Решение в отношении ООО РА «НОВОЕ ДЕЛО»

Номер дела: 20-Р
Дата публикации: 31 октября 2013, 21:47

 

 

РЕШЕНИЕ № 20-Р

 

31 октября 2013года                                                                                      г. Махачкала

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан по рассмотрению дел о нарушении законодательства о рекламе в составе:

Председателя Комиссии:

Халлаевой Д.М.

Членов Комиссии:

Сулейманова А.Б.

Григорьева А.В.

рассмотрев дело № 20-Р по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, выразившегося в размещении рекламы ООО «ЖАР» в газете ООО «НОВОЕ ДЕЛО» с нарушением требований ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13 марта 2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ № 38) предъявляемых к рекламе подобного рода,

в присутствии представителя ООО РА «НОВОЕ ДЕЛО» ххх, в отсутствии представителя от ООО «ЖАР» (надлежаще уведомлен о дате и месте рассмотрения дела)

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дагестанским УФАС России была проведена плановая выездная проверка соблюдения требований законодательства о рекламе в отношении ООО РА «Новое дело».

В ходе проверки выявлены факты распространения рекламы, содержащие признаки нарушения требований ФЗ «О рекламе»:

В газете ООО «Новое дело» № 37 от 21.09.2012г. (стр. 11), № 38 от 28.09.2012г. (стр. 10) и № 41 от 19.10.2012г. (стр. 9) размещена реклама фирмы «ЖАР», с фотографиями реализуемых товаров и надписью «Все в РАССРОЧКУ на 180 дней». и в левом верхнем углу указан логотип фирмы - «ЖАР»

Указанная реклама содержит признаки нарушения ч.1 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38 «О рекламе», согласно которой:

- реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

В связи с чем, было возбуждено дело № 20-Р  по признакам нарушения законодательства о рекламе.

Из материалов дела усматривается, что в целях осуществления рекламной деятельности между ООО «Новое дело» и ООО Рекламное агентство «Новое дело» заключен договор от 11.01.2010г. Согласно указанному договору ООО «Новое дело» («Редакция») обязуется предоставить ООО Рекламное агентство «Новое дело» («Агентство») площадь в газете для размещения рекламного материала «Агентства», а «Агентство» обязуется от своего имени осуществлять деятельность по приему и передаче «Редакции» рекламных материалов для размещения их в газете на условиях, предусмотренных настоящим договором.

«Агентство» от своего имени осуществляет деятельность по приему от рекламодателей рекламы и объявлений и передает их «Редакции» для размещения в газете.

«Редакция» обязуется принимать и размещать в газете «Новое дело» рекламные полосы и макеты, предоставленные «Агентством».

За содержание и текстовую часть рекламы «Редакция» ответственности не несет. За нарушение своих договорных обязательств, ответственность за которые настоящим договором не предусмотрена, стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Согласно письму ООО «ЖАР» от 22.10.13г. вх. № 6019, общество по предложению о размещении рекламы согласилось сотрудничать с ООО РА «НОВОЕ ДЕЛО».

Между ООО «ЖАР» и ООО РА «НОВОЕ ДЕЛО» заключен договор № 65 от 17.09.2012г. Согласно п.2.1 указанного договора заказчик (ООО «ЖАР) поручает, а исполнитель (ООО «РА «НОВОЕ ДЕЛО») принимает на себя обязательство по размещению РИМ, а также оказанию консультационных, маркетинговых и иных услуг по выполнению работ связанных с производством и размещению РИМ в СМИ.

Согласно п. 3.2.4. договора заказчик (ООО «ЖАР), должен соблюдать требования предъявляемые действующим законодательством РФ к РИМ. Предоставлять одновременно с РИМ копии документов удостоверяющих достоверность рекламной информации, которая содержится в соответствующем РИМ, в том числе копии свидетельств на товарные знаки/знаки обслуживания, сертификат соответствия, лицензий, свидетельств о государственной регистрации, в том случае если объекты рекламирования должны иметь данные документы в соответствии с действующим законодательством РФ. В случае не предоставления указанных документов или не соответствия их требованиям действующего законодательства РФ, все последующие расходы по штрафным санкциям в отношении ООО РА «НОВОЕ ДЕЛО» возмещает ООО «ЖАР».

В рекламе ООО «ЖАР», размещенной в газете «НОВОЕ ДЕЛО» финансовая услуга в виде рассрочки предоставлялась клиентам без участия кредитных организаций, банков и без использования кредитных ставок самим обществом. Образец договора «займа финансовых средств имеется в материалах дела.

В материалах проверки имеется письмо ООО «НОВОЕ ДЕЛО» от 12.07.2013г. №70 в котором указано, что согласно ст.489 ГК РФ «договором о продаже товара в кредит может быть предусмотрена оплата товара в рассрочку. ООО «ЖАР» реализуется товар на основании договора купли-продажи с условием о рассрочке платежа. Никаких банковских или иных финансовых услуг в рамках договора купли продажи покупателям не оказывается. Данные правоотношения регламентируются нормами ГК РФ о купле продаже.

На рассмотрении дела № 20-Р, стороны поддержали свои доводы, изложенные письменно и пояснили, что реклама уже не распространяется.

Комиссия, рассмотрев материалы дела, выслушав участвующих в деле сторон, пришла к следующим выводам.

Согласно п. 1 ст.3 Федерального закона от 13 марта 2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон «О рекламе»), реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Распространяемая реклама ООО «ЖАР» адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к реализуемым товарам, формирует и поддерживает интерес к ним, т.е. отвечает законодательному определению рекламы, приведенному в п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе».

В рекламе ООО «ЖАР», размещенной в газете ООО «НОВОЕ ДЕЛО» отсутствует наименование и имя лица оказывающего финансовые услуги.

Согласно ч. 1 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

Согласно ст.4 Закона РФ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В соответствии ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, в рекламе, сообщающей о продаже товаров в рассрочку, должны быть указаны наименование и имя лица оказывающего финансовые услуги.

Оплата товара в рассрочку (ст. 489 Гражданского кодекса Российской Федерации) - это дополнительные условия, вводимые в договор купли-продажи и фактически устанавливающие режим коммерческого кредита.

Каждый из предусмотренных ГК РФ видов кредитов имеет свои особенности при заключении договоров и их исполнении, которые могут влиять на оценку потребителями своих возможностей по фактическому приобретению товаров, работ, услуг, в том числе услуг, предлагаемых организацией или индивидуальным предпринимателем.

Системный анализ приведенных норм и положений ст. 28 Федерального закона "О рекламе" позволяет заключить, что финансовые услуги (в широком смысле данного понятия) могут оказываться не только специализированными финансовыми организациями, но также и не отнесенными Законом РФ "О защите конкуренции" к их числу организациями и индивидуальными предпринимателями, в том числе потребительскими, жилищными, жилищно-строительными, жилищными накопительными кооперативами, торговыми и иными организациями.

Следовательно, указание правильных реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

Как следует из толкования указанных выше норм права, рекламодатель, определяя содержание рекламы, обязан предоставлять для последующего распространения надлежащую информацию, содержание которой соответствует требованиям законодательства о рекламе.

Одновременная реализация организацией товаров как на условиях рассрочки (отсрочки) платежа, так и посредством привлечения кредитных ресурсов банка не исключает соответствующего требования об указании в рекламе наименования или имени лица, оказывающего финансовые услуги. Рекламный текст должен содержать сведения, которые бы позволили потребителю отличить финансовые услуги, оказываемые банком, от продажи организацией (не финансовой организацией) товаров в рассрочку или кредит. Указанная информация является существенной, поскольку ее отсутствие может ввести в заблуждение потребителей относительно содержания кредитных отношений и лиц, предоставляющих кредит. Приобретение товара или услуг с оплатой через определенное время (рассрочкой или отсрочкой) непосредственно у продавца может рассматриваться потребителем как более выгодные условия, нежели приобретение товара в кредит, предоставленный банком или иной финансовой организацией.

Следовательно, в рассматриваемой рекламе были допущены нарушения ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, выразившиеся в распространении рекламы ООО «ЖАР», в которой отсутствует информация наименование и имя лица оказывающего финансовые услуги.

Согласно п. 4 ст. 3 ФЗ «О рекламе» реклама, несоответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, является ненадлежащей.

В силу ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», несет рекламодатель.

Таким образом, Комиссией Дагестанского УФАС России установлен факт нарушения ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе» при распространении рекламодателем - ООО «ЖАР» рекламы в газете ООО «НОВОЕ ДЕЛО».

Руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 33 и ч. 1 ст. 36 ФЗ «О рекламе», пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508), Комиссия Дагестанского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу ООО «ЖАР» «Кухни «Ария», стиральная машина «INDESIT», телевизор LG с фотографиями и надписью «РАССРОЧКА на весь ассортимент товара», размещённую в газете ООО «НОВОЕ ДЕЛО» ненадлежащей, поскольку, в ней нарушены требования ч.1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

2. В связи с тем, что реклама была временной и уже не распространяется предписание не выдавать.

3. В связи с истечением годичного срока привлечения к административной ответственности, материалы дела уполномоченному должностному лицу Дагестанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не передавать.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                            Д.М. Халлаева

 

Члены Комиссии                                                                                        А.Б. Сулейманов

 

                                                                                                                        А.В. Григорьев

 

 

 

Исп. Григорьев А.В.

51-72-10; 67-20-95

stdClass Object ( [vid] => 8358 [uid] => 5 [title] => Решение в отношении ООО РА «НОВОЕ ДЕЛО» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8358 [type] => solution [language] => ru [created] => 1385099353 [changed] => 1385099353 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1385099353 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

 

РЕШЕНИЕ № 20-Р

 

31 октября 2013года                                                                                      г. Махачкала

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан по рассмотрению дел о нарушении законодательства о рекламе в составе:

Председателя Комиссии:

Халлаевой Д.М.

Членов Комиссии:

Сулейманова А.Б.

Григорьева А.В.

рассмотрев дело № 20-Р по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, выразившегося в размещении рекламы ООО «ЖАР» в газете ООО «НОВОЕ ДЕЛО» с нарушением требований ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13 марта 2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ № 38) предъявляемых к рекламе подобного рода,

в присутствии представителя ООО РА «НОВОЕ ДЕЛО» ххх, в отсутствии представителя от ООО «ЖАР» (надлежаще уведомлен о дате и месте рассмотрения дела)

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дагестанским УФАС России была проведена плановая выездная проверка соблюдения требований законодательства о рекламе в отношении ООО РА «Новое дело».

В ходе проверки выявлены факты распространения рекламы, содержащие признаки нарушения требований ФЗ «О рекламе»:

В газете ООО «Новое дело» № 37 от 21.09.2012г. (стр. 11), № 38 от 28.09.2012г. (стр. 10) и № 41 от 19.10.2012г. (стр. 9) размещена реклама фирмы «ЖАР», с фотографиями реализуемых товаров и надписью «Все в РАССРОЧКУ на 180 дней». и в левом верхнем углу указан логотип фирмы - «ЖАР»

Указанная реклама содержит признаки нарушения ч.1 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38 «О рекламе», согласно которой:

- реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

В связи с чем, было возбуждено дело № 20-Р  по признакам нарушения законодательства о рекламе.

Из материалов дела усматривается, что в целях осуществления рекламной деятельности между ООО «Новое дело» и ООО Рекламное агентство «Новое дело» заключен договор от 11.01.2010г. Согласно указанному договору ООО «Новое дело» («Редакция») обязуется предоставить ООО Рекламное агентство «Новое дело» («Агентство») площадь в газете для размещения рекламного материала «Агентства», а «Агентство» обязуется от своего имени осуществлять деятельность по приему и передаче «Редакции» рекламных материалов для размещения их в газете на условиях, предусмотренных настоящим договором.

«Агентство» от своего имени осуществляет деятельность по приему от рекламодателей рекламы и объявлений и передает их «Редакции» для размещения в газете.

«Редакция» обязуется принимать и размещать в газете «Новое дело» рекламные полосы и макеты, предоставленные «Агентством».

За содержание и текстовую часть рекламы «Редакция» ответственности не несет. За нарушение своих договорных обязательств, ответственность за которые настоящим договором не предусмотрена, стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Согласно письму ООО «ЖАР» от 22.10.13г. вх. № 6019, общество по предложению о размещении рекламы согласилось сотрудничать с ООО РА «НОВОЕ ДЕЛО».

Между ООО «ЖАР» и ООО РА «НОВОЕ ДЕЛО» заключен договор № 65 от 17.09.2012г. Согласно п.2.1 указанного договора заказчик (ООО «ЖАР) поручает, а исполнитель (ООО «РА «НОВОЕ ДЕЛО») принимает на себя обязательство по размещению РИМ, а также оказанию консультационных, маркетинговых и иных услуг по выполнению работ связанных с производством и размещению РИМ в СМИ.

Согласно п. 3.2.4. договора заказчик (ООО «ЖАР), должен соблюдать требования предъявляемые действующим законодательством РФ к РИМ. Предоставлять одновременно с РИМ копии документов удостоверяющих достоверность рекламной информации, которая содержится в соответствующем РИМ, в том числе копии свидетельств на товарные знаки/знаки обслуживания, сертификат соответствия, лицензий, свидетельств о государственной регистрации, в том случае если объекты рекламирования должны иметь данные документы в соответствии с действующим законодательством РФ. В случае не предоставления указанных документов или не соответствия их требованиям действующего законодательства РФ, все последующие расходы по штрафным санкциям в отношении ООО РА «НОВОЕ ДЕЛО» возмещает ООО «ЖАР».

В рекламе ООО «ЖАР», размещенной в газете «НОВОЕ ДЕЛО» финансовая услуга в виде рассрочки предоставлялась клиентам без участия кредитных организаций, банков и без использования кредитных ставок самим обществом. Образец договора «займа финансовых средств имеется в материалах дела.

В материалах проверки имеется письмо ООО «НОВОЕ ДЕЛО» от 12.07.2013г. №70 в котором указано, что согласно ст.489 ГК РФ «договором о продаже товара в кредит может быть предусмотрена оплата товара в рассрочку. ООО «ЖАР» реализуется товар на основании договора купли-продажи с условием о рассрочке платежа. Никаких банковских или иных финансовых услуг в рамках договора купли продажи покупателям не оказывается. Данные правоотношения регламентируются нормами ГК РФ о купле продаже.

На рассмотрении дела № 20-Р, стороны поддержали свои доводы, изложенные письменно и пояснили, что реклама уже не распространяется.

Комиссия, рассмотрев материалы дела, выслушав участвующих в деле сторон, пришла к следующим выводам.

Согласно п. 1 ст.3 Федерального закона от 13 марта 2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон «О рекламе»), реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Распространяемая реклама ООО «ЖАР» адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к реализуемым товарам, формирует и поддерживает интерес к ним, т.е. отвечает законодательному определению рекламы, приведенному в п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе».

В рекламе ООО «ЖАР», размещенной в газете ООО «НОВОЕ ДЕЛО» отсутствует наименование и имя лица оказывающего финансовые услуги.

Согласно ч. 1 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

Согласно ст.4 Закона РФ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В соответствии ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, в рекламе, сообщающей о продаже товаров в рассрочку, должны быть указаны наименование и имя лица оказывающего финансовые услуги.

Оплата товара в рассрочку (ст. 489 Гражданского кодекса Российской Федерации) - это дополнительные условия, вводимые в договор купли-продажи и фактически устанавливающие режим коммерческого кредита.

Каждый из предусмотренных ГК РФ видов кредитов имеет свои особенности при заключении договоров и их исполнении, которые могут влиять на оценку потребителями своих возможностей по фактическому приобретению товаров, работ, услуг, в том числе услуг, предлагаемых организацией или индивидуальным предпринимателем.

Системный анализ приведенных норм и положений ст. 28 Федерального закона "О рекламе" позволяет заключить, что финансовые услуги (в широком смысле данного понятия) могут оказываться не только специализированными финансовыми организациями, но также и не отнесенными Законом РФ "О защите конкуренции" к их числу организациями и индивидуальными предпринимателями, в том числе потребительскими, жилищными, жилищно-строительными, жилищными накопительными кооперативами, торговыми и иными организациями.

Следовательно, указание правильных реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

Как следует из толкования указанных выше норм права, рекламодатель, определяя содержание рекламы, обязан предоставлять для последующего распространения надлежащую информацию, содержание которой соответствует требованиям законодательства о рекламе.

Одновременная реализация организацией товаров как на условиях рассрочки (отсрочки) платежа, так и посредством привлечения кредитных ресурсов банка не исключает соответствующего требования об указании в рекламе наименования или имени лица, оказывающего финансовые услуги. Рекламный текст должен содержать сведения, которые бы позволили потребителю отличить финансовые услуги, оказываемые банком, от продажи организацией (не финансовой организацией) товаров в рассрочку или кредит. Указанная информация является существенной, поскольку ее отсутствие может ввести в заблуждение потребителей относительно содержания кредитных отношений и лиц, предоставляющих кредит. Приобретение товара или услуг с оплатой через определенное время (рассрочкой или отсрочкой) непосредственно у продавца может рассматриваться потребителем как более выгодные условия, нежели приобретение товара в кредит, предоставленный банком или иной финансовой организацией.

Следовательно, в рассматриваемой рекламе были допущены нарушения ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, выразившиеся в распространении рекламы ООО «ЖАР», в которой отсутствует информация наименование и имя лица оказывающего финансовые услуги.

Согласно п. 4 ст. 3 ФЗ «О рекламе» реклама, несоответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, является ненадлежащей.

В силу ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», несет рекламодатель.

Таким образом, Комиссией Дагестанского УФАС России установлен факт нарушения ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе» при распространении рекламодателем - ООО «ЖАР» рекламы в газете ООО «НОВОЕ ДЕЛО».

Руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 33 и ч. 1 ст. 36 ФЗ «О рекламе», пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508), Комиссия Дагестанского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу ООО «ЖАР» «Кухни «Ария», стиральная машина «INDESIT», телевизор LG с фотографиями и надписью «РАССРОЧКА на весь ассортимент товара», размещённую в газете ООО «НОВОЕ ДЕЛО» ненадлежащей, поскольку, в ней нарушены требования ч.1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

2. В связи с тем, что реклама была временной и уже не распространяется предписание не выдавать.

3. В связи с истечением годичного срока привлечения к административной ответственности, материалы дела уполномоченному должностному лицу Дагестанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не передавать.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                            Д.М. Халлаева

 

Члены Комиссии                                                                                        А.Б. Сулейманов

 

                                                                                                                        А.В. Григорьев

 

 

 

Исп. Григорьев А.В.

51-72-10; 67-20-95

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

 

РЕШЕНИЕ № 20-Р

 

31 октября 2013года                                                                                      г. Махачкала

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан по рассмотрению дел о нарушении законодательства о рекламе в составе:

Председателя Комиссии:

Халлаевой Д.М.

Членов Комиссии:

Сулейманова А.Б.

Григорьева А.В.

рассмотрев дело № 20-Р по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, выразившегося в размещении рекламы ООО «ЖАР» в газете ООО «НОВОЕ ДЕЛО» с нарушением требований ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13 марта 2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ № 38) предъявляемых к рекламе подобного рода,

в присутствии представителя ООО РА «НОВОЕ ДЕЛО» ххх, в отсутствии представителя от ООО «ЖАР» (надлежаще уведомлен о дате и месте рассмотрения дела)

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дагестанским УФАС России была проведена плановая выездная проверка соблюдения требований законодательства о рекламе в отношении ООО РА «Новое дело».

В ходе проверки выявлены факты распространения рекламы, содержащие признаки нарушения требований ФЗ «О рекламе»:

В газете ООО «Новое дело» № 37 от 21.09.2012г. (стр. 11), № 38 от 28.09.2012г. (стр. 10) и № 41 от 19.10.2012г. (стр. 9) размещена реклама фирмы «ЖАР», с фотографиями реализуемых товаров и надписью «Все в РАССРОЧКУ на 180 дней». и в левом верхнем углу указан логотип фирмы - «ЖАР»

Указанная реклама содержит признаки нарушения ч.1 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38 «О рекламе», согласно которой:

- реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

В связи с чем, было возбуждено дело № 20-Р  по признакам нарушения законодательства о рекламе.

Из материалов дела усматривается, что в целях осуществления рекламной деятельности между ООО «Новое дело» и ООО Рекламное агентство «Новое дело» заключен договор от 11.01.2010г. Согласно указанному договору ООО «Новое дело» («Редакция») обязуется предоставить ООО Рекламное агентство «Новое дело» («Агентство») площадь в газете для размещения рекламного материала «Агентства», а «Агентство» обязуется от своего имени осуществлять деятельность по приему и передаче «Редакции» рекламных материалов для размещения их в газете на условиях, предусмотренных настоящим договором.

«Агентство» от своего имени осуществляет деятельность по приему от рекламодателей рекламы и объявлений и передает их «Редакции» для размещения в газете.

«Редакция» обязуется принимать и размещать в газете «Новое дело» рекламные полосы и макеты, предоставленные «Агентством».

За содержание и текстовую часть рекламы «Редакция» ответственности не несет. За нарушение своих договорных обязательств, ответственность за которые настоящим договором не предусмотрена, стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Согласно письму ООО «ЖАР» от 22.10.13г. вх. № 6019, общество по предложению о размещении рекламы согласилось сотрудничать с ООО РА «НОВОЕ ДЕЛО».

Между ООО «ЖАР» и ООО РА «НОВОЕ ДЕЛО» заключен договор № 65 от 17.09.2012г. Согласно п.2.1 указанного договора заказчик (ООО «ЖАР) поручает, а исполнитель (ООО «РА «НОВОЕ ДЕЛО») принимает на себя обязательство по размещению РИМ, а также оказанию консультационных, маркетинговых и иных услуг по выполнению работ связанных с производством и размещению РИМ в СМИ.

Согласно п. 3.2.4. договора заказчик (ООО «ЖАР), должен соблюдать требования предъявляемые действующим законодательством РФ к РИМ. Предоставлять одновременно с РИМ копии документов удостоверяющих достоверность рекламной информации, которая содержится в соответствующем РИМ, в том числе копии свидетельств на товарные знаки/знаки обслуживания, сертификат соответствия, лицензий, свидетельств о государственной регистрации, в том случае если объекты рекламирования должны иметь данные документы в соответствии с действующим законодательством РФ. В случае не предоставления указанных документов или не соответствия их требованиям действующего законодательства РФ, все последующие расходы по штрафным санкциям в отношении ООО РА «НОВОЕ ДЕЛО» возмещает ООО «ЖАР».

В рекламе ООО «ЖАР», размещенной в газете «НОВОЕ ДЕЛО» финансовая услуга в виде рассрочки предоставлялась клиентам без участия кредитных организаций, банков и без использования кредитных ставок самим обществом. Образец договора «займа финансовых средств имеется в материалах дела.

В материалах проверки имеется письмо ООО «НОВОЕ ДЕЛО» от 12.07.2013г. №70 в котором указано, что согласно ст.489 ГК РФ «договором о продаже товара в кредит может быть предусмотрена оплата товара в рассрочку. ООО «ЖАР» реализуется товар на основании договора купли-продажи с условием о рассрочке платежа. Никаких банковских или иных финансовых услуг в рамках договора купли продажи покупателям не оказывается. Данные правоотношения регламентируются нормами ГК РФ о купле продаже.

На рассмотрении дела № 20-Р, стороны поддержали свои доводы, изложенные письменно и пояснили, что реклама уже не распространяется.

Комиссия, рассмотрев материалы дела, выслушав участвующих в деле сторон, пришла к следующим выводам.

Согласно п. 1 ст.3 Федерального закона от 13 марта 2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон «О рекламе»), реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Распространяемая реклама ООО «ЖАР» адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к реализуемым товарам, формирует и поддерживает интерес к ним, т.е. отвечает законодательному определению рекламы, приведенному в п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе».

В рекламе ООО «ЖАР», размещенной в газете ООО «НОВОЕ ДЕЛО» отсутствует наименование и имя лица оказывающего финансовые услуги.

Согласно ч. 1 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

Согласно ст.4 Закона РФ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В соответствии ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, в рекламе, сообщающей о продаже товаров в рассрочку, должны быть указаны наименование и имя лица оказывающего финансовые услуги.

Оплата товара в рассрочку (ст. 489 Гражданского кодекса Российской Федерации) - это дополнительные условия, вводимые в договор купли-продажи и фактически устанавливающие режим коммерческого кредита.

Каждый из предусмотренных ГК РФ видов кредитов имеет свои особенности при заключении договоров и их исполнении, которые могут влиять на оценку потребителями своих возможностей по фактическому приобретению товаров, работ, услуг, в том числе услуг, предлагаемых организацией или индивидуальным предпринимателем.

Системный анализ приведенных норм и положений ст. 28 Федерального закона "О рекламе" позволяет заключить, что финансовые услуги (в широком смысле данного понятия) могут оказываться не только специализированными финансовыми организациями, но также и не отнесенными Законом РФ "О защите конкуренции" к их числу организациями и индивидуальными предпринимателями, в том числе потребительскими, жилищными, жилищно-строительными, жилищными накопительными кооперативами, торговыми и иными организациями.

Следовательно, указание правильных реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

Как следует из толкования указанных выше норм права, рекламодатель, определяя содержание рекламы, обязан предоставлять для последующего распространения надлежащую информацию, содержание которой соответствует требованиям законодательства о рекламе.

Одновременная реализация организацией товаров как на условиях рассрочки (отсрочки) платежа, так и посредством привлечения кредитных ресурсов банка не исключает соответствующего требования об указании в рекламе наименования или имени лица, оказывающего финансовые услуги. Рекламный текст должен содержать сведения, которые бы позволили потребителю отличить финансовые услуги, оказываемые банком, от продажи организацией (не финансовой организацией) товаров в рассрочку или кредит. Указанная информация является существенной, поскольку ее отсутствие может ввести в заблуждение потребителей относительно содержания кредитных отношений и лиц, предоставляющих кредит. Приобретение товара или услуг с оплатой через определенное время (рассрочкой или отсрочкой) непосредственно у продавца может рассматриваться потребителем как более выгодные условия, нежели приобретение товара в кредит, предоставленный банком или иной финансовой организацией.

Следовательно, в рассматриваемой рекламе были допущены нарушения ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, выразившиеся в распространении рекламы ООО «ЖАР», в которой отсутствует информация наименование и имя лица оказывающего финансовые услуги.

Согласно п. 4 ст. 3 ФЗ «О рекламе» реклама, несоответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, является ненадлежащей.

В силу ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», несет рекламодатель.

Таким образом, Комиссией Дагестанского УФАС России установлен факт нарушения ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе» при распространении рекламодателем - ООО «ЖАР» рекламы в газете ООО «НОВОЕ ДЕЛО».

Руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 33 и ч. 1 ст. 36 ФЗ «О рекламе», пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508), Комиссия Дагестанского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу ООО «ЖАР» «Кухни «Ария», стиральная машина «INDESIT», телевизор LG с фотографиями и надписью «РАССРОЧКА на весь ассортимент товара», размещённую в газете ООО «НОВОЕ ДЕЛО» ненадлежащей, поскольку, в ней нарушены требования ч.1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

2. В связи с тем, что реклама была временной и уже не распространяется предписание не выдавать.

3. В связи с истечением годичного срока привлечения к административной ответственности, материалы дела уполномоченному должностному лицу Дагестанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не передавать.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                            Д.М. Халлаева

 

Члены Комиссии                                                                                        А.Б. Сулейманов

 

                                                                                                                        А.В. Григорьев

 

 

 

Исп. Григорьев А.В.

51-72-10; 67-20-95

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 20-Р [format] => [safe_value] => 20-Р ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>
[format] => full_html [safe_value] =>

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-10-31 17:47:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-10-31 17:47:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1385099353 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Дагестанское УФАС России )