Решение в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск»

Номер дела: № 57
Дата публикации: 3 апреля 2012, 21:29

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

03.04.2012                                                                                                       г. Махачкала

 

Резолютивная часть решения оглашена 28.03.2012

В полном объёме решение изготовлено 03.04.2012

 

Комиссия Дагестанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:

Халлаевой Д.М. 

Членов Комиссии:

Ганиева Р.Д. 

Гаджиева Г.М.

рассмотрев дело № 57 по признакам нарушения ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» (г. Пятигорск, ул. Ермолова, 42) и ООО «Дагестангазсервис» (г. Махачкала, ул. Абубакарова, 13) статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в экономически или технологически не обоснованном и (или) прямо не предусмотренном нормативными правовыми актами или судебными актами требовании о передаче финансовых средств от Алибулатова Р.М. (г. Южно-Сухокумск, ул. Буйнакского, д. 8, кв. 38) за оказание услуги по поверке его средства измерений газа, в присутствии представителя ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» Гаджиева Б.П. (доверенность от 01.01.2012 № 88-12),

в отсутствии представителей ООО «Дагестангазсервис» и заявителя ххх, извещённых надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,

 

 

 

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Дагестанское УФАС России поступило заявление ххх о том, что ООО «Дагестангазсервис» направило ему уведомление об имеющейся задолженности за потреблённый газ. В обращении сообщается, что когда заявитель пришёл в абонентский отдел г. Южно-Сухокумска газоснабжающей организации с полученным уведомлением для оплаты задолженности, ему было сказано о необходимости демонтажа его прибора учёта газа и передачи его на поверку.

Изучение и анализ представленных документов и сведений показали, что в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» и ООО «Дагестангазсервис» имеются признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В связи с этим на основании поступившего заявления приказом Дагестанского УФАС России от 28.10.2011 № 277 в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» и ООО «Дагестангазсервис» возбуждено дело № 57 и создана Комиссия для его рассмотрения. В порядке статьи 42 Закона о защите конкуренции к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечён гр. Алибулатов Р.М.

По правилам статьи 45 Закона о защите конкуренции Комиссией дело рассмотрено в отсутствие не явившихся представителей ООО «Дагестангазсервис» и гр. Алибулатова Р.М. на основании имеющихся в деле документов и доказательств.

Заслушав доводы и объяснения представителя ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск», исследовав и оценив в совокупности и во взаимной связи все представленные в материалы дела доказательства, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» нарушения части 1 статьи 10 Закона защите конкуренции по следующим основаниям.

ххх обратился в ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» и его филиал в Дагестане с заявлением о неправильном начислении задолженности за потреблённый газ абоненту, в результате которого за ним образовался долг. Заявитель в своём обращении сообщил о том, что в его квартире установлен газовый счётчик с датой последующей поверки, срок которой ещё не истёк. Заявитель представил на обозрение Комиссии оригинал свидетельства № 010344 от 20.09.2005 о государственной поверке его газового счётчика (копия свидетельства имеется в материалах дела). На основании государственной поверки счётчик признан годным и допущен к установке. Срок действия свидетельства № 010344 от 20.09.2005 определён до 20.06.2013. В своём заявлении гр. Алибулатов Р.М. также сообщил о наличии квитанций об уплате за потреблённый газ согласно показаниям счётчика газа. Заявитель просил Общество произвести перерасчёт необоснованного долга, установить причину неполучения им квитанций для оплаты за газ, как следствие, устранение созданных препятствий по оплате потреблённого газа.

Правоотношения в сфере поставок газа для бытовых нужд в жилых зданиях регулируются Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 № 162 "Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации", постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 № 317 "Об утверждении Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации", постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан".

Правоотношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, в том числе в сфере газоснабжения, регулируются Федеральным законом от 26.06.2008 № 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", приказом Ростехрегулирования от 21.12.2006 № 325-ст "Об утверждении Правил по метрологии".

По правилам статьи 18 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утверждёнными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение данного Федерального закона.

Согласно Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (утв. постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549) при наличии приборов учёта газа определение объёма поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учёта газа.

Согласно Правил поставки газа, утверждённых постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 № 162, поставка и отбор газа без учёта его объёма не допускаются.

Монтаж, эксплуатация и поверка контрольно-измерительных приборов производятся в порядке, устанавливаемом в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений" и действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 5 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений" измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться по аттестованным методикам (методам) измерений, за исключением методик (методов) измерений, предназначенных для выполнения прямых измерений, с применением средств измерений утверждённого типа, прошедших поверку.

Порядок аттестации методик (методов) измерений и их применения устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

Согласно постановлению Правительства РФ от 17.06.2004 № 294 "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии" Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (далее – Ростехрегулирование) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений.

Согласно Положению о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утверждённому постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 № 294, данный федеральный орган исполнительной власти организует проведение в установленном порядке поверки средств измерений в Российской Федерации и осуществляет определение общих метрологических требований к средствам, методам и результатам измерений.

Приказом Ростехрегулирования от 21.12.2006 № 325-ст "Об утверждении Правил по метрологии" утверждены Правила по метрологии ПР 50.2.019-2006 "Государственная система обеспечения единства измерений. Методика выполнения измерений при помощи турбинных, ротационных и вихревых счетчиков". Настоящие Правила распространяются на счётчики газа коммунального назначения и устанавливают методику выполнения измерений энергосодержания и объёма природного газа.

В соответствии с пунктом 10.1 Правил по метрологии ПР 50.2.019-2006 проверку реализации методики выполнения измерений органы Государственной метрологической службы или метрологические службы юридических лиц, аккредитованные на право аттестации МВИ, проводят:

- перед пуском узла учёта в эксплуатацию;

- после реконструкции узла учёта.

Дополнительную проверку проводят по решению арбитражного суда в спорных случаях между поставщиком и потребителем.

Исходя из представленных в материалы дела документов и доказательств, Комиссия приходит к выводу о необоснованности требований ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Дагестане по отношению к гр. Алибулатову Р.М. о проведении поверки счётчика газа, установленного в его домовладении, срок поверки которого не истёк.

ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Дагестане приказом Дагестанского УФАС России от 31.12.2010 № 499 внесено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке определённого товара более 35 процентов, по разделу поставок и реализации природного газа на территории Республики Дагестан.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются ущемление интересов других лиц, выраженные в навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.

Таким образом, действия ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» квалифицируются, как навязывание невыгодных условий в части требования о поверке и замене счётчика газа ххх.

Дагестанским УФАС России получена копия уведомления о произведении нормативного начисления при отсутствии показаний прибора учёта газа, направленная газоснабжающей организацией гр. Алибулатову Р.М. Согласно данному уведомлению ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск», руководствуясь пунктом 31 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утверждённых постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549, в случае если абонент в установленный договором срок (до 10-го числа месяца, следующего за отчётным) не представил Поставщику газа сведения о показаниях прибора учёта газа, объём потреблённого газа за прошедший расчётный период и до расчётного периода, в котором абонент возобновил представление указанных сведений, определяется в соответствии с нормативами потребления газа.

В уведомлении также было сообщено, что для проведения перерасчёта нормативного начисления необходимо сообщить показания исправного прибора учёта Поставщику газа по месту проживания.

Присутствующий на заседании Комиссии представитель ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» заявил о том, что в настоящее время препятствия для внесения оплаты гр. ххх по показаниям прибора учёта газа устранены.

Учитывая вышеизложенное и руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» (г. Пятигорск, ул. Ермолова, 42) за совершённые действия его филиалом в Дагестане нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части необоснованности требований ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Дагестане по отношению к ххх о проведении поверки счётчика газа, установленного в его домовладении, срок поверки которого не истёк.

2. В связи с добровольным устранением ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» нарушений антимонопольного законодательством предписание не выдавать.

3. Дело в отношении ООО «Дагестангазсервис» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» производством прекратить.

4. Передать уполномоченному должностному лицу антимонопольного органа материалы данного дела для рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности виновных лиц ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск».

 

 

Председатель Комиссии                                                                          Д.М.Халлаева

 

Члены Комиссии                                                                                       Р.Д.Ганиев

 

                                                                                                                      Г.М.Гаджиев

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа части 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

stdClass Object ( [vid] => 7189 [uid] => 5 [title] => Решение в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7189 [type] => solution [language] => ru [created] => 1364880727 [changed] => 1370518826 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370518826 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

03.04.2012                                                                                                       г. Махачкала

 

Резолютивная часть решения оглашена 28.03.2012

В полном объёме решение изготовлено 03.04.2012

 

Комиссия Дагестанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:

Халлаевой Д.М. 

Членов Комиссии:

Ганиева Р.Д. 

Гаджиева Г.М.

рассмотрев дело № 57 по признакам нарушения ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» (г. Пятигорск, ул. Ермолова, 42) и ООО «Дагестангазсервис» (г. Махачкала, ул. Абубакарова, 13) статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в экономически или технологически не обоснованном и (или) прямо не предусмотренном нормативными правовыми актами или судебными актами требовании о передаче финансовых средств от Алибулатова Р.М. (г. Южно-Сухокумск, ул. Буйнакского, д. 8, кв. 38) за оказание услуги по поверке его средства измерений газа, в присутствии представителя ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» Гаджиева Б.П. (доверенность от 01.01.2012 № 88-12),

в отсутствии представителей ООО «Дагестангазсервис» и заявителя ххх, извещённых надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,

 

 

 

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Дагестанское УФАС России поступило заявление ххх о том, что ООО «Дагестангазсервис» направило ему уведомление об имеющейся задолженности за потреблённый газ. В обращении сообщается, что когда заявитель пришёл в абонентский отдел г. Южно-Сухокумска газоснабжающей организации с полученным уведомлением для оплаты задолженности, ему было сказано о необходимости демонтажа его прибора учёта газа и передачи его на поверку.

Изучение и анализ представленных документов и сведений показали, что в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» и ООО «Дагестангазсервис» имеются признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В связи с этим на основании поступившего заявления приказом Дагестанского УФАС России от 28.10.2011 № 277 в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» и ООО «Дагестангазсервис» возбуждено дело № 57 и создана Комиссия для его рассмотрения. В порядке статьи 42 Закона о защите конкуренции к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечён гр. Алибулатов Р.М.

По правилам статьи 45 Закона о защите конкуренции Комиссией дело рассмотрено в отсутствие не явившихся представителей ООО «Дагестангазсервис» и гр. Алибулатова Р.М. на основании имеющихся в деле документов и доказательств.

Заслушав доводы и объяснения представителя ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск», исследовав и оценив в совокупности и во взаимной связи все представленные в материалы дела доказательства, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» нарушения части 1 статьи 10 Закона защите конкуренции по следующим основаниям.

ххх обратился в ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» и его филиал в Дагестане с заявлением о неправильном начислении задолженности за потреблённый газ абоненту, в результате которого за ним образовался долг. Заявитель в своём обращении сообщил о том, что в его квартире установлен газовый счётчик с датой последующей поверки, срок которой ещё не истёк. Заявитель представил на обозрение Комиссии оригинал свидетельства № 010344 от 20.09.2005 о государственной поверке его газового счётчика (копия свидетельства имеется в материалах дела). На основании государственной поверки счётчик признан годным и допущен к установке. Срок действия свидетельства № 010344 от 20.09.2005 определён до 20.06.2013. В своём заявлении гр. Алибулатов Р.М. также сообщил о наличии квитанций об уплате за потреблённый газ согласно показаниям счётчика газа. Заявитель просил Общество произвести перерасчёт необоснованного долга, установить причину неполучения им квитанций для оплаты за газ, как следствие, устранение созданных препятствий по оплате потреблённого газа.

Правоотношения в сфере поставок газа для бытовых нужд в жилых зданиях регулируются Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 № 162 "Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации", постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 № 317 "Об утверждении Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации", постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан".

Правоотношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, в том числе в сфере газоснабжения, регулируются Федеральным законом от 26.06.2008 № 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", приказом Ростехрегулирования от 21.12.2006 № 325-ст "Об утверждении Правил по метрологии".

По правилам статьи 18 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утверждёнными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение данного Федерального закона.

Согласно Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (утв. постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549) при наличии приборов учёта газа определение объёма поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учёта газа.

Согласно Правил поставки газа, утверждённых постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 № 162, поставка и отбор газа без учёта его объёма не допускаются.

Монтаж, эксплуатация и поверка контрольно-измерительных приборов производятся в порядке, устанавливаемом в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений" и действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 5 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений" измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться по аттестованным методикам (методам) измерений, за исключением методик (методов) измерений, предназначенных для выполнения прямых измерений, с применением средств измерений утверждённого типа, прошедших поверку.

Порядок аттестации методик (методов) измерений и их применения устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

Согласно постановлению Правительства РФ от 17.06.2004 № 294 "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии" Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (далее – Ростехрегулирование) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений.

Согласно Положению о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утверждённому постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 № 294, данный федеральный орган исполнительной власти организует проведение в установленном порядке поверки средств измерений в Российской Федерации и осуществляет определение общих метрологических требований к средствам, методам и результатам измерений.

Приказом Ростехрегулирования от 21.12.2006 № 325-ст "Об утверждении Правил по метрологии" утверждены Правила по метрологии ПР 50.2.019-2006 "Государственная система обеспечения единства измерений. Методика выполнения измерений при помощи турбинных, ротационных и вихревых счетчиков". Настоящие Правила распространяются на счётчики газа коммунального назначения и устанавливают методику выполнения измерений энергосодержания и объёма природного газа.

В соответствии с пунктом 10.1 Правил по метрологии ПР 50.2.019-2006 проверку реализации методики выполнения измерений органы Государственной метрологической службы или метрологические службы юридических лиц, аккредитованные на право аттестации МВИ, проводят:

- перед пуском узла учёта в эксплуатацию;

- после реконструкции узла учёта.

Дополнительную проверку проводят по решению арбитражного суда в спорных случаях между поставщиком и потребителем.

Исходя из представленных в материалы дела документов и доказательств, Комиссия приходит к выводу о необоснованности требований ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Дагестане по отношению к гр. Алибулатову Р.М. о проведении поверки счётчика газа, установленного в его домовладении, срок поверки которого не истёк.

ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Дагестане приказом Дагестанского УФАС России от 31.12.2010 № 499 внесено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке определённого товара более 35 процентов, по разделу поставок и реализации природного газа на территории Республики Дагестан.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются ущемление интересов других лиц, выраженные в навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.

Таким образом, действия ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» квалифицируются, как навязывание невыгодных условий в части требования о поверке и замене счётчика газа ххх.

Дагестанским УФАС России получена копия уведомления о произведении нормативного начисления при отсутствии показаний прибора учёта газа, направленная газоснабжающей организацией гр. Алибулатову Р.М. Согласно данному уведомлению ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск», руководствуясь пунктом 31 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утверждённых постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549, в случае если абонент в установленный договором срок (до 10-го числа месяца, следующего за отчётным) не представил Поставщику газа сведения о показаниях прибора учёта газа, объём потреблённого газа за прошедший расчётный период и до расчётного периода, в котором абонент возобновил представление указанных сведений, определяется в соответствии с нормативами потребления газа.

В уведомлении также было сообщено, что для проведения перерасчёта нормативного начисления необходимо сообщить показания исправного прибора учёта Поставщику газа по месту проживания.

Присутствующий на заседании Комиссии представитель ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» заявил о том, что в настоящее время препятствия для внесения оплаты гр. ххх по показаниям прибора учёта газа устранены.

Учитывая вышеизложенное и руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» (г. Пятигорск, ул. Ермолова, 42) за совершённые действия его филиалом в Дагестане нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части необоснованности требований ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Дагестане по отношению к ххх о проведении поверки счётчика газа, установленного в его домовладении, срок поверки которого не истёк.

2. В связи с добровольным устранением ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» нарушений антимонопольного законодательством предписание не выдавать.

3. Дело в отношении ООО «Дагестангазсервис» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» производством прекратить.

4. Передать уполномоченному должностному лицу антимонопольного органа материалы данного дела для рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности виновных лиц ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск».

 

 

Председатель Комиссии                                                                          Д.М.Халлаева

 

Члены Комиссии                                                                                       Р.Д.Ганиев

 

                                                                                                                      Г.М.Гаджиев

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа части 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

03.04.2012                                                                                                       г. Махачкала

 

Резолютивная часть решения оглашена 28.03.2012

В полном объёме решение изготовлено 03.04.2012

 

Комиссия Дагестанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:

Халлаевой Д.М. 

Членов Комиссии:

Ганиева Р.Д. 

Гаджиева Г.М.

рассмотрев дело № 57 по признакам нарушения ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» (г. Пятигорск, ул. Ермолова, 42) и ООО «Дагестангазсервис» (г. Махачкала, ул. Абубакарова, 13) статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в экономически или технологически не обоснованном и (или) прямо не предусмотренном нормативными правовыми актами или судебными актами требовании о передаче финансовых средств от Алибулатова Р.М. (г. Южно-Сухокумск, ул. Буйнакского, д. 8, кв. 38) за оказание услуги по поверке его средства измерений газа, в присутствии представителя ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» Гаджиева Б.П. (доверенность от 01.01.2012 № 88-12),

в отсутствии представителей ООО «Дагестангазсервис» и заявителя ххх, извещённых надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,

 

 

 

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Дагестанское УФАС России поступило заявление ххх о том, что ООО «Дагестангазсервис» направило ему уведомление об имеющейся задолженности за потреблённый газ. В обращении сообщается, что когда заявитель пришёл в абонентский отдел г. Южно-Сухокумска газоснабжающей организации с полученным уведомлением для оплаты задолженности, ему было сказано о необходимости демонтажа его прибора учёта газа и передачи его на поверку.

Изучение и анализ представленных документов и сведений показали, что в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» и ООО «Дагестангазсервис» имеются признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В связи с этим на основании поступившего заявления приказом Дагестанского УФАС России от 28.10.2011 № 277 в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» и ООО «Дагестангазсервис» возбуждено дело № 57 и создана Комиссия для его рассмотрения. В порядке статьи 42 Закона о защите конкуренции к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечён гр. Алибулатов Р.М.

По правилам статьи 45 Закона о защите конкуренции Комиссией дело рассмотрено в отсутствие не явившихся представителей ООО «Дагестангазсервис» и гр. Алибулатова Р.М. на основании имеющихся в деле документов и доказательств.

Заслушав доводы и объяснения представителя ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск», исследовав и оценив в совокупности и во взаимной связи все представленные в материалы дела доказательства, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» нарушения части 1 статьи 10 Закона защите конкуренции по следующим основаниям.

ххх обратился в ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» и его филиал в Дагестане с заявлением о неправильном начислении задолженности за потреблённый газ абоненту, в результате которого за ним образовался долг. Заявитель в своём обращении сообщил о том, что в его квартире установлен газовый счётчик с датой последующей поверки, срок которой ещё не истёк. Заявитель представил на обозрение Комиссии оригинал свидетельства № 010344 от 20.09.2005 о государственной поверке его газового счётчика (копия свидетельства имеется в материалах дела). На основании государственной поверки счётчик признан годным и допущен к установке. Срок действия свидетельства № 010344 от 20.09.2005 определён до 20.06.2013. В своём заявлении гр. Алибулатов Р.М. также сообщил о наличии квитанций об уплате за потреблённый газ согласно показаниям счётчика газа. Заявитель просил Общество произвести перерасчёт необоснованного долга, установить причину неполучения им квитанций для оплаты за газ, как следствие, устранение созданных препятствий по оплате потреблённого газа.

Правоотношения в сфере поставок газа для бытовых нужд в жилых зданиях регулируются Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 № 162 "Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации", постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 № 317 "Об утверждении Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации", постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан".

Правоотношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, в том числе в сфере газоснабжения, регулируются Федеральным законом от 26.06.2008 № 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", приказом Ростехрегулирования от 21.12.2006 № 325-ст "Об утверждении Правил по метрологии".

По правилам статьи 18 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утверждёнными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение данного Федерального закона.

Согласно Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (утв. постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549) при наличии приборов учёта газа определение объёма поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учёта газа.

Согласно Правил поставки газа, утверждённых постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 № 162, поставка и отбор газа без учёта его объёма не допускаются.

Монтаж, эксплуатация и поверка контрольно-измерительных приборов производятся в порядке, устанавливаемом в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений" и действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 5 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений" измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться по аттестованным методикам (методам) измерений, за исключением методик (методов) измерений, предназначенных для выполнения прямых измерений, с применением средств измерений утверждённого типа, прошедших поверку.

Порядок аттестации методик (методов) измерений и их применения устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

Согласно постановлению Правительства РФ от 17.06.2004 № 294 "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии" Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (далее – Ростехрегулирование) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений.

Согласно Положению о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утверждённому постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 № 294, данный федеральный орган исполнительной власти организует проведение в установленном порядке поверки средств измерений в Российской Федерации и осуществляет определение общих метрологических требований к средствам, методам и результатам измерений.

Приказом Ростехрегулирования от 21.12.2006 № 325-ст "Об утверждении Правил по метрологии" утверждены Правила по метрологии ПР 50.2.019-2006 "Государственная система обеспечения единства измерений. Методика выполнения измерений при помощи турбинных, ротационных и вихревых счетчиков". Настоящие Правила распространяются на счётчики газа коммунального назначения и устанавливают методику выполнения измерений энергосодержания и объёма природного газа.

В соответствии с пунктом 10.1 Правил по метрологии ПР 50.2.019-2006 проверку реализации методики выполнения измерений органы Государственной метрологической службы или метрологические службы юридических лиц, аккредитованные на право аттестации МВИ, проводят:

- перед пуском узла учёта в эксплуатацию;

- после реконструкции узла учёта.

Дополнительную проверку проводят по решению арбитражного суда в спорных случаях между поставщиком и потребителем.

Исходя из представленных в материалы дела документов и доказательств, Комиссия приходит к выводу о необоснованности требований ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Дагестане по отношению к гр. Алибулатову Р.М. о проведении поверки счётчика газа, установленного в его домовладении, срок поверки которого не истёк.

ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Дагестане приказом Дагестанского УФАС России от 31.12.2010 № 499 внесено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке определённого товара более 35 процентов, по разделу поставок и реализации природного газа на территории Республики Дагестан.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются ущемление интересов других лиц, выраженные в навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.

Таким образом, действия ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» квалифицируются, как навязывание невыгодных условий в части требования о поверке и замене счётчика газа ххх.

Дагестанским УФАС России получена копия уведомления о произведении нормативного начисления при отсутствии показаний прибора учёта газа, направленная газоснабжающей организацией гр. Алибулатову Р.М. Согласно данному уведомлению ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск», руководствуясь пунктом 31 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утверждённых постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549, в случае если абонент в установленный договором срок (до 10-го числа месяца, следующего за отчётным) не представил Поставщику газа сведения о показаниях прибора учёта газа, объём потреблённого газа за прошедший расчётный период и до расчётного периода, в котором абонент возобновил представление указанных сведений, определяется в соответствии с нормативами потребления газа.

В уведомлении также было сообщено, что для проведения перерасчёта нормативного начисления необходимо сообщить показания исправного прибора учёта Поставщику газа по месту проживания.

Присутствующий на заседании Комиссии представитель ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» заявил о том, что в настоящее время препятствия для внесения оплаты гр. ххх по показаниям прибора учёта газа устранены.

Учитывая вышеизложенное и руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» (г. Пятигорск, ул. Ермолова, 42) за совершённые действия его филиалом в Дагестане нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части необоснованности требований ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Дагестане по отношению к ххх о проведении поверки счётчика газа, установленного в его домовладении, срок поверки которого не истёк.

2. В связи с добровольным устранением ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» нарушений антимонопольного законодательством предписание не выдавать.

3. Дело в отношении ООО «Дагестангазсервис» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» производством прекратить.

4. Передать уполномоченному должностному лицу антимонопольного органа материалы данного дела для рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности виновных лиц ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск».

 

 

Председатель Комиссии                                                                          Д.М.Халлаева

 

Члены Комиссии                                                                                       Р.Д.Ганиев

 

                                                                                                                      Г.М.Гаджиев

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа части 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 57 [format] => [safe_value] => № 57 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>
[format] => full_html [safe_value] =>

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-04-03 17:29:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-04-03 05:29:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1364880727 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Дагестанское УФАС России )