Курбан Кубасаев: «Административные барьеры влияют на конкурентную среду на рынке алкогольной продукции»

Руководитель Дагестанского УФАС России Курбан Кубасаев принял участие в выездном заседании Комиссии по реализации государственной политики в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Северо-Кавказском федеральном округе. Как сообщили РИА «Дагестан» в пресс-службе Управления, мероприятие прошло в Махачкале под руководством заместителя полпреда в СКФО Сергея Субботина.

В ходе заседания К. Кубасаев выступил с докладом «Рынок этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».
Так, Кубасаев отметил, что любые процессы усиления государственного регулирования, в том числе контроля рынков, объективно могут привести к изменению количества участников соответствующих товарных рынков, перераспределению рыночных долей, изменению товарной номенклатуры продукции.

«В связи с этим одной из основных задач ФАС России в прошлом году был контроль действий органов власти, которые могли привести к ограничению или устранению конкуренции на рынке этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. По имеющейся информации в процессе перелицензирования в Росалкогольрегулирование обратилось около 800 участников всех товарных рынков, из них перелицензировалось около половины, в результате количество производителей алкогольной продукции сократилось на 40%, а дистрибьюторов – минимум вдвое», –отметил в своем выступление глава Управления Федеральной антимонопольной службы по Дагестану.

Кубасаев также добавил, что одновременно на рынках алкогольной и спиртосодержащей продукции продолжаются процессы экономической концентрации. По информации руководителя Дагестанского УФАС России, основным барьером выхода предприятий на алкогольный рынок сталинарушения со стороны Росалкогольрегулирования Федерального закона 135-ФЗ «О защите конкуренции». В большинстве своем жалобы со стороны предпринимателей на эту организацию касались препятствования в получении или продлении лицензий на основные виды деятельности, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам.

В качестве примера Кубасаев привел факт требования со стороны Росалкогольрегулирования пакета документов на продление действия лицензий за 18 дней до истечения срока ее действия.

«Для компаний импортеров алкогольной продукции это требование означало серьезное нарушение логистических потоков, приостановку деятельности, так как импорт можно было возобновить не ранее, чем через 60 дней после продления лицензии (срок определялся процедурой получения акцизных марок). Это приводило к ограничению конкуренции на товарных рынках с учетом наличия в этот период временихозяйствующих субъектов, у которых и лицензия еще действовала, и имелись взаимозаменяемые товары», –констатировал руководитель Дагестанского УФАС России.

В целом же, на состояние конкурентной среды в этой сфере, по мнению Кубасаева, влияет наличие административных барьеров, непрозрачность механизмов контроля, несовершенство нормативной правовой базы, информационная закрытость регулятора (отсутствие при Росалкогольрегулировании общественных и экспертных советов), угроза возникновения необоснованных ограничений на рынках алкогольной продукции и смежных с ними рынках.