Справка о ситуации с повышением цен на авиаперевозки пассажиров в аэропорту Махачкалы

 

Дагестанским УФАС России в связи с большим количеством обращений граждан, а также нескольких поручений ФАС России проводится анализ рынка пассажирских авиаперевозок, в том числе на предмет экономической обоснованности применяемых цен и тарифов и возможного наличия сговора или согласованных действий между авиаперевозчиками.

Согласно полученным данным от ОАО "Авиалинии Дагестана", в аэропорту г. Махачкала с 01.01.2011 по 01.09.2013 осуществляют, осуществляли регулярные рейсы по маршруту Москва-Махачкала-Москва следующие авиакомпании:1 квартал 2011г. 2 квартал 2011г. 3 квартал 2011г. 4 квартал 2011г.
1. ОАО "Авиалинии Дагестана"
2.
3.
4. 1. ОАО "Авиалинии Дагестана"
2.
3.
4. 1. ОАО "Авиалинии Дагестана"
2. ЗАО АК "РусЛайн"
3.
4. 1. ОАО "Авиалинии Дагестана"
2. ЗАО АК "РусЛайн"
3. ОАО АК "Татарстан"
4. ОАО "АЛ Кубани"
1 квартал 2012г. 2 квартал 2012г. 3 квартал 2012г. 4 квартал 2012г.
1. ОАО АК "ЮтЭйр"
2. ООО "Газпромавиа"
3. ЗАО АК "РусЛайн"
4. ОАО "АЛ Кубани" 1. ОАО АК "ЮтЭйр"
2. ООО "Газпромавиа"
3. ЗАО АК "РусЛайн"
4. ОАО "АЛ Кубани"
5. ОАО АК "Якутия" 1. ОАО АК "ЮтЭйр"
2. ООО "Газпромавиа"
3. ЗАО АК "РусЛайн"
4. ОАО АК "Якутия"
5. ООО АК "ВимАвиа" 1. ОАО АК "ЮтЭйр"
2. ООО "Газпромавиа"
3. ЗАО АК "РусЛайн"
4. ОАО АК "Якутия"
5. ООО АК "ВимАвиа"
6. ЗАО АК "Ред Вингс"
1 квартал 2013г. 2 квартал 2013г. с 01.07.2013 по 01.09.2013

1. ОАО АК "ЮтЭйр"
2. ООО "Газпромавиа"
3. ЗАО АК "РусЛайн"
4. ООО АК "ВимАвиа"
5. ЗАО АК "Ред Вингс" 1. ОАО АК "ЮтЭйр"
2. ООО "Газпромавиа"
3. ООО АК "ВимАвиа" 1. ОАО АК "ЮтЭйр"
2. ООО "Газпромавиа"
3. ООО АК "ВимАвиа"
4. ЗАО АК "Ред Вингс"


Предварительный анализ рынка пассажирских авиаперевозок комиссией Дагестанского УФАС России показал следующее:

В период выхода на рынок - ЗАО АК "РЕД ВИНГС" (с 01.10.2012 по 01.02.2013) и ООО АК "ВИМ АВИА" (с 01.01.07.2012 по настоящее время) авиакомпании, осуществляющие на тот период регулярные рейсы по маршруту Москва-Махачкала-Москва, начали снижать цены на билеты экономического класса с 6500-7000 рублей, в итоге цены достигли уровня 5500 рублей за один билет в одну сторону. Это произошло, потому что в период 4 квартала 2012 года по данному маршруту наблюдается 6 авиаперевозчиков, что в свою очередь говорит об увеличении количества самих рейсов и мест в них, что в свою очередь и повлекло снижение цен на авиабилеты экономического класса.

В первом квартале 2013 года, начиная с середины февраля этого года, наблюдается уход следующих авиаперевозчиков - ОАО АК "Якутия", ЗАО АК "РЕД ВИНГС" и ЗАО АК "РусЛАйн".

Во 2 квартале 2013 года, в аэропорту г. Махачкала осуществляют регулярные рейсы по маршруту Москва-Махачкала-Москва всего три авиакомпании - ОАО АК "Ютэйр", ООО "Газпромавиа", ООО АК "ВИМ АВИА", тем самым количество рейсов и мест по данному маршруту сократилось на 35% - 40%.

То есть при том же спросе на авиабилеты, цены начали расти с конца февраля 2013 года и в апреле, мае, июне и июле цены на билеты экономического класса выросли до отметки 7500-8500 рублей, что подтверждается документами и сведениями, полученными от вышеперечисленных авиакомпаний по запросам Дагестанского УФАС России. Цены на билеты экономического класса в среднем выросли на 15-20% у всех действовавших на тот период авиаперевозчиков.

С возвращением ЗАО АК "РЕД ВИНГС" в июле 2013 года в аэропорт г. Махачкалы на регулярный рейс по маршруту Москва-Махачкала-Москва цены на авиабилеты начали снижаться. Начиная с конца августа 2013 года и по настоящее время, цена билета экономического класса в одну сторону по данному маршруту составляет в среднем 4300 - 5500 рублей.

Также в настоящее время Дагестанским УФАС России ведется административное производство в отношении ЗАО Авиакомпания "РусЛайн" за непредоставление документов и сведений, необходимых для полного анализа ситуации на рынке авиаперевозок.

Ранее ЗАО Авиакомпания "РусЛайн" было уже оштрафовано за аналогичное правонарушение на 300000 рублей.

С опозданием более чем на два месяца ЗАО АК "РусЛайн" документы все же представило.

Таким образом, по предварительным данным, прошлое повышение цен и текущее снижение связано с несколькими причинами:
Сезонное повышение цен, период повышенного спроса, к примеру, к ним можно отнести новогодние праздники и период начала учебного сезона 25.08.__г. по 03.09.__г., конец отпускного периода;
Повышение цен с конца февраля 2013 года по август месяц этого года, большей частью связано с уменьшением конкуренции в указанный период (уход трех авиакомпаний осуществляющих авиаперевозки по маршруту Москва-Махачкала-Москва). То есть на рынке авиаперевозок в аэропорту г. Махачкала, наблюдается не стабильная ситуация с авиаперевозчиками (приход и уход с рынка в течение менее одного года).
В аэропорту г. Махачкала по регулярным рейсам по маршруту Москва-Махачкала-Москва, стабильно осуществляют свою деятельность (участвуют на рынке более полутора лет) только две авиакомпании, ОАО АК "Ютэйр" и ООО "Газпромавиа". К ним на сегодняшний день можно добавить еще одного авиаперевозчика ООО АК "Вим Авиа" (начал свою деятельность с 3 квартала 2012 года и по настоящее время стабильно осуществляет ее по данному маршруту).

Дагестанским УФАС России также рассматривается вопрос о включении вышеперечисленных авиаперевозчиков в региональный реестр хозяйствующих субъектов имеющих долю на рынке свыше 35%.

По окончанию анализа рынка авиаперевозок, Дагестанское УФАС России дополнительно проинформирует общественность через СМИ и собственный сайт (dagestan.fas.gov.ru).

В случае выявления нарушений антимонопольного законодательства будут приниматься меры по их устранению (пресечению).

Кроме того, сообщаем, что на территории Республики Дагестан действует только один аэропорт "Уйташ" (международный аэропорт Махачкалы), находящийся в ведении (владелец) ОАО "Авиалинии Дагестана", и что решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 24.04.2013 по делу № А15-2953/2012, ОАО "Авиалинии Дагестана" признано банкротом и в отношении него введено конкурсное производство.

Вместе с тем, считаем необходимым напомнить, что в настоящее время действующее законодательство РФ не содержит норм о прямом государственном регулировании цен и тарифов на авиабилеты (авиаперевозчик самостоятельно устанавливает тарифы, но вместе с этим должен обосновать реальность установленного тарифа).