Приоритетом антимонопольной службы станет борьба с картелями

В антимонопольное законодательство внесены изменения. Как сообщил РИА «Дагестан» главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля товарных рынков и естественных монополий Дагестанского УФАС России Гамид Гаджиев, 7 сентября этого года вступил в силу так называемый «третий антимонопольный пакет». Его лейтмотивом теперь является то, что антимонопольная служба отказывается от карательной практики в отношении примерно половины дел, но злостные нарушители все равно будут привлечены к ответственности.

«Задачи формирования конкурентной среды и защита участников финансово-экономических отношений от посягательств на их законные права со стороны хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках либо способных оказывать существенное влияние на перемещение товаров, определены главой государства В. Путиным в качестве приоритетных сфер деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Успешность решения этих задач будет способствовать выведению отечественной экономики из затянувшегося финансового кризиса и, как следствие, обретению Россией на мировом уровне статуса гегемона товарно-денежных отношений. Для этого имеются все необходимые предпосылки: наличие неограниченных трудовых и сырьевых ресурсов, материально-технической базы, мощной системы обороны и охраны правопорядка, фундаментальных научных разработок и инструментов нормативно-правового регулирования общественных взаимоотношений», - отметил источник.

«Перечисленные принципиальные основы, позволяющие создать конкурентоспособную экономику, содержат в себе главный элемент, применение которого направит по одному общему вектору движения все остальные элементы, и именно за счет этого будут решены задачи, поставленные главой государства перед обществом. Таким структурным звеном имеющегося у России потенциала являются акты органов власти, устанавливающие рамки поведения участников правоотношений и деловой этики ведения бизнеса. В качестве одного из ключевых звеньев российского права выступают нормы антимонопольного права», - продолжил он.

По словам Г. Гаджиева, с внесением изменений в законодательство приоритетом антимонопольной службы будет борьба с картелями. Законодательство, наконец, ответило на важнейший вопрос, что же это такое. Картель - это незаконное соглашение между конкурентами на рынке, которое приводит или может привести к установлению и поддержанию цены, отказу от заключения договора с определенным покупателем (так называемый бойкот), к отказу от производства товаров при наличии спроса.

Новой редакцией закона предусмотрена уголовная ответственность за картельный сговор.

В законе также уточнены признаки согласованных действий. Таковыми будут признаваться действия хозяйствующих субъектов, публично заявивших о планируемом поведении на рынке. Вводится и минимальная доля товарного рынка, которую должны занимать участвующие в согласованных действиях хозяйствующие субъекты.

Одновременно в антимонопольную практику введены два новых института - предостережение и предупреждение. Антимонопольный орган возбуждает большое количество дел по злоупотреблению доминирующим положением на рынке, из них половина - это отказ от заключения договора. При обнаружении такой ситуации антимонопольный орган сможет посылать компании (хозяйствующему субъекту) предостережение о недопустимости таких действий. Дальше компания решает сама: или в течение 10 дней исправляет ситуацию, или в отношении нее будет возбуждено антимонопольное дело.

По оценкам антимонопольной службы, благодаря введению предупреждений и предостережений количество антимонопольных дел должно сократиться почти вдвое. Резкое сокращение количества дел против бизнеса будет сопровождаться более тщательным разбирательством поведения серьезных нарушителей.

«Дагестанское УФАС России с момента вступления в силу новой редакции закона неоднократно применяло меры воздействия по отношению к нарушителям. Руководителям этих хозяйствующих субъектов было выдано 6 предостережений. Эти предостережения были выданы организациям, функционирующим в сфере электроснабжения и водоснабжения», - рассказал специалист.

Как отметил эксперт, в целях предупреждения нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган направляет должностному лицу хозяйствующего субъекта предостережение в письменной форме о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства. Еще одно важное новшество - методика определения монопольно высокой цены. До сих пор главным показателем была себестоимость, теперь она уходит на дальний план. На первое же место выходит метод сопоставимых рынков. Если у наших производителей цена выше, чем на сопоставимых рынках в других регионах, это верный признак монопольно высокой цены.

Система штрафных санкций становится более гибкой. Вводится учет смягчающих и отягчающих обстоятельств. При этом сформулирован закрытый перечень таких обстоятельств. За установление монопольно высокой цены или участие в картельном сговоре будет назначаться половина от максимально возможного штрафа (максимальный штраф, напомним, - 15 процентов оборота компании). При наличии смягчающих обстоятельств штраф будет уменьшаться на 1/8 за каждое такое обстоятельство, при наличии отягчающих обстоятельств - будет увеличиваться на столько же.

Простым гражданам от «третьего антимонопольного пакета» тоже будет польза. В частности, закон вводит прямой запрет на оплату государственных услуг, которые по законодательству должны быть бесплатными. Сейчас во многих сферах действует система посредников между госструктурами и получателями услуг. Причем часто такие учреждения создают сами чиновники. Теперь эта кормушка исчезает. Кроме того, закон предоставляет гражданам реальную возможность возместить убытки, которые они понесли в результате нарушения антимонопольного законодательства. Если есть судебное решение в отношении компании-нарушителя в пользу антимонопольного органа, то граждане смогут возместить убытки с помощью частных или коллективных исков.

«Вероятнее всего, это последняя крупная правка антимонопольного законодательства в обозримой перспективе. Хотя если бизнес со временем найдет новые способы нездоровой конкурентной борьбы, то законодательство обязательно на это отреагирует», - подчеркнул Гамид Гаджиев.