Решение в отношении ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск"

Номер дела: № 27
Дата публикации: 1 ноября 2012, 21:57

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу №27

 

01.11.2012                                                                                             

г. Махачкала

Резолютивная часть решения оглашена 31.10.2012

В полном объёме решение изготовлено 01.11.2012

Комиссия Дагестанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:

Халлаевой Д.М.

Членов Комиссии:

Ганиева Р.Д. 

Гаджиева Г.М. 

рассмотрев дело № 27 по признакам нарушения ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» (357500, Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Ермолова, 42) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в создании дискриминационных условий ОАО АКБ «Экспресс» (367000, г. Махачкала, ул. Абубакарова, 92) в отсутствии представителей участников по делу, извещённых надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела,

 

У С Т А Н О В И Л А:

В соответствии с приказом Дагестанского УФАС России от 28.05.2012 № 88 была проведена проверка в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» (357500, Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Ермолова, 42) и его филиала в Дагестане (367013, г. Махачкала, ул. Ярагского, 1).

По результатам проведения контрольного мероприятия, а также в ходе изучения и анализа информации и документов, представленных ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» Инспекцией Дагестанского УФАС России был составлен акт № 40 от 27.07.2012, согласно которому в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» по установлению для Акционерного коммерческого банка «Экспресс» пониженного размера вознаграждения за выполнение операций по приёму и перечислению платежей в пользу ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» по сравнению с другой финансовой организацией – Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации – усматривались признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В связи с этим на основании акта проверки № 40 от 27.07.2012 приказом Дагестанского УФАС России от 08.10.2011 № 175 в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» (357500, Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Ермолова, 42) было возбуждено дело № 27 и создана Комиссия для его рассмотрения. В порядке статьи 42 Закона о защите конкуренции к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечён Акционерный коммерческий банк «Экспресс» (г. Махачкала, ул. Абубакарова, 92).

По правилам статьи 45 Закона о защите конкуренции Комиссией дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о дате, времени и месте его рассмотрения.

Исследовав и оценив в совокупности и во взаимной связи все представленные в материалы дела доказательства, Комиссия установила следующее.

В ходе проверки Инспекцией Дагестанского УФАС России от ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» были получены копии следующих договоров, заключённых газоснабжающей организацией с финансовыми организациями, в том числе договора о приёме платежей физических лиц.

1) договор от 19.06.2009 № 04636/80-8-01467/09 о приёме платежей физических лиц в валюте Российской Федерации;

2) договор от 06.11.2009 № 80-8-01570/09 о приёме платежей физических лиц в валюте Российской Федерации.

Договор от 19.06.2009 № 04636/80-8-01467/09 о приёме платежей физических лиц в валюте Российской Федерации с использованием интегрированной системы приёма платежей населения (далее - ИСППН), заключённый между Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации (Открытое акционерное общество) (далее – Сбербанк) и ООО «Кавказрегионгаз» (далее – Клиент), являвшимся правопредшественником ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск». Согласно предмету договора Клиент поручил, а Сбербанк принял на себя обязательства по приёму через свои структурные подразделения и подключённые к ИСППН устройства самообслуживания, расположенные на территории пяти республик денежных средств в валюте Российской Федерации (далее – платежи) от физических лиц (далее – Плательщики) в пользу Клиента, и перечислению принятых платежей на счёт Клиента в соответствии с условиями данного договора.

Приём платежей от Плательщиков в пользу Клиента за счёт Сбербанка также осуществляют коммерческие организации, с которыми Сбербанком заключены договоры о приёме платежей в пользу Клиента, и (или) их филиалы оборудованы стационарными рабочими местами.

Все суммы платежей, принятых Сбербанком от плательщиков в пользу Клиента с использованием ИСППН на основании чеков-ордеров, за вычетом суммы платы за услуги, перечисляются на счёт Клиента, не позднее третьего рабочего дня, следующего за днём поступления в Сбербанк платежа. В платёжном поручении указывается сумма принятых платежей и плата за услуги, удержанная Сбербанком. Плата за услуги установлена в размере 2 (два) процента от суммы принятых в пользу Клиента платежей и взимается Банком путём удержания при перечислении суммы платежей на счёт Клиента, указанный в пунктах 5.1 и 5.2 данного договора.

Плата за услуги не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 149 Налогового Кодекса Российской Федерации. При приёме платежа Сбербанк не взимает комиссионное вознаграждение с Плательщика. По платёжной схеме, описанной в указанном договоре, функционировали структурные подразделения, расположенные на территории Кабардино-Балкарской республики, а в последующем перешли на такую схему и филиалы, расположенные в четырех других республиках: с 01.09.2010 – в Республике Дагестан, Республике Северная Осетия–Алания, Республике Ингушетия – и с 01.10.2010 – в Карачаево-Черкесской Республике.

Договор от 06.11.2009 № 80-8-01570/09 о приёме платежей физических лиц в валюте Российской Федерации, заключённый между Акционерным коммерческим банком «Экспресс» (Открытое акционерное общество) (далее – Экспресс-банк) и ООО «Кавказрегионгаз» (далее – Клиент), являвшимся правопредшественником ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск». Согласно предмету договора Клиент поручил, а Экспресс-банк принял на себя обязательства по приёму через свои структурные подразделения, расположенные на территории Республики Дагестан, денежных средств в счёт оплаты за потреблённый газ в валюте Российской Федерации (далее – платежи) от физических лиц (далее – Плательщики) в пользу Клиента и перечислению принятых платежей на счёт Клиента в соответствии с условиями данного договора.

Все суммы платежей, принятых Экспресс-банком от Плательщиков в пользу Клиента за вычетом суммы вознаграждения, удерживаемой с суммы платежей в размере, установленном в пункте 4.3 данного договора, перечисляются на счёт Клиента не позднее третьего рабочего дня, следующего за днём поступления в Экспресс-банк платежа. В реестре принятых платежей указывается сумма и количество принятых платежей и плата за услуги, удержанная Экспресс-банком.

Плата за выполнение Экспресс-банком операций по приёму и перечислению платежей в пользу Клиента (вознаграждение) устанавливается в размере 1,5% от суммы принятых в пользу Клиента платежей и взимается Экспресс-банком, путём её удержания при перечислении суммы платежей за счёт Клиента.

Плата за услуги не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 149 Налогового Кодекса Российской Федерации. При приёме платежа Экспресс-банк не взимает комиссионное вознаграждение с Плательщика.

Согласно пункту 8 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135- ФЗ «О защите конкуренции» дискриминационные условия – это условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Дагестане приказом Дагестанского УФАС России от 30.08.2007 № 83а включено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов по Республике Дагестан, имеющих долю на рынке определённого товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определённого товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание дискриминационных условий.

К действиям, которые могут быть расценены антимонопольными органами на основании пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, как создание дискриминационных условий, относится установление таких условий доступа на товарный рынок, обмена, потребления, приобретения, производства, реализации товара, которые ставят один или несколько хозяйствующих субъектов в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.

Заключение договоров с контрагентами на разных условиях приводит к ограничению конкуренции между его клиентами, создаёт для отдельных из них конкурентные преимущества в виде льготных тарифов (цен, вознаграждений и т.п.), тем самым, вынуждает других нести излишние расходы в связи с применением в отношениях с ними повышенных тарифов (цен, вознаграждений и т.п.). Данные расходы сказываются на себестоимости и приводят к повышению цены реализации товара (работы, услуги), что ставит данные хозяйствующие субъекты в заведомо невыгодное экономическое положение и лишает возможности конкурировать на равных условиях с другими субъектами, к которым со стороны доминанта применяются льготные тарифы (цены, вознаграждения и т.п.).

Комиссия пришла к выводу о том, что в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» по установлению в договоре от 06.11.2009 № 80-8-01570/09 о приёме платежей физических лиц в валюте Российской Федерации, заключённом с Акционерным коммерческим банком «Экспресс» (Открытое акционерное общество) пониженного размера вознаграждения за выполнение операций по приёму и перечислению платежей в пользу ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск», по сравнению с другой финансовой организацией - Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации, – с которой у ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» заключён аналогичный договор от 19.06.2009 № 04636/80-8-01467/09, содержится нарушение пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Следует также отметить, что отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приёму платёжным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг) регулируются Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами».

В соответствии со статьёй 19 Федерального закона от 27.06.2011 № 162-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О национальной платежной системе» статья 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами» дополнена частью 21 следующего содержания: кредитные организации не вправе выступать операторами по приёму платежей или платежными субагентами, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приёму платежей физических лиц с поставщиками или операторами по приёму платежей. Изменения, внесённые в Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ, вступили в силу с 06.01.2012. Согласно пункту 10 статьи 23 Федерального закона от 27.06.2011 № 162-ФЗ действие положений части 21 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ (в редакции Федерального закона от 27.06.2011 № 162-ФЗ) распространяется на отношения, возникшие из договоров, ранее заключённых кредитными организациями с поставщиками и операторами по приёму платежей и подлежащих расторжению со дня вступления в силу Федерального закона от 27.06.2011 № 162-ФЗ.

Таким образом, со дня вступления в силу положений части 21 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ (с 06.01.2012) ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» должно было расторгнуть следующие заключённые договора:

1) договор от 19.06.2009 № 04636/80-8-01467/09 о приёме платежей физических лиц в валюте Российской Федерации с Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации;

2) договор от 06.11.2009 № 80-8-01570/09 о приёме платежей физических лиц в валюте Российской Федерации с Акционерным коммерческим банком «Экспресс».

Комиссия пришла к выводу о том, что действия (бездействие) ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» по не приведению в соответствие с действующим законодательством осуществляемых правоотношений в сфере приёма платежей физических лиц за оказанные услуги газоснабжения противоречат части 21 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами».

Учитывая изложенное и руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

1. Признать ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» (357500, Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Ермолова, 42) нарушившим пункт 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части создания дискриминационных условий ОАО АКБ «Экспресс» (367000, г. Махачкала, ул. Абубакарова, 92).

2. Обратить внимание ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» на недопустимость нарушения части 21 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами», для чего необходимо привести в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации следующие договора:

- договор от 19.06.2009 № 04636/80-8-01467/09 о приёме платежей физических лиц в валюте Российской Федерации с Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации;

- договор от 06.11.2009 № 80-8-01570/09 о приёме платежей физических лиц в валюте Российской Федерации с Акционерным коммерческим банком «Экспресс».

ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» о принятых мерах в соответствии с настоящим решением сообщить в Дагестанское УФАС России в срок до 20.12.2012.

 

 

Председатель Комиссии                                                      Д.М.Халлаева

 

Члены Комиссии:                                                                 Р.Д.Ганиев

 

                                                                                              Г.М.Гаджиев

 

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

stdClass Object ( [vid] => 6606 [uid] => 5 [title] => Решение в отношении ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6606 [type] => solution [language] => ru [created] => 1353913245 [changed] => 1370518826 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370518826 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу №27

 

01.11.2012                                                                                             

г. Махачкала

Резолютивная часть решения оглашена 31.10.2012

В полном объёме решение изготовлено 01.11.2012

Комиссия Дагестанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:

Халлаевой Д.М.

Членов Комиссии:

Ганиева Р.Д. 

Гаджиева Г.М. 

рассмотрев дело № 27 по признакам нарушения ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» (357500, Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Ермолова, 42) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в создании дискриминационных условий ОАО АКБ «Экспресс» (367000, г. Махачкала, ул. Абубакарова, 92) в отсутствии представителей участников по делу, извещённых надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела,

 

У С Т А Н О В И Л А:

В соответствии с приказом Дагестанского УФАС России от 28.05.2012 № 88 была проведена проверка в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» (357500, Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Ермолова, 42) и его филиала в Дагестане (367013, г. Махачкала, ул. Ярагского, 1).

По результатам проведения контрольного мероприятия, а также в ходе изучения и анализа информации и документов, представленных ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» Инспекцией Дагестанского УФАС России был составлен акт № 40 от 27.07.2012, согласно которому в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» по установлению для Акционерного коммерческого банка «Экспресс» пониженного размера вознаграждения за выполнение операций по приёму и перечислению платежей в пользу ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» по сравнению с другой финансовой организацией – Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации – усматривались признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В связи с этим на основании акта проверки № 40 от 27.07.2012 приказом Дагестанского УФАС России от 08.10.2011 № 175 в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» (357500, Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Ермолова, 42) было возбуждено дело № 27 и создана Комиссия для его рассмотрения. В порядке статьи 42 Закона о защите конкуренции к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечён Акционерный коммерческий банк «Экспресс» (г. Махачкала, ул. Абубакарова, 92).

По правилам статьи 45 Закона о защите конкуренции Комиссией дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о дате, времени и месте его рассмотрения.

Исследовав и оценив в совокупности и во взаимной связи все представленные в материалы дела доказательства, Комиссия установила следующее.

В ходе проверки Инспекцией Дагестанского УФАС России от ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» были получены копии следующих договоров, заключённых газоснабжающей организацией с финансовыми организациями, в том числе договора о приёме платежей физических лиц.

1) договор от 19.06.2009 № 04636/80-8-01467/09 о приёме платежей физических лиц в валюте Российской Федерации;

2) договор от 06.11.2009 № 80-8-01570/09 о приёме платежей физических лиц в валюте Российской Федерации.

Договор от 19.06.2009 № 04636/80-8-01467/09 о приёме платежей физических лиц в валюте Российской Федерации с использованием интегрированной системы приёма платежей населения (далее - ИСППН), заключённый между Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации (Открытое акционерное общество) (далее – Сбербанк) и ООО «Кавказрегионгаз» (далее – Клиент), являвшимся правопредшественником ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск». Согласно предмету договора Клиент поручил, а Сбербанк принял на себя обязательства по приёму через свои структурные подразделения и подключённые к ИСППН устройства самообслуживания, расположенные на территории пяти республик денежных средств в валюте Российской Федерации (далее – платежи) от физических лиц (далее – Плательщики) в пользу Клиента, и перечислению принятых платежей на счёт Клиента в соответствии с условиями данного договора.

Приём платежей от Плательщиков в пользу Клиента за счёт Сбербанка также осуществляют коммерческие организации, с которыми Сбербанком заключены договоры о приёме платежей в пользу Клиента, и (или) их филиалы оборудованы стационарными рабочими местами.

Все суммы платежей, принятых Сбербанком от плательщиков в пользу Клиента с использованием ИСППН на основании чеков-ордеров, за вычетом суммы платы за услуги, перечисляются на счёт Клиента, не позднее третьего рабочего дня, следующего за днём поступления в Сбербанк платежа. В платёжном поручении указывается сумма принятых платежей и плата за услуги, удержанная Сбербанком. Плата за услуги установлена в размере 2 (два) процента от суммы принятых в пользу Клиента платежей и взимается Банком путём удержания при перечислении суммы платежей на счёт Клиента, указанный в пунктах 5.1 и 5.2 данного договора.

Плата за услуги не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 149 Налогового Кодекса Российской Федерации. При приёме платежа Сбербанк не взимает комиссионное вознаграждение с Плательщика. По платёжной схеме, описанной в указанном договоре, функционировали структурные подразделения, расположенные на территории Кабардино-Балкарской республики, а в последующем перешли на такую схему и филиалы, расположенные в четырех других республиках: с 01.09.2010 – в Республике Дагестан, Республике Северная Осетия–Алания, Республике Ингушетия – и с 01.10.2010 – в Карачаево-Черкесской Республике.

Договор от 06.11.2009 № 80-8-01570/09 о приёме платежей физических лиц в валюте Российской Федерации, заключённый между Акционерным коммерческим банком «Экспресс» (Открытое акционерное общество) (далее – Экспресс-банк) и ООО «Кавказрегионгаз» (далее – Клиент), являвшимся правопредшественником ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск». Согласно предмету договора Клиент поручил, а Экспресс-банк принял на себя обязательства по приёму через свои структурные подразделения, расположенные на территории Республики Дагестан, денежных средств в счёт оплаты за потреблённый газ в валюте Российской Федерации (далее – платежи) от физических лиц (далее – Плательщики) в пользу Клиента и перечислению принятых платежей на счёт Клиента в соответствии с условиями данного договора.

Все суммы платежей, принятых Экспресс-банком от Плательщиков в пользу Клиента за вычетом суммы вознаграждения, удерживаемой с суммы платежей в размере, установленном в пункте 4.3 данного договора, перечисляются на счёт Клиента не позднее третьего рабочего дня, следующего за днём поступления в Экспресс-банк платежа. В реестре принятых платежей указывается сумма и количество принятых платежей и плата за услуги, удержанная Экспресс-банком.

Плата за выполнение Экспресс-банком операций по приёму и перечислению платежей в пользу Клиента (вознаграждение) устанавливается в размере 1,5% от суммы принятых в пользу Клиента платежей и взимается Экспресс-банком, путём её удержания при перечислении суммы платежей за счёт Клиента.

Плата за услуги не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 149 Налогового Кодекса Российской Федерации. При приёме платежа Экспресс-банк не взимает комиссионное вознаграждение с Плательщика.

Согласно пункту 8 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135- ФЗ «О защите конкуренции» дискриминационные условия – это условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Дагестане приказом Дагестанского УФАС России от 30.08.2007 № 83а включено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов по Республике Дагестан, имеющих долю на рынке определённого товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определённого товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание дискриминационных условий.

К действиям, которые могут быть расценены антимонопольными органами на основании пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, как создание дискриминационных условий, относится установление таких условий доступа на товарный рынок, обмена, потребления, приобретения, производства, реализации товара, которые ставят один или несколько хозяйствующих субъектов в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.

Заключение договоров с контрагентами на разных условиях приводит к ограничению конкуренции между его клиентами, создаёт для отдельных из них конкурентные преимущества в виде льготных тарифов (цен, вознаграждений и т.п.), тем самым, вынуждает других нести излишние расходы в связи с применением в отношениях с ними повышенных тарифов (цен, вознаграждений и т.п.). Данные расходы сказываются на себестоимости и приводят к повышению цены реализации товара (работы, услуги), что ставит данные хозяйствующие субъекты в заведомо невыгодное экономическое положение и лишает возможности конкурировать на равных условиях с другими субъектами, к которым со стороны доминанта применяются льготные тарифы (цены, вознаграждения и т.п.).

Комиссия пришла к выводу о том, что в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» по установлению в договоре от 06.11.2009 № 80-8-01570/09 о приёме платежей физических лиц в валюте Российской Федерации, заключённом с Акционерным коммерческим банком «Экспресс» (Открытое акционерное общество) пониженного размера вознаграждения за выполнение операций по приёму и перечислению платежей в пользу ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск», по сравнению с другой финансовой организацией - Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации, – с которой у ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» заключён аналогичный договор от 19.06.2009 № 04636/80-8-01467/09, содержится нарушение пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Следует также отметить, что отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приёму платёжным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг) регулируются Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами».

В соответствии со статьёй 19 Федерального закона от 27.06.2011 № 162-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О национальной платежной системе» статья 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами» дополнена частью 21 следующего содержания: кредитные организации не вправе выступать операторами по приёму платежей или платежными субагентами, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приёму платежей физических лиц с поставщиками или операторами по приёму платежей. Изменения, внесённые в Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ, вступили в силу с 06.01.2012. Согласно пункту 10 статьи 23 Федерального закона от 27.06.2011 № 162-ФЗ действие положений части 21 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ (в редакции Федерального закона от 27.06.2011 № 162-ФЗ) распространяется на отношения, возникшие из договоров, ранее заключённых кредитными организациями с поставщиками и операторами по приёму платежей и подлежащих расторжению со дня вступления в силу Федерального закона от 27.06.2011 № 162-ФЗ.

Таким образом, со дня вступления в силу положений части 21 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ (с 06.01.2012) ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» должно было расторгнуть следующие заключённые договора:

1) договор от 19.06.2009 № 04636/80-8-01467/09 о приёме платежей физических лиц в валюте Российской Федерации с Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации;

2) договор от 06.11.2009 № 80-8-01570/09 о приёме платежей физических лиц в валюте Российской Федерации с Акционерным коммерческим банком «Экспресс».

Комиссия пришла к выводу о том, что действия (бездействие) ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» по не приведению в соответствие с действующим законодательством осуществляемых правоотношений в сфере приёма платежей физических лиц за оказанные услуги газоснабжения противоречат части 21 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами».

Учитывая изложенное и руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

1. Признать ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» (357500, Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Ермолова, 42) нарушившим пункт 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части создания дискриминационных условий ОАО АКБ «Экспресс» (367000, г. Махачкала, ул. Абубакарова, 92).

2. Обратить внимание ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» на недопустимость нарушения части 21 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами», для чего необходимо привести в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации следующие договора:

- договор от 19.06.2009 № 04636/80-8-01467/09 о приёме платежей физических лиц в валюте Российской Федерации с Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации;

- договор от 06.11.2009 № 80-8-01570/09 о приёме платежей физических лиц в валюте Российской Федерации с Акционерным коммерческим банком «Экспресс».

ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» о принятых мерах в соответствии с настоящим решением сообщить в Дагестанское УФАС России в срок до 20.12.2012.

 

 

Председатель Комиссии                                                      Д.М.Халлаева

 

Члены Комиссии:                                                                 Р.Д.Ганиев

 

                                                                                              Г.М.Гаджиев

 

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу №27

 

01.11.2012                                                                                             

г. Махачкала

Резолютивная часть решения оглашена 31.10.2012

В полном объёме решение изготовлено 01.11.2012

Комиссия Дагестанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:

Халлаевой Д.М.

Членов Комиссии:

Ганиева Р.Д. 

Гаджиева Г.М. 

рассмотрев дело № 27 по признакам нарушения ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» (357500, Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Ермолова, 42) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в создании дискриминационных условий ОАО АКБ «Экспресс» (367000, г. Махачкала, ул. Абубакарова, 92) в отсутствии представителей участников по делу, извещённых надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела,

 

У С Т А Н О В И Л А:

В соответствии с приказом Дагестанского УФАС России от 28.05.2012 № 88 была проведена проверка в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» (357500, Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Ермолова, 42) и его филиала в Дагестане (367013, г. Махачкала, ул. Ярагского, 1).

По результатам проведения контрольного мероприятия, а также в ходе изучения и анализа информации и документов, представленных ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» Инспекцией Дагестанского УФАС России был составлен акт № 40 от 27.07.2012, согласно которому в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» по установлению для Акционерного коммерческого банка «Экспресс» пониженного размера вознаграждения за выполнение операций по приёму и перечислению платежей в пользу ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» по сравнению с другой финансовой организацией – Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации – усматривались признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В связи с этим на основании акта проверки № 40 от 27.07.2012 приказом Дагестанского УФАС России от 08.10.2011 № 175 в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» (357500, Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Ермолова, 42) было возбуждено дело № 27 и создана Комиссия для его рассмотрения. В порядке статьи 42 Закона о защите конкуренции к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечён Акционерный коммерческий банк «Экспресс» (г. Махачкала, ул. Абубакарова, 92).

По правилам статьи 45 Закона о защите конкуренции Комиссией дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о дате, времени и месте его рассмотрения.

Исследовав и оценив в совокупности и во взаимной связи все представленные в материалы дела доказательства, Комиссия установила следующее.

В ходе проверки Инспекцией Дагестанского УФАС России от ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» были получены копии следующих договоров, заключённых газоснабжающей организацией с финансовыми организациями, в том числе договора о приёме платежей физических лиц.

1) договор от 19.06.2009 № 04636/80-8-01467/09 о приёме платежей физических лиц в валюте Российской Федерации;

2) договор от 06.11.2009 № 80-8-01570/09 о приёме платежей физических лиц в валюте Российской Федерации.

Договор от 19.06.2009 № 04636/80-8-01467/09 о приёме платежей физических лиц в валюте Российской Федерации с использованием интегрированной системы приёма платежей населения (далее - ИСППН), заключённый между Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации (Открытое акционерное общество) (далее – Сбербанк) и ООО «Кавказрегионгаз» (далее – Клиент), являвшимся правопредшественником ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск». Согласно предмету договора Клиент поручил, а Сбербанк принял на себя обязательства по приёму через свои структурные подразделения и подключённые к ИСППН устройства самообслуживания, расположенные на территории пяти республик денежных средств в валюте Российской Федерации (далее – платежи) от физических лиц (далее – Плательщики) в пользу Клиента, и перечислению принятых платежей на счёт Клиента в соответствии с условиями данного договора.

Приём платежей от Плательщиков в пользу Клиента за счёт Сбербанка также осуществляют коммерческие организации, с которыми Сбербанком заключены договоры о приёме платежей в пользу Клиента, и (или) их филиалы оборудованы стационарными рабочими местами.

Все суммы платежей, принятых Сбербанком от плательщиков в пользу Клиента с использованием ИСППН на основании чеков-ордеров, за вычетом суммы платы за услуги, перечисляются на счёт Клиента, не позднее третьего рабочего дня, следующего за днём поступления в Сбербанк платежа. В платёжном поручении указывается сумма принятых платежей и плата за услуги, удержанная Сбербанком. Плата за услуги установлена в размере 2 (два) процента от суммы принятых в пользу Клиента платежей и взимается Банком путём удержания при перечислении суммы платежей на счёт Клиента, указанный в пунктах 5.1 и 5.2 данного договора.

Плата за услуги не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 149 Налогового Кодекса Российской Федерации. При приёме платежа Сбербанк не взимает комиссионное вознаграждение с Плательщика. По платёжной схеме, описанной в указанном договоре, функционировали структурные подразделения, расположенные на территории Кабардино-Балкарской республики, а в последующем перешли на такую схему и филиалы, расположенные в четырех других республиках: с 01.09.2010 – в Республике Дагестан, Республике Северная Осетия–Алания, Республике Ингушетия – и с 01.10.2010 – в Карачаево-Черкесской Республике.

Договор от 06.11.2009 № 80-8-01570/09 о приёме платежей физических лиц в валюте Российской Федерации, заключённый между Акционерным коммерческим банком «Экспресс» (Открытое акционерное общество) (далее – Экспресс-банк) и ООО «Кавказрегионгаз» (далее – Клиент), являвшимся правопредшественником ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск». Согласно предмету договора Клиент поручил, а Экспресс-банк принял на себя обязательства по приёму через свои структурные подразделения, расположенные на территории Республики Дагестан, денежных средств в счёт оплаты за потреблённый газ в валюте Российской Федерации (далее – платежи) от физических лиц (далее – Плательщики) в пользу Клиента и перечислению принятых платежей на счёт Клиента в соответствии с условиями данного договора.

Все суммы платежей, принятых Экспресс-банком от Плательщиков в пользу Клиента за вычетом суммы вознаграждения, удерживаемой с суммы платежей в размере, установленном в пункте 4.3 данного договора, перечисляются на счёт Клиента не позднее третьего рабочего дня, следующего за днём поступления в Экспресс-банк платежа. В реестре принятых платежей указывается сумма и количество принятых платежей и плата за услуги, удержанная Экспресс-банком.

Плата за выполнение Экспресс-банком операций по приёму и перечислению платежей в пользу Клиента (вознаграждение) устанавливается в размере 1,5% от суммы принятых в пользу Клиента платежей и взимается Экспресс-банком, путём её удержания при перечислении суммы платежей за счёт Клиента.

Плата за услуги не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 149 Налогового Кодекса Российской Федерации. При приёме платежа Экспресс-банк не взимает комиссионное вознаграждение с Плательщика.

Согласно пункту 8 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135- ФЗ «О защите конкуренции» дискриминационные условия – это условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Дагестане приказом Дагестанского УФАС России от 30.08.2007 № 83а включено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов по Республике Дагестан, имеющих долю на рынке определённого товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определённого товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание дискриминационных условий.

К действиям, которые могут быть расценены антимонопольными органами на основании пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, как создание дискриминационных условий, относится установление таких условий доступа на товарный рынок, обмена, потребления, приобретения, производства, реализации товара, которые ставят один или несколько хозяйствующих субъектов в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.

Заключение договоров с контрагентами на разных условиях приводит к ограничению конкуренции между его клиентами, создаёт для отдельных из них конкурентные преимущества в виде льготных тарифов (цен, вознаграждений и т.п.), тем самым, вынуждает других нести излишние расходы в связи с применением в отношениях с ними повышенных тарифов (цен, вознаграждений и т.п.). Данные расходы сказываются на себестоимости и приводят к повышению цены реализации товара (работы, услуги), что ставит данные хозяйствующие субъекты в заведомо невыгодное экономическое положение и лишает возможности конкурировать на равных условиях с другими субъектами, к которым со стороны доминанта применяются льготные тарифы (цены, вознаграждения и т.п.).

Комиссия пришла к выводу о том, что в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» по установлению в договоре от 06.11.2009 № 80-8-01570/09 о приёме платежей физических лиц в валюте Российской Федерации, заключённом с Акционерным коммерческим банком «Экспресс» (Открытое акционерное общество) пониженного размера вознаграждения за выполнение операций по приёму и перечислению платежей в пользу ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск», по сравнению с другой финансовой организацией - Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации, – с которой у ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» заключён аналогичный договор от 19.06.2009 № 04636/80-8-01467/09, содержится нарушение пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Следует также отметить, что отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приёму платёжным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг) регулируются Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами».

В соответствии со статьёй 19 Федерального закона от 27.06.2011 № 162-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О национальной платежной системе» статья 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами» дополнена частью 21 следующего содержания: кредитные организации не вправе выступать операторами по приёму платежей или платежными субагентами, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приёму платежей физических лиц с поставщиками или операторами по приёму платежей. Изменения, внесённые в Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ, вступили в силу с 06.01.2012. Согласно пункту 10 статьи 23 Федерального закона от 27.06.2011 № 162-ФЗ действие положений части 21 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ (в редакции Федерального закона от 27.06.2011 № 162-ФЗ) распространяется на отношения, возникшие из договоров, ранее заключённых кредитными организациями с поставщиками и операторами по приёму платежей и подлежащих расторжению со дня вступления в силу Федерального закона от 27.06.2011 № 162-ФЗ.

Таким образом, со дня вступления в силу положений части 21 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ (с 06.01.2012) ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» должно было расторгнуть следующие заключённые договора:

1) договор от 19.06.2009 № 04636/80-8-01467/09 о приёме платежей физических лиц в валюте Российской Федерации с Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации;

2) договор от 06.11.2009 № 80-8-01570/09 о приёме платежей физических лиц в валюте Российской Федерации с Акционерным коммерческим банком «Экспресс».

Комиссия пришла к выводу о том, что действия (бездействие) ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» по не приведению в соответствие с действующим законодательством осуществляемых правоотношений в сфере приёма платежей физических лиц за оказанные услуги газоснабжения противоречат части 21 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами».

Учитывая изложенное и руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

1. Признать ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» (357500, Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Ермолова, 42) нарушившим пункт 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части создания дискриминационных условий ОАО АКБ «Экспресс» (367000, г. Махачкала, ул. Абубакарова, 92).

2. Обратить внимание ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» на недопустимость нарушения части 21 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами», для чего необходимо привести в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации следующие договора:

- договор от 19.06.2009 № 04636/80-8-01467/09 о приёме платежей физических лиц в валюте Российской Федерации с Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации;

- договор от 06.11.2009 № 80-8-01570/09 о приёме платежей физических лиц в валюте Российской Федерации с Акционерным коммерческим банком «Экспресс».

ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» о принятых мерах в соответствии с настоящим решением сообщить в Дагестанское УФАС России в срок до 20.12.2012.

 

 

Председатель Комиссии                                                      Д.М.Халлаева

 

Члены Комиссии:                                                                 Р.Д.Ганиев

 

                                                                                              Г.М.Гаджиев

 

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 27 [format] => [safe_value] => № 27 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>
[format] => full_html [safe_value] =>

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-11-01 17:57:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-11-01 08:57:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1353913245 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Дагестанское УФАС России )