Решение в отношении администрации ГО "г. Дербент"

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов
Номер дела: №09
Дата публикации: 4 марта 2013, 21:02
Решение по делу № 09/2013 «04» марта 2013г. г.Махачкала Резолютивная часть решения оглашена «27» февраля 2013 года. Решение в полном объеме изготовлено «04» марта 2013 года. Комиссия Дагестанского Управления ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии – Д.М. Халлаевой Членов Комиссии: Мамеднебиева А.М. Агамирзаева В.А. Саидова Ш.М. рассмотрев дело №09/2013, возбужденное по признакам нарушения Администрацией ГО «город Дербент» пункта 3 части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции), в отсутствии представителей от Администрации ГО «город Дербент» – извещена, - от ххх – извещен, УСТАНОВИЛА: Дело №09/2013 было возбуждено Дагестанским УФАС России по результатам проверки Администрации ГО «город Дербент» на предмет соблюдения антимонопольного законодательства, по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении в аренду земельного участка площадью 35583,2 кв.м. для размещения карьера камнепиления без проведения публичных процедур (Постановление Главы ГО «город Дербент» от 05.03.2010г. № 17). На рассмотрение дела, назначенного на 27.02.2013г., представители Администрации ГО «город Дербент» и ххх не явились. В ходе изучения материалов дела было установлено следующее. Постановлением Главы Администрации ГО «город Дербент» от 05.03.2010г. №17 «О предоставлении земель населенных пунктов г.Дербент» гр. ххх был предоставлен в арендное пользование на 49 лет земельный участок площадью 35583,2 кв.м. для размещения карьера камнепиления. На основании вышеуказанного Постановления, 21.04.2010г. был заключен договор аренды №38 земельного участка площадью 35583,2 кв.м. Данный договор зарегистрирован в Управлении федеральной регистрационной службы по Республике Дагестан 21.06.2010г. Определением о назначении дела №09/2013 к рассмотрению Комиссией Дагестанского УФАС России у Администрации ГО «город Дербент» были затребованы документы, послужившие основанием для предоставления вышеуказанного земельного участка в аренду. Исследовав материалы дела, Комиссия установила, что данный земельный участок был предоставлен без проведения публичных процедур (торгов). Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован Земельным кодексом РФ. Согласно статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов. Также согласно части 4 вышеуказанной статьи, предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего кодекса. Согласно части 1 статьи 31 ЗК РФ в случае проведения процедуры выбора земельного участка при его предварительном согласовании для предоставления, в заявлении гражданина или юридического лица должны быть указаны: 1) назначение объекта; 2) предполагаемое место размещение; 3) обоснование примерного размера земельного участка; 4) испрашиваемое право на земельный участок. Отсутствие хотя бы одного из элементов заявления является основанием для его не рассмотрения в качестве заявления о выборе земельного участка и возврата заявителю. Изучив заявление ххх, Комиссия Дагестанского УФАС России по рассмотрению дела №09/2013 установила, что в заявлении ххх отсутствовало обоснование примерного размера земельного участка. К тому же, заявление ххх не содержит просьбы о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Заявление ххх не выражает желание согласовать место размещения объекта, а следовательно, и готовности осуществить работы по формированию земельного участка. Однако, несмотря на то обстоятельство, что заявление от ххх, не отвечало требованиям ЗК РФ (отсутствие вышеназванных пунктов в заявлении, обязательных при проведении процедуры предварительного согласования), оно было принято Администрацией ГО «город Дербент» к рассмотрению (зарегистрировано вх. №760 от 17.02.2010г.) и впоследствии на его основе были осуществлены юридически значимые действия. Также согласно п.3 ст.31 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. По смыслу положений пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса РФ обязательное публичное информирование населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ). Заинтересованные лица не лишены возможности подать заявление о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов. При этом Земельный кодекс РФ не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов. Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованным лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного значения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию. Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования. В ходе изучения представленных Администрацией ГО «город Дербент» материалов, Комиссией было установлено, что извещение о предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка в средствах массовой информации опубликовано не было. Постановление Администрации ГО «город Дербент» от 05.03.2010г. №17 «О предоставлении земель населенных пунктов г.Дербента в арендное пользование гр. ххх» было издано на основании Постановления Администрации ГО «город Дербент» от 03.03.2010г. №16/6 «О предварительном согласовании места отвода земельного участка и утверждении акта выбора и проект границ земельного участка для предоставления гр. ххх, для размещения карьера камнепиления». В соответствии с частями 6,7 ст.31 Земельного кодекса РФ, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения. Как видно из материалов дела, Администрация ГО «город Дербент» не принимала решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта. Согласно ч.8 ст.31 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. Из вышеизложенного следует, что при отсутствии решения о предварительном согласовании места размещения объекта – отсутствуют основания для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства. Земельный кодекс РФ предусматривает процедуру предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, а не предварительного согласования места отвода земельного участка, как указано в Постановлении от 03.03.2010г. от №16/6. Исходя из вышеизложенного следует, что Администрацией ГО «город Дербент» процедура предварительного согласования места размещения объекта не была проведена. Предварительное согласование места отвода земельного участка не является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов. Также Комиссией Дагестанского УФАС установлено, что изданию постановления от 05.03.2010г. №17 не предшествовало проведение со стороны Администрации ГО «город Дербент» каких-либо публичных процедур (конкурса или аукциона). Таким образом, Администрацией при предоставлении земельного участка не соблюден порядок как без предварительного согласования мест размещения объектов, так и с предварительным согласованием мест размещения объектов. Избирательно предоставив земельный участок конкретному хозяйствующему субъекту, отступив при этом от принципа публичности и прозрачности, Администрация Городского образования «город Дербент» потенциально ограничила возможность доступа других хозяйствующих субъектов к приобретению в собственность, либо получению прав на заключение договоров аренды земельного участка. Непроведение публичных процедур при принятии решения о предоставлении земельного участка ххх образует состав нарушения пункта 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135 «О защите конкуренции», согласно которому органам местного самоуправления запрещается введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров, в Российской Федерации, ограничений прав хозяйствующих субъектов на покупку и иное приобретение товаров. Комиссия Дагестанского УФАС России пришла к выводу, что основание для выдачи предписания Администрации ГО «город Дербент» об отмене Постановления 05.03.2010г. за №17 и о принятии мер по возврату во владение пользование Администрации ГО «город Дербент» земельного участка, предоставленного в аренду ххх с нарушением антимонопольного законодательства, отсутствует. Исполнение такого предписания невозможно, поскольку между сторонами уже возникли обязательственные правоотношения по владению и пользованию земельным участком, основанные на самостоятельной гражданско-правовой сделке (договор аренды от 03.12.2012г. №11). Договор аренды №38 от 21.04.2010г. заключен на основании Постановления Главы Администрации ГО «город Дербент» от 05.03.2010г. №17, который был издан с нарушением антимонопольного законодательства. В этом случае надо исходить из того, что публично-правовые отношения прекратились (постановление о предоставлении земельного участка исполнено). В такой ситуации возврат во владение и пользование Администрации ГО «город Дербент» земельного участка, предоставленного с нарушением антимонопольного законодательства, возможен в рамках искового заявления о признании недействительным договора аренды №38 от 21.04.2010г. в соответствии с подпунктом «б» пункта 6 части 1 статьи 23 Закона о конкуренции Исходя из вышеизложенного, Комиссия Дагестанского УФАС России, руководствуясь частью 1 статьи 15, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального Закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», РЕШИЛА: 1. Признать Администрацию ГО «город Дербент» нарушившей пункт 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2009 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». 2. В связи с тем, что между Администрацией ГО «город Дербент» и ххх заключен договор аренды, прошедший государственную регистрацию, предписание не выдавать. 3. Дагестанскому УФАС России рассмотреть вопрос об обращении в суд в соответствии с подпунктом «б» пункта 6 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» с исковым заявлением о признании договора аренды заключенного между Комитетом по управлению имуществом г.Дербент и ххх, недействительным. 4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Дагестанского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, виновных в совершении правонарушения, к административной ответственности. Председатель Комиссии Халлаева Д.М. Члены Комиссии Мамеднебиев А.М Агамирзаев В.А. Саидов Ш.М. Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия. исп. Саидов Ш.М.
stdClass Object ( [vid] => 7090 [uid] => 5 [title] => Решение в отношении администрации ГО "г. Дербент" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7090 [type] => solution [language] => ru [created] => 1364364245 [changed] => 1370518826 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370518826 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => Решение по делу № 09/2013 «04» марта 2013г. г.Махачкала Резолютивная часть решения оглашена «27» февраля 2013 года. Решение в полном объеме изготовлено «04» марта 2013 года. Комиссия Дагестанского Управления ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии – Д.М. Халлаевой Членов Комиссии: Мамеднебиева А.М. Агамирзаева В.А. Саидова Ш.М. рассмотрев дело №09/2013, возбужденное по признакам нарушения Администрацией ГО «город Дербент» пункта 3 части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции), в отсутствии представителей от Администрации ГО «город Дербент» – извещена, - от ххх – извещен, УСТАНОВИЛА: Дело №09/2013 было возбуждено Дагестанским УФАС России по результатам проверки Администрации ГО «город Дербент» на предмет соблюдения антимонопольного законодательства, по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении в аренду земельного участка площадью 35583,2 кв.м. для размещения карьера камнепиления без проведения публичных процедур (Постановление Главы ГО «город Дербент» от 05.03.2010г. № 17). На рассмотрение дела, назначенного на 27.02.2013г., представители Администрации ГО «город Дербент» и ххх не явились. В ходе изучения материалов дела было установлено следующее. Постановлением Главы Администрации ГО «город Дербент» от 05.03.2010г. №17 «О предоставлении земель населенных пунктов г.Дербент» гр. ххх был предоставлен в арендное пользование на 49 лет земельный участок площадью 35583,2 кв.м. для размещения карьера камнепиления. На основании вышеуказанного Постановления, 21.04.2010г. был заключен договор аренды №38 земельного участка площадью 35583,2 кв.м. Данный договор зарегистрирован в Управлении федеральной регистрационной службы по Республике Дагестан 21.06.2010г. Определением о назначении дела №09/2013 к рассмотрению Комиссией Дагестанского УФАС России у Администрации ГО «город Дербент» были затребованы документы, послужившие основанием для предоставления вышеуказанного земельного участка в аренду. Исследовав материалы дела, Комиссия установила, что данный земельный участок был предоставлен без проведения публичных процедур (торгов). Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован Земельным кодексом РФ. Согласно статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов. Также согласно части 4 вышеуказанной статьи, предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего кодекса. Согласно части 1 статьи 31 ЗК РФ в случае проведения процедуры выбора земельного участка при его предварительном согласовании для предоставления, в заявлении гражданина или юридического лица должны быть указаны: 1) назначение объекта; 2) предполагаемое место размещение; 3) обоснование примерного размера земельного участка; 4) испрашиваемое право на земельный участок. Отсутствие хотя бы одного из элементов заявления является основанием для его не рассмотрения в качестве заявления о выборе земельного участка и возврата заявителю. Изучив заявление ххх, Комиссия Дагестанского УФАС России по рассмотрению дела №09/2013 установила, что в заявлении ххх отсутствовало обоснование примерного размера земельного участка. К тому же, заявление ххх не содержит просьбы о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Заявление ххх не выражает желание согласовать место размещения объекта, а следовательно, и готовности осуществить работы по формированию земельного участка. Однако, несмотря на то обстоятельство, что заявление от ххх, не отвечало требованиям ЗК РФ (отсутствие вышеназванных пунктов в заявлении, обязательных при проведении процедуры предварительного согласования), оно было принято Администрацией ГО «город Дербент» к рассмотрению (зарегистрировано вх. №760 от 17.02.2010г.) и впоследствии на его основе были осуществлены юридически значимые действия. Также согласно п.3 ст.31 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. По смыслу положений пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса РФ обязательное публичное информирование населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ). Заинтересованные лица не лишены возможности подать заявление о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов. При этом Земельный кодекс РФ не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов. Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованным лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного значения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию. Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования. В ходе изучения представленных Администрацией ГО «город Дербент» материалов, Комиссией было установлено, что извещение о предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка в средствах массовой информации опубликовано не было. Постановление Администрации ГО «город Дербент» от 05.03.2010г. №17 «О предоставлении земель населенных пунктов г.Дербента в арендное пользование гр. ххх» было издано на основании Постановления Администрации ГО «город Дербент» от 03.03.2010г. №16/6 «О предварительном согласовании места отвода земельного участка и утверждении акта выбора и проект границ земельного участка для предоставления гр. ххх, для размещения карьера камнепиления». В соответствии с частями 6,7 ст.31 Земельного кодекса РФ, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения. Как видно из материалов дела, Администрация ГО «город Дербент» не принимала решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта. Согласно ч.8 ст.31 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. Из вышеизложенного следует, что при отсутствии решения о предварительном согласовании места размещения объекта – отсутствуют основания для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства. Земельный кодекс РФ предусматривает процедуру предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, а не предварительного согласования места отвода земельного участка, как указано в Постановлении от 03.03.2010г. от №16/6. Исходя из вышеизложенного следует, что Администрацией ГО «город Дербент» процедура предварительного согласования места размещения объекта не была проведена. Предварительное согласование места отвода земельного участка не является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов. Также Комиссией Дагестанского УФАС установлено, что изданию постановления от 05.03.2010г. №17 не предшествовало проведение со стороны Администрации ГО «город Дербент» каких-либо публичных процедур (конкурса или аукциона). Таким образом, Администрацией при предоставлении земельного участка не соблюден порядок как без предварительного согласования мест размещения объектов, так и с предварительным согласованием мест размещения объектов. Избирательно предоставив земельный участок конкретному хозяйствующему субъекту, отступив при этом от принципа публичности и прозрачности, Администрация Городского образования «город Дербент» потенциально ограничила возможность доступа других хозяйствующих субъектов к приобретению в собственность, либо получению прав на заключение договоров аренды земельного участка. Непроведение публичных процедур при принятии решения о предоставлении земельного участка ххх образует состав нарушения пункта 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135 «О защите конкуренции», согласно которому органам местного самоуправления запрещается введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров, в Российской Федерации, ограничений прав хозяйствующих субъектов на покупку и иное приобретение товаров. Комиссия Дагестанского УФАС России пришла к выводу, что основание для выдачи предписания Администрации ГО «город Дербент» об отмене Постановления 05.03.2010г. за №17 и о принятии мер по возврату во владение пользование Администрации ГО «город Дербент» земельного участка, предоставленного в аренду ххх с нарушением антимонопольного законодательства, отсутствует. Исполнение такого предписания невозможно, поскольку между сторонами уже возникли обязательственные правоотношения по владению и пользованию земельным участком, основанные на самостоятельной гражданско-правовой сделке (договор аренды от 03.12.2012г. №11). Договор аренды №38 от 21.04.2010г. заключен на основании Постановления Главы Администрации ГО «город Дербент» от 05.03.2010г. №17, который был издан с нарушением антимонопольного законодательства. В этом случае надо исходить из того, что публично-правовые отношения прекратились (постановление о предоставлении земельного участка исполнено). В такой ситуации возврат во владение и пользование Администрации ГО «город Дербент» земельного участка, предоставленного с нарушением антимонопольного законодательства, возможен в рамках искового заявления о признании недействительным договора аренды №38 от 21.04.2010г. в соответствии с подпунктом «б» пункта 6 части 1 статьи 23 Закона о конкуренции Исходя из вышеизложенного, Комиссия Дагестанского УФАС России, руководствуясь частью 1 статьи 15, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального Закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», РЕШИЛА: 1. Признать Администрацию ГО «город Дербент» нарушившей пункт 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2009 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». 2. В связи с тем, что между Администрацией ГО «город Дербент» и ххх заключен договор аренды, прошедший государственную регистрацию, предписание не выдавать. 3. Дагестанскому УФАС России рассмотреть вопрос об обращении в суд в соответствии с подпунктом «б» пункта 6 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» с исковым заявлением о признании договора аренды заключенного между Комитетом по управлению имуществом г.Дербент и ххх, недействительным. 4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Дагестанского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, виновных в совершении правонарушения, к административной ответственности. Председатель Комиссии Халлаева Д.М. Члены Комиссии Мамеднебиев А.М Агамирзаев В.А. Саидов Ш.М. Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия. исп. Саидов Ш.М. [summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Решение
по делу № 09/2013

«04» марта 2013г. г.Махачкала

Резолютивная часть решения оглашена «27» февраля 2013 года.
Решение в полном объеме изготовлено «04» марта 2013 года.

Комиссия Дагестанского Управления ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии – Д.М. Халлаевой

Членов Комиссии:
Мамеднебиева А.М.
Агамирзаева В.А.
Саидова Ш.М.

рассмотрев дело №09/2013, возбужденное по признакам нарушения Администрацией ГО «город Дербент» пункта 3 части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции),
в отсутствии представителей
от Администрации ГО «город Дербент» – извещена,
- от ххх – извещен,

УСТАНОВИЛА:

Дело №09/2013 было возбуждено Дагестанским УФАС России по результатам проверки Администрации ГО «город Дербент» на предмет соблюдения антимонопольного законодательства, по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении в аренду земельного участка площадью 35583,2 кв.м. для размещения карьера камнепиления без проведения публичных процедур (Постановление Главы ГО «город Дербент» от 05.03.2010г. № 17).
На рассмотрение дела, назначенного на 27.02.2013г., представители Администрации ГО «город Дербент» и ххх не явились.
В ходе изучения материалов дела было установлено следующее.
Постановлением Главы Администрации ГО «город Дербент» от 05.03.2010г. №17 «О предоставлении земель населенных пунктов г.Дербент» гр. ххх был предоставлен в арендное пользование на 49 лет земельный участок площадью 35583,2 кв.м. для размещения карьера камнепиления.
На основании вышеуказанного Постановления, 21.04.2010г. был заключен договор аренды №38 земельного участка площадью 35583,2 кв.м.
Данный договор зарегистрирован в Управлении федеральной регистрационной службы по Республике Дагестан 21.06.2010г.
Определением о назначении дела №09/2013 к рассмотрению Комиссией Дагестанского УФАС России у Администрации ГО «город Дербент» были затребованы документы, послужившие основанием для предоставления вышеуказанного земельного участка в аренду. Исследовав материалы дела, Комиссия установила, что данный земельный участок был предоставлен без проведения публичных процедур (торгов).
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован Земельным кодексом РФ.
Согласно статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Также согласно части 4 вышеуказанной статьи, предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего кодекса.
Согласно части 1 статьи 31 ЗК РФ в случае проведения процедуры выбора земельного участка при его предварительном согласовании для предоставления, в заявлении гражданина или юридического лица должны быть указаны: 1) назначение объекта; 2) предполагаемое место размещение; 3) обоснование примерного размера земельного участка; 4) испрашиваемое право на земельный участок. Отсутствие хотя бы одного из элементов заявления является основанием для его не рассмотрения в качестве заявления о выборе земельного участка и возврата заявителю.
Изучив заявление ххх, Комиссия Дагестанского УФАС России по рассмотрению дела №09/2013 установила, что в заявлении ххх отсутствовало обоснование примерного размера земельного участка.
К тому же, заявление ххх не содержит просьбы о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Заявление ххх не выражает желание согласовать место размещения объекта, а следовательно, и готовности осуществить работы по формированию земельного участка.
Однако, несмотря на то обстоятельство, что заявление от ххх, не отвечало требованиям ЗК РФ (отсутствие вышеназванных пунктов в заявлении, обязательных при проведении процедуры предварительного согласования), оно было принято Администрацией ГО «город Дербент» к рассмотрению (зарегистрировано вх. №760 от 17.02.2010г.) и впоследствии на его основе были осуществлены юридически значимые действия.
Также согласно п.3 ст.31 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу положений пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса РФ обязательное публичное информирование населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ). Заинтересованные лица не лишены возможности подать заявление о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов. При этом Земельный кодекс РФ не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованным лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного значения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
В ходе изучения представленных Администрацией ГО «город Дербент» материалов, Комиссией было установлено, что извещение о предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка в средствах массовой информации опубликовано не было.
Постановление Администрации ГО «город Дербент» от 05.03.2010г. №17 «О предоставлении земель населенных пунктов г.Дербента в арендное пользование гр. ххх» было издано на основании Постановления Администрации ГО «город Дербент» от 03.03.2010г. №16/6 «О предварительном согласовании места отвода земельного участка и утверждении акта выбора и проект границ земельного участка для предоставления гр. ххх, для размещения карьера камнепиления».
В соответствии с частями 6,7 ст.31 Земельного кодекса РФ, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения.
Как видно из материалов дела, Администрация ГО «город Дербент» не принимала решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта.
Согласно ч.8 ст.31 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Из вышеизложенного следует, что при отсутствии решения о предварительном согласовании места размещения объекта – отсутствуют основания для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Земельный кодекс РФ предусматривает процедуру предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, а не предварительного согласования места отвода земельного участка, как указано в Постановлении от 03.03.2010г. от №16/6.
Исходя из вышеизложенного следует, что Администрацией ГО «город Дербент» процедура предварительного согласования места размещения объекта не была проведена.
Предварительное согласование места отвода земельного участка не является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов.
Также Комиссией Дагестанского УФАС установлено, что изданию постановления от 05.03.2010г. №17 не предшествовало проведение со стороны Администрации ГО «город Дербент» каких-либо публичных процедур (конкурса или аукциона).
Таким образом, Администрацией при предоставлении земельного участка не соблюден порядок как без предварительного согласования мест размещения объектов, так и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Избирательно предоставив земельный участок конкретному хозяйствующему субъекту, отступив при этом от принципа публичности и прозрачности, Администрация Городского образования «город Дербент» потенциально ограничила возможность доступа других хозяйствующих субъектов к приобретению в собственность, либо получению прав на заключение договоров аренды земельного участка.
Непроведение публичных процедур при принятии решения о предоставлении земельного участка ххх образует состав нарушения пункта 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135 «О защите конкуренции», согласно которому органам местного самоуправления запрещается введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров, в Российской Федерации, ограничений прав хозяйствующих субъектов на покупку и иное приобретение товаров.
Комиссия Дагестанского УФАС России пришла к выводу, что основание для выдачи предписания Администрации ГО «город Дербент» об отмене Постановления 05.03.2010г. за №17 и о принятии мер по возврату во владение пользование Администрации ГО «город Дербент» земельного участка, предоставленного в аренду ххх с нарушением антимонопольного законодательства, отсутствует. Исполнение такого предписания невозможно, поскольку между сторонами уже возникли обязательственные правоотношения по владению и пользованию земельным участком, основанные на самостоятельной гражданско-правовой сделке (договор аренды от 03.12.2012г. №11).
Договор аренды №38 от 21.04.2010г. заключен на основании Постановления Главы Администрации ГО «город Дербент» от 05.03.2010г. №17, который был издан с нарушением антимонопольного законодательства. В этом случае надо исходить из того, что публично-правовые отношения прекратились (постановление о предоставлении земельного участка исполнено). В такой ситуации возврат во владение и пользование Администрации ГО «город Дербент» земельного участка, предоставленного с нарушением антимонопольного законодательства, возможен в рамках искового заявления о признании недействительным договора аренды №38 от 21.04.2010г. в соответствии с подпунктом «б» пункта 6 части 1 статьи 23 Закона о конкуренции
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Дагестанского УФАС России, руководствуясь частью 1 статьи 15, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального Закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать Администрацию ГО «город Дербент» нарушившей пункт 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2009 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. В связи с тем, что между Администрацией ГО «город Дербент» и ххх заключен договор аренды, прошедший государственную регистрацию, предписание не выдавать.
3. Дагестанскому УФАС России рассмотреть вопрос об обращении в суд в соответствии с подпунктом «б» пункта 6 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» с исковым заявлением о признании договора аренды заключенного между Комитетом по управлению имуществом г.Дербент и ххх, недействительным.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Дагестанского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, виновных в совершении правонарушения, к административной ответственности.

Председатель Комиссии Халлаева Д.М.

Члены Комиссии Мамеднебиев А.М

Агамирзаев В.А.

Саидов Ш.М.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

исп. Саидов Ш.М.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №09 [format] => [safe_value] => №09 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 39 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 39 [vid] => 6 [name] => Контроль проведения торгов [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-03-04 17:02:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-03-04 06:02:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1364364245 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Дагестанское УФАС России )