Решение и предписание в отношении ОАО «Вымпелком»

Номер дела: №48/2011
Дата публикации: 28 ноября 2011, 10:38

Решение

по делу № 48/2011 о нарушении антимонопольного законодательства

 

«17» ноября 2011 г.                                                                              

г. Махачкала

Резолютивная часть решения оглашена 08.11.2011г.

В полном объеме решение изготовлено 17.11.2011 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Халлаевой Д.М.

Ганиева Р.Д.

Сулеймановой З.А.

в присутствии представителей ОАО «Вымпелком» – хххх (доверенность хххх), хххх (без доверенности),

в отсутствии заявителя – гр. хххх своевременно извещенного о дате и месте рассмотрения дела (в материала дела имеется почтовая карточка-уведомление),

рассмотрев дело №48/2011, возбужденное по признакам нарушения ОАО «Вымпелком», в лице Махачкалинского филиала (г. Махачкала, ул. Ш.Алиева д.29 «а») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении гр. Рабаданову Ш.М. (г. Махачкала, пр. Петра I, .д.43, кВ.3) услуг, подключение которых было произведено без его согласия,

                                            УСТАНОВИЛА:

  В Дагестанское УФАС России поступила жалоба от гр. хххх, являющегося абонентом оператора сотовой связи ОАО «Вымпелком» («Билайн») в которой гр. хххх просит разобраться в сложившейся ситуации с принадлежащим ему номером телефона 89634068240 с которого ежедневно списываются денежные средства в размере 15 руб. 25 коп. за услуги которые он не подключал.

В связи с чем, приказом Дагестанского УФАС России № 207 от 29.09.2011 г. в отношении ОАО «Вымпелком», в лице Махачкалинского филиала было возбуждено дело №48/2011 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении гр. хххх (г. Махачкала, пр. Петра I, .д.43, кВ.3) услуг, подключение которых было произведено без его согласия (далее – абонент).

Изучив представленные документы и выслушав представителей сторон, Комиссией Дагестанского УФАС России установлено следующее.

ОАО «Вымпел - Коммуникации» заключен с гражданином хххх договор об оказании услуг связи «Билайн» (далее – Договор).

Согласно п.2.4 Договора дополнительные услуги и иные услуги, технологически неразрывно связанные с Услугами связи и направленные на повышение их потребительской ценности, оказываются Оператором или третьими лицами, имеющими право на оказание соответствующих услуг, и оплачиваются Абонентом в порядке, предусмотренном Договором, договором с третьим лицом и порядком предоставления и оплаты соответствующих услуг.

Информация о дополнительных услугах размещается Оператором или третьими лицами в виде публичной оферты в сети Интернет на Сайте Оператора или третьих лиц или в рекламных материалах о данных Дополнительных услугах. Предложение может доводиться до Абонента в качестве предложения делать оферту (пункт 2.5 Договора).

За оказанные услуги Оператор ежемесячно выставляет Абоненту счета на оплату Услуг в соответствии с действующими тарифами Оператора.

Однако, по мнению Абонента и согласно представленной детализации счета, ежедневно с его номера (963-406-82-40) списывались денежные средства в размере 15 руб. 25 коп., за услуги которые он не подключал.

Вместе с тем, согласно представленным ОАО «Вымпелком» пояснениям, данная сумма списывалась со счета хххх за услугу под названием «покупка контента», которая предоставляет абоненту возможность приобретать информацию, представленную на Интернет – сайт (контент). Контент может состоять из графической информации (картинки, фотографии, логотипы), текстовой информации (статьи), аудио- и видеоинформации. Если абонент через Интернет подключит какую-либо подписку, скачивает информацию (файл, картинка, музыка), отправить SMS – сообщение на короткий номер либо позвонит на указанный короткий номер – в детализации номера отразится «покупка контента». Однако данная услуга была предоставлена абоненту без согласования и не предусмотрена договором.

Своими действиями ОАО «Вымпелком» злоупотребило своим положением на рынке услуг операторов сотовой связи, путем навязывания абоненту услуг, подключение которых было произведено согласия Абонента.

На рассмотрении дела представитель ОАО «Вымпелком» пояснил, что списание денежных средств с 21.03.2011 г. по 04.04.2011 г. с абонентского номера хххх осуществлялось в счет оплаты услуги «Хамелеон».

Полная информация об услуге «Хамелеон» размещена на сайте Оператора связи «Билайн» www.beeline.ru. (сайт имеет статус СМИ, согласно свидетельству о регистрации сайта в качестве СМИ).

Согласно описанию услуги «Хамелеон», опубликованному на сайте www.beeline.ru, все первичные информационные сообщения, появляющиеся на экране телефона в рамках услуги «Хамелеон», являются бесплатными. Сообщения тарифицируются только в случае  дальнейшего просмотра абонентом текста сообщений - для этого абоненту необходимо воспользоваться кнопкой «Подробно» или «Открыть» в зависимости от модели телефонного аппарата. Стоимость дальнейшего просмотра сообщения указывается в первичном (бесплатном) сообщении.

Согласно условиям, работа услуги «Хамелеон» заключается в том, что абоненту на телефон приходят сообщения, т.н. "тизеры". Получение тизера, промотка тизера на второй экран (если длинный тизер), открытие меню тизера, подключение услуги, отключение услуги, подключение дополнительного канала, отключение канала не тарифицируются, т.е. бесплатны. Данная услуга тарифицируется только тогда, когда абонент осуществил заказ продолжения из меню тизера.

Таким образом, заказывая продолжение сообщения, абонент выражает свое согласие получить данное сообщение и оплатить его стоимость.

Такой порядок подключения/отключения услуг путем совершения абонентом конклюдентных действий соответствует Правилам оказания услуг подвижной связи, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 328 от 25 мая 2005 года, которыми  предусмотрена возможность (п. 48.1.) изменения условий договора, в том числе и в частности конклюдентными действиями, перечень и порядок осуществления которых определяется оператором.

При этом, согласно ст. 438 Гражданского кодекса РФ совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (предоставление услуг, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.

В соответствии с указанными выше правовыми нормами, в договоре об оказании услуг связи «Билайн» предусмотрен порядок  оказания дополнительных услуг.

Правила оказания услуг подвижной связи (утв. постановлением Правительства РФ от 25 мая 2005 г. N 328), и в частности, п.21 указанных Правил, не устанавливают запрет на подключение безвозмездных для абонентов сервисов информационного характера.

Из материалов дела усматривается, что 19.03.2011 г. абонент подписался на микропакет «DAILY контент-подписка Эротический клуб» с автопродлением самостоятельно, что подтверждается распечаткой истории подписок абонента №79634068240 на макропакеты из программы BOL, представленной ОАО «Вымпелком» письмом от 07.11.2011 г.

Таким образом, согласившись просмотреть информацию, поступившую на телефон посредством услуги «Хамелеон», нажав кнопку далее, либо ок, абонент подключился к микропакету, подписка на которую продлевалась автоматически и ежедневно со счета списывалась денежная сумма в размере 15.25 руб. в период с 19.03.2011 г. по 04.04.2011 г. и услуга предоставлялась до тех пор пока абонент не обратился в офис ОАО «Вымпелком».

Согласно распечатке истории подписок абонент подписался на микропакет 19.03.2011 г. и соответственно данная услуга ему предоставлялась до момента отключения т.е. до 04.04.2011 г.

За этот период ОАО «Вымпелком» производило списание со счета абонента за подключение к дополнительной платной услуги посредством услуги «Хамелеон».

При этом, оператор не проинформировав абонента продолжал предоставлять услугу без согласия абонента. Данными действиями оператор сотовой связи ущемляет права и интересы абонента поскольку с его счета списываются деньги фактически за не полученные услуги или незаинтересованные в их получении.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение (коллективное доминирование) хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, не обоснованные требования по списанию (переводу) денежных средств, в которых абонент не заинтересован.

Средства, списанные у Абонента за период с 19.03.2011 г. по 04.04.2011г. за предоставленную дополнительную платную услугу компенсированы ОАО «Вымпелком» в полной мере.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

  1. В связи с добровольным устранением допущенных нарушений и его последствий ОАО «Вымпелком», прекратить дело №48/2011 о нарушении антимонопольного законодательства.
  2. ОАО «Вымпелком» при предоставлении дополнительных услуг на платной основе, обеспечить заблаговременное информирование абонента о сроке действия подписываемых услуг.
  3. Обратить внимание на недопустимость нарушения антимонопольного законодательства при предоставлении дополнительных платных услуг, в предоставлении которых абонент не заинтересован. 

 

 

Председатель Комиссии

         

                                      Д.М. Халлаева

 

Члены Комиссии:

                                                                      

                                     Р.Д. Ганиев

 

                                    

З.А. Сулейманова

                                     

      Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

Сулейманова Заграт Адзиевна

хххх

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

stdClass Object ( [vid] => 5056 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание в отношении ОАО «Вымпелком» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 5056 [type] => solution [language] => ru [created] => 1322462563 [changed] => 1370518826 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370518826 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Решение

по делу № 48/2011 о нарушении антимонопольного законодательства

 

«17» ноября 2011 г.                                                                              

г. Махачкала

Резолютивная часть решения оглашена 08.11.2011г.

В полном объеме решение изготовлено 17.11.2011 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Халлаевой Д.М.

Ганиева Р.Д.

Сулеймановой З.А.

в присутствии представителей ОАО «Вымпелком» – хххх (доверенность хххх), хххх (без доверенности),

в отсутствии заявителя – гр. хххх своевременно извещенного о дате и месте рассмотрения дела (в материала дела имеется почтовая карточка-уведомление),

рассмотрев дело №48/2011, возбужденное по признакам нарушения ОАО «Вымпелком», в лице Махачкалинского филиала (г. Махачкала, ул. Ш.Алиева д.29 «а») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении гр. Рабаданову Ш.М. (г. Махачкала, пр. Петра I, .д.43, кВ.3) услуг, подключение которых было произведено без его согласия,

                                            УСТАНОВИЛА:

  В Дагестанское УФАС России поступила жалоба от гр. хххх, являющегося абонентом оператора сотовой связи ОАО «Вымпелком» («Билайн») в которой гр. хххх просит разобраться в сложившейся ситуации с принадлежащим ему номером телефона 89634068240 с которого ежедневно списываются денежные средства в размере 15 руб. 25 коп. за услуги которые он не подключал.

В связи с чем, приказом Дагестанского УФАС России № 207 от 29.09.2011 г. в отношении ОАО «Вымпелком», в лице Махачкалинского филиала было возбуждено дело №48/2011 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении гр. хххх (г. Махачкала, пр. Петра I, .д.43, кВ.3) услуг, подключение которых было произведено без его согласия (далее – абонент).

Изучив представленные документы и выслушав представителей сторон, Комиссией Дагестанского УФАС России установлено следующее.

ОАО «Вымпел - Коммуникации» заключен с гражданином хххх договор об оказании услуг связи «Билайн» (далее – Договор).

Согласно п.2.4 Договора дополнительные услуги и иные услуги, технологически неразрывно связанные с Услугами связи и направленные на повышение их потребительской ценности, оказываются Оператором или третьими лицами, имеющими право на оказание соответствующих услуг, и оплачиваются Абонентом в порядке, предусмотренном Договором, договором с третьим лицом и порядком предоставления и оплаты соответствующих услуг.

Информация о дополнительных услугах размещается Оператором или третьими лицами в виде публичной оферты в сети Интернет на Сайте Оператора или третьих лиц или в рекламных материалах о данных Дополнительных услугах. Предложение может доводиться до Абонента в качестве предложения делать оферту (пункт 2.5 Договора).

За оказанные услуги Оператор ежемесячно выставляет Абоненту счета на оплату Услуг в соответствии с действующими тарифами Оператора.

Однако, по мнению Абонента и согласно представленной детализации счета, ежедневно с его номера (963-406-82-40) списывались денежные средства в размере 15 руб. 25 коп., за услуги которые он не подключал.

Вместе с тем, согласно представленным ОАО «Вымпелком» пояснениям, данная сумма списывалась со счета хххх за услугу под названием «покупка контента», которая предоставляет абоненту возможность приобретать информацию, представленную на Интернет – сайт (контент). Контент может состоять из графической информации (картинки, фотографии, логотипы), текстовой информации (статьи), аудио- и видеоинформации. Если абонент через Интернет подключит какую-либо подписку, скачивает информацию (файл, картинка, музыка), отправить SMS – сообщение на короткий номер либо позвонит на указанный короткий номер – в детализации номера отразится «покупка контента». Однако данная услуга была предоставлена абоненту без согласования и не предусмотрена договором.

Своими действиями ОАО «Вымпелком» злоупотребило своим положением на рынке услуг операторов сотовой связи, путем навязывания абоненту услуг, подключение которых было произведено согласия Абонента.

На рассмотрении дела представитель ОАО «Вымпелком» пояснил, что списание денежных средств с 21.03.2011 г. по 04.04.2011 г. с абонентского номера хххх осуществлялось в счет оплаты услуги «Хамелеон».

Полная информация об услуге «Хамелеон» размещена на сайте Оператора связи «Билайн» www.beeline.ru. (сайт имеет статус СМИ, согласно свидетельству о регистрации сайта в качестве СМИ).

Согласно описанию услуги «Хамелеон», опубликованному на сайте www.beeline.ru, все первичные информационные сообщения, появляющиеся на экране телефона в рамках услуги «Хамелеон», являются бесплатными. Сообщения тарифицируются только в случае  дальнейшего просмотра абонентом текста сообщений - для этого абоненту необходимо воспользоваться кнопкой «Подробно» или «Открыть» в зависимости от модели телефонного аппарата. Стоимость дальнейшего просмотра сообщения указывается в первичном (бесплатном) сообщении.

Согласно условиям, работа услуги «Хамелеон» заключается в том, что абоненту на телефон приходят сообщения, т.н. "тизеры". Получение тизера, промотка тизера на второй экран (если длинный тизер), открытие меню тизера, подключение услуги, отключение услуги, подключение дополнительного канала, отключение канала не тарифицируются, т.е. бесплатны. Данная услуга тарифицируется только тогда, когда абонент осуществил заказ продолжения из меню тизера.

Таким образом, заказывая продолжение сообщения, абонент выражает свое согласие получить данное сообщение и оплатить его стоимость.

Такой порядок подключения/отключения услуг путем совершения абонентом конклюдентных действий соответствует Правилам оказания услуг подвижной связи, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 328 от 25 мая 2005 года, которыми  предусмотрена возможность (п. 48.1.) изменения условий договора, в том числе и в частности конклюдентными действиями, перечень и порядок осуществления которых определяется оператором.

При этом, согласно ст. 438 Гражданского кодекса РФ совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (предоставление услуг, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.

В соответствии с указанными выше правовыми нормами, в договоре об оказании услуг связи «Билайн» предусмотрен порядок  оказания дополнительных услуг.

Правила оказания услуг подвижной связи (утв. постановлением Правительства РФ от 25 мая 2005 г. N 328), и в частности, п.21 указанных Правил, не устанавливают запрет на подключение безвозмездных для абонентов сервисов информационного характера.

Из материалов дела усматривается, что 19.03.2011 г. абонент подписался на микропакет «DAILY контент-подписка Эротический клуб» с автопродлением самостоятельно, что подтверждается распечаткой истории подписок абонента №79634068240 на макропакеты из программы BOL, представленной ОАО «Вымпелком» письмом от 07.11.2011 г.

Таким образом, согласившись просмотреть информацию, поступившую на телефон посредством услуги «Хамелеон», нажав кнопку далее, либо ок, абонент подключился к микропакету, подписка на которую продлевалась автоматически и ежедневно со счета списывалась денежная сумма в размере 15.25 руб. в период с 19.03.2011 г. по 04.04.2011 г. и услуга предоставлялась до тех пор пока абонент не обратился в офис ОАО «Вымпелком».

Согласно распечатке истории подписок абонент подписался на микропакет 19.03.2011 г. и соответственно данная услуга ему предоставлялась до момента отключения т.е. до 04.04.2011 г.

За этот период ОАО «Вымпелком» производило списание со счета абонента за подключение к дополнительной платной услуги посредством услуги «Хамелеон».

При этом, оператор не проинформировав абонента продолжал предоставлять услугу без согласия абонента. Данными действиями оператор сотовой связи ущемляет права и интересы абонента поскольку с его счета списываются деньги фактически за не полученные услуги или незаинтересованные в их получении.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение (коллективное доминирование) хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, не обоснованные требования по списанию (переводу) денежных средств, в которых абонент не заинтересован.

Средства, списанные у Абонента за период с 19.03.2011 г. по 04.04.2011г. за предоставленную дополнительную платную услугу компенсированы ОАО «Вымпелком» в полной мере.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

  1. В связи с добровольным устранением допущенных нарушений и его последствий ОАО «Вымпелком», прекратить дело №48/2011 о нарушении антимонопольного законодательства.
  2. ОАО «Вымпелком» при предоставлении дополнительных услуг на платной основе, обеспечить заблаговременное информирование абонента о сроке действия подписываемых услуг.
  3. Обратить внимание на недопустимость нарушения антимонопольного законодательства при предоставлении дополнительных платных услуг, в предоставлении которых абонент не заинтересован. 

 

 

Председатель Комиссии

         

                                      Д.М. Халлаева

 

Члены Комиссии:

                                                                      

                                     Р.Д. Ганиев

 

                                    

З.А. Сулейманова

                                     

      Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

Сулейманова Заграт Адзиевна

хххх

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Решение

по делу № 48/2011 о нарушении антимонопольного законодательства

 

«17» ноября 2011 г.                                                                              

г. Махачкала

Резолютивная часть решения оглашена 08.11.2011г.

В полном объеме решение изготовлено 17.11.2011 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Халлаевой Д.М.

Ганиева Р.Д.

Сулеймановой З.А.

в присутствии представителей ОАО «Вымпелком» – хххх (доверенность хххх), хххх (без доверенности),

в отсутствии заявителя – гр. хххх своевременно извещенного о дате и месте рассмотрения дела (в материала дела имеется почтовая карточка-уведомление),

рассмотрев дело №48/2011, возбужденное по признакам нарушения ОАО «Вымпелком», в лице Махачкалинского филиала (г. Махачкала, ул. Ш.Алиева д.29 «а») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении гр. Рабаданову Ш.М. (г. Махачкала, пр. Петра I, .д.43, кВ.3) услуг, подключение которых было произведено без его согласия,

                                            УСТАНОВИЛА:

  В Дагестанское УФАС России поступила жалоба от гр. хххх, являющегося абонентом оператора сотовой связи ОАО «Вымпелком» («Билайн») в которой гр. хххх просит разобраться в сложившейся ситуации с принадлежащим ему номером телефона 89634068240 с которого ежедневно списываются денежные средства в размере 15 руб. 25 коп. за услуги которые он не подключал.

В связи с чем, приказом Дагестанского УФАС России № 207 от 29.09.2011 г. в отношении ОАО «Вымпелком», в лице Махачкалинского филиала было возбуждено дело №48/2011 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении гр. хххх (г. Махачкала, пр. Петра I, .д.43, кВ.3) услуг, подключение которых было произведено без его согласия (далее – абонент).

Изучив представленные документы и выслушав представителей сторон, Комиссией Дагестанского УФАС России установлено следующее.

ОАО «Вымпел - Коммуникации» заключен с гражданином хххх договор об оказании услуг связи «Билайн» (далее – Договор).

Согласно п.2.4 Договора дополнительные услуги и иные услуги, технологически неразрывно связанные с Услугами связи и направленные на повышение их потребительской ценности, оказываются Оператором или третьими лицами, имеющими право на оказание соответствующих услуг, и оплачиваются Абонентом в порядке, предусмотренном Договором, договором с третьим лицом и порядком предоставления и оплаты соответствующих услуг.

Информация о дополнительных услугах размещается Оператором или третьими лицами в виде публичной оферты в сети Интернет на Сайте Оператора или третьих лиц или в рекламных материалах о данных Дополнительных услугах. Предложение может доводиться до Абонента в качестве предложения делать оферту (пункт 2.5 Договора).

За оказанные услуги Оператор ежемесячно выставляет Абоненту счета на оплату Услуг в соответствии с действующими тарифами Оператора.

Однако, по мнению Абонента и согласно представленной детализации счета, ежедневно с его номера (963-406-82-40) списывались денежные средства в размере 15 руб. 25 коп., за услуги которые он не подключал.

Вместе с тем, согласно представленным ОАО «Вымпелком» пояснениям, данная сумма списывалась со счета хххх за услугу под названием «покупка контента», которая предоставляет абоненту возможность приобретать информацию, представленную на Интернет – сайт (контент). Контент может состоять из графической информации (картинки, фотографии, логотипы), текстовой информации (статьи), аудио- и видеоинформации. Если абонент через Интернет подключит какую-либо подписку, скачивает информацию (файл, картинка, музыка), отправить SMS – сообщение на короткий номер либо позвонит на указанный короткий номер – в детализации номера отразится «покупка контента». Однако данная услуга была предоставлена абоненту без согласования и не предусмотрена договором.

Своими действиями ОАО «Вымпелком» злоупотребило своим положением на рынке услуг операторов сотовой связи, путем навязывания абоненту услуг, подключение которых было произведено согласия Абонента.

На рассмотрении дела представитель ОАО «Вымпелком» пояснил, что списание денежных средств с 21.03.2011 г. по 04.04.2011 г. с абонентского номера хххх осуществлялось в счет оплаты услуги «Хамелеон».

Полная информация об услуге «Хамелеон» размещена на сайте Оператора связи «Билайн» www.beeline.ru. (сайт имеет статус СМИ, согласно свидетельству о регистрации сайта в качестве СМИ).

Согласно описанию услуги «Хамелеон», опубликованному на сайте www.beeline.ru, все первичные информационные сообщения, появляющиеся на экране телефона в рамках услуги «Хамелеон», являются бесплатными. Сообщения тарифицируются только в случае  дальнейшего просмотра абонентом текста сообщений - для этого абоненту необходимо воспользоваться кнопкой «Подробно» или «Открыть» в зависимости от модели телефонного аппарата. Стоимость дальнейшего просмотра сообщения указывается в первичном (бесплатном) сообщении.

Согласно условиям, работа услуги «Хамелеон» заключается в том, что абоненту на телефон приходят сообщения, т.н. "тизеры". Получение тизера, промотка тизера на второй экран (если длинный тизер), открытие меню тизера, подключение услуги, отключение услуги, подключение дополнительного канала, отключение канала не тарифицируются, т.е. бесплатны. Данная услуга тарифицируется только тогда, когда абонент осуществил заказ продолжения из меню тизера.

Таким образом, заказывая продолжение сообщения, абонент выражает свое согласие получить данное сообщение и оплатить его стоимость.

Такой порядок подключения/отключения услуг путем совершения абонентом конклюдентных действий соответствует Правилам оказания услуг подвижной связи, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 328 от 25 мая 2005 года, которыми  предусмотрена возможность (п. 48.1.) изменения условий договора, в том числе и в частности конклюдентными действиями, перечень и порядок осуществления которых определяется оператором.

При этом, согласно ст. 438 Гражданского кодекса РФ совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (предоставление услуг, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.

В соответствии с указанными выше правовыми нормами, в договоре об оказании услуг связи «Билайн» предусмотрен порядок  оказания дополнительных услуг.

Правила оказания услуг подвижной связи (утв. постановлением Правительства РФ от 25 мая 2005 г. N 328), и в частности, п.21 указанных Правил, не устанавливают запрет на подключение безвозмездных для абонентов сервисов информационного характера.

Из материалов дела усматривается, что 19.03.2011 г. абонент подписался на микропакет «DAILY контент-подписка Эротический клуб» с автопродлением самостоятельно, что подтверждается распечаткой истории подписок абонента №79634068240 на макропакеты из программы BOL, представленной ОАО «Вымпелком» письмом от 07.11.2011 г.

Таким образом, согласившись просмотреть информацию, поступившую на телефон посредством услуги «Хамелеон», нажав кнопку далее, либо ок, абонент подключился к микропакету, подписка на которую продлевалась автоматически и ежедневно со счета списывалась денежная сумма в размере 15.25 руб. в период с 19.03.2011 г. по 04.04.2011 г. и услуга предоставлялась до тех пор пока абонент не обратился в офис ОАО «Вымпелком».

Согласно распечатке истории подписок абонент подписался на микропакет 19.03.2011 г. и соответственно данная услуга ему предоставлялась до момента отключения т.е. до 04.04.2011 г.

За этот период ОАО «Вымпелком» производило списание со счета абонента за подключение к дополнительной платной услуги посредством услуги «Хамелеон».

При этом, оператор не проинформировав абонента продолжал предоставлять услугу без согласия абонента. Данными действиями оператор сотовой связи ущемляет права и интересы абонента поскольку с его счета списываются деньги фактически за не полученные услуги или незаинтересованные в их получении.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение (коллективное доминирование) хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, не обоснованные требования по списанию (переводу) денежных средств, в которых абонент не заинтересован.

Средства, списанные у Абонента за период с 19.03.2011 г. по 04.04.2011г. за предоставленную дополнительную платную услугу компенсированы ОАО «Вымпелком» в полной мере.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

  1. В связи с добровольным устранением допущенных нарушений и его последствий ОАО «Вымпелком», прекратить дело №48/2011 о нарушении антимонопольного законодательства.
  2. ОАО «Вымпелком» при предоставлении дополнительных услуг на платной основе, обеспечить заблаговременное информирование абонента о сроке действия подписываемых услуг.
  3. Обратить внимание на недопустимость нарушения антимонопольного законодательства при предоставлении дополнительных платных услуг, в предоставлении которых абонент не заинтересован. 

 

 

Председатель Комиссии

         

                                      Д.М. Халлаева

 

Члены Комиссии:

                                                                      

                                     Р.Д. Ганиев

 

                                    

З.А. Сулейманова

                                     

      Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

Сулейманова Заграт Адзиевна

хххх

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №48/2011 [format] => [safe_value] => №48/2011 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-11-28 06:38:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-11-17 06:38:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1322462563 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Дагестанское УФАС России )