Решение в отношении ОАО АКБ "Экспресс"

Номер дела: №20-Р
Дата публикации: 28 июня 2012, 22:53

 

Решение по делу №20-Р

 

28 июня 2012г.                                                          

г. Махачкала

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан по рассмотрению дел о нарушении законодательства о рекламе в составе:

Председателя Комиссии:

Адигюзелова К.А. 

Членов Комиссии:

Сулейманова А.Б. 

Григорьева А.В. 

рассмотрев дело № 20-Р возбужденное по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, выразившееся в размещении рекламы о проведении стимулирующего мероприятия АКБ «Экспресс» (ОАО) «лотерея, «Экспресс-Удача» «Участвуй в розыгрыше! открой карту или вклад - получи в подарок квартиру!» размешенной на рекламной конструкции, на стене дома в г.Махачкала, ул. М.Гаджиева д.7, с нарушением требований ст. 9 Федерального закона от 13 марта 2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ № 38), предъявляемых к рекламе подобного рода,

в присутствии представителей АКБ «Экспресс» (ОАО) ххх – начальника юридического отдела, ххх –ведущего юрисконсульта,  

УСТАНОВИЛА:

В ходе осуществления контроля за соблюдением законодательства РФ о рекламе выявлено, что в г.Махачкала по ул. М.Гаджиева д.7 на стене жилого дома с использованием рекламной конструкции распространяется реклама АКБ «Экспресс» (ОАО) «лотерея «Экспресс -удача» «Участвуй в розыгрыше! открой карту или вклад - получи в подарок квартиру!». (В материалах дела имеется фотография, сделанная фотоаппаратом Canon PowerShot (SX200 IS 12).

В размещённой рекламе отсутствует сроки проведения акции, информация об организаторе акции, о правилах её проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такой акции, а также о сроках, месте и порядке их получения.

Данные обстоятельства свидетельствуют о признаках нарушения ст.9 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38 «О рекламе», согласно которой «В рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:

1) сроки проведения такого мероприятия;

2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения».

Искажение информации о правилах и сроках проведения стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии; о правилах и сроках проведения основанных на риске игр, пари, в том числе о количестве призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, об их организаторе, а также об источнике информации об основанных на риске играх, пари, является основанием для отнесения такой рекламы к недостоверной.

На рассмотрении дела 20-Р 28.06.2012 года, представители АКБ«Экспресс» (ОАО) устно и письменно (в материалах дела имеется письмо 26.06.2012г. №01-090/05-8253/12) разъяснили Комиссии о том, что распространяемая реклама не нарушает требования законодательства о рекламе, вся необходимая для потребителей информация размещена в нижней части рекламного плаката и просили прекратить производство по делу №20.

Комиссия Дагестанского УФАС России, рассмотрев материалы дела, установила следующее.

Согласно договору аренды рекламной конструкции от 01.04.2012г., заключенному между АКБ«Экспресс» (ОАО) и ООО «ПринтРум», банк арендует поверхность стены нежилого помещения, принадлежащего на праве собственности ООО «Финмаркет», расположенного по адресу: г.Махачкала, ул. Гаджиева, 7 для размещения рекламной конструкции банка.

Между АКБ «Экспресс» (ОАО) и ООО «ПринтРум», также заключен договор на выполнение работ от 01.02.2012г. Согласно пункту 2.1.1 договора АКБ «Экспресс» (ОАО) утверждает эскиз, а ООО «ПринтРум» осуществляет изготовление и установку баннеров (пункт 1.2.1 договора).

В ходе исследования вышеуказанной рекламы было установлено, что условия проведения стимулирующего мероприятия размещены в нижней части плаката в виде текста следующего содержания: «Региональная негосударственная тиражная стимулирующая лотерея «ЭКСПРЕСС-УДАЧА». Организатор лотереи: ОАО АКБ «ЭКСПРЕСС», 367000, РД, г. Махачкала, ул. Абубакарова, д. 92, тел.: (8722) 78-08-09. Заключение договора с организатором лотереи осуществляется участником лотереи одним из следующих способов: - заключение договора банковского вклада в период с 01.04.2012 г. по 30.11.2012 г. на сумму не менее 50 000 рублей (1500 долларов США, 1000 евро) на срок 1 (один) год и более. На каждые внесенные во вклад 50 000 рублей (1500 долларов США, 1000 евро) от суммы вклада участник розыгрыша получает по 1 лотерейному билету; - пролонгация договора банковского вклада, заключенного ранее (только в случае личного обращения клиента), в период с 01.04.2012 г. по 30.11.2012 г. на сумму не менее 50 000 рублей (1500 долларов США, 1000 евро) на срок 1 (один) год и более.   На каждые  пролонгированные во вклад 50 000 рублей (1500 долларов США, 1000 евро) от суммы вклада участник розыгрыша получает по 1 лотерейному билету; - пополнение вклада, открытого до  начала и в период проведения лотереи - на каждые 50 000 рублей (1500 долларов США, 1000 евро) участник розыгрыша получает по 1 лотерейному билету; - заключение в период с 01.04.2012 г. по 30.11.2012 г. договора на открытие карт V1SА ЕLЕСТRON РНОТОСАRD, МАSТЕRСАRD SТАNDARD, МАSТЕRСАRD GOLD, МАSТЕRСАRD РLATINUM, V1GOLD), V1SА СSSIС (или переоформления ранее открытой банковской карты на карту более высокой категории) с обязательным подключением услуги «СМС-инфо». - заключение в период с 01.04.2012 г. по 30.11.2012 г. договора на открытие кредитных карт V1SА СSSIС, МАSТЕRСАRD SТАNDARD, МАSТЕRСАRD GOLD. Количество выдаваемых билетов зависит от типа карты: V1SА ЕLЕСТRON РНОТОСАRD, МАSТЕRСАRD SТАNDARD, V1SА СSSIС - 1 билет. МАSТЕRСАRD SТАNDARD, V1GOLD - 2 билета. МАSТЕRСАRD GOLD «Венецианская Маска» - 3 билета. МАSТЕRСАRD РLATINUM - 5 билетов. V1SА СSSIС Кредитная, МАSТЕRСАRD SТАNDARD Кредитная, МАSТЕRСАRD GOLD Кредитная - 1 билет. Открытые в период проведения лотереи карты должны быть выданы до 18 декабря 2012 г. Для участия в розыгрыше должны соблюдаться следующие условия на момент проведения розыгрыша: - карта не должна иметь дебиторскую задолженность перед Банком; - услуга «СМС-инфо» должна быть активна; - договор банковского вклада или банковской карты должен быть действующим. - по кредитной карте в период проведения лотереи не должно быть просроченной задолженности либо задолженности за годовое обслуживание; - лимит по кредитной карте должен быть использован в период проведения лотереи не менее одного раза в размере 50 %. ВИП-вклады в лотерее не участвуют. Карты категории «Специальная» в лотерее не участвуют. Сотрудники ОАО АКБ «ЭКСПРЕСС» в лотерее не участвуют. В рамках лотереи будут разыграны: квартира, туристическая путевка на двоих в жаркие страны, компьютер, 15 дополнительных призов. Срок проведения лотереи - с 01 апреля 2012 г. по 10 января 2013 г. Дата розыгрыша призов: Первый этап «Отборочный» - «20» декабря 2012 г. Второй этап «Заключительный» - 26 декабря 2012 г. Место проведения розыгрыша: РД, г. Махачкала, пр. Гамидова, 57. Сроки и место получения выигрышей: в течение 15 календарных дней после даты проведения розыгрыша по адресу: РД, г. Махачкала, ул. Пушкина, 37. Информация об официальных результатах розыгрыша будет размещена организатором во всех офисах Банка, на интернет-сайте www.bапк-ехрrеss.rи, а также в средствах массовой информации в течение 10 (десяти) дней после даты проведения розыгрыша. Подробную информацию об условиях лотереи, в том числе об алгоритме определения выигрыша и порядке его получения можно узнать по телефону «горячей» линии:  (8722)  78-08-09,  в любом  офисе  ОАО АКБ «ЭКСПРЕСС» и на интернет-сайте Банка www.bапк-ехрrеss.rи. Генеральная лицензия Банка России № 3084» Данный текст выполненный шрифтом белого цвета на красном поле и выполнен гораздо меньшим шрифтом.

Как установлено из материалов дела, информация о предоставлении финансовой услуги (открытие карты, вклада), а также о сроках и условиях проведения стимулирующего мероприятия находится под сноской в нижней части рекламы, указана гораздо меньшим шрифтом и нераспознаваема без специальных приспособлений, поэтому не воспринимается частью потребителей рекламы.

Указанная реклама является наружной и установлена вдоль проезжей части дороги, потребители, проезжающие на личном или общественном транспорте способны импульсно воспринять только часть информации, указанной более крупным шрифтом («Участвуй в розыгрыше! открой карту или вклад - получи в подарок квартиру!»), в связи с чем, потребители рекламы фактически не были проинформированы об условиях и сроках проведения стимулирующего мероприятия, источнике информации об организаторе такого мероприятия.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке.

В силу пункта 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования - это товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона №38-ФЗ «О рекламе» - не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии со статьей 9 Закона о рекламе в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующего мероприятия, должны быть указаны сроки проведения такого мероприятия, источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

Как следует из толкования указанных выше норм права рекламодатель, определяя содержание рекламы, обязан предоставлять для последующего распространения надлежащую информацию, содержание которой соответствует требованиям законодательства о рекламе.

Следовательно, банком были допущены нарушения части 7 статьи 5 и статьи 9 Закона о рекламе, выразившиеся в распространении наружной рекламы Банка в городе Махачкала, в которой отсутствует информация о сроках проведения стимулирующего мероприятия, источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

Распространяемая АКБ «Экспресс» (ОАО) реклама, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к оказываемым банком услугам, формирует и поддерживает интерес к ней и продвигает на рынке финансовых услуг, т.е. отвечает законодательному определению рекламы, приведенному в пункте 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе».

Исходя из смысла статьи 9 Закона о рекламе, к стимулирующим мероприятиям можно отнести лотереи, конкурсы, игры, пари, вручение подарков, призов, снижение цен на товары, распродажи, скидки или иные подобные мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара.

Объединяет эти мероприятия признак стимулирования. Это означает, что в правилах и условиях проведения таких кампаний присутствует причина, побуждающая человека принять в них участие. Как правило, это возможность заполучить какое-нибудь материальное благо, поощрение.

Из формы подачи и смысла рекламной информации следует, что рекламируемая акция банка направлена на стимулирование приобретения услуги по открытию карты или вклада в банке путем проведения акции: «Участвуй в розыгрыше! открой карту или вклад - получи в подарок квартиру!». Обязательным условием участия в акции является открытие карты или вклада.

Таким образом, наружная реклама банка является рекламой стимулирующего мероприятия и на нее распространяются требования статьи 9 Закона рекламе.

В соответствии с разъяснениями ФАС России, являющегося уполномоченным органом на дачу разъяснений по вопросам применения рекламного законодательства от 29.11.2010 №АК/41963 «О применении Федерального закона «О рекламе» в случае выявления фактов доведения в рекламе до сведения потребителей существенной информации мелким нечитаемым шрифтом», при оценке рекламы следует учитывать то, что исходя из понятия рекламы она предназначается для распространения среди неопределенного круга лиц, в связи с чем, вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств. При этом, то обстоятельство, что нормами ФЗ «О рекламе» не установлен размер шрифта, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 ФЗ «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей. С учетом изложенного, в случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределенного круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель, фактически, не получил, предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение, относительно предлагаемой услуги.

Наружная реклама имеет ряд особенностей.

Совокупность таких особенностей рекламы, как месторасположение вдоль дороги, ограниченное время считывания информации, размер шрифта, которым написаны существенные условия предоставления финансовой услуги, сроки и условия проведения стимулирующего мероприятия лишает возможности потребителей получить полный текст (информацию) рекламы, делая доступным только основной текст. Информация, указанная мелким шрифтом не воспринимается частью потребителей рекламы, проезжающих на личном или общественном транспорте способны импульсно воспринять часть информации, указанную крупным шрифтом.

Информация о сроках и условиях проведения стимулирующего мероприятия, указана гораздо меньшим шрифтом и является недоступной для данных потребителей.

Данная реклама предназначена не только для потребителей, проезжающих на личном автотранспорте, но и для потребителей, проезжающих на общественном транспорте (маршрутное такси, автобус). Соответственно возможности остановиться и прочитать условия проведение стимулирующего мероприятия потребитель не имеет.

Размер шрифта, которым написаны привлекательные условия лотереи, свидетельствующих о том, что при приближении потребителя к рекламной конструкции на максимально близкое расстояние - визуальный прием подачи информации, использованный рекламодателем, не позволяет потребителям воспринять полный текст рекламы, делая доступным только основной текст «Участвуй в розыгрыше! открой карту или вклад - получи в подарок квартиру!».

При таких обстоятельствах, Комиссия Дагестанского УФАС России, приходит к выводу, что формальное присутствие в рекламе условий, напечатанных мелким, нечитаемым шрифтом, не позволяла потребителям прочесть информацию об остальных условиях акции, не может рассматриваться, как их наличие, поскольку потребитель вводился в заблуждение в отношении условий предлагаемой услуги и возможностей ее получения.

Доводы банка о том, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения в связи с тем, что в реклама хоть и мелким шрифтом приведены все условия проведения стимулирующего мероприятия, Комиссией отклоняются как не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.

Следовательно, данная реклама не соответствует требованиям части 7 статьи 5 и статьи 9 Федерального закона «О рекламе».

Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, несоответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, является ненадлежащей.

В силу части 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 и статьи 9 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», несет рекламодатель.

Рекламодателем вышеуказанной рекламы является АКБ «Экспресс» (ОАО).

В соответствии с частью 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, Комиссией Дагестанского УФАС России установлен факт нарушения ч. 7 ст. 5, ст. 9 ФЗ «О рекламе» при размещении рекламы АКБ «Экспресс» (ОАО).

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу АКБ«Экспресс» (ОАО): «лотерея, «Экспресс-Удача» «Участвуй в розыгрыше! открой карту или вклад - получи в подарок квартиру!», размешенную на рекламной конструкции, на стене дома в г.Махачкала, ул. М.Гаджиева д.7, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 и ст. 9 Федерального закона «О рекламе»;

2. Выдать АКБ «Экспресс» (ОАО) предписание об устранении нарушения законодательства РФ о рекламе;

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Дагестанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 28.06.2012 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                 К.А. Адигюзелов

 

 

Члены Комиссии                                                                               А.Б. Сулейманов

 

                                                                                                       А.В. Григорьев

 

 

 

 

 

 

А.Сулейманов

51-72-10

stdClass Object ( [vid] => 6333 [uid] => 5 [title] => Решение в отношении ОАО АКБ "Экспресс" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6333 [type] => solution [language] => ru [created] => 1348815418 [changed] => 1370518826 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370518826 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

Решение по делу №20-Р

 

28 июня 2012г.                                                          

г. Махачкала

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан по рассмотрению дел о нарушении законодательства о рекламе в составе:

Председателя Комиссии:

Адигюзелова К.А. 

Членов Комиссии:

Сулейманова А.Б. 

Григорьева А.В. 

рассмотрев дело № 20-Р возбужденное по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, выразившееся в размещении рекламы о проведении стимулирующего мероприятия АКБ «Экспресс» (ОАО) «лотерея, «Экспресс-Удача» «Участвуй в розыгрыше! открой карту или вклад - получи в подарок квартиру!» размешенной на рекламной конструкции, на стене дома в г.Махачкала, ул. М.Гаджиева д.7, с нарушением требований ст. 9 Федерального закона от 13 марта 2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ № 38), предъявляемых к рекламе подобного рода,

в присутствии представителей АКБ «Экспресс» (ОАО) ххх – начальника юридического отдела, ххх –ведущего юрисконсульта,  

УСТАНОВИЛА:

В ходе осуществления контроля за соблюдением законодательства РФ о рекламе выявлено, что в г.Махачкала по ул. М.Гаджиева д.7 на стене жилого дома с использованием рекламной конструкции распространяется реклама АКБ «Экспресс» (ОАО) «лотерея «Экспресс -удача» «Участвуй в розыгрыше! открой карту или вклад - получи в подарок квартиру!». (В материалах дела имеется фотография, сделанная фотоаппаратом Canon PowerShot (SX200 IS 12).

В размещённой рекламе отсутствует сроки проведения акции, информация об организаторе акции, о правилах её проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такой акции, а также о сроках, месте и порядке их получения.

Данные обстоятельства свидетельствуют о признаках нарушения ст.9 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38 «О рекламе», согласно которой «В рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:

1) сроки проведения такого мероприятия;

2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения».

Искажение информации о правилах и сроках проведения стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии; о правилах и сроках проведения основанных на риске игр, пари, в том числе о количестве призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, об их организаторе, а также об источнике информации об основанных на риске играх, пари, является основанием для отнесения такой рекламы к недостоверной.

На рассмотрении дела 20-Р 28.06.2012 года, представители АКБ«Экспресс» (ОАО) устно и письменно (в материалах дела имеется письмо 26.06.2012г. №01-090/05-8253/12) разъяснили Комиссии о том, что распространяемая реклама не нарушает требования законодательства о рекламе, вся необходимая для потребителей информация размещена в нижней части рекламного плаката и просили прекратить производство по делу №20.

Комиссия Дагестанского УФАС России, рассмотрев материалы дела, установила следующее.

Согласно договору аренды рекламной конструкции от 01.04.2012г., заключенному между АКБ«Экспресс» (ОАО) и ООО «ПринтРум», банк арендует поверхность стены нежилого помещения, принадлежащего на праве собственности ООО «Финмаркет», расположенного по адресу: г.Махачкала, ул. Гаджиева, 7 для размещения рекламной конструкции банка.

Между АКБ «Экспресс» (ОАО) и ООО «ПринтРум», также заключен договор на выполнение работ от 01.02.2012г. Согласно пункту 2.1.1 договора АКБ «Экспресс» (ОАО) утверждает эскиз, а ООО «ПринтРум» осуществляет изготовление и установку баннеров (пункт 1.2.1 договора).

В ходе исследования вышеуказанной рекламы было установлено, что условия проведения стимулирующего мероприятия размещены в нижней части плаката в виде текста следующего содержания: «Региональная негосударственная тиражная стимулирующая лотерея «ЭКСПРЕСС-УДАЧА». Организатор лотереи: ОАО АКБ «ЭКСПРЕСС», 367000, РД, г. Махачкала, ул. Абубакарова, д. 92, тел.: (8722) 78-08-09. Заключение договора с организатором лотереи осуществляется участником лотереи одним из следующих способов: - заключение договора банковского вклада в период с 01.04.2012 г. по 30.11.2012 г. на сумму не менее 50 000 рублей (1500 долларов США, 1000 евро) на срок 1 (один) год и более. На каждые внесенные во вклад 50 000 рублей (1500 долларов США, 1000 евро) от суммы вклада участник розыгрыша получает по 1 лотерейному билету; - пролонгация договора банковского вклада, заключенного ранее (только в случае личного обращения клиента), в период с 01.04.2012 г. по 30.11.2012 г. на сумму не менее 50 000 рублей (1500 долларов США, 1000 евро) на срок 1 (один) год и более.   На каждые  пролонгированные во вклад 50 000 рублей (1500 долларов США, 1000 евро) от суммы вклада участник розыгрыша получает по 1 лотерейному билету; - пополнение вклада, открытого до  начала и в период проведения лотереи - на каждые 50 000 рублей (1500 долларов США, 1000 евро) участник розыгрыша получает по 1 лотерейному билету; - заключение в период с 01.04.2012 г. по 30.11.2012 г. договора на открытие карт V1SА ЕLЕСТRON РНОТОСАRD, МАSТЕRСАRD SТАNDARD, МАSТЕRСАRD GOLD, МАSТЕRСАRD РLATINUM, V1GOLD), V1SА СSSIС (или переоформления ранее открытой банковской карты на карту более высокой категории) с обязательным подключением услуги «СМС-инфо». - заключение в период с 01.04.2012 г. по 30.11.2012 г. договора на открытие кредитных карт V1SА СSSIС, МАSТЕRСАRD SТАNDARD, МАSТЕRСАRD GOLD. Количество выдаваемых билетов зависит от типа карты: V1SА ЕLЕСТRON РНОТОСАRD, МАSТЕRСАRD SТАNDARD, V1SА СSSIС - 1 билет. МАSТЕRСАRD SТАNDARD, V1GOLD - 2 билета. МАSТЕRСАRD GOLD «Венецианская Маска» - 3 билета. МАSТЕRСАRD РLATINUM - 5 билетов. V1SА СSSIС Кредитная, МАSТЕRСАRD SТАNDARD Кредитная, МАSТЕRСАRD GOLD Кредитная - 1 билет. Открытые в период проведения лотереи карты должны быть выданы до 18 декабря 2012 г. Для участия в розыгрыше должны соблюдаться следующие условия на момент проведения розыгрыша: - карта не должна иметь дебиторскую задолженность перед Банком; - услуга «СМС-инфо» должна быть активна; - договор банковского вклада или банковской карты должен быть действующим. - по кредитной карте в период проведения лотереи не должно быть просроченной задолженности либо задолженности за годовое обслуживание; - лимит по кредитной карте должен быть использован в период проведения лотереи не менее одного раза в размере 50 %. ВИП-вклады в лотерее не участвуют. Карты категории «Специальная» в лотерее не участвуют. Сотрудники ОАО АКБ «ЭКСПРЕСС» в лотерее не участвуют. В рамках лотереи будут разыграны: квартира, туристическая путевка на двоих в жаркие страны, компьютер, 15 дополнительных призов. Срок проведения лотереи - с 01 апреля 2012 г. по 10 января 2013 г. Дата розыгрыша призов: Первый этап «Отборочный» - «20» декабря 2012 г. Второй этап «Заключительный» - 26 декабря 2012 г. Место проведения розыгрыша: РД, г. Махачкала, пр. Гамидова, 57. Сроки и место получения выигрышей: в течение 15 календарных дней после даты проведения розыгрыша по адресу: РД, г. Махачкала, ул. Пушкина, 37. Информация об официальных результатах розыгрыша будет размещена организатором во всех офисах Банка, на интернет-сайте www.bапк-ехрrеss.rи, а также в средствах массовой информации в течение 10 (десяти) дней после даты проведения розыгрыша. Подробную информацию об условиях лотереи, в том числе об алгоритме определения выигрыша и порядке его получения можно узнать по телефону «горячей» линии:  (8722)  78-08-09,  в любом  офисе  ОАО АКБ «ЭКСПРЕСС» и на интернет-сайте Банка www.bапк-ехрrеss.rи. Генеральная лицензия Банка России № 3084» Данный текст выполненный шрифтом белого цвета на красном поле и выполнен гораздо меньшим шрифтом.

Как установлено из материалов дела, информация о предоставлении финансовой услуги (открытие карты, вклада), а также о сроках и условиях проведения стимулирующего мероприятия находится под сноской в нижней части рекламы, указана гораздо меньшим шрифтом и нераспознаваема без специальных приспособлений, поэтому не воспринимается частью потребителей рекламы.

Указанная реклама является наружной и установлена вдоль проезжей части дороги, потребители, проезжающие на личном или общественном транспорте способны импульсно воспринять только часть информации, указанной более крупным шрифтом («Участвуй в розыгрыше! открой карту или вклад - получи в подарок квартиру!»), в связи с чем, потребители рекламы фактически не были проинформированы об условиях и сроках проведения стимулирующего мероприятия, источнике информации об организаторе такого мероприятия.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке.

В силу пункта 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования - это товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона №38-ФЗ «О рекламе» - не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии со статьей 9 Закона о рекламе в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующего мероприятия, должны быть указаны сроки проведения такого мероприятия, источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

Как следует из толкования указанных выше норм права рекламодатель, определяя содержание рекламы, обязан предоставлять для последующего распространения надлежащую информацию, содержание которой соответствует требованиям законодательства о рекламе.

Следовательно, банком были допущены нарушения части 7 статьи 5 и статьи 9 Закона о рекламе, выразившиеся в распространении наружной рекламы Банка в городе Махачкала, в которой отсутствует информация о сроках проведения стимулирующего мероприятия, источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

Распространяемая АКБ «Экспресс» (ОАО) реклама, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к оказываемым банком услугам, формирует и поддерживает интерес к ней и продвигает на рынке финансовых услуг, т.е. отвечает законодательному определению рекламы, приведенному в пункте 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе».

Исходя из смысла статьи 9 Закона о рекламе, к стимулирующим мероприятиям можно отнести лотереи, конкурсы, игры, пари, вручение подарков, призов, снижение цен на товары, распродажи, скидки или иные подобные мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара.

Объединяет эти мероприятия признак стимулирования. Это означает, что в правилах и условиях проведения таких кампаний присутствует причина, побуждающая человека принять в них участие. Как правило, это возможность заполучить какое-нибудь материальное благо, поощрение.

Из формы подачи и смысла рекламной информации следует, что рекламируемая акция банка направлена на стимулирование приобретения услуги по открытию карты или вклада в банке путем проведения акции: «Участвуй в розыгрыше! открой карту или вклад - получи в подарок квартиру!». Обязательным условием участия в акции является открытие карты или вклада.

Таким образом, наружная реклама банка является рекламой стимулирующего мероприятия и на нее распространяются требования статьи 9 Закона рекламе.

В соответствии с разъяснениями ФАС России, являющегося уполномоченным органом на дачу разъяснений по вопросам применения рекламного законодательства от 29.11.2010 №АК/41963 «О применении Федерального закона «О рекламе» в случае выявления фактов доведения в рекламе до сведения потребителей существенной информации мелким нечитаемым шрифтом», при оценке рекламы следует учитывать то, что исходя из понятия рекламы она предназначается для распространения среди неопределенного круга лиц, в связи с чем, вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств. При этом, то обстоятельство, что нормами ФЗ «О рекламе» не установлен размер шрифта, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 ФЗ «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей. С учетом изложенного, в случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределенного круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель, фактически, не получил, предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение, относительно предлагаемой услуги.

Наружная реклама имеет ряд особенностей.

Совокупность таких особенностей рекламы, как месторасположение вдоль дороги, ограниченное время считывания информации, размер шрифта, которым написаны существенные условия предоставления финансовой услуги, сроки и условия проведения стимулирующего мероприятия лишает возможности потребителей получить полный текст (информацию) рекламы, делая доступным только основной текст. Информация, указанная мелким шрифтом не воспринимается частью потребителей рекламы, проезжающих на личном или общественном транспорте способны импульсно воспринять часть информации, указанную крупным шрифтом.

Информация о сроках и условиях проведения стимулирующего мероприятия, указана гораздо меньшим шрифтом и является недоступной для данных потребителей.

Данная реклама предназначена не только для потребителей, проезжающих на личном автотранспорте, но и для потребителей, проезжающих на общественном транспорте (маршрутное такси, автобус). Соответственно возможности остановиться и прочитать условия проведение стимулирующего мероприятия потребитель не имеет.

Размер шрифта, которым написаны привлекательные условия лотереи, свидетельствующих о том, что при приближении потребителя к рекламной конструкции на максимально близкое расстояние - визуальный прием подачи информации, использованный рекламодателем, не позволяет потребителям воспринять полный текст рекламы, делая доступным только основной текст «Участвуй в розыгрыше! открой карту или вклад - получи в подарок квартиру!».

При таких обстоятельствах, Комиссия Дагестанского УФАС России, приходит к выводу, что формальное присутствие в рекламе условий, напечатанных мелким, нечитаемым шрифтом, не позволяла потребителям прочесть информацию об остальных условиях акции, не может рассматриваться, как их наличие, поскольку потребитель вводился в заблуждение в отношении условий предлагаемой услуги и возможностей ее получения.

Доводы банка о том, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения в связи с тем, что в реклама хоть и мелким шрифтом приведены все условия проведения стимулирующего мероприятия, Комиссией отклоняются как не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.

Следовательно, данная реклама не соответствует требованиям части 7 статьи 5 и статьи 9 Федерального закона «О рекламе».

Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, несоответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, является ненадлежащей.

В силу части 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 и статьи 9 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», несет рекламодатель.

Рекламодателем вышеуказанной рекламы является АКБ «Экспресс» (ОАО).

В соответствии с частью 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, Комиссией Дагестанского УФАС России установлен факт нарушения ч. 7 ст. 5, ст. 9 ФЗ «О рекламе» при размещении рекламы АКБ «Экспресс» (ОАО).

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу АКБ«Экспресс» (ОАО): «лотерея, «Экспресс-Удача» «Участвуй в розыгрыше! открой карту или вклад - получи в подарок квартиру!», размешенную на рекламной конструкции, на стене дома в г.Махачкала, ул. М.Гаджиева д.7, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 и ст. 9 Федерального закона «О рекламе»;

2. Выдать АКБ «Экспресс» (ОАО) предписание об устранении нарушения законодательства РФ о рекламе;

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Дагестанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 28.06.2012 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                 К.А. Адигюзелов

 

 

Члены Комиссии                                                                               А.Б. Сулейманов

 

                                                                                                       А.В. Григорьев

 

 

 

 

 

 

А.Сулейманов

51-72-10

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

Решение по делу №20-Р

 

28 июня 2012г.                                                          

г. Махачкала

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан по рассмотрению дел о нарушении законодательства о рекламе в составе:

Председателя Комиссии:

Адигюзелова К.А. 

Членов Комиссии:

Сулейманова А.Б. 

Григорьева А.В. 

рассмотрев дело № 20-Р возбужденное по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, выразившееся в размещении рекламы о проведении стимулирующего мероприятия АКБ «Экспресс» (ОАО) «лотерея, «Экспресс-Удача» «Участвуй в розыгрыше! открой карту или вклад - получи в подарок квартиру!» размешенной на рекламной конструкции, на стене дома в г.Махачкала, ул. М.Гаджиева д.7, с нарушением требований ст. 9 Федерального закона от 13 марта 2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ № 38), предъявляемых к рекламе подобного рода,

в присутствии представителей АКБ «Экспресс» (ОАО) ххх – начальника юридического отдела, ххх –ведущего юрисконсульта,  

УСТАНОВИЛА:

В ходе осуществления контроля за соблюдением законодательства РФ о рекламе выявлено, что в г.Махачкала по ул. М.Гаджиева д.7 на стене жилого дома с использованием рекламной конструкции распространяется реклама АКБ «Экспресс» (ОАО) «лотерея «Экспресс -удача» «Участвуй в розыгрыше! открой карту или вклад - получи в подарок квартиру!». (В материалах дела имеется фотография, сделанная фотоаппаратом Canon PowerShot (SX200 IS 12).

В размещённой рекламе отсутствует сроки проведения акции, информация об организаторе акции, о правилах её проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такой акции, а также о сроках, месте и порядке их получения.

Данные обстоятельства свидетельствуют о признаках нарушения ст.9 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38 «О рекламе», согласно которой «В рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:

1) сроки проведения такого мероприятия;

2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения».

Искажение информации о правилах и сроках проведения стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии; о правилах и сроках проведения основанных на риске игр, пари, в том числе о количестве призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, об их организаторе, а также об источнике информации об основанных на риске играх, пари, является основанием для отнесения такой рекламы к недостоверной.

На рассмотрении дела 20-Р 28.06.2012 года, представители АКБ«Экспресс» (ОАО) устно и письменно (в материалах дела имеется письмо 26.06.2012г. №01-090/05-8253/12) разъяснили Комиссии о том, что распространяемая реклама не нарушает требования законодательства о рекламе, вся необходимая для потребителей информация размещена в нижней части рекламного плаката и просили прекратить производство по делу №20.

Комиссия Дагестанского УФАС России, рассмотрев материалы дела, установила следующее.

Согласно договору аренды рекламной конструкции от 01.04.2012г., заключенному между АКБ«Экспресс» (ОАО) и ООО «ПринтРум», банк арендует поверхность стены нежилого помещения, принадлежащего на праве собственности ООО «Финмаркет», расположенного по адресу: г.Махачкала, ул. Гаджиева, 7 для размещения рекламной конструкции банка.

Между АКБ «Экспресс» (ОАО) и ООО «ПринтРум», также заключен договор на выполнение работ от 01.02.2012г. Согласно пункту 2.1.1 договора АКБ «Экспресс» (ОАО) утверждает эскиз, а ООО «ПринтРум» осуществляет изготовление и установку баннеров (пункт 1.2.1 договора).

В ходе исследования вышеуказанной рекламы было установлено, что условия проведения стимулирующего мероприятия размещены в нижней части плаката в виде текста следующего содержания: «Региональная негосударственная тиражная стимулирующая лотерея «ЭКСПРЕСС-УДАЧА». Организатор лотереи: ОАО АКБ «ЭКСПРЕСС», 367000, РД, г. Махачкала, ул. Абубакарова, д. 92, тел.: (8722) 78-08-09. Заключение договора с организатором лотереи осуществляется участником лотереи одним из следующих способов: - заключение договора банковского вклада в период с 01.04.2012 г. по 30.11.2012 г. на сумму не менее 50 000 рублей (1500 долларов США, 1000 евро) на срок 1 (один) год и более. На каждые внесенные во вклад 50 000 рублей (1500 долларов США, 1000 евро) от суммы вклада участник розыгрыша получает по 1 лотерейному билету; - пролонгация договора банковского вклада, заключенного ранее (только в случае личного обращения клиента), в период с 01.04.2012 г. по 30.11.2012 г. на сумму не менее 50 000 рублей (1500 долларов США, 1000 евро) на срок 1 (один) год и более.   На каждые  пролонгированные во вклад 50 000 рублей (1500 долларов США, 1000 евро) от суммы вклада участник розыгрыша получает по 1 лотерейному билету; - пополнение вклада, открытого до  начала и в период проведения лотереи - на каждые 50 000 рублей (1500 долларов США, 1000 евро) участник розыгрыша получает по 1 лотерейному билету; - заключение в период с 01.04.2012 г. по 30.11.2012 г. договора на открытие карт V1SА ЕLЕСТRON РНОТОСАRD, МАSТЕRСАRD SТАNDARD, МАSТЕRСАRD GOLD, МАSТЕRСАRD РLATINUM, V1GOLD), V1SА СSSIС (или переоформления ранее открытой банковской карты на карту более высокой категории) с обязательным подключением услуги «СМС-инфо». - заключение в период с 01.04.2012 г. по 30.11.2012 г. договора на открытие кредитных карт V1SА СSSIС, МАSТЕRСАRD SТАNDARD, МАSТЕRСАRD GOLD. Количество выдаваемых билетов зависит от типа карты: V1SА ЕLЕСТRON РНОТОСАRD, МАSТЕRСАRD SТАNDARD, V1SА СSSIС - 1 билет. МАSТЕRСАRD SТАNDARD, V1GOLD - 2 билета. МАSТЕRСАRD GOLD «Венецианская Маска» - 3 билета. МАSТЕRСАRD РLATINUM - 5 билетов. V1SА СSSIС Кредитная, МАSТЕRСАRD SТАNDARD Кредитная, МАSТЕRСАRD GOLD Кредитная - 1 билет. Открытые в период проведения лотереи карты должны быть выданы до 18 декабря 2012 г. Для участия в розыгрыше должны соблюдаться следующие условия на момент проведения розыгрыша: - карта не должна иметь дебиторскую задолженность перед Банком; - услуга «СМС-инфо» должна быть активна; - договор банковского вклада или банковской карты должен быть действующим. - по кредитной карте в период проведения лотереи не должно быть просроченной задолженности либо задолженности за годовое обслуживание; - лимит по кредитной карте должен быть использован в период проведения лотереи не менее одного раза в размере 50 %. ВИП-вклады в лотерее не участвуют. Карты категории «Специальная» в лотерее не участвуют. Сотрудники ОАО АКБ «ЭКСПРЕСС» в лотерее не участвуют. В рамках лотереи будут разыграны: квартира, туристическая путевка на двоих в жаркие страны, компьютер, 15 дополнительных призов. Срок проведения лотереи - с 01 апреля 2012 г. по 10 января 2013 г. Дата розыгрыша призов: Первый этап «Отборочный» - «20» декабря 2012 г. Второй этап «Заключительный» - 26 декабря 2012 г. Место проведения розыгрыша: РД, г. Махачкала, пр. Гамидова, 57. Сроки и место получения выигрышей: в течение 15 календарных дней после даты проведения розыгрыша по адресу: РД, г. Махачкала, ул. Пушкина, 37. Информация об официальных результатах розыгрыша будет размещена организатором во всех офисах Банка, на интернет-сайте www.bапк-ехрrеss.rи, а также в средствах массовой информации в течение 10 (десяти) дней после даты проведения розыгрыша. Подробную информацию об условиях лотереи, в том числе об алгоритме определения выигрыша и порядке его получения можно узнать по телефону «горячей» линии:  (8722)  78-08-09,  в любом  офисе  ОАО АКБ «ЭКСПРЕСС» и на интернет-сайте Банка www.bапк-ехрrеss.rи. Генеральная лицензия Банка России № 3084» Данный текст выполненный шрифтом белого цвета на красном поле и выполнен гораздо меньшим шрифтом.

Как установлено из материалов дела, информация о предоставлении финансовой услуги (открытие карты, вклада), а также о сроках и условиях проведения стимулирующего мероприятия находится под сноской в нижней части рекламы, указана гораздо меньшим шрифтом и нераспознаваема без специальных приспособлений, поэтому не воспринимается частью потребителей рекламы.

Указанная реклама является наружной и установлена вдоль проезжей части дороги, потребители, проезжающие на личном или общественном транспорте способны импульсно воспринять только часть информации, указанной более крупным шрифтом («Участвуй в розыгрыше! открой карту или вклад - получи в подарок квартиру!»), в связи с чем, потребители рекламы фактически не были проинформированы об условиях и сроках проведения стимулирующего мероприятия, источнике информации об организаторе такого мероприятия.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке.

В силу пункта 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования - это товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона №38-ФЗ «О рекламе» - не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии со статьей 9 Закона о рекламе в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующего мероприятия, должны быть указаны сроки проведения такого мероприятия, источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

Как следует из толкования указанных выше норм права рекламодатель, определяя содержание рекламы, обязан предоставлять для последующего распространения надлежащую информацию, содержание которой соответствует требованиям законодательства о рекламе.

Следовательно, банком были допущены нарушения части 7 статьи 5 и статьи 9 Закона о рекламе, выразившиеся в распространении наружной рекламы Банка в городе Махачкала, в которой отсутствует информация о сроках проведения стимулирующего мероприятия, источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

Распространяемая АКБ «Экспресс» (ОАО) реклама, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к оказываемым банком услугам, формирует и поддерживает интерес к ней и продвигает на рынке финансовых услуг, т.е. отвечает законодательному определению рекламы, приведенному в пункте 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе».

Исходя из смысла статьи 9 Закона о рекламе, к стимулирующим мероприятиям можно отнести лотереи, конкурсы, игры, пари, вручение подарков, призов, снижение цен на товары, распродажи, скидки или иные подобные мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара.

Объединяет эти мероприятия признак стимулирования. Это означает, что в правилах и условиях проведения таких кампаний присутствует причина, побуждающая человека принять в них участие. Как правило, это возможность заполучить какое-нибудь материальное благо, поощрение.

Из формы подачи и смысла рекламной информации следует, что рекламируемая акция банка направлена на стимулирование приобретения услуги по открытию карты или вклада в банке путем проведения акции: «Участвуй в розыгрыше! открой карту или вклад - получи в подарок квартиру!». Обязательным условием участия в акции является открытие карты или вклада.

Таким образом, наружная реклама банка является рекламой стимулирующего мероприятия и на нее распространяются требования статьи 9 Закона рекламе.

В соответствии с разъяснениями ФАС России, являющегося уполномоченным органом на дачу разъяснений по вопросам применения рекламного законодательства от 29.11.2010 №АК/41963 «О применении Федерального закона «О рекламе» в случае выявления фактов доведения в рекламе до сведения потребителей существенной информации мелким нечитаемым шрифтом», при оценке рекламы следует учитывать то, что исходя из понятия рекламы она предназначается для распространения среди неопределенного круга лиц, в связи с чем, вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств. При этом, то обстоятельство, что нормами ФЗ «О рекламе» не установлен размер шрифта, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 ФЗ «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей. С учетом изложенного, в случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределенного круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель, фактически, не получил, предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение, относительно предлагаемой услуги.

Наружная реклама имеет ряд особенностей.

Совокупность таких особенностей рекламы, как месторасположение вдоль дороги, ограниченное время считывания информации, размер шрифта, которым написаны существенные условия предоставления финансовой услуги, сроки и условия проведения стимулирующего мероприятия лишает возможности потребителей получить полный текст (информацию) рекламы, делая доступным только основной текст. Информация, указанная мелким шрифтом не воспринимается частью потребителей рекламы, проезжающих на личном или общественном транспорте способны импульсно воспринять часть информации, указанную крупным шрифтом.

Информация о сроках и условиях проведения стимулирующего мероприятия, указана гораздо меньшим шрифтом и является недоступной для данных потребителей.

Данная реклама предназначена не только для потребителей, проезжающих на личном автотранспорте, но и для потребителей, проезжающих на общественном транспорте (маршрутное такси, автобус). Соответственно возможности остановиться и прочитать условия проведение стимулирующего мероприятия потребитель не имеет.

Размер шрифта, которым написаны привлекательные условия лотереи, свидетельствующих о том, что при приближении потребителя к рекламной конструкции на максимально близкое расстояние - визуальный прием подачи информации, использованный рекламодателем, не позволяет потребителям воспринять полный текст рекламы, делая доступным только основной текст «Участвуй в розыгрыше! открой карту или вклад - получи в подарок квартиру!».

При таких обстоятельствах, Комиссия Дагестанского УФАС России, приходит к выводу, что формальное присутствие в рекламе условий, напечатанных мелким, нечитаемым шрифтом, не позволяла потребителям прочесть информацию об остальных условиях акции, не может рассматриваться, как их наличие, поскольку потребитель вводился в заблуждение в отношении условий предлагаемой услуги и возможностей ее получения.

Доводы банка о том, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения в связи с тем, что в реклама хоть и мелким шрифтом приведены все условия проведения стимулирующего мероприятия, Комиссией отклоняются как не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.

Следовательно, данная реклама не соответствует требованиям части 7 статьи 5 и статьи 9 Федерального закона «О рекламе».

Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, несоответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, является ненадлежащей.

В силу части 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 и статьи 9 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», несет рекламодатель.

Рекламодателем вышеуказанной рекламы является АКБ «Экспресс» (ОАО).

В соответствии с частью 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, Комиссией Дагестанского УФАС России установлен факт нарушения ч. 7 ст. 5, ст. 9 ФЗ «О рекламе» при размещении рекламы АКБ «Экспресс» (ОАО).

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу АКБ«Экспресс» (ОАО): «лотерея, «Экспресс-Удача» «Участвуй в розыгрыше! открой карту или вклад - получи в подарок квартиру!», размешенную на рекламной конструкции, на стене дома в г.Махачкала, ул. М.Гаджиева д.7, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 и ст. 9 Федерального закона «О рекламе»;

2. Выдать АКБ «Экспресс» (ОАО) предписание об устранении нарушения законодательства РФ о рекламе;

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Дагестанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 28.06.2012 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                 К.А. Адигюзелов

 

 

Члены Комиссии                                                                               А.Б. Сулейманов

 

                                                                                                       А.В. Григорьев

 

 

 

 

 

 

А.Сулейманов

51-72-10

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №20-Р [format] => [safe_value] => №20-Р ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>
[format] => full_html [safe_value] =>

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-06-28 18:53:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-06-28 06:53:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1348815418 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Дагестанское УФАС России )