница связана с тем, что большая часть сумм все еще оспаривается в судах.

Федеральный закон № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», вступивший в силу в январе 2006 года, конечно, сделал систему госзаказа более прозрачной и доступной, позволил достичь определенной экономии бюджетных средств.

К примеру, в общей сложности за 9 месяцев 2011 года от имени Республики Дагестан было заключено государственных контрактов и договоров на 4 миллиарда 404 миллиона рублей. Экономия бюджетных средств относительно максимальной цены контракта составила 4% (чуть более 183 миллионов рублей).

Но и в этом законе есть свои пробелы, недоработки. Поэтому Федеральная антимонопольная служба России разработала законопроект «О федеральной контрактной системе», в котором постаралась учесть не охваченные ФЗ-94 проблемы. Например, систему планирования закупок; низкоквалифицированное выставление требований к продукции, в том числе к ее качеству; недостаточную регламентацию вопросов установления начальной (максимальной) цены контракта; отсутствие регламентация требований к финансовому обеспечению контрактов; произвольную оценку заказчиком квалификации участников конкурса и качества их предложений; наличие запроса котировок, позволяющего выбирать «своего» поставщика; злоупотребления участников,  выражающиеся в подаче жалоб без наличия оснований и так далее.

Этот законопроект позволит предпринимателям заблаговременно планировать участие в торгах и готовить более качественные и проработанные предложения по исполнению контрактов; увеличить количество участников при проведении процедур торгов; повысить дисциплину заказчиков по организации закупок и планированию своей деятельности.

Отмечу, что, несмотря на то, что ФЗ-94 содержит четкую регламентацию всех совершаемых заказчиками действий, наши заказчики, особенно муниципальные, прилагают усилия «протащить» нужного им поставщика или исполнителя работ. В прошлом году Управлением к административной ответственности привлечено более 15 глав администраций муниципальных образований, в отношении некоторых из них было возбуждено несколько дел об административных правонарушениях.

 

Рустам Каниев