Решение и предписание в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск»

Номер дела: 21
Дата публикации: 11 июля 2013, 22:14

 

               РЕШЕНИЕ
                 по делу №21

 

11.07.2013                                                                                             г. Махачкала

         Резолютивная часть решения оглашена     11.07.2013                         В полном объеме решение изготовлено     11.07.2013

Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии – Адигюзелова К. А.

Членов Комиссии:

Багандова А. И.

Кусиева М. Б.

рассмотрев дело №21, возбужденное по признакам нарушения ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» (357500, Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Ермолова, д. 42) в лице его филиала в Республике Дагестан (367002, г. Махачкала, ул.  Ярагского, д. 1), ООО «Дагестангазсервис» (367000, г. Махачкала, ул. Абубакарова, 13) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в экономически и технологически необоснованном прекращении поставки газа ООО «ЖКХ Сервис» (368120, Республика Дагестан, г. Кизилюрт, ул. Малагусейнова, 6 «а»),

в присутствии представителей

от ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» – не явились (извещены),

от ООО «Дагестангазсервис» – ххх,

от ООО «ЖКХ Сервис» – ххх,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Дагестанское УФАС России 04.04.2013 поступило обращение ООО «ЖКХ Сервис» (с приложенными материалами), в котором содержалась просьба принять меры в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» (далее – ООО «ГМП»), незаконно отключившего подачу газа.  

Приказом Дагестанского УФАС России от 16.04.2013 №121 возбуждено дело №21 в отношении ООО «ГМП» в лице его филиала в Республике Дагестан по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в экономически и технологически необоснованном прекращении поставки газа ООО «ЖКХ Сервис».

Определением Дагестанского УФАС России от 21.05.2013 к участию в деле в качестве ответчика также привлечено ООО «Дагестангазсервис».

Представитель ООО «ЖКХ Сервис» на рассмотрении дела сообщил, что фактически (как и указано в обращении ООО «ЖКХ Сервис») имело место не ограничение поставки газа обществу, а полное отключение его подачи.

Представитель ООО «ГМП» письменно пояснил Комиссии, что в связи с образовавшейся у ООО «ЖКХ Сервис» задолженностью за потребленный газ (акты сверки расчетов за 2012 и 2013 годы) в адрес ООО «Дагестангазсервис» было направлено поручение об ограничении ООО «ЖКХ Сервис» поставки газа на 50%.

Представитель ООО «Дагестангазсервис» пояснил, что по поручению ООО «ГМП» была ограничена поставка газа ООО «ЖКХ Сервис».

Исследовав материалы дела и выслушав пояснения представителей сторон, Комиссия Дагестанского УФАС России пришла к следующему.

ООО «ГМП» в лице филиала в Республике Дагестан занимает доминирующее положение на рынке услуг по поставке (реализации) природного газа на территории Республики Дагестан и приказом Дагестанского УФАС России от 31.12.2010 №499 внесено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих на рынке определенного товара долю более 35%.

ООО «Дагестангазсервис» занимает доминирующее положение на рынке услуг по эксплуатации, ремонту и техническому обслуживанию газовых сетей на территории Республики Дагестан и приказом Дагестанского УФАС России от 30.08.2004 №31 внесено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих на рынке определенного товара долю более 35%.

Статья 34 Конституции Российской Федерации предусматривает, что не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации также запрещает использование гражданских прав в целях злоупотребления доминирующим положением на рынке.

Статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В статье 26 Федерального закона от 31.03.1999 №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее – Закон №69-ФЗ) указано, что организациям - собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство. В указанной статье также отмечено, что в целях обеспечения надежного функционирования системы газоснабжения и работающих на газовом топливе организаций системы электро- и теплоснабжения осуществляются меры по координации взаимодействия указанных систем, в том числе: организация - собственник системы газоснабжения и организация - собственник системы электро- и теплоснабжения заключают долгосрочный договор поставки электрической и тепловой энергии для объектов системы газоснабжения и газа для объектов системы электро- и теплогазоснабжения с указанием особых условий таких поставок и оплаты за поставляемые газ, электрическую и тепловую энергию.

Согласно статье 25 Закона №69-ФЗ на основе договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги. При несоблюдении потребителями условий договоров поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Согласно пункту 5 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 №162 (далее – Правила №162), поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, настоящих Правил и иных нормативных правовых актов.

Пунктом 34 Правил №162 предусмотрено, что поставщик имеет право уменьшить или полностью прекратить поставку газа покупателям (но не ниже брони газопотребления) в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ и (или) за его транспортировку, за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 №1 (далее – Порядок №1).

Как видно из материалов дела, ООО «ЖКХ Сервис» осуществляет поставку тепловой энергии потребителям на территории г. Кизилюрт.

Между ООО «ГМП» и ООО «ЖКХ Сервис» заключен договор поставки газа от 01.01.2013 №12-27/00-0399/13, по условиям которого ООО «ГМП» обязалось поставлять газ с  01.01.2013 по 31.12.2013, а ООО «ЖКХ Сервис» – получать (выбирать) и оплачивать поставщику регулируемую государством оптовую цену газа, плату за снабженческо-сбытовые услуги и тариф на услуги по транспортировке газа и специальную надбавку к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенной для финансирования программ газификации (пункт 2.1 договора).

Согласно пункту 3.6 договора ООО «ГМП» имеет право ограничить и (или) полностью прекратить поставки газа ООО «ЖКХ Сервис» в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставляемый газ. При этом прекращение (ограничение) поставок газа производится в соответствии с требованиями, установленными Порядком №1. Ограничение (прекращение) поставки газа производится по указанию ООО «ГМП» покупателем (ООО «ЖКХ Сервис») самостоятельно, а в противном случае – принудительно газораспределительной организацией (ГРО) и / или Трансгазом, с возмещением расходов, связанных с принудительным ограничением или прекращением поставки газа, а также ее возобновления за счет покупателя.

На основании договора от 27.12.2011 №80-8-02529/12 (пункт 2.1) ООО «Дагестангазсервис» обязуется по указанию ООО «ГМП» на основании письменной заявки оказывать услуги по регулированию режимов  газопотребления (ограничение и приостановление подачи газа) покупателей на территории Республики Дагестан при нарушении покупателями сроков оплаты поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, установленных законом либо соглашением сторон (договором), а ООО «ГМП» обязуется оплачивать указанные услуги.

Согласно пунктам 3.1 – 3.3 договора от 27.12.2011 №80-8-02529/12: ООО «ГМП» направляет ООО «Дагестангазсервис» в письменной форме заявки на выполнение услуг по изменению режимов газопотребления; ООО «Дагестангазсервис» обеспечивает оказание услуг в сроки и в объемах, указанных в заявках; все действия по изменению режимов газопотребления покупателей производятся в присутствии уполномоченного представителя ООО «ГМП» непосредственно на месте их проведения; на месте проведения действий по изменению режимов газопотребления покупателей составляются соответствующие акты в трех экземплярах по форме согласно приложений №4, 5 к настоящему договору; указанные акты подписываются представителями сторон, принимавшими участие в выполнении указанных действий, и покупателем. 

Приложением №4 к договору от 27.12.2011 №80-8-02529/12 является форма акта об отключении газопотребляющего оборудования.

В связи с возникшей задолженностью за поставленный газ ООО «ГМП» направило в адрес ООО «ЖКХ Сервис» предупреждение о намеченном прекращении поставок газа, датированное 21.02.2013. В указанном предупреждении содержится требование к ООО «ЖКХ Сервис» произвести оплату за потребленный газ в срок до 10.03.2013, а в случае неоплаты к указанному сроку – самостоятельно ограничить газопотребление в соответствии с Порядком №1. В противном случае поставка газа будет принудительно ограничена с 19.03.2013 на 50%, а с 29.03.2013 – полностью прекращена.   

ООО «ГМП» также направило в адрес ООО «ЖКХ Сервис» извещение о введении ограничения поставок газа (датировано 12.03.2013), в котором информировало о намеченном на 19.03.2013 на 10 часов 00 минут ограничении поставок газа на 50% установленной договором нормы, а также сообщило о последующем (в течение 5 дней) прекращении поставок газа.  

В материалы дела представлено письмо ООО «ГМП» от 14.03.2013, адресованное ООО «Дагестангазсервис», в котором поставщик газа просит провести мероприятия по 50%-му ограничению поставки газа ООО «ЖКХ Сервис» с 10 часов 00 минут 19.03.2013, и акты по ограничению поставки газа направить в адрес ООО «ГМП».

Вместе с тем, из акта об отключении газопотребляющего оборудования, также имеющегося в материалах дела, усматривается, что представители Саловатов Т. К. (инженер по учету газа – представитель ООО «ГМП») и Ибрагимов М. Х. (мастер ЭТС – представитель ООО «Дагестангазсервис») произвели не ограничение поставки газа, а отключение газопотребляющего оборудования ООО «ЖКХ Сервис» 20.03.2013 в 10 часов 30 минут в присутствии генерального директора ООО «ЖКХ Сервис» Далгатова П. Х. При этом в акте отмечается, что отключение произведено путем опломбирования входной запорной арматуры диаметром 150 мм.

В материалы дела также представлены документы, свидетельствующие о том, что Государственной жилищной инспекцией по Республике Дагестан в отношении ООО «ЖКХ Сервис» неоднократно проводились внеплановые выездные проверки (распоряжения от 04.04.2013 №8405, от 16.04.2013 №8488) в связи с жалобами жителей г. Кизилюрта на отсутствие в домах горячего водоснабжения и отопления.

В соответствии с пунктом 3 Порядка №1 при неоплате организацией-потребителем поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов за один период платежа, установленный договором, энергоснабжающая или газоснабжающая организация предупреждает организацию-потребителя, что в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа может быть ограничена подача (потребление) соответствующих топливно-энергетических ресурсов. При задержке платежей сверх установленного в предупреждении срока энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов до уровня аварийной брони, если иное не предусмотрено договором. При введении указанного ограничения энергоснабжающая или газоснабжающая организация извещает об этом организацию-потребителя, за сутки до введения ограничения.

Если по истечении пяти дней со дня введения ограничения подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов организацией-потребителем не будет погашена образовавшаяся задолженность, то энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе прекратить полностью подачу топливно-энергетических ресурсов до полного погашения задолженности, если иное не предусмотрено договором или дополнительным соглашением сторон, за исключением случаев, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В указанный срок организация-потребитель обязана погасить имеющуюся задолженность или принять меры к безаварийному прекращению технологического процесса, обеспечению безопасности людей и сохранности оборудования в связи с прекращением подачи топливно-энергетических ресурсов. Энергоснабжающая или газоснабжающая организация обязана не менее чем за одни сутки сообщить организации-потребителю день и час прекращения подачи топливно-энергетических ресурсов и проинформировать об этом органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Министерство топлива и энергетики Российской Федерации (пункт 5 Порядка №1).

Согласно пункту 6 Порядка №1 в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.

Таким образом, Порядком №1 определена высокая детализация процедуры введения ограничения и последующего прекращения подачи топливно-энергетических ресурсов организации-потребителю, призванная обеспечить защиту прав и законных интересов как самой организации-потребителя, так и подключенных к ней добросовестных абонентов, если таковые имеются.

Между тем, как видно из материалов дела, пункты 4 и 5 Порядка №1 ООО «ГМП» и ООО «Дагестангазсервис» были грубо нарушены: 19.03.2013 в 10 часов 00 минут намеченное ограничение газопотребления ООО «ЖКХ Сервис» произведено не было; вместо этого без предупреждения осуществлено полное прекращение (отключение) подачи газа указанной организации-потребителю; доказательства информирования органов исполнительной власти Республики Дагестан и Министерства топлива и энергетики Российской Федерации о дне и часе прекращения подачи газа ООО «ЖКХ Сервис» Комиссии не представлены. 

Из материалов дела также усматривается, что права и законные интересы добросовестных абонентов (потребителей тепловой энергии г. Кизилюрта, подключенных к ООО «ЖКХ Сервис») были нарушены. Комиссия полагает, что этому способствовал, в том числе факт полного прекращения (а не ограничения) подачи газа ООО «ЖКХ Сервис», поскольку при отключении газопотребления без предупреждения об этом и без предварительно проведенной процедуры  ограничения подачи газа гарантия защиты прав и законных интересов добросовестных потребителей становится минимальной.

Следовательно, изложенные в обращении доводы о полном прекращении (а не ограничении) подачи газа ООО «ЖКХ Сервис» (причем до окончания отопительного сезона) и, как следствие, прекращение горячего водоснабжения потребителей г. Кизилюрта, находят свое подтверждение.   

Комиссия принимает во внимание то обстоятельство, что при отключении газопотребления ООО «ЖКХ Сервис» присутствовали (в соответствии с договором от 27.12.2011 №80-8-02529/12) представители ООО «ГМП» и ООО «Дагестангазсервис». Следовательно, указанные лица знали или должны были знать, что ими нарушается установленный нормативными правовыми актами (Порядок №1) и договором от 27.12.2011 №80-8-02529/12 (пункты 3.1 – 3.3) порядок ограничения подачи газа.

Следует также отметить, что ООО «ГМП» и ООО «Дагестангазсервис» входят в одну группу лиц в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку договором от 24.12.2010 №80-8-02019/11 функции единоличного исполнительного органа ООО «Дагестангазсервис» переданы ООО «ГМП».

В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» установленные названным законом запреты на действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, хозяйствующих субъектов распространяются на действия (бездействие) группы лиц.

Таким образом, исходя из содержания вышеперечисленных норм законодательства Российской Федерации, представленных в материалы дела документов и сведений Комиссия приходит к выводу о том, что со стороны ООО «ГМП» и ООО «Дагестангазсервис» имели место нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в ущемлении интересов ООО «ЖКХ Сервис» и добросовестных потребителей, получающих тепловую энергию от ООО «ЖКХ Сервис», посредством нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ограничения потребления газа.

Результатом противоправных действий ООО «ГМП» и ООО «Дагестангазсервис» может являться, в том числе негативное воздействие на конкурентную среду (недопущение, ограничение, устранение конкуренции), поскольку после полного прекращения подачи газа ООО «ЖКХ Сервис» данная организация-потребитель не может осуществлять свою деятельность на рынке поставки тепловой энергии на территории г. Кизилюрта.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» признаками ограничения конкуренции являются, в том числе сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Комиссия полагает, что для восстановления нарушенных прав и законных интересов ООО «ЖКХ Сервис» и добросовестных потребителей, получающих тепловую энергию от ООО «ЖКХ Сервис», нарушителям надлежит выдать предписание о возобновлении подачи газа ООО «ЖКХ Сервис».

При этом ООО «ГМП» и ООО «Дагестангазсервис» могут и в дальнейшем воспользоваться предоставленным законодателем правом на введение ограничения режима подачи газа в отношении своих неплательщиков при строгом и неукоснительном соблюдении установленных нормативными правовыми актами оснований и порядка такого ограничения.  

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

  

РЕШИЛА:

                 1. Признать ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» и ООО «Дагестангазсервис» нарушившими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

                 2. Выдать ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» и ООО «Дагестангазсервис» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства следующего содержания:

         ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» и ООО «Дагестангазсервис» в срок до «___» ________ 2013 года прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в ущемлении интересов ООО «ЖКХ Сервис» и добросовестных потребителей, получающих тепловую энергию от ООО «ЖКХ Сервис», а именно ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» и ООО «Дагестангазсервис» возобновить подачу газа ООО «ЖКХ Сервис».

               3. Передать материалы дела №21 о нарушении антимонопольного законодательства уполномоченному должностному лицу Управления ФАС России по РД для решения вопроса о возбуждении в отношении виновных лиц административного производства.

 

Председатель Комиссии

 

Адигюзелов К. А.

 

Члены Комиссии:

 

Багандов А. И.

 

Кусиев М. Б.

 

                                                                                                                                                 

          Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

 по делу №21

 

11.07.2013                                                                                             г. Махачкала

Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии – Адигюзелова К. А.

Членов Комиссии:

Багандова А. И.

Кусиева М. Б.

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 11.07.2013 по делу №21 о нарушении ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» и ООО «Дагестангазсервис» части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

         1.      ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» и ООО «Дагестангазсервис» в срок до «___» ________ 2013 года прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в ущемлении интересов ООО «ЖКХ Сервис» и добросовестных потребителей, получающих тепловую энергию от ООО «ЖКХ Сервис», а именно ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» и ООО «Дагестангазсервис» возобновить подачу газа ООО «ЖКХ Сервис».

         2.      ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» и ООО «Дагестангазсервис» о выполнении пункта 1 настоящего Предписания сообщить в Дагестанское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения с представлением подтверждающих документов.

 

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии:

 

Адигюзелов К. А.

 

Багандов А. И.

 

 

 

Кусиев М. Б.

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.        

stdClass Object ( [vid] => 7701 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7701 [type] => solution [language] => ru [created] => 1374733012 [changed] => 1374733012 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1374733012 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

               РЕШЕНИЕ
                 по делу №21

 

11.07.2013                                                                                             г. Махачкала

         Резолютивная часть решения оглашена     11.07.2013                         В полном объеме решение изготовлено     11.07.2013

Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии – Адигюзелова К. А.

Членов Комиссии:

Багандова А. И.

Кусиева М. Б.

рассмотрев дело №21, возбужденное по признакам нарушения ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» (357500, Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Ермолова, д. 42) в лице его филиала в Республике Дагестан (367002, г. Махачкала, ул.  Ярагского, д. 1), ООО «Дагестангазсервис» (367000, г. Махачкала, ул. Абубакарова, 13) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в экономически и технологически необоснованном прекращении поставки газа ООО «ЖКХ Сервис» (368120, Республика Дагестан, г. Кизилюрт, ул. Малагусейнова, 6 «а»),

в присутствии представителей

от ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» – не явились (извещены),

от ООО «Дагестангазсервис» – ххх,

от ООО «ЖКХ Сервис» – ххх,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Дагестанское УФАС России 04.04.2013 поступило обращение ООО «ЖКХ Сервис» (с приложенными материалами), в котором содержалась просьба принять меры в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» (далее – ООО «ГМП»), незаконно отключившего подачу газа.  

Приказом Дагестанского УФАС России от 16.04.2013 №121 возбуждено дело №21 в отношении ООО «ГМП» в лице его филиала в Республике Дагестан по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в экономически и технологически необоснованном прекращении поставки газа ООО «ЖКХ Сервис».

Определением Дагестанского УФАС России от 21.05.2013 к участию в деле в качестве ответчика также привлечено ООО «Дагестангазсервис».

Представитель ООО «ЖКХ Сервис» на рассмотрении дела сообщил, что фактически (как и указано в обращении ООО «ЖКХ Сервис») имело место не ограничение поставки газа обществу, а полное отключение его подачи.

Представитель ООО «ГМП» письменно пояснил Комиссии, что в связи с образовавшейся у ООО «ЖКХ Сервис» задолженностью за потребленный газ (акты сверки расчетов за 2012 и 2013 годы) в адрес ООО «Дагестангазсервис» было направлено поручение об ограничении ООО «ЖКХ Сервис» поставки газа на 50%.

Представитель ООО «Дагестангазсервис» пояснил, что по поручению ООО «ГМП» была ограничена поставка газа ООО «ЖКХ Сервис».

Исследовав материалы дела и выслушав пояснения представителей сторон, Комиссия Дагестанского УФАС России пришла к следующему.

ООО «ГМП» в лице филиала в Республике Дагестан занимает доминирующее положение на рынке услуг по поставке (реализации) природного газа на территории Республики Дагестан и приказом Дагестанского УФАС России от 31.12.2010 №499 внесено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих на рынке определенного товара долю более 35%.

ООО «Дагестангазсервис» занимает доминирующее положение на рынке услуг по эксплуатации, ремонту и техническому обслуживанию газовых сетей на территории Республики Дагестан и приказом Дагестанского УФАС России от 30.08.2004 №31 внесено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих на рынке определенного товара долю более 35%.

Статья 34 Конституции Российской Федерации предусматривает, что не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации также запрещает использование гражданских прав в целях злоупотребления доминирующим положением на рынке.

Статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В статье 26 Федерального закона от 31.03.1999 №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее – Закон №69-ФЗ) указано, что организациям - собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство. В указанной статье также отмечено, что в целях обеспечения надежного функционирования системы газоснабжения и работающих на газовом топливе организаций системы электро- и теплоснабжения осуществляются меры по координации взаимодействия указанных систем, в том числе: организация - собственник системы газоснабжения и организация - собственник системы электро- и теплоснабжения заключают долгосрочный договор поставки электрической и тепловой энергии для объектов системы газоснабжения и газа для объектов системы электро- и теплогазоснабжения с указанием особых условий таких поставок и оплаты за поставляемые газ, электрическую и тепловую энергию.

Согласно статье 25 Закона №69-ФЗ на основе договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги. При несоблюдении потребителями условий договоров поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Согласно пункту 5 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 №162 (далее – Правила №162), поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, настоящих Правил и иных нормативных правовых актов.

Пунктом 34 Правил №162 предусмотрено, что поставщик имеет право уменьшить или полностью прекратить поставку газа покупателям (но не ниже брони газопотребления) в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ и (или) за его транспортировку, за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 №1 (далее – Порядок №1).

Как видно из материалов дела, ООО «ЖКХ Сервис» осуществляет поставку тепловой энергии потребителям на территории г. Кизилюрт.

Между ООО «ГМП» и ООО «ЖКХ Сервис» заключен договор поставки газа от 01.01.2013 №12-27/00-0399/13, по условиям которого ООО «ГМП» обязалось поставлять газ с  01.01.2013 по 31.12.2013, а ООО «ЖКХ Сервис» – получать (выбирать) и оплачивать поставщику регулируемую государством оптовую цену газа, плату за снабженческо-сбытовые услуги и тариф на услуги по транспортировке газа и специальную надбавку к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенной для финансирования программ газификации (пункт 2.1 договора).

Согласно пункту 3.6 договора ООО «ГМП» имеет право ограничить и (или) полностью прекратить поставки газа ООО «ЖКХ Сервис» в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставляемый газ. При этом прекращение (ограничение) поставок газа производится в соответствии с требованиями, установленными Порядком №1. Ограничение (прекращение) поставки газа производится по указанию ООО «ГМП» покупателем (ООО «ЖКХ Сервис») самостоятельно, а в противном случае – принудительно газораспределительной организацией (ГРО) и / или Трансгазом, с возмещением расходов, связанных с принудительным ограничением или прекращением поставки газа, а также ее возобновления за счет покупателя.

На основании договора от 27.12.2011 №80-8-02529/12 (пункт 2.1) ООО «Дагестангазсервис» обязуется по указанию ООО «ГМП» на основании письменной заявки оказывать услуги по регулированию режимов  газопотребления (ограничение и приостановление подачи газа) покупателей на территории Республики Дагестан при нарушении покупателями сроков оплаты поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, установленных законом либо соглашением сторон (договором), а ООО «ГМП» обязуется оплачивать указанные услуги.

Согласно пунктам 3.1 – 3.3 договора от 27.12.2011 №80-8-02529/12: ООО «ГМП» направляет ООО «Дагестангазсервис» в письменной форме заявки на выполнение услуг по изменению режимов газопотребления; ООО «Дагестангазсервис» обеспечивает оказание услуг в сроки и в объемах, указанных в заявках; все действия по изменению режимов газопотребления покупателей производятся в присутствии уполномоченного представителя ООО «ГМП» непосредственно на месте их проведения; на месте проведения действий по изменению режимов газопотребления покупателей составляются соответствующие акты в трех экземплярах по форме согласно приложений №4, 5 к настоящему договору; указанные акты подписываются представителями сторон, принимавшими участие в выполнении указанных действий, и покупателем. 

Приложением №4 к договору от 27.12.2011 №80-8-02529/12 является форма акта об отключении газопотребляющего оборудования.

В связи с возникшей задолженностью за поставленный газ ООО «ГМП» направило в адрес ООО «ЖКХ Сервис» предупреждение о намеченном прекращении поставок газа, датированное 21.02.2013. В указанном предупреждении содержится требование к ООО «ЖКХ Сервис» произвести оплату за потребленный газ в срок до 10.03.2013, а в случае неоплаты к указанному сроку – самостоятельно ограничить газопотребление в соответствии с Порядком №1. В противном случае поставка газа будет принудительно ограничена с 19.03.2013 на 50%, а с 29.03.2013 – полностью прекращена.   

ООО «ГМП» также направило в адрес ООО «ЖКХ Сервис» извещение о введении ограничения поставок газа (датировано 12.03.2013), в котором информировало о намеченном на 19.03.2013 на 10 часов 00 минут ограничении поставок газа на 50% установленной договором нормы, а также сообщило о последующем (в течение 5 дней) прекращении поставок газа.  

В материалы дела представлено письмо ООО «ГМП» от 14.03.2013, адресованное ООО «Дагестангазсервис», в котором поставщик газа просит провести мероприятия по 50%-му ограничению поставки газа ООО «ЖКХ Сервис» с 10 часов 00 минут 19.03.2013, и акты по ограничению поставки газа направить в адрес ООО «ГМП».

Вместе с тем, из акта об отключении газопотребляющего оборудования, также имеющегося в материалах дела, усматривается, что представители Саловатов Т. К. (инженер по учету газа – представитель ООО «ГМП») и Ибрагимов М. Х. (мастер ЭТС – представитель ООО «Дагестангазсервис») произвели не ограничение поставки газа, а отключение газопотребляющего оборудования ООО «ЖКХ Сервис» 20.03.2013 в 10 часов 30 минут в присутствии генерального директора ООО «ЖКХ Сервис» Далгатова П. Х. При этом в акте отмечается, что отключение произведено путем опломбирования входной запорной арматуры диаметром 150 мм.

В материалы дела также представлены документы, свидетельствующие о том, что Государственной жилищной инспекцией по Республике Дагестан в отношении ООО «ЖКХ Сервис» неоднократно проводились внеплановые выездные проверки (распоряжения от 04.04.2013 №8405, от 16.04.2013 №8488) в связи с жалобами жителей г. Кизилюрта на отсутствие в домах горячего водоснабжения и отопления.

В соответствии с пунктом 3 Порядка №1 при неоплате организацией-потребителем поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов за один период платежа, установленный договором, энергоснабжающая или газоснабжающая организация предупреждает организацию-потребителя, что в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа может быть ограничена подача (потребление) соответствующих топливно-энергетических ресурсов. При задержке платежей сверх установленного в предупреждении срока энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов до уровня аварийной брони, если иное не предусмотрено договором. При введении указанного ограничения энергоснабжающая или газоснабжающая организация извещает об этом организацию-потребителя, за сутки до введения ограничения.

Если по истечении пяти дней со дня введения ограничения подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов организацией-потребителем не будет погашена образовавшаяся задолженность, то энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе прекратить полностью подачу топливно-энергетических ресурсов до полного погашения задолженности, если иное не предусмотрено договором или дополнительным соглашением сторон, за исключением случаев, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В указанный срок организация-потребитель обязана погасить имеющуюся задолженность или принять меры к безаварийному прекращению технологического процесса, обеспечению безопасности людей и сохранности оборудования в связи с прекращением подачи топливно-энергетических ресурсов. Энергоснабжающая или газоснабжающая организация обязана не менее чем за одни сутки сообщить организации-потребителю день и час прекращения подачи топливно-энергетических ресурсов и проинформировать об этом органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Министерство топлива и энергетики Российской Федерации (пункт 5 Порядка №1).

Согласно пункту 6 Порядка №1 в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.

Таким образом, Порядком №1 определена высокая детализация процедуры введения ограничения и последующего прекращения подачи топливно-энергетических ресурсов организации-потребителю, призванная обеспечить защиту прав и законных интересов как самой организации-потребителя, так и подключенных к ней добросовестных абонентов, если таковые имеются.

Между тем, как видно из материалов дела, пункты 4 и 5 Порядка №1 ООО «ГМП» и ООО «Дагестангазсервис» были грубо нарушены: 19.03.2013 в 10 часов 00 минут намеченное ограничение газопотребления ООО «ЖКХ Сервис» произведено не было; вместо этого без предупреждения осуществлено полное прекращение (отключение) подачи газа указанной организации-потребителю; доказательства информирования органов исполнительной власти Республики Дагестан и Министерства топлива и энергетики Российской Федерации о дне и часе прекращения подачи газа ООО «ЖКХ Сервис» Комиссии не представлены. 

Из материалов дела также усматривается, что права и законные интересы добросовестных абонентов (потребителей тепловой энергии г. Кизилюрта, подключенных к ООО «ЖКХ Сервис») были нарушены. Комиссия полагает, что этому способствовал, в том числе факт полного прекращения (а не ограничения) подачи газа ООО «ЖКХ Сервис», поскольку при отключении газопотребления без предупреждения об этом и без предварительно проведенной процедуры  ограничения подачи газа гарантия защиты прав и законных интересов добросовестных потребителей становится минимальной.

Следовательно, изложенные в обращении доводы о полном прекращении (а не ограничении) подачи газа ООО «ЖКХ Сервис» (причем до окончания отопительного сезона) и, как следствие, прекращение горячего водоснабжения потребителей г. Кизилюрта, находят свое подтверждение.   

Комиссия принимает во внимание то обстоятельство, что при отключении газопотребления ООО «ЖКХ Сервис» присутствовали (в соответствии с договором от 27.12.2011 №80-8-02529/12) представители ООО «ГМП» и ООО «Дагестангазсервис». Следовательно, указанные лица знали или должны были знать, что ими нарушается установленный нормативными правовыми актами (Порядок №1) и договором от 27.12.2011 №80-8-02529/12 (пункты 3.1 – 3.3) порядок ограничения подачи газа.

Следует также отметить, что ООО «ГМП» и ООО «Дагестангазсервис» входят в одну группу лиц в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку договором от 24.12.2010 №80-8-02019/11 функции единоличного исполнительного органа ООО «Дагестангазсервис» переданы ООО «ГМП».

В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» установленные названным законом запреты на действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, хозяйствующих субъектов распространяются на действия (бездействие) группы лиц.

Таким образом, исходя из содержания вышеперечисленных норм законодательства Российской Федерации, представленных в материалы дела документов и сведений Комиссия приходит к выводу о том, что со стороны ООО «ГМП» и ООО «Дагестангазсервис» имели место нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в ущемлении интересов ООО «ЖКХ Сервис» и добросовестных потребителей, получающих тепловую энергию от ООО «ЖКХ Сервис», посредством нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ограничения потребления газа.

Результатом противоправных действий ООО «ГМП» и ООО «Дагестангазсервис» может являться, в том числе негативное воздействие на конкурентную среду (недопущение, ограничение, устранение конкуренции), поскольку после полного прекращения подачи газа ООО «ЖКХ Сервис» данная организация-потребитель не может осуществлять свою деятельность на рынке поставки тепловой энергии на территории г. Кизилюрта.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» признаками ограничения конкуренции являются, в том числе сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Комиссия полагает, что для восстановления нарушенных прав и законных интересов ООО «ЖКХ Сервис» и добросовестных потребителей, получающих тепловую энергию от ООО «ЖКХ Сервис», нарушителям надлежит выдать предписание о возобновлении подачи газа ООО «ЖКХ Сервис».

При этом ООО «ГМП» и ООО «Дагестангазсервис» могут и в дальнейшем воспользоваться предоставленным законодателем правом на введение ограничения режима подачи газа в отношении своих неплательщиков при строгом и неукоснительном соблюдении установленных нормативными правовыми актами оснований и порядка такого ограничения.  

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

  

РЕШИЛА:

                 1. Признать ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» и ООО «Дагестангазсервис» нарушившими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

                 2. Выдать ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» и ООО «Дагестангазсервис» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства следующего содержания:

         ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» и ООО «Дагестангазсервис» в срок до «___» ________ 2013 года прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в ущемлении интересов ООО «ЖКХ Сервис» и добросовестных потребителей, получающих тепловую энергию от ООО «ЖКХ Сервис», а именно ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» и ООО «Дагестангазсервис» возобновить подачу газа ООО «ЖКХ Сервис».

               3. Передать материалы дела №21 о нарушении антимонопольного законодательства уполномоченному должностному лицу Управления ФАС России по РД для решения вопроса о возбуждении в отношении виновных лиц административного производства.

 

Председатель Комиссии

 

Адигюзелов К. А.

 

Члены Комиссии:

 

Багандов А. И.

 

Кусиев М. Б.

 

                                                                                                                                                 

          Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

 по делу №21

 

11.07.2013                                                                                             г. Махачкала

Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии – Адигюзелова К. А.

Членов Комиссии:

Багандова А. И.

Кусиева М. Б.

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 11.07.2013 по делу №21 о нарушении ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» и ООО «Дагестангазсервис» части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

         1.      ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» и ООО «Дагестангазсервис» в срок до «___» ________ 2013 года прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в ущемлении интересов ООО «ЖКХ Сервис» и добросовестных потребителей, получающих тепловую энергию от ООО «ЖКХ Сервис», а именно ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» и ООО «Дагестангазсервис» возобновить подачу газа ООО «ЖКХ Сервис».

         2.      ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» и ООО «Дагестангазсервис» о выполнении пункта 1 настоящего Предписания сообщить в Дагестанское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения с представлением подтверждающих документов.

 

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии:

 

Адигюзелов К. А.

 

Багандов А. И.

 

 

 

Кусиев М. Б.

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.        

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

               РЕШЕНИЕ
                 по делу №21

 

11.07.2013                                                                                             г. Махачкала

         Резолютивная часть решения оглашена     11.07.2013                         В полном объеме решение изготовлено     11.07.2013

Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии – Адигюзелова К. А.

Членов Комиссии:

Багандова А. И.

Кусиева М. Б.

рассмотрев дело №21, возбужденное по признакам нарушения ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» (357500, Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Ермолова, д. 42) в лице его филиала в Республике Дагестан (367002, г. Махачкала, ул.  Ярагского, д. 1), ООО «Дагестангазсервис» (367000, г. Махачкала, ул. Абубакарова, 13) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в экономически и технологически необоснованном прекращении поставки газа ООО «ЖКХ Сервис» (368120, Республика Дагестан, г. Кизилюрт, ул. Малагусейнова, 6 «а»),

в присутствии представителей

от ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» – не явились (извещены),

от ООО «Дагестангазсервис» – ххх,

от ООО «ЖКХ Сервис» – ххх,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Дагестанское УФАС России 04.04.2013 поступило обращение ООО «ЖКХ Сервис» (с приложенными материалами), в котором содержалась просьба принять меры в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» (далее – ООО «ГМП»), незаконно отключившего подачу газа.  

Приказом Дагестанского УФАС России от 16.04.2013 №121 возбуждено дело №21 в отношении ООО «ГМП» в лице его филиала в Республике Дагестан по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в экономически и технологически необоснованном прекращении поставки газа ООО «ЖКХ Сервис».

Определением Дагестанского УФАС России от 21.05.2013 к участию в деле в качестве ответчика также привлечено ООО «Дагестангазсервис».

Представитель ООО «ЖКХ Сервис» на рассмотрении дела сообщил, что фактически (как и указано в обращении ООО «ЖКХ Сервис») имело место не ограничение поставки газа обществу, а полное отключение его подачи.

Представитель ООО «ГМП» письменно пояснил Комиссии, что в связи с образовавшейся у ООО «ЖКХ Сервис» задолженностью за потребленный газ (акты сверки расчетов за 2012 и 2013 годы) в адрес ООО «Дагестангазсервис» было направлено поручение об ограничении ООО «ЖКХ Сервис» поставки газа на 50%.

Представитель ООО «Дагестангазсервис» пояснил, что по поручению ООО «ГМП» была ограничена поставка газа ООО «ЖКХ Сервис».

Исследовав материалы дела и выслушав пояснения представителей сторон, Комиссия Дагестанского УФАС России пришла к следующему.

ООО «ГМП» в лице филиала в Республике Дагестан занимает доминирующее положение на рынке услуг по поставке (реализации) природного газа на территории Республики Дагестан и приказом Дагестанского УФАС России от 31.12.2010 №499 внесено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих на рынке определенного товара долю более 35%.

ООО «Дагестангазсервис» занимает доминирующее положение на рынке услуг по эксплуатации, ремонту и техническому обслуживанию газовых сетей на территории Республики Дагестан и приказом Дагестанского УФАС России от 30.08.2004 №31 внесено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих на рынке определенного товара долю более 35%.

Статья 34 Конституции Российской Федерации предусматривает, что не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации также запрещает использование гражданских прав в целях злоупотребления доминирующим положением на рынке.

Статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В статье 26 Федерального закона от 31.03.1999 №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее – Закон №69-ФЗ) указано, что организациям - собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство. В указанной статье также отмечено, что в целях обеспечения надежного функционирования системы газоснабжения и работающих на газовом топливе организаций системы электро- и теплоснабжения осуществляются меры по координации взаимодействия указанных систем, в том числе: организация - собственник системы газоснабжения и организация - собственник системы электро- и теплоснабжения заключают долгосрочный договор поставки электрической и тепловой энергии для объектов системы газоснабжения и газа для объектов системы электро- и теплогазоснабжения с указанием особых условий таких поставок и оплаты за поставляемые газ, электрическую и тепловую энергию.

Согласно статье 25 Закона №69-ФЗ на основе договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги. При несоблюдении потребителями условий договоров поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Согласно пункту 5 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 №162 (далее – Правила №162), поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, настоящих Правил и иных нормативных правовых актов.

Пунктом 34 Правил №162 предусмотрено, что поставщик имеет право уменьшить или полностью прекратить поставку газа покупателям (но не ниже брони газопотребления) в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ и (или) за его транспортировку, за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 №1 (далее – Порядок №1).

Как видно из материалов дела, ООО «ЖКХ Сервис» осуществляет поставку тепловой энергии потребителям на территории г. Кизилюрт.

Между ООО «ГМП» и ООО «ЖКХ Сервис» заключен договор поставки газа от 01.01.2013 №12-27/00-0399/13, по условиям которого ООО «ГМП» обязалось поставлять газ с  01.01.2013 по 31.12.2013, а ООО «ЖКХ Сервис» – получать (выбирать) и оплачивать поставщику регулируемую государством оптовую цену газа, плату за снабженческо-сбытовые услуги и тариф на услуги по транспортировке газа и специальную надбавку к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенной для финансирования программ газификации (пункт 2.1 договора).

Согласно пункту 3.6 договора ООО «ГМП» имеет право ограничить и (или) полностью прекратить поставки газа ООО «ЖКХ Сервис» в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставляемый газ. При этом прекращение (ограничение) поставок газа производится в соответствии с требованиями, установленными Порядком №1. Ограничение (прекращение) поставки газа производится по указанию ООО «ГМП» покупателем (ООО «ЖКХ Сервис») самостоятельно, а в противном случае – принудительно газораспределительной организацией (ГРО) и / или Трансгазом, с возмещением расходов, связанных с принудительным ограничением или прекращением поставки газа, а также ее возобновления за счет покупателя.

На основании договора от 27.12.2011 №80-8-02529/12 (пункт 2.1) ООО «Дагестангазсервис» обязуется по указанию ООО «ГМП» на основании письменной заявки оказывать услуги по регулированию режимов  газопотребления (ограничение и приостановление подачи газа) покупателей на территории Республики Дагестан при нарушении покупателями сроков оплаты поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, установленных законом либо соглашением сторон (договором), а ООО «ГМП» обязуется оплачивать указанные услуги.

Согласно пунктам 3.1 – 3.3 договора от 27.12.2011 №80-8-02529/12: ООО «ГМП» направляет ООО «Дагестангазсервис» в письменной форме заявки на выполнение услуг по изменению режимов газопотребления; ООО «Дагестангазсервис» обеспечивает оказание услуг в сроки и в объемах, указанных в заявках; все действия по изменению режимов газопотребления покупателей производятся в присутствии уполномоченного представителя ООО «ГМП» непосредственно на месте их проведения; на месте проведения действий по изменению режимов газопотребления покупателей составляются соответствующие акты в трех экземплярах по форме согласно приложений №4, 5 к настоящему договору; указанные акты подписываются представителями сторон, принимавшими участие в выполнении указанных действий, и покупателем. 

Приложением №4 к договору от 27.12.2011 №80-8-02529/12 является форма акта об отключении газопотребляющего оборудования.

В связи с возникшей задолженностью за поставленный газ ООО «ГМП» направило в адрес ООО «ЖКХ Сервис» предупреждение о намеченном прекращении поставок газа, датированное 21.02.2013. В указанном предупреждении содержится требование к ООО «ЖКХ Сервис» произвести оплату за потребленный газ в срок до 10.03.2013, а в случае неоплаты к указанному сроку – самостоятельно ограничить газопотребление в соответствии с Порядком №1. В противном случае поставка газа будет принудительно ограничена с 19.03.2013 на 50%, а с 29.03.2013 – полностью прекращена.   

ООО «ГМП» также направило в адрес ООО «ЖКХ Сервис» извещение о введении ограничения поставок газа (датировано 12.03.2013), в котором информировало о намеченном на 19.03.2013 на 10 часов 00 минут ограничении поставок газа на 50% установленной договором нормы, а также сообщило о последующем (в течение 5 дней) прекращении поставок газа.  

В материалы дела представлено письмо ООО «ГМП» от 14.03.2013, адресованное ООО «Дагестангазсервис», в котором поставщик газа просит провести мероприятия по 50%-му ограничению поставки газа ООО «ЖКХ Сервис» с 10 часов 00 минут 19.03.2013, и акты по ограничению поставки газа направить в адрес ООО «ГМП».

Вместе с тем, из акта об отключении газопотребляющего оборудования, также имеющегося в материалах дела, усматривается, что представители Саловатов Т. К. (инженер по учету газа – представитель ООО «ГМП») и Ибрагимов М. Х. (мастер ЭТС – представитель ООО «Дагестангазсервис») произвели не ограничение поставки газа, а отключение газопотребляющего оборудования ООО «ЖКХ Сервис» 20.03.2013 в 10 часов 30 минут в присутствии генерального директора ООО «ЖКХ Сервис» Далгатова П. Х. При этом в акте отмечается, что отключение произведено путем опломбирования входной запорной арматуры диаметром 150 мм.

В материалы дела также представлены документы, свидетельствующие о том, что Государственной жилищной инспекцией по Республике Дагестан в отношении ООО «ЖКХ Сервис» неоднократно проводились внеплановые выездные проверки (распоряжения от 04.04.2013 №8405, от 16.04.2013 №8488) в связи с жалобами жителей г. Кизилюрта на отсутствие в домах горячего водоснабжения и отопления.

В соответствии с пунктом 3 Порядка №1 при неоплате организацией-потребителем поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов за один период платежа, установленный договором, энергоснабжающая или газоснабжающая организация предупреждает организацию-потребителя, что в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа может быть ограничена подача (потребление) соответствующих топливно-энергетических ресурсов. При задержке платежей сверх установленного в предупреждении срока энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов до уровня аварийной брони, если иное не предусмотрено договором. При введении указанного ограничения энергоснабжающая или газоснабжающая организация извещает об этом организацию-потребителя, за сутки до введения ограничения.

Если по истечении пяти дней со дня введения ограничения подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов организацией-потребителем не будет погашена образовавшаяся задолженность, то энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе прекратить полностью подачу топливно-энергетических ресурсов до полного погашения задолженности, если иное не предусмотрено договором или дополнительным соглашением сторон, за исключением случаев, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В указанный срок организация-потребитель обязана погасить имеющуюся задолженность или принять меры к безаварийному прекращению технологического процесса, обеспечению безопасности людей и сохранности оборудования в связи с прекращением подачи топливно-энергетических ресурсов. Энергоснабжающая или газоснабжающая организация обязана не менее чем за одни сутки сообщить организации-потребителю день и час прекращения подачи топливно-энергетических ресурсов и проинформировать об этом органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Министерство топлива и энергетики Российской Федерации (пункт 5 Порядка №1).

Согласно пункту 6 Порядка №1 в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.

Таким образом, Порядком №1 определена высокая детализация процедуры введения ограничения и последующего прекращения подачи топливно-энергетических ресурсов организации-потребителю, призванная обеспечить защиту прав и законных интересов как самой организации-потребителя, так и подключенных к ней добросовестных абонентов, если таковые имеются.

Между тем, как видно из материалов дела, пункты 4 и 5 Порядка №1 ООО «ГМП» и ООО «Дагестангазсервис» были грубо нарушены: 19.03.2013 в 10 часов 00 минут намеченное ограничение газопотребления ООО «ЖКХ Сервис» произведено не было; вместо этого без предупреждения осуществлено полное прекращение (отключение) подачи газа указанной организации-потребителю; доказательства информирования органов исполнительной власти Республики Дагестан и Министерства топлива и энергетики Российской Федерации о дне и часе прекращения подачи газа ООО «ЖКХ Сервис» Комиссии не представлены. 

Из материалов дела также усматривается, что права и законные интересы добросовестных абонентов (потребителей тепловой энергии г. Кизилюрта, подключенных к ООО «ЖКХ Сервис») были нарушены. Комиссия полагает, что этому способствовал, в том числе факт полного прекращения (а не ограничения) подачи газа ООО «ЖКХ Сервис», поскольку при отключении газопотребления без предупреждения об этом и без предварительно проведенной процедуры  ограничения подачи газа гарантия защиты прав и законных интересов добросовестных потребителей становится минимальной.

Следовательно, изложенные в обращении доводы о полном прекращении (а не ограничении) подачи газа ООО «ЖКХ Сервис» (причем до окончания отопительного сезона) и, как следствие, прекращение горячего водоснабжения потребителей г. Кизилюрта, находят свое подтверждение.   

Комиссия принимает во внимание то обстоятельство, что при отключении газопотребления ООО «ЖКХ Сервис» присутствовали (в соответствии с договором от 27.12.2011 №80-8-02529/12) представители ООО «ГМП» и ООО «Дагестангазсервис». Следовательно, указанные лица знали или должны были знать, что ими нарушается установленный нормативными правовыми актами (Порядок №1) и договором от 27.12.2011 №80-8-02529/12 (пункты 3.1 – 3.3) порядок ограничения подачи газа.

Следует также отметить, что ООО «ГМП» и ООО «Дагестангазсервис» входят в одну группу лиц в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку договором от 24.12.2010 №80-8-02019/11 функции единоличного исполнительного органа ООО «Дагестангазсервис» переданы ООО «ГМП».

В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» установленные названным законом запреты на действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, хозяйствующих субъектов распространяются на действия (бездействие) группы лиц.

Таким образом, исходя из содержания вышеперечисленных норм законодательства Российской Федерации, представленных в материалы дела документов и сведений Комиссия приходит к выводу о том, что со стороны ООО «ГМП» и ООО «Дагестангазсервис» имели место нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в ущемлении интересов ООО «ЖКХ Сервис» и добросовестных потребителей, получающих тепловую энергию от ООО «ЖКХ Сервис», посредством нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ограничения потребления газа.

Результатом противоправных действий ООО «ГМП» и ООО «Дагестангазсервис» может являться, в том числе негативное воздействие на конкурентную среду (недопущение, ограничение, устранение конкуренции), поскольку после полного прекращения подачи газа ООО «ЖКХ Сервис» данная организация-потребитель не может осуществлять свою деятельность на рынке поставки тепловой энергии на территории г. Кизилюрта.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» признаками ограничения конкуренции являются, в том числе сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Комиссия полагает, что для восстановления нарушенных прав и законных интересов ООО «ЖКХ Сервис» и добросовестных потребителей, получающих тепловую энергию от ООО «ЖКХ Сервис», нарушителям надлежит выдать предписание о возобновлении подачи газа ООО «ЖКХ Сервис».

При этом ООО «ГМП» и ООО «Дагестангазсервис» могут и в дальнейшем воспользоваться предоставленным законодателем правом на введение ограничения режима подачи газа в отношении своих неплательщиков при строгом и неукоснительном соблюдении установленных нормативными правовыми актами оснований и порядка такого ограничения.  

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

  

РЕШИЛА:

                 1. Признать ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» и ООО «Дагестангазсервис» нарушившими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

                 2. Выдать ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» и ООО «Дагестангазсервис» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства следующего содержания:

         ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» и ООО «Дагестангазсервис» в срок до «___» ________ 2013 года прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в ущемлении интересов ООО «ЖКХ Сервис» и добросовестных потребителей, получающих тепловую энергию от ООО «ЖКХ Сервис», а именно ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» и ООО «Дагестангазсервис» возобновить подачу газа ООО «ЖКХ Сервис».

               3. Передать материалы дела №21 о нарушении антимонопольного законодательства уполномоченному должностному лицу Управления ФАС России по РД для решения вопроса о возбуждении в отношении виновных лиц административного производства.

 

Председатель Комиссии

 

Адигюзелов К. А.

 

Члены Комиссии:

 

Багандов А. И.

 

Кусиев М. Б.

 

                                                                                                                                                 

          Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

 по делу №21

 

11.07.2013                                                                                             г. Махачкала

Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии – Адигюзелова К. А.

Членов Комиссии:

Багандова А. И.

Кусиева М. Б.

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 11.07.2013 по делу №21 о нарушении ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» и ООО «Дагестангазсервис» части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

         1.      ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» и ООО «Дагестангазсервис» в срок до «___» ________ 2013 года прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в ущемлении интересов ООО «ЖКХ Сервис» и добросовестных потребителей, получающих тепловую энергию от ООО «ЖКХ Сервис», а именно ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» и ООО «Дагестангазсервис» возобновить подачу газа ООО «ЖКХ Сервис».

         2.      ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» и ООО «Дагестангазсервис» о выполнении пункта 1 настоящего Предписания сообщить в Дагестанское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения с представлением подтверждающих документов.

 

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии:

 

Адигюзелов К. А.

 

Багандов А. И.

 

 

 

Кусиев М. Б.

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.        

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 21 [format] => [safe_value] => 21 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>
[format] => full_html [safe_value] =>

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-07-11 18:14:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-07-11 18:14:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1374733012 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Дагестанское УФАС России )