Решение в отношении ОАО "Дагестанская энергосбытовая компания"

Номер дела: №18
Дата публикации: 19 июля 2012, 16:22

 

       РЕШЕНИЕ
          по делу №18

о нарушении антимонопольного законодательства

19.07.2012                                                                                             

г. Махачкала

Резолютивная часть решения оглашена     19.07.2012                        

В полном объеме решение изготовлено     19.07.2012

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:                             

Председателя Комиссии - Адигюзелова К. А.

Членов Комиссии:

Ганиева Р. Д.

Кусиева М. Б.

рассмотрев дело №18, возбужденное по признакам нарушения ОАО «Дагестанская энергосбытовая компания» (г. Махачкала, ул. Дахадаева, 73), ОАО «Дагэнергосеть» (г. Махачкала, ул. Дахадаева, 73 «А») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в экономически или технологически не обоснованном ограничении и прекращении подачи электрической энергии в отношении потребителя электроэнергии – МКОУ «Гимназия города Буйнакска» (г. Буйнакск, ул. Ленина, 42),

в присутствии представителей

от ОАО «Дагэнергосеть» ­­– хххх,

от ОАО «ДЭСК» ­­– хххх,

от МКОУ «Гимназия города Буйнакска» – не явились (извещены),  

УСТАНОВИЛА:

         В Дагестанское УФАС России поступило обращение от  МКОУ «Гимназия города Буйнакска» (вх. №1079 от 06.03.2012), в котором содержалась просьба принять меры, предусмотренные антимонопольным законодательством, в отношении поставщиков электрической энергии в связи с необоснованными отключениями электроснабжения без предварительного уведомления. К указанному обращению были приложены акты о прекращении подачи электроэнергии от 28.02.2012 и от 05.03.2012, в которых отмечалось, что отключения 28.02.2012 и 05.03.2012 производились без предупреждения.        

         Приказом Дагестанского УФАС России от 13.06.2012 №95 было возбуждено дело №18 по признакам нарушения ОАО «Дагестанская энергосбытовая компания» (г. Махачкала, ул. Дахадаева, 73), ОАО «Дагэнергосеть» (г. Махачкала, ул. Дахадаева, 73 «А») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в экономически или технологически не обоснованном ограничении и прекращении подачи электрической энергии в отношении потребителя электроэнергии – МКОУ «Гимназия города Буйнакска» (г. Буйнакск, ул. Ленина, 42).

         На рассмотрении дела и в письменных пояснениях директор МКОУ «Гимназия города Буйнакска» пояснила Комиссии следующее.

         В гимназии оплата за потребленную электроэнергию производится по показаниям двух счетчиков. Показания счетчика №28443 должны умножаться на коэффициент 30, а показания счетчика №623751 – на коэффициент 20.

         В мае 2009 года работником БГЭС ОАО «Дагэнергосеть» было установлено неправильное применение указанных коэффициентов (коэффициент 20 для первого счетчика и 30 – для второго), в связи с чем был произведен перерасчет потребленной электроэнергии, который составил за май 2009 года 237450 квт*ч. Данный перерасчет произведен неверно, поскольку фактическое потребление электроэнергии гимназии за 2009 год составило 53459 квт*ч, за 2010 год – 55552 квт*ч. В этой связи МКОУ «Гимназия города Буйнакска» категорически не согласно с выставленной ему задолженностью за потребленную электроэнергию в размере 547 614 руб.

         На рассмотрении дела и в письменных пояснениях представители ОАО «ДЭСК» пояснили Комиссии следующее.

         За МКОУ «Гимназия города Буйнакска» на 01.02.2012 образовалась задолженность в сумме 547 614 руб. Буйнакским городским отделением ОАО «ДЭСК» было направлено уведомление директору гимназии от 15.02.2012, от получения и подписания которого Закарьяева А. З. отказалась. В связи с этим уведомление было направлено по почте. 22.02.2012 по истечении срока, указанного в уведомлении, была подана заявка №8 в БГЭС ОАО «Дагэнергосеть» для введения ограничения энергоснабжения. Однако в феврале ограничения энергоснабжения не производились в связи с предстоящими выборами Президента Российской Федерации. 05.03.2012 было произведено ограничение режима потребления электроэнергии на 1 час.

         На рассмотрении дела и в письменных пояснениях представители ОАО «Дагэнергосеть» пояснили Комиссии следующее.

         Отключения (прекращения) подачи электроэнергии в отношении МКОУ «Гимназия города Буйнакска» были произведены в связи с подачей ОАО «ДЭСК» заявок на ограничение энергоснабжения.

Исследовав материалы дела и выслушав объяснения представителей сторон, Комиссия Дагестанского УФАС России пришла к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничных рынках электрической энергии осуществляются антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике», и принятыми в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации актами федерального антимонопольного органа.

Согласно ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» на оптовом и розничных рынках электрической энергии действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействия), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в том числе злоупотребления доминирующим и (или) исключительным положением на оптовом и розничных рынках.

В  пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008  №30  «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» указано, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку приведенный в названной  части перечень не является исчерпывающим. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом. При этом, оценивая такие действия (бездействие)  как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения  статьи 10 Гражданского кодекса Российской  Федерации,  части 2 статьи 10,  части 1 статьи 13 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

В силу пункта 78 и подпункта «а» пункта 161 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 №530 (далее – Основные положения) ограничение режима энергопотребления может вводиться в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате электрической энергии.

Ограничение режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств или в случае прекращения обязательств сторон по договору вводится по инициативе лиц, перед которыми не исполнены обязательства по договору (инициаторы введения ограничения), при условии согласования в письменной форме такого ограничения режима потребления с сетевой организацией, к электрическим сетям которой присоединены энергопринимающие устройства указанного потребителя (пункт 171 Основных положений).

В материалах дела имеются:

  • заявки ОАО «ДЭСК» №8 и №24 на введение ограничений электроснабжения МКОУ «Гимназия города Буйнакска»;
  • уведомление ОАО «ДЭСК» от 15.02.2012 №49, адресованное МКОУ «Гимназия города Буйнакска» о предстоящем ограничении электроснабжения с 22.02.2012.

Выписки (копии соответствующих страниц) из журналов диспетчерских служб ОАО «Дагэнергосеть», а также акты об отключениях электроснабжения и иные документы и сведения свидетельствуют о том, что ОАО «Дагэнергосеть» по заявке ОАО «ДЭСК» вводило следующие ограничения (прекращения) электроснабжения МКОУ «Гимназия города Буйнакска»: 

 

Заявка

ОАО «ДЭСК»

Дата отключения

Время отключения

Дата включения

Время включения

от 28.02.2012 №8

28.02.2012

12:10

28.02.2012

20:45

-

05.03.2012

12:00

05.03.2012

21:10

от 25.04.2012 №24

25.04.2012

10:30

 

 

 

В соответствии с пунктом 172 Основных положений фактические действия по ограничению режима потребления осуществляются потребителем или сетевой организацией, к электрической сети которой непосредственно технологически присоединено энергопринимающее устройство указанного потребителя. Для согласования ограничения режима потребления инициатор введения ограничения не позднее чем за 5 рабочих дней до предполагаемой даты введения ограничения режима потребления направляет сетевой организации или иному собственнику (владельцу) объектов электросетевого хозяйства, к сетям которых технологически присоединены энергопринимающие устройства указанного потребителя, уведомление, содержащее сведения:

а) о потребителе, в отношении которого вводится ограничение режима потребления;

б) об основаниях введения ограничения режима потребления;

в) о сроках и объемах вводимого ограничения режима потребления.

Согласно пункту 175 Основных положений порядок введения ограничения режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств в отношении потребителей  – юридических лиц определяется в договоре энергоснабжения (договоре купли-продажи (поставки) электрической энергии), договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, а также иных договорах и предусматривает:

а) порядок обязательного предварительного письменного уведомления потребителя об ограничении режима потребления с указанием размера задолженности (иных неисполненных обязательств), а также даты предполагаемого введения ограничения режима потребления, которая не может наступить до истечения 5 рабочих дней с даты получения уведомления. Уведомление подписывается уполномоченным представителем инициатора введения ограничения и вручается потребителю под расписку о вручении либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, если иной способ уведомления не предусмотрен договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии), договором оказания услуг по передаче электрической энергии;

б) обязательное введение частичного ограничения режима потребления на указанный в уведомлении срок в случае неисполнения потребителем требования о погашении задолженности в установленный в уведомлении срок;

в) полное ограничение режима потребления в случае непогашения (неоплаты) потребителем накопленной задолженности в полном объеме, включая предусмотренную соответствующим договором или законом неустойку (штраф, пени), или в случае невыполнения иного требования, содержащегося в уведомлении о введении частичного ограничения режима потребления, через 3 рабочих дня с даты введения частичного ограничения режима потребления.

Из материалов дела усматривается, что заявки ОАО «ДЭСК» №8 и №24 исполнялись ОАО «Дагэнергосеть» в день их получения, т. е. ограничения (прекращения) электроснабжения МКОУ «Гимназия города Буйнакска» имели место 28.02.2012 и 25.04.2012.

В заявке ОАО «ДЭСК» №8 указана следующая информация:

  • вид ограничения – полное;
  • размер задолженности потребителя – 547 614 руб.;
  • дата и номер уведомления потребителя – 15.02.2012 №49;
  • установленная дата ограничения – 22.02.2012.     

В заявке ОАО «ДЭСК» №24 указана следующая информация:

  • размер задолженности потребителя на 01.04.2012 – 699 328 руб.;
  • дата уведомления потребителя – 23.04.2012;
  • установленная дата ограничения – 25.04.2012.    

В уведомлении ОАО «ДЭСК» от 15.02.2012 №49 указана следующая информация:

  • размер задолженности потребителя на 01.02.2012 – 547 614 руб.,
  • дата, до которой требуется погасить задолженность – 22.02.2012;
  • установленная дата ограничения (в случае непогашения задолженности) – с 22.02.2012.     

Вместе с тем, уведомление от 15.02.2012 №49 о предстоящем 22.02.2012 ограничении (прекращении) электроснабжения было получено МКОУ «Гимназия города Буйнакска» только 28.02.2012 (день первого отключения электроснабжения гимназии), о чем свидетельствует копия соответствующей карточки уведомления о вручении.   

Таким образом, ОАО «ДЭСК» не был соблюден установленный подпунктом а) пункта 175 Основных положений порядок предварительного уведомления потребителя о предстоящем ограничении электроснабжения. Иной способ предварительного уведомления потребителя об ограничении электроснабжения не предусмотрен договором энергоснабжения от 06.04.2009 №19270026 и договором оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.04.2010 №102/2010-ДЭСК, имеющимися в материалах дела.

Кроме того ОАО «ДЭСК» и ОАО «Дагэнергосеть» был нарушен подпункт б) пункта 175 Основных положений, поскольку в заявке №8 указан вид ограничения – полное, в связи с чем МКОУ «Гимназия города Буйнакска» 28.02.2012 было полностью отключено от электроснабжения.

Отключение от электроснабжения МКОУ «Гимназия города Буйнакска», имевшее место 05.03.2012, было произведено ОАО «Дагэнергосеть» в нарушение пунктов 171 и 172 Основных положений без соответствующей заявки инициатора введения ограничения электроснабжения – ОАО «ДЭСК».

ОАО «ДЭСК» также не представило Комиссии расчет-обоснование задолженности МКОУ «Гимназия города Буйнакска» за потребленную электроэнергию и не доказало соблюдение предусмотренного пунктом 78 Основных положений основания для введения ограничения энергоснабжения.    

Между тем, Комиссия считает указанную задолженность необоснованной в связи с тем, что ОАО «Дагэнергосеть» произвело неверный перерасчет потребленной МКОУ «Гимназия города Буйнакска» электроэнергии, обнаружив неправильное применение коэффициентов трансформации (20 вместо 30 на одном приборе учета, 30 вместо 20 – на другом).

         Перерасчет, произведенный работником Буйнакских ГЭС ОАО «Дагэнергосеть» основан на формальной перестановке показаний приборов учета и предположении о совершении на одном из приборов учета «полного круга расчетных цифр», что означает для МКОУ «Гимназия города Буйнакска» дополнительное потребление 200000 квт*ч электроэнергии, которого не было.

 

Номер счетчика

Коэффициент

счетчика

Начальные

показания

Конечные

показания

Расход,

квт*ч

Недоучет,

квт*ч

28443

20

7695

4538

(4538 – 7695 + 10000)*20 = 136860

237450

623751

30

4454

7807

(7807 – 4454)*30 = 100590

         Вместе с тем, согласно приложению №1 к договору энергоснабжения от 06.04.2009 №19270026 договорной объем потребления электроэнергии МКОУ «Гимназия города Буйнакска» на 2010 год составляет 66000 квт*ч. По информации, представленной директором гимназии, фактическое потребление электроэнергии составляет 53459 квт*ч (2009 г.) и 55552 квт*ч (2010 г.).   

         Фактически МКОУ «Гимназия города Буйнакска» осуществляло переплату по одному прибору учета (30 вместо 20) и недоплату по другому (20 вместо 30). Для правильного перерасчета задолженности целесообразней было произвести корректировку по всем эпизодам замены коэффициентов трансформации. Задолженность составила бы при этом разность между совокупной недоплатой и совокупной переплатой. Для двух приборов учета при разнице в коэффициентах трансформации 10, незначительной разнице в ежемесячном потреблении электроэнергии (50 – 100 квт*ч) недоучет потребленной электроэнергии даже за 3 года составляет порядка 18 000 квт*ч = 10*36*50, что значительно меньше, чем 237450 квт*ч.         

В соответствии с п. 112 Основных положений гарантирующие поставщики, энергосбытовые организации, энергоснабжающие организации, сетевые организации, системный оператор и иные субъекты оперативно-диспетчерского управления, а также производители (поставщики) электрической энергии отвечают перед потребителями за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соответствующим договорам, в том числе за надежность снабжения их электрической энергией и ее качество в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями.

ОАО «ДЭСК» занимает доминирующее положение на рынке поставки (реализации) электрической энергии на территории Республики Дагестан и приказом Дагестанского УФАС России от 30.08.2005 №48 внесено в Реестр хозяйствующих субъектов по Республике Дагестан, занимающих на рынке определенного товара долю более 35%.

ОАО «МРСК Северного Кавказа» (в лице филиала  «Дагэнерго») занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче и распределению электрической энергии на территории Республики Дагестан и приказом Дагестанского УФАС России №189 от 29.12.2008 внесено в Реестр хозяйствующих субъектов по Республике Дагестан, занимающих на рынке определенного товара долю более 35%.

Все электросетевое имущество ОАО «МРСК Северного Кавказа» на территории Республики Дагестан (закрепленное ранее за филиалом «Дагэнерго») на основании соответствующих договоров (копии представлены в Дагестанское УФАС России) передано в аренду ОАО «Дагэнергосеть».

Субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий (статьи 3 и 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях»).

ОАО «Дагэнергосеть» в соответствии с договором №102/2010-ДЭСК от 01.04.2010 (пролонгирован) с использованием арендуемого электросетевого имущества оказывает ОАО «ДЭСК» услуги по передаче электрической энергии; ОАО «Дагэнергосеть» является субъектом естественной монополии.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ОАО «Дагэнергосеть» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче и распределению электрической энергии на территории Республики Дагестан.

Статья 34 Конституции Российской Федерации предусматривает, что не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации также запрещает использование гражданских прав в целях злоупотребления доминирующим положением на рынке.

Статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованное сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также, если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Согласно статье 7 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» в целях проведения эффективной государственной политики в сферах деятельности субъектов естественных монополий органы регулирования естественных монополий осуществляют контроль за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование в соответствии с названным законом либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.

Таким образом, исходя из содержания вышеуказанных норм законодательства Российской Федерации, а также из представленных в материалы дела документов и сведений Комиссия приходит к выводу о том, что со стороны ОАО «Дагэнергосеть» и со стороны ОАО «ДЭСК» имело место злоупотребление своим доминирующим положением соответственно на рынке услуг по передаче и распределению электрической энергии и на рынке поставки (реализации) электрической энергии.

Судебная практика (дела №А15-1624/2010 и №А15-1758/2010) также подтверждает незаконность действий как ОАО «ДЭСК», так и соответствующей сетевой организации по введению отключений электроснабжения потребителя электроэнергии с нарушением основания и порядка.  

Следует также отметить, что ОАО «Дагэнергосеть» и ОАО «ДЭСК» входят в одну группу лиц в соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». Вхождение указанных обществ в одну группу лиц подтверждается, в том числе информацией, размещенной на соответствующих интернет-сайтах (раздел обязательное раскрытие информации / список аффилированных лиц): www.dagesk.ru (ОАО «ДЭСК»), www.dagenergo.ru (ОАО «Дагэнергосеть»).  

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» установленные названным законом запреты на действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, хозяйствующих субъектов распространяются на действия (бездействие) группы лиц.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу о нарушении как ОАО «ДЭСК», так и ОАО «Дагэнергосеть» ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

  

РЕШИЛА:

  1. Признать ОАО «Дагестанская энергосбытовая компания» и ОАО «Дагэнергосеть» нарушившими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Передать материалы дела №18 о нарушении антимонопольного законодательства уполномоченному должностному лицу Управления ФАС России по Республике Дагестан для решения вопроса о возбуждении в отношении виновных лиц административного производства.

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии:

 

Адигюзелов К. А.

 

Ганиев Р. Д.

  

Кусиев М. Б.

                                                                                                                                                 

         Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

stdClass Object ( [vid] => 6061 [uid] => 5 [title] => Решение в отношении ОАО "Дагестанская энергосбытовая компания" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6061 [type] => solution [language] => ru [created] => 1343651296 [changed] => 1370518826 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370518826 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

       РЕШЕНИЕ
          по делу №18

о нарушении антимонопольного законодательства

19.07.2012                                                                                             

г. Махачкала

Резолютивная часть решения оглашена     19.07.2012                        

В полном объеме решение изготовлено     19.07.2012

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:                             

Председателя Комиссии - Адигюзелова К. А.

Членов Комиссии:

Ганиева Р. Д.

Кусиева М. Б.

рассмотрев дело №18, возбужденное по признакам нарушения ОАО «Дагестанская энергосбытовая компания» (г. Махачкала, ул. Дахадаева, 73), ОАО «Дагэнергосеть» (г. Махачкала, ул. Дахадаева, 73 «А») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в экономически или технологически не обоснованном ограничении и прекращении подачи электрической энергии в отношении потребителя электроэнергии – МКОУ «Гимназия города Буйнакска» (г. Буйнакск, ул. Ленина, 42),

в присутствии представителей

от ОАО «Дагэнергосеть» ­­– хххх,

от ОАО «ДЭСК» ­­– хххх,

от МКОУ «Гимназия города Буйнакска» – не явились (извещены),  

УСТАНОВИЛА:

         В Дагестанское УФАС России поступило обращение от  МКОУ «Гимназия города Буйнакска» (вх. №1079 от 06.03.2012), в котором содержалась просьба принять меры, предусмотренные антимонопольным законодательством, в отношении поставщиков электрической энергии в связи с необоснованными отключениями электроснабжения без предварительного уведомления. К указанному обращению были приложены акты о прекращении подачи электроэнергии от 28.02.2012 и от 05.03.2012, в которых отмечалось, что отключения 28.02.2012 и 05.03.2012 производились без предупреждения.        

         Приказом Дагестанского УФАС России от 13.06.2012 №95 было возбуждено дело №18 по признакам нарушения ОАО «Дагестанская энергосбытовая компания» (г. Махачкала, ул. Дахадаева, 73), ОАО «Дагэнергосеть» (г. Махачкала, ул. Дахадаева, 73 «А») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в экономически или технологически не обоснованном ограничении и прекращении подачи электрической энергии в отношении потребителя электроэнергии – МКОУ «Гимназия города Буйнакска» (г. Буйнакск, ул. Ленина, 42).

         На рассмотрении дела и в письменных пояснениях директор МКОУ «Гимназия города Буйнакска» пояснила Комиссии следующее.

         В гимназии оплата за потребленную электроэнергию производится по показаниям двух счетчиков. Показания счетчика №28443 должны умножаться на коэффициент 30, а показания счетчика №623751 – на коэффициент 20.

         В мае 2009 года работником БГЭС ОАО «Дагэнергосеть» было установлено неправильное применение указанных коэффициентов (коэффициент 20 для первого счетчика и 30 – для второго), в связи с чем был произведен перерасчет потребленной электроэнергии, который составил за май 2009 года 237450 квт*ч. Данный перерасчет произведен неверно, поскольку фактическое потребление электроэнергии гимназии за 2009 год составило 53459 квт*ч, за 2010 год – 55552 квт*ч. В этой связи МКОУ «Гимназия города Буйнакска» категорически не согласно с выставленной ему задолженностью за потребленную электроэнергию в размере 547 614 руб.

         На рассмотрении дела и в письменных пояснениях представители ОАО «ДЭСК» пояснили Комиссии следующее.

         За МКОУ «Гимназия города Буйнакска» на 01.02.2012 образовалась задолженность в сумме 547 614 руб. Буйнакским городским отделением ОАО «ДЭСК» было направлено уведомление директору гимназии от 15.02.2012, от получения и подписания которого Закарьяева А. З. отказалась. В связи с этим уведомление было направлено по почте. 22.02.2012 по истечении срока, указанного в уведомлении, была подана заявка №8 в БГЭС ОАО «Дагэнергосеть» для введения ограничения энергоснабжения. Однако в феврале ограничения энергоснабжения не производились в связи с предстоящими выборами Президента Российской Федерации. 05.03.2012 было произведено ограничение режима потребления электроэнергии на 1 час.

         На рассмотрении дела и в письменных пояснениях представители ОАО «Дагэнергосеть» пояснили Комиссии следующее.

         Отключения (прекращения) подачи электроэнергии в отношении МКОУ «Гимназия города Буйнакска» были произведены в связи с подачей ОАО «ДЭСК» заявок на ограничение энергоснабжения.

Исследовав материалы дела и выслушав объяснения представителей сторон, Комиссия Дагестанского УФАС России пришла к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничных рынках электрической энергии осуществляются антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике», и принятыми в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации актами федерального антимонопольного органа.

Согласно ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» на оптовом и розничных рынках электрической энергии действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействия), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в том числе злоупотребления доминирующим и (или) исключительным положением на оптовом и розничных рынках.

В  пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008  №30  «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» указано, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку приведенный в названной  части перечень не является исчерпывающим. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом. При этом, оценивая такие действия (бездействие)  как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения  статьи 10 Гражданского кодекса Российской  Федерации,  части 2 статьи 10,  части 1 статьи 13 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

В силу пункта 78 и подпункта «а» пункта 161 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 №530 (далее – Основные положения) ограничение режима энергопотребления может вводиться в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате электрической энергии.

Ограничение режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств или в случае прекращения обязательств сторон по договору вводится по инициативе лиц, перед которыми не исполнены обязательства по договору (инициаторы введения ограничения), при условии согласования в письменной форме такого ограничения режима потребления с сетевой организацией, к электрическим сетям которой присоединены энергопринимающие устройства указанного потребителя (пункт 171 Основных положений).

В материалах дела имеются:

  • заявки ОАО «ДЭСК» №8 и №24 на введение ограничений электроснабжения МКОУ «Гимназия города Буйнакска»;
  • уведомление ОАО «ДЭСК» от 15.02.2012 №49, адресованное МКОУ «Гимназия города Буйнакска» о предстоящем ограничении электроснабжения с 22.02.2012.

Выписки (копии соответствующих страниц) из журналов диспетчерских служб ОАО «Дагэнергосеть», а также акты об отключениях электроснабжения и иные документы и сведения свидетельствуют о том, что ОАО «Дагэнергосеть» по заявке ОАО «ДЭСК» вводило следующие ограничения (прекращения) электроснабжения МКОУ «Гимназия города Буйнакска»: 

 

Заявка

ОАО «ДЭСК»

Дата отключения

Время отключения

Дата включения

Время включения

от 28.02.2012 №8

28.02.2012

12:10

28.02.2012

20:45

-

05.03.2012

12:00

05.03.2012

21:10

от 25.04.2012 №24

25.04.2012

10:30

 

 

 

В соответствии с пунктом 172 Основных положений фактические действия по ограничению режима потребления осуществляются потребителем или сетевой организацией, к электрической сети которой непосредственно технологически присоединено энергопринимающее устройство указанного потребителя. Для согласования ограничения режима потребления инициатор введения ограничения не позднее чем за 5 рабочих дней до предполагаемой даты введения ограничения режима потребления направляет сетевой организации или иному собственнику (владельцу) объектов электросетевого хозяйства, к сетям которых технологически присоединены энергопринимающие устройства указанного потребителя, уведомление, содержащее сведения:

а) о потребителе, в отношении которого вводится ограничение режима потребления;

б) об основаниях введения ограничения режима потребления;

в) о сроках и объемах вводимого ограничения режима потребления.

Согласно пункту 175 Основных положений порядок введения ограничения режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств в отношении потребителей  – юридических лиц определяется в договоре энергоснабжения (договоре купли-продажи (поставки) электрической энергии), договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, а также иных договорах и предусматривает:

а) порядок обязательного предварительного письменного уведомления потребителя об ограничении режима потребления с указанием размера задолженности (иных неисполненных обязательств), а также даты предполагаемого введения ограничения режима потребления, которая не может наступить до истечения 5 рабочих дней с даты получения уведомления. Уведомление подписывается уполномоченным представителем инициатора введения ограничения и вручается потребителю под расписку о вручении либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, если иной способ уведомления не предусмотрен договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии), договором оказания услуг по передаче электрической энергии;

б) обязательное введение частичного ограничения режима потребления на указанный в уведомлении срок в случае неисполнения потребителем требования о погашении задолженности в установленный в уведомлении срок;

в) полное ограничение режима потребления в случае непогашения (неоплаты) потребителем накопленной задолженности в полном объеме, включая предусмотренную соответствующим договором или законом неустойку (штраф, пени), или в случае невыполнения иного требования, содержащегося в уведомлении о введении частичного ограничения режима потребления, через 3 рабочих дня с даты введения частичного ограничения режима потребления.

Из материалов дела усматривается, что заявки ОАО «ДЭСК» №8 и №24 исполнялись ОАО «Дагэнергосеть» в день их получения, т. е. ограничения (прекращения) электроснабжения МКОУ «Гимназия города Буйнакска» имели место 28.02.2012 и 25.04.2012.

В заявке ОАО «ДЭСК» №8 указана следующая информация:

  • вид ограничения – полное;
  • размер задолженности потребителя – 547 614 руб.;
  • дата и номер уведомления потребителя – 15.02.2012 №49;
  • установленная дата ограничения – 22.02.2012.     

В заявке ОАО «ДЭСК» №24 указана следующая информация:

  • размер задолженности потребителя на 01.04.2012 – 699 328 руб.;
  • дата уведомления потребителя – 23.04.2012;
  • установленная дата ограничения – 25.04.2012.    

В уведомлении ОАО «ДЭСК» от 15.02.2012 №49 указана следующая информация:

  • размер задолженности потребителя на 01.02.2012 – 547 614 руб.,
  • дата, до которой требуется погасить задолженность – 22.02.2012;
  • установленная дата ограничения (в случае непогашения задолженности) – с 22.02.2012.     

Вместе с тем, уведомление от 15.02.2012 №49 о предстоящем 22.02.2012 ограничении (прекращении) электроснабжения было получено МКОУ «Гимназия города Буйнакска» только 28.02.2012 (день первого отключения электроснабжения гимназии), о чем свидетельствует копия соответствующей карточки уведомления о вручении.   

Таким образом, ОАО «ДЭСК» не был соблюден установленный подпунктом а) пункта 175 Основных положений порядок предварительного уведомления потребителя о предстоящем ограничении электроснабжения. Иной способ предварительного уведомления потребителя об ограничении электроснабжения не предусмотрен договором энергоснабжения от 06.04.2009 №19270026 и договором оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.04.2010 №102/2010-ДЭСК, имеющимися в материалах дела.

Кроме того ОАО «ДЭСК» и ОАО «Дагэнергосеть» был нарушен подпункт б) пункта 175 Основных положений, поскольку в заявке №8 указан вид ограничения – полное, в связи с чем МКОУ «Гимназия города Буйнакска» 28.02.2012 было полностью отключено от электроснабжения.

Отключение от электроснабжения МКОУ «Гимназия города Буйнакска», имевшее место 05.03.2012, было произведено ОАО «Дагэнергосеть» в нарушение пунктов 171 и 172 Основных положений без соответствующей заявки инициатора введения ограничения электроснабжения – ОАО «ДЭСК».

ОАО «ДЭСК» также не представило Комиссии расчет-обоснование задолженности МКОУ «Гимназия города Буйнакска» за потребленную электроэнергию и не доказало соблюдение предусмотренного пунктом 78 Основных положений основания для введения ограничения энергоснабжения.    

Между тем, Комиссия считает указанную задолженность необоснованной в связи с тем, что ОАО «Дагэнергосеть» произвело неверный перерасчет потребленной МКОУ «Гимназия города Буйнакска» электроэнергии, обнаружив неправильное применение коэффициентов трансформации (20 вместо 30 на одном приборе учета, 30 вместо 20 – на другом).

         Перерасчет, произведенный работником Буйнакских ГЭС ОАО «Дагэнергосеть» основан на формальной перестановке показаний приборов учета и предположении о совершении на одном из приборов учета «полного круга расчетных цифр», что означает для МКОУ «Гимназия города Буйнакска» дополнительное потребление 200000 квт*ч электроэнергии, которого не было.

 

Номер счетчика

Коэффициент

счетчика

Начальные

показания

Конечные

показания

Расход,

квт*ч

Недоучет,

квт*ч

28443

20

7695

4538

(4538 – 7695 + 10000)*20 = 136860

237450

623751

30

4454

7807

(7807 – 4454)*30 = 100590

         Вместе с тем, согласно приложению №1 к договору энергоснабжения от 06.04.2009 №19270026 договорной объем потребления электроэнергии МКОУ «Гимназия города Буйнакска» на 2010 год составляет 66000 квт*ч. По информации, представленной директором гимназии, фактическое потребление электроэнергии составляет 53459 квт*ч (2009 г.) и 55552 квт*ч (2010 г.).   

         Фактически МКОУ «Гимназия города Буйнакска» осуществляло переплату по одному прибору учета (30 вместо 20) и недоплату по другому (20 вместо 30). Для правильного перерасчета задолженности целесообразней было произвести корректировку по всем эпизодам замены коэффициентов трансформации. Задолженность составила бы при этом разность между совокупной недоплатой и совокупной переплатой. Для двух приборов учета при разнице в коэффициентах трансформации 10, незначительной разнице в ежемесячном потреблении электроэнергии (50 – 100 квт*ч) недоучет потребленной электроэнергии даже за 3 года составляет порядка 18 000 квт*ч = 10*36*50, что значительно меньше, чем 237450 квт*ч.         

В соответствии с п. 112 Основных положений гарантирующие поставщики, энергосбытовые организации, энергоснабжающие организации, сетевые организации, системный оператор и иные субъекты оперативно-диспетчерского управления, а также производители (поставщики) электрической энергии отвечают перед потребителями за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соответствующим договорам, в том числе за надежность снабжения их электрической энергией и ее качество в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями.

ОАО «ДЭСК» занимает доминирующее положение на рынке поставки (реализации) электрической энергии на территории Республики Дагестан и приказом Дагестанского УФАС России от 30.08.2005 №48 внесено в Реестр хозяйствующих субъектов по Республике Дагестан, занимающих на рынке определенного товара долю более 35%.

ОАО «МРСК Северного Кавказа» (в лице филиала  «Дагэнерго») занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче и распределению электрической энергии на территории Республики Дагестан и приказом Дагестанского УФАС России №189 от 29.12.2008 внесено в Реестр хозяйствующих субъектов по Республике Дагестан, занимающих на рынке определенного товара долю более 35%.

Все электросетевое имущество ОАО «МРСК Северного Кавказа» на территории Республики Дагестан (закрепленное ранее за филиалом «Дагэнерго») на основании соответствующих договоров (копии представлены в Дагестанское УФАС России) передано в аренду ОАО «Дагэнергосеть».

Субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий (статьи 3 и 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях»).

ОАО «Дагэнергосеть» в соответствии с договором №102/2010-ДЭСК от 01.04.2010 (пролонгирован) с использованием арендуемого электросетевого имущества оказывает ОАО «ДЭСК» услуги по передаче электрической энергии; ОАО «Дагэнергосеть» является субъектом естественной монополии.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ОАО «Дагэнергосеть» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче и распределению электрической энергии на территории Республики Дагестан.

Статья 34 Конституции Российской Федерации предусматривает, что не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации также запрещает использование гражданских прав в целях злоупотребления доминирующим положением на рынке.

Статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованное сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также, если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Согласно статье 7 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» в целях проведения эффективной государственной политики в сферах деятельности субъектов естественных монополий органы регулирования естественных монополий осуществляют контроль за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование в соответствии с названным законом либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.

Таким образом, исходя из содержания вышеуказанных норм законодательства Российской Федерации, а также из представленных в материалы дела документов и сведений Комиссия приходит к выводу о том, что со стороны ОАО «Дагэнергосеть» и со стороны ОАО «ДЭСК» имело место злоупотребление своим доминирующим положением соответственно на рынке услуг по передаче и распределению электрической энергии и на рынке поставки (реализации) электрической энергии.

Судебная практика (дела №А15-1624/2010 и №А15-1758/2010) также подтверждает незаконность действий как ОАО «ДЭСК», так и соответствующей сетевой организации по введению отключений электроснабжения потребителя электроэнергии с нарушением основания и порядка.  

Следует также отметить, что ОАО «Дагэнергосеть» и ОАО «ДЭСК» входят в одну группу лиц в соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». Вхождение указанных обществ в одну группу лиц подтверждается, в том числе информацией, размещенной на соответствующих интернет-сайтах (раздел обязательное раскрытие информации / список аффилированных лиц): www.dagesk.ru (ОАО «ДЭСК»), www.dagenergo.ru (ОАО «Дагэнергосеть»).  

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» установленные названным законом запреты на действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, хозяйствующих субъектов распространяются на действия (бездействие) группы лиц.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу о нарушении как ОАО «ДЭСК», так и ОАО «Дагэнергосеть» ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

  

РЕШИЛА:

  1. Признать ОАО «Дагестанская энергосбытовая компания» и ОАО «Дагэнергосеть» нарушившими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Передать материалы дела №18 о нарушении антимонопольного законодательства уполномоченному должностному лицу Управления ФАС России по Республике Дагестан для решения вопроса о возбуждении в отношении виновных лиц административного производства.

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии:

 

Адигюзелов К. А.

 

Ганиев Р. Д.

  

Кусиев М. Б.

                                                                                                                                                 

         Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

       РЕШЕНИЕ
          по делу №18

о нарушении антимонопольного законодательства

19.07.2012                                                                                             

г. Махачкала

Резолютивная часть решения оглашена     19.07.2012                        

В полном объеме решение изготовлено     19.07.2012

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:                             

Председателя Комиссии - Адигюзелова К. А.

Членов Комиссии:

Ганиева Р. Д.

Кусиева М. Б.

рассмотрев дело №18, возбужденное по признакам нарушения ОАО «Дагестанская энергосбытовая компания» (г. Махачкала, ул. Дахадаева, 73), ОАО «Дагэнергосеть» (г. Махачкала, ул. Дахадаева, 73 «А») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в экономически или технологически не обоснованном ограничении и прекращении подачи электрической энергии в отношении потребителя электроэнергии – МКОУ «Гимназия города Буйнакска» (г. Буйнакск, ул. Ленина, 42),

в присутствии представителей

от ОАО «Дагэнергосеть» ­­– хххх,

от ОАО «ДЭСК» ­­– хххх,

от МКОУ «Гимназия города Буйнакска» – не явились (извещены),  

УСТАНОВИЛА:

         В Дагестанское УФАС России поступило обращение от  МКОУ «Гимназия города Буйнакска» (вх. №1079 от 06.03.2012), в котором содержалась просьба принять меры, предусмотренные антимонопольным законодательством, в отношении поставщиков электрической энергии в связи с необоснованными отключениями электроснабжения без предварительного уведомления. К указанному обращению были приложены акты о прекращении подачи электроэнергии от 28.02.2012 и от 05.03.2012, в которых отмечалось, что отключения 28.02.2012 и 05.03.2012 производились без предупреждения.        

         Приказом Дагестанского УФАС России от 13.06.2012 №95 было возбуждено дело №18 по признакам нарушения ОАО «Дагестанская энергосбытовая компания» (г. Махачкала, ул. Дахадаева, 73), ОАО «Дагэнергосеть» (г. Махачкала, ул. Дахадаева, 73 «А») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в экономически или технологически не обоснованном ограничении и прекращении подачи электрической энергии в отношении потребителя электроэнергии – МКОУ «Гимназия города Буйнакска» (г. Буйнакск, ул. Ленина, 42).

         На рассмотрении дела и в письменных пояснениях директор МКОУ «Гимназия города Буйнакска» пояснила Комиссии следующее.

         В гимназии оплата за потребленную электроэнергию производится по показаниям двух счетчиков. Показания счетчика №28443 должны умножаться на коэффициент 30, а показания счетчика №623751 – на коэффициент 20.

         В мае 2009 года работником БГЭС ОАО «Дагэнергосеть» было установлено неправильное применение указанных коэффициентов (коэффициент 20 для первого счетчика и 30 – для второго), в связи с чем был произведен перерасчет потребленной электроэнергии, который составил за май 2009 года 237450 квт*ч. Данный перерасчет произведен неверно, поскольку фактическое потребление электроэнергии гимназии за 2009 год составило 53459 квт*ч, за 2010 год – 55552 квт*ч. В этой связи МКОУ «Гимназия города Буйнакска» категорически не согласно с выставленной ему задолженностью за потребленную электроэнергию в размере 547 614 руб.

         На рассмотрении дела и в письменных пояснениях представители ОАО «ДЭСК» пояснили Комиссии следующее.

         За МКОУ «Гимназия города Буйнакска» на 01.02.2012 образовалась задолженность в сумме 547 614 руб. Буйнакским городским отделением ОАО «ДЭСК» было направлено уведомление директору гимназии от 15.02.2012, от получения и подписания которого Закарьяева А. З. отказалась. В связи с этим уведомление было направлено по почте. 22.02.2012 по истечении срока, указанного в уведомлении, была подана заявка №8 в БГЭС ОАО «Дагэнергосеть» для введения ограничения энергоснабжения. Однако в феврале ограничения энергоснабжения не производились в связи с предстоящими выборами Президента Российской Федерации. 05.03.2012 было произведено ограничение режима потребления электроэнергии на 1 час.

         На рассмотрении дела и в письменных пояснениях представители ОАО «Дагэнергосеть» пояснили Комиссии следующее.

         Отключения (прекращения) подачи электроэнергии в отношении МКОУ «Гимназия города Буйнакска» были произведены в связи с подачей ОАО «ДЭСК» заявок на ограничение энергоснабжения.

Исследовав материалы дела и выслушав объяснения представителей сторон, Комиссия Дагестанского УФАС России пришла к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничных рынках электрической энергии осуществляются антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике», и принятыми в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации актами федерального антимонопольного органа.

Согласно ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» на оптовом и розничных рынках электрической энергии действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействия), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в том числе злоупотребления доминирующим и (или) исключительным положением на оптовом и розничных рынках.

В  пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008  №30  «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» указано, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку приведенный в названной  части перечень не является исчерпывающим. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом. При этом, оценивая такие действия (бездействие)  как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения  статьи 10 Гражданского кодекса Российской  Федерации,  части 2 статьи 10,  части 1 статьи 13 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

В силу пункта 78 и подпункта «а» пункта 161 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 №530 (далее – Основные положения) ограничение режима энергопотребления может вводиться в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате электрической энергии.

Ограничение режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств или в случае прекращения обязательств сторон по договору вводится по инициативе лиц, перед которыми не исполнены обязательства по договору (инициаторы введения ограничения), при условии согласования в письменной форме такого ограничения режима потребления с сетевой организацией, к электрическим сетям которой присоединены энергопринимающие устройства указанного потребителя (пункт 171 Основных положений).

В материалах дела имеются:

  • заявки ОАО «ДЭСК» №8 и №24 на введение ограничений электроснабжения МКОУ «Гимназия города Буйнакска»;
  • уведомление ОАО «ДЭСК» от 15.02.2012 №49, адресованное МКОУ «Гимназия города Буйнакска» о предстоящем ограничении электроснабжения с 22.02.2012.

Выписки (копии соответствующих страниц) из журналов диспетчерских служб ОАО «Дагэнергосеть», а также акты об отключениях электроснабжения и иные документы и сведения свидетельствуют о том, что ОАО «Дагэнергосеть» по заявке ОАО «ДЭСК» вводило следующие ограничения (прекращения) электроснабжения МКОУ «Гимназия города Буйнакска»: 

 

Заявка

ОАО «ДЭСК»

Дата отключения

Время отключения

Дата включения

Время включения

от 28.02.2012 №8

28.02.2012

12:10

28.02.2012

20:45

-

05.03.2012

12:00

05.03.2012

21:10

от 25.04.2012 №24

25.04.2012

10:30

 

 

 

В соответствии с пунктом 172 Основных положений фактические действия по ограничению режима потребления осуществляются потребителем или сетевой организацией, к электрической сети которой непосредственно технологически присоединено энергопринимающее устройство указанного потребителя. Для согласования ограничения режима потребления инициатор введения ограничения не позднее чем за 5 рабочих дней до предполагаемой даты введения ограничения режима потребления направляет сетевой организации или иному собственнику (владельцу) объектов электросетевого хозяйства, к сетям которых технологически присоединены энергопринимающие устройства указанного потребителя, уведомление, содержащее сведения:

а) о потребителе, в отношении которого вводится ограничение режима потребления;

б) об основаниях введения ограничения режима потребления;

в) о сроках и объемах вводимого ограничения режима потребления.

Согласно пункту 175 Основных положений порядок введения ограничения режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств в отношении потребителей  – юридических лиц определяется в договоре энергоснабжения (договоре купли-продажи (поставки) электрической энергии), договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, а также иных договорах и предусматривает:

а) порядок обязательного предварительного письменного уведомления потребителя об ограничении режима потребления с указанием размера задолженности (иных неисполненных обязательств), а также даты предполагаемого введения ограничения режима потребления, которая не может наступить до истечения 5 рабочих дней с даты получения уведомления. Уведомление подписывается уполномоченным представителем инициатора введения ограничения и вручается потребителю под расписку о вручении либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, если иной способ уведомления не предусмотрен договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии), договором оказания услуг по передаче электрической энергии;

б) обязательное введение частичного ограничения режима потребления на указанный в уведомлении срок в случае неисполнения потребителем требования о погашении задолженности в установленный в уведомлении срок;

в) полное ограничение режима потребления в случае непогашения (неоплаты) потребителем накопленной задолженности в полном объеме, включая предусмотренную соответствующим договором или законом неустойку (штраф, пени), или в случае невыполнения иного требования, содержащегося в уведомлении о введении частичного ограничения режима потребления, через 3 рабочих дня с даты введения частичного ограничения режима потребления.

Из материалов дела усматривается, что заявки ОАО «ДЭСК» №8 и №24 исполнялись ОАО «Дагэнергосеть» в день их получения, т. е. ограничения (прекращения) электроснабжения МКОУ «Гимназия города Буйнакска» имели место 28.02.2012 и 25.04.2012.

В заявке ОАО «ДЭСК» №8 указана следующая информация:

  • вид ограничения – полное;
  • размер задолженности потребителя – 547 614 руб.;
  • дата и номер уведомления потребителя – 15.02.2012 №49;
  • установленная дата ограничения – 22.02.2012.     

В заявке ОАО «ДЭСК» №24 указана следующая информация:

  • размер задолженности потребителя на 01.04.2012 – 699 328 руб.;
  • дата уведомления потребителя – 23.04.2012;
  • установленная дата ограничения – 25.04.2012.    

В уведомлении ОАО «ДЭСК» от 15.02.2012 №49 указана следующая информация:

  • размер задолженности потребителя на 01.02.2012 – 547 614 руб.,
  • дата, до которой требуется погасить задолженность – 22.02.2012;
  • установленная дата ограничения (в случае непогашения задолженности) – с 22.02.2012.     

Вместе с тем, уведомление от 15.02.2012 №49 о предстоящем 22.02.2012 ограничении (прекращении) электроснабжения было получено МКОУ «Гимназия города Буйнакска» только 28.02.2012 (день первого отключения электроснабжения гимназии), о чем свидетельствует копия соответствующей карточки уведомления о вручении.   

Таким образом, ОАО «ДЭСК» не был соблюден установленный подпунктом а) пункта 175 Основных положений порядок предварительного уведомления потребителя о предстоящем ограничении электроснабжения. Иной способ предварительного уведомления потребителя об ограничении электроснабжения не предусмотрен договором энергоснабжения от 06.04.2009 №19270026 и договором оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.04.2010 №102/2010-ДЭСК, имеющимися в материалах дела.

Кроме того ОАО «ДЭСК» и ОАО «Дагэнергосеть» был нарушен подпункт б) пункта 175 Основных положений, поскольку в заявке №8 указан вид ограничения – полное, в связи с чем МКОУ «Гимназия города Буйнакска» 28.02.2012 было полностью отключено от электроснабжения.

Отключение от электроснабжения МКОУ «Гимназия города Буйнакска», имевшее место 05.03.2012, было произведено ОАО «Дагэнергосеть» в нарушение пунктов 171 и 172 Основных положений без соответствующей заявки инициатора введения ограничения электроснабжения – ОАО «ДЭСК».

ОАО «ДЭСК» также не представило Комиссии расчет-обоснование задолженности МКОУ «Гимназия города Буйнакска» за потребленную электроэнергию и не доказало соблюдение предусмотренного пунктом 78 Основных положений основания для введения ограничения энергоснабжения.    

Между тем, Комиссия считает указанную задолженность необоснованной в связи с тем, что ОАО «Дагэнергосеть» произвело неверный перерасчет потребленной МКОУ «Гимназия города Буйнакска» электроэнергии, обнаружив неправильное применение коэффициентов трансформации (20 вместо 30 на одном приборе учета, 30 вместо 20 – на другом).

         Перерасчет, произведенный работником Буйнакских ГЭС ОАО «Дагэнергосеть» основан на формальной перестановке показаний приборов учета и предположении о совершении на одном из приборов учета «полного круга расчетных цифр», что означает для МКОУ «Гимназия города Буйнакска» дополнительное потребление 200000 квт*ч электроэнергии, которого не было.

 

Номер счетчика

Коэффициент

счетчика

Начальные

показания

Конечные

показания

Расход,

квт*ч

Недоучет,

квт*ч

28443

20

7695

4538

(4538 – 7695 + 10000)*20 = 136860

237450

623751

30

4454

7807

(7807 – 4454)*30 = 100590

         Вместе с тем, согласно приложению №1 к договору энергоснабжения от 06.04.2009 №19270026 договорной объем потребления электроэнергии МКОУ «Гимназия города Буйнакска» на 2010 год составляет 66000 квт*ч. По информации, представленной директором гимназии, фактическое потребление электроэнергии составляет 53459 квт*ч (2009 г.) и 55552 квт*ч (2010 г.).   

         Фактически МКОУ «Гимназия города Буйнакска» осуществляло переплату по одному прибору учета (30 вместо 20) и недоплату по другому (20 вместо 30). Для правильного перерасчета задолженности целесообразней было произвести корректировку по всем эпизодам замены коэффициентов трансформации. Задолженность составила бы при этом разность между совокупной недоплатой и совокупной переплатой. Для двух приборов учета при разнице в коэффициентах трансформации 10, незначительной разнице в ежемесячном потреблении электроэнергии (50 – 100 квт*ч) недоучет потребленной электроэнергии даже за 3 года составляет порядка 18 000 квт*ч = 10*36*50, что значительно меньше, чем 237450 квт*ч.         

В соответствии с п. 112 Основных положений гарантирующие поставщики, энергосбытовые организации, энергоснабжающие организации, сетевые организации, системный оператор и иные субъекты оперативно-диспетчерского управления, а также производители (поставщики) электрической энергии отвечают перед потребителями за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соответствующим договорам, в том числе за надежность снабжения их электрической энергией и ее качество в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями.

ОАО «ДЭСК» занимает доминирующее положение на рынке поставки (реализации) электрической энергии на территории Республики Дагестан и приказом Дагестанского УФАС России от 30.08.2005 №48 внесено в Реестр хозяйствующих субъектов по Республике Дагестан, занимающих на рынке определенного товара долю более 35%.

ОАО «МРСК Северного Кавказа» (в лице филиала  «Дагэнерго») занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче и распределению электрической энергии на территории Республики Дагестан и приказом Дагестанского УФАС России №189 от 29.12.2008 внесено в Реестр хозяйствующих субъектов по Республике Дагестан, занимающих на рынке определенного товара долю более 35%.

Все электросетевое имущество ОАО «МРСК Северного Кавказа» на территории Республики Дагестан (закрепленное ранее за филиалом «Дагэнерго») на основании соответствующих договоров (копии представлены в Дагестанское УФАС России) передано в аренду ОАО «Дагэнергосеть».

Субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий (статьи 3 и 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях»).

ОАО «Дагэнергосеть» в соответствии с договором №102/2010-ДЭСК от 01.04.2010 (пролонгирован) с использованием арендуемого электросетевого имущества оказывает ОАО «ДЭСК» услуги по передаче электрической энергии; ОАО «Дагэнергосеть» является субъектом естественной монополии.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ОАО «Дагэнергосеть» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче и распределению электрической энергии на территории Республики Дагестан.

Статья 34 Конституции Российской Федерации предусматривает, что не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации также запрещает использование гражданских прав в целях злоупотребления доминирующим положением на рынке.

Статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованное сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также, если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Согласно статье 7 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» в целях проведения эффективной государственной политики в сферах деятельности субъектов естественных монополий органы регулирования естественных монополий осуществляют контроль за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование в соответствии с названным законом либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.

Таким образом, исходя из содержания вышеуказанных норм законодательства Российской Федерации, а также из представленных в материалы дела документов и сведений Комиссия приходит к выводу о том, что со стороны ОАО «Дагэнергосеть» и со стороны ОАО «ДЭСК» имело место злоупотребление своим доминирующим положением соответственно на рынке услуг по передаче и распределению электрической энергии и на рынке поставки (реализации) электрической энергии.

Судебная практика (дела №А15-1624/2010 и №А15-1758/2010) также подтверждает незаконность действий как ОАО «ДЭСК», так и соответствующей сетевой организации по введению отключений электроснабжения потребителя электроэнергии с нарушением основания и порядка.  

Следует также отметить, что ОАО «Дагэнергосеть» и ОАО «ДЭСК» входят в одну группу лиц в соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». Вхождение указанных обществ в одну группу лиц подтверждается, в том числе информацией, размещенной на соответствующих интернет-сайтах (раздел обязательное раскрытие информации / список аффилированных лиц): www.dagesk.ru (ОАО «ДЭСК»), www.dagenergo.ru (ОАО «Дагэнергосеть»).  

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» установленные названным законом запреты на действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, хозяйствующих субъектов распространяются на действия (бездействие) группы лиц.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу о нарушении как ОАО «ДЭСК», так и ОАО «Дагэнергосеть» ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

  

РЕШИЛА:

  1. Признать ОАО «Дагестанская энергосбытовая компания» и ОАО «Дагэнергосеть» нарушившими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Передать материалы дела №18 о нарушении антимонопольного законодательства уполномоченному должностному лицу Управления ФАС России по Республике Дагестан для решения вопроса о возбуждении в отношении виновных лиц административного производства.

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии:

 

Адигюзелов К. А.

 

Ганиев Р. Д.

   

Кусиев М. Б.

                                                                                                                                                 

         Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №18 [format] => [safe_value] => №18 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>
[format] => full_html [safe_value] =>

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-07-19 12:22:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-07-19 06:22:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1343651296 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Дагестанское УФАС России )