Решение и предписание в отношении салона мебели «Ru M»

Номер дела: 27-Р
Дата публикации: 12 декабря 2013, 21:08

 

РЕШЕНИЕ № 27-Р

 

12 декабря 2013г.                                                                                      г. Махачкала

 

Комиссия Дагестанского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении законодательства о рекламе в составе:

Председателя Комиссии:

Халлаевой Д.М.

Членов Комиссии:

Сулейманова А.Б.

Григорьева А.В.

 рассмотрев дело № 27-Р по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, выразившегося в размещении рекламы ИП ххх (салон мебели «Ru M») по адресу г.Махачкала, пр. И. Шамиля, 5, с нарушением требований ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13 марта 2006г. №38-ФЗ «О рекламе», предъявляемых к рекламе подобного рода, в отсутствии ИП ххх (надлежаще уведомлена)

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дагестанским УФАС России в ходе осуществления государственного надзора за соблюдением участниками рекламной деятельности законодательства РФ о рекламе установлено, что в г. Махачкала, на фасаде здания торгового центра по адресу г.Махачкала, пр. И. Шамиля, 5, размещена реклама ИП ххх (салон мебели «Ru M») следующего содержания;

«Ru M» салон мебели. РАССРОЧКА 0%»

Указанная реклама содержит признаки нарушения ч. 1 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38 «О рекламе», согласно которой:

- реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

В связи с чем, было возбуждено дело № 27-Р  по признакам нарушения законодательства о рекламе.

Письмом от 28.11.2013г. ИП ххх (слон мебели «Ru M») пояснила Комиссии, что салон мебели не заключает договор с банками по предоставлению рассрочки. Товар отпускается ими, рассрочка предоставляется по расписке с указанием времени взноса частично, проценты не начисляются. Товар мы в кредит не отпускается. Продажа товара больше напоминает отсрочку или рассрочку. В рассрочке (отсрочке) нет каких либо дополнительных платежей, страховок, открытий счета, и на их взгляд указанная в рекламе салона мебели информация является финансовой услугой.

Комиссия, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.

Согласно п. 1 ст.3 Федерального закона от 13 марта 2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон «О рекламе»), реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Распространяемая реклама ИП ххх (салон мебели «Ru M»), адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к реализуемым товарам, формирует и поддерживает интерес к ним, т.е. отвечает законодательному определению рекламы, приведенному в п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе».

В рекламе ИП ххх (салон мебели «Ru M») отсутствует наименование и имя лица оказывающего финансовые услуги.

Согласно ч. 1 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона "О защите конкуренции" под финансовой услугой понимаются банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Однако необходимо учитывать, что Федеральный закон "О рекламе" является нормативным актом, содержащим нормы, специальные по отношению к положениям антимонопольного законодательства. Соответственно в случае возможности применения к одним и тем же правоотношениям норм общего и специального законодательства подлежат применению именно специальные нормы Федерального закона "О рекламе".

Учитывая приоритет норм Федерального закона "О рекламе" перед нормами Федерального закона "О защите конкуренции" применительно к оценке рекламы, из анализа положений статьи 28 Федерального закона "О рекламе" следует, что в Федеральном законе "О рекламе" под финансовой услугой понимаются не только услуги, прямо указанные в Федеральном законе "О защите конкуренции", но также и другие услуги, связанные с привлечением денежных средств иных лиц. То есть Федеральный закон "О рекламе" закрепляет более широкое понятие финансовой услуги, чем Федеральный закон "О защите конкуренции".

Для целей Федерального закона "О рекламе" необходимо также учитывать правовое регулирование финансовых услуг, установленное иными нормативными актами.

В силу статьи 823 Гражданского кодекса Российской Федерации договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ и услуг (коммерческий кредит). Предоставление данного кредита неразрывно связано с тем договором, условием которого он является. Коммерческим кредитом может считаться всякое несовпадение во времени встречных обязанностей по заключенному договору, когда товары поставляются (работы выполняются, услуги оказываются) ранее их оплаты либо платеж производится ранее передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг).

При этом товарный и коммерческий кредиты могут предоставляться и не финансовыми организациями, а самой торгующей организацией.

Приобретение товара (услуг) с его оплатой через определенное время (рассрочкой или отсрочкой) непосредственно у продавца отличается от приобретения товара в кредит, предоставленный банком или иной финансовой организацией.

Оплата товара в рассрочку (статья 489 Гражданского кодекса Российской Федерации) - это дополнительные условия, вводимые в договор купли-продажи и фактически устанавливающие режим коммерческого кредита.

Каждый из предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации видов кредитов имеет свои особенности при заключении договоров и их исполнении, которые могут влиять на оценку потребителями своих возможностей по фактическому приобретению товаров, работ, услуг, в том числе услуг, предлагаемых организацией или индивидуальным предпринимателем.

Системный анализ приведенных норм и положений статьи 28 Федерального закона "О рекламе" позволяет заключить, что финансовые услуги (в широком смысле данного понятия) могут оказываться не только специализированными финансовыми организациями, но также и не отнесенными Федеральным законом "О защите конкуренции" к их числу организациями и индивидуальными предпринимателями, в том числе потребительскими, жилищными, жилищно-строительными, жилищными накопительными кооперативами, торговыми и иными организациями.

2. Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Потребителю важно знать, какое лицо делает заманчивое предложение о денежных вложениях. Поэтому в рекламе банковских, страховых и иных финансовых услуг в обязательном порядке следует указывать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги.

Следовательно, указание правильных реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

Торговые и сервисные организации рекламируют товары, которые можно приобрести в кредит, без указания на кредитную организацию или банк, которые предоставляют кредит. Однако торговые и сервисные организации не являются кредитными организациями, соответственно при сообщении сведений о предоставлении товарного кредита без указания на кредитную организацию или банк реклама будет нарушать требования ч. 1 ст 28 Закона о рекламе.

Одновременная реализация организацией товаров как на условиях рассрочки (отсрочки) платежа, так и посредством привлечения кредитных ресурсов банка не исключает соответствующего требования об указании в рекламе наименования или имени лица, оказывающего финансовые услуги. Рекламный текст должен содержать сведения, которые бы позволили потребителю отличить финансовые услуги, оказываемые банком, от продажи организацией (не финансовой организацией) товаров в рассрочку или кредит. Указанная информация является существенной, поскольку ее отсутствие может ввести в заблуждение потребителей относительно содержания кредитных отношений и лиц, предоставляющих кредит. Приобретение товара или услуг с оплатой через определенное время (рассрочкой или отсрочкой) непосредственно у продавца может рассматриваться потребителем как более выгодные условия, нежели приобретение товара в кредит, предоставленный банком или иной финансовой организацией.

Однако если из рекламы будет четко следовать, что кредитование покупок или услуг будет осуществляться не торговой или сервисной организацией, а иными лицами, например банком или банками-партнерами, то в такой рекламе будут соблюдены требования ч. 1 ст 28 Закона о рекламе.

С этой точки зрения требование ч. 1 ст. 28 корреспондирует с нормой ч. 7 ст. 5 Федерального закона "О рекламе", которая не допускает отсутствие в рекламе части существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители.

Поскольку в рекламе указывается финансовая услуга - "кредит", которая направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является также подробная информация, относящаяся к кредиту, поэтому отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о кредите приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым кредитом.

Указанные нормы права приняты в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).

Вместе с тем, в рассматриваемом случае, рассрочка предоставляется самим хозяйствующим субъектом и требования ст. 28 Закона о рекламе не подлежат применению, в связи с чем, Комиссия приходит к выводу о необходимости переквалификации допущенного нарушения по ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, согласно которой: не допускается реклама в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Следовательно, в рассматриваемой рекламе были допущены нарушения ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, выразившиеся в распространении рекламы ИП ххх (слон мебели «Ru M»), в которой отсутствует информация - наименование и имя лица предоставляющего рассрочку.

Согласно п. 4 ст. 3 ФЗ «О рекламе» реклама, несоответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, является ненадлежащей.

В силу ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», несет рекламодатель.

Таким образом, Комиссией Дагестанского УФАС России установлен факт нарушения ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы рекламодателем - ИП ххх (слон мебели «Ru M»),

Руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 33 и ч. 1 ст. 36 ФЗ «О рекламе», пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508), Комиссия Дагестанского УФАС России

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу ИП ххх (салон мебели «Ru M»), «Ru M» салон мебели. РАССРОЧКА 0%»,

размещенную на фасаде здания торгового центра по адресу г.Махачкала, пр. И. Шамиля, 5 ненадлежащей, поскольку, в ней нарушены требования ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ИП ххх (салон мебели «Ru M») предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Дагестанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                              Д.М. Халлаева

 

Члены Комиссии                                                                          А.Б. Сулейманов

 

                                                                                                          А.В. Григорьев

 

 

Исп. Григорьев А.В.  51-72-10; 67-20-95

 

ПРЕДПИСАНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ О РЕКЛАМЕ № 27-Р

 

12 декабря 2013 года                                                           г. Махачкала

 

Комиссия Дагестанского Управления Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дел о нарушении законодательства о рекламе в составе:

 

Председателя Комиссии:

Халлаевой Д.М.

Членов Комиссии:

Сулейманова А.Б.

Григорьева А.В.

на основании своего решения от 12.12.2013г. по делу № 27-Р о признании ненадлежащей рекламы ИП ххх (салон мебели «Ru M» «Ru M» салон мебели. РАССРОЧКА 0%»,  размещенной на фасаде здания торгового центра по адресу г. Махачкала, пр. И. Шамиля, 5, поскольку, в ней нарушены требования ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13 марта 2006г. №38-ФЗ «О рекламе», а также в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 33, частями 1,3 ст. 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44,45  Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ИП ххх (салон мебели «Ru M»),в 5-ти дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13 марта 2006г. №38-ФЗ «О рекламе», для чего прекратить распространение ненадлежащей рекламы:

«Ru M» салон мебели. РАССРОЧКА 0%», или привести ее в соответствие требованиям Закона РФ «О рекламе».

2. ИП ххх (салон мебели «Ru M») в срок до 27.12.2013 года. представить в Дагестанское УФАС России письменные доказательства исполнения п. 1 настоящего предписания.

 

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ФАС России (территориальный орган ФАС России) вправе в соответствии с п. 2.4 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить штраф на должностных лиц в размере от 12-ти тысяч до 20-ти тысяч рублей; на юридических лиц - от 300 тысяч до 500 тысяч рублей.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                         Д.М. Халлаева

 

Члены Комиссии                                                                     А.Б. Сулейманов

 

                                                                                                    А.В. Григорьев

 

 

 

Исп. Григорьев А.В. 51-72-10

 

stdClass Object ( [vid] => 8545 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание в отношении салона мебели «Ru M» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8545 [type] => solution [language] => ru [created] => 1387541567 [changed] => 1387541567 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1387541567 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ № 27-Р

 

12 декабря 2013г.                                                                                      г. Махачкала

 

Комиссия Дагестанского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении законодательства о рекламе в составе:

Председателя Комиссии:

Халлаевой Д.М.

Членов Комиссии:

Сулейманова А.Б.

Григорьева А.В.

 рассмотрев дело № 27-Р по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, выразившегося в размещении рекламы ИП ххх (салон мебели «Ru M») по адресу г.Махачкала, пр. И. Шамиля, 5, с нарушением требований ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13 марта 2006г. №38-ФЗ «О рекламе», предъявляемых к рекламе подобного рода, в отсутствии ИП ххх (надлежаще уведомлена)

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дагестанским УФАС России в ходе осуществления государственного надзора за соблюдением участниками рекламной деятельности законодательства РФ о рекламе установлено, что в г. Махачкала, на фасаде здания торгового центра по адресу г.Махачкала, пр. И. Шамиля, 5, размещена реклама ИП ххх (салон мебели «Ru M») следующего содержания;

«Ru M» салон мебели. РАССРОЧКА 0%»

Указанная реклама содержит признаки нарушения ч. 1 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38 «О рекламе», согласно которой:

- реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

В связи с чем, было возбуждено дело № 27-Р  по признакам нарушения законодательства о рекламе.

Письмом от 28.11.2013г. ИП ххх (слон мебели «Ru M») пояснила Комиссии, что салон мебели не заключает договор с банками по предоставлению рассрочки. Товар отпускается ими, рассрочка предоставляется по расписке с указанием времени взноса частично, проценты не начисляются. Товар мы в кредит не отпускается. Продажа товара больше напоминает отсрочку или рассрочку. В рассрочке (отсрочке) нет каких либо дополнительных платежей, страховок, открытий счета, и на их взгляд указанная в рекламе салона мебели информация является финансовой услугой.

Комиссия, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.

Согласно п. 1 ст.3 Федерального закона от 13 марта 2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон «О рекламе»), реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Распространяемая реклама ИП ххх (салон мебели «Ru M»), адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к реализуемым товарам, формирует и поддерживает интерес к ним, т.е. отвечает законодательному определению рекламы, приведенному в п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе».

В рекламе ИП ххх (салон мебели «Ru M») отсутствует наименование и имя лица оказывающего финансовые услуги.

Согласно ч. 1 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона "О защите конкуренции" под финансовой услугой понимаются банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Однако необходимо учитывать, что Федеральный закон "О рекламе" является нормативным актом, содержащим нормы, специальные по отношению к положениям антимонопольного законодательства. Соответственно в случае возможности применения к одним и тем же правоотношениям норм общего и специального законодательства подлежат применению именно специальные нормы Федерального закона "О рекламе".

Учитывая приоритет норм Федерального закона "О рекламе" перед нормами Федерального закона "О защите конкуренции" применительно к оценке рекламы, из анализа положений статьи 28 Федерального закона "О рекламе" следует, что в Федеральном законе "О рекламе" под финансовой услугой понимаются не только услуги, прямо указанные в Федеральном законе "О защите конкуренции", но также и другие услуги, связанные с привлечением денежных средств иных лиц. То есть Федеральный закон "О рекламе" закрепляет более широкое понятие финансовой услуги, чем Федеральный закон "О защите конкуренции".

Для целей Федерального закона "О рекламе" необходимо также учитывать правовое регулирование финансовых услуг, установленное иными нормативными актами.

В силу статьи 823 Гражданского кодекса Российской Федерации договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ и услуг (коммерческий кредит). Предоставление данного кредита неразрывно связано с тем договором, условием которого он является. Коммерческим кредитом может считаться всякое несовпадение во времени встречных обязанностей по заключенному договору, когда товары поставляются (работы выполняются, услуги оказываются) ранее их оплаты либо платеж производится ранее передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг).

При этом товарный и коммерческий кредиты могут предоставляться и не финансовыми организациями, а самой торгующей организацией.

Приобретение товара (услуг) с его оплатой через определенное время (рассрочкой или отсрочкой) непосредственно у продавца отличается от приобретения товара в кредит, предоставленный банком или иной финансовой организацией.

Оплата товара в рассрочку (статья 489 Гражданского кодекса Российской Федерации) - это дополнительные условия, вводимые в договор купли-продажи и фактически устанавливающие режим коммерческого кредита.

Каждый из предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации видов кредитов имеет свои особенности при заключении договоров и их исполнении, которые могут влиять на оценку потребителями своих возможностей по фактическому приобретению товаров, работ, услуг, в том числе услуг, предлагаемых организацией или индивидуальным предпринимателем.

Системный анализ приведенных норм и положений статьи 28 Федерального закона "О рекламе" позволяет заключить, что финансовые услуги (в широком смысле данного понятия) могут оказываться не только специализированными финансовыми организациями, но также и не отнесенными Федеральным законом "О защите конкуренции" к их числу организациями и индивидуальными предпринимателями, в том числе потребительскими, жилищными, жилищно-строительными, жилищными накопительными кооперативами, торговыми и иными организациями.

2. Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Потребителю важно знать, какое лицо делает заманчивое предложение о денежных вложениях. Поэтому в рекламе банковских, страховых и иных финансовых услуг в обязательном порядке следует указывать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги.

Следовательно, указание правильных реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

Торговые и сервисные организации рекламируют товары, которые можно приобрести в кредит, без указания на кредитную организацию или банк, которые предоставляют кредит. Однако торговые и сервисные организации не являются кредитными организациями, соответственно при сообщении сведений о предоставлении товарного кредита без указания на кредитную организацию или банк реклама будет нарушать требования ч. 1 ст 28 Закона о рекламе.

Одновременная реализация организацией товаров как на условиях рассрочки (отсрочки) платежа, так и посредством привлечения кредитных ресурсов банка не исключает соответствующего требования об указании в рекламе наименования или имени лица, оказывающего финансовые услуги. Рекламный текст должен содержать сведения, которые бы позволили потребителю отличить финансовые услуги, оказываемые банком, от продажи организацией (не финансовой организацией) товаров в рассрочку или кредит. Указанная информация является существенной, поскольку ее отсутствие может ввести в заблуждение потребителей относительно содержания кредитных отношений и лиц, предоставляющих кредит. Приобретение товара или услуг с оплатой через определенное время (рассрочкой или отсрочкой) непосредственно у продавца может рассматриваться потребителем как более выгодные условия, нежели приобретение товара в кредит, предоставленный банком или иной финансовой организацией.

Однако если из рекламы будет четко следовать, что кредитование покупок или услуг будет осуществляться не торговой или сервисной организацией, а иными лицами, например банком или банками-партнерами, то в такой рекламе будут соблюдены требования ч. 1 ст 28 Закона о рекламе.

С этой точки зрения требование ч. 1 ст. 28 корреспондирует с нормой ч. 7 ст. 5 Федерального закона "О рекламе", которая не допускает отсутствие в рекламе части существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители.

Поскольку в рекламе указывается финансовая услуга - "кредит", которая направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является также подробная информация, относящаяся к кредиту, поэтому отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о кредите приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым кредитом.

Указанные нормы права приняты в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).

Вместе с тем, в рассматриваемом случае, рассрочка предоставляется самим хозяйствующим субъектом и требования ст. 28 Закона о рекламе не подлежат применению, в связи с чем, Комиссия приходит к выводу о необходимости переквалификации допущенного нарушения по ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, согласно которой: не допускается реклама в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Следовательно, в рассматриваемой рекламе были допущены нарушения ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, выразившиеся в распространении рекламы ИП ххх (слон мебели «Ru M»), в которой отсутствует информация - наименование и имя лица предоставляющего рассрочку.

Согласно п. 4 ст. 3 ФЗ «О рекламе» реклама, несоответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, является ненадлежащей.

В силу ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», несет рекламодатель.

Таким образом, Комиссией Дагестанского УФАС России установлен факт нарушения ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы рекламодателем - ИП ххх (слон мебели «Ru M»),

Руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 33 и ч. 1 ст. 36 ФЗ «О рекламе», пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508), Комиссия Дагестанского УФАС России

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу ИП ххх (салон мебели «Ru M»), «Ru M» салон мебели. РАССРОЧКА 0%»,

размещенную на фасаде здания торгового центра по адресу г.Махачкала, пр. И. Шамиля, 5 ненадлежащей, поскольку, в ней нарушены требования ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ИП ххх (салон мебели «Ru M») предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Дагестанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                              Д.М. Халлаева

 

Члены Комиссии                                                                          А.Б. Сулейманов

 

                                                                                                          А.В. Григорьев

 

 

Исп. Григорьев А.В.  51-72-10; 67-20-95

 

ПРЕДПИСАНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ О РЕКЛАМЕ № 27-Р

 

12 декабря 2013 года                                                           г. Махачкала

 

Комиссия Дагестанского Управления Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дел о нарушении законодательства о рекламе в составе:

 

Председателя Комиссии:

Халлаевой Д.М.

Членов Комиссии:

Сулейманова А.Б.

Григорьева А.В.

на основании своего решения от 12.12.2013г. по делу № 27-Р о признании ненадлежащей рекламы ИП ххх (салон мебели «Ru M» «Ru M» салон мебели. РАССРОЧКА 0%»,  размещенной на фасаде здания торгового центра по адресу г. Махачкала, пр. И. Шамиля, 5, поскольку, в ней нарушены требования ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13 марта 2006г. №38-ФЗ «О рекламе», а также в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 33, частями 1,3 ст. 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44,45  Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ИП ххх (салон мебели «Ru M»),в 5-ти дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13 марта 2006г. №38-ФЗ «О рекламе», для чего прекратить распространение ненадлежащей рекламы:

«Ru M» салон мебели. РАССРОЧКА 0%», или привести ее в соответствие требованиям Закона РФ «О рекламе».

2. ИП ххх (салон мебели «Ru M») в срок до 27.12.2013 года. представить в Дагестанское УФАС России письменные доказательства исполнения п. 1 настоящего предписания.

 

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ФАС России (территориальный орган ФАС России) вправе в соответствии с п. 2.4 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить штраф на должностных лиц в размере от 12-ти тысяч до 20-ти тысяч рублей; на юридических лиц - от 300 тысяч до 500 тысяч рублей.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                         Д.М. Халлаева

 

Члены Комиссии                                                                     А.Б. Сулейманов

 

                                                                                                    А.В. Григорьев

 

 

 

Исп. Григорьев А.В. 51-72-10

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ № 27-Р

 

12 декабря 2013г.                                                                                      г. Махачкала

 

Комиссия Дагестанского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении законодательства о рекламе в составе:

Председателя Комиссии:

Халлаевой Д.М.

Членов Комиссии:

Сулейманова А.Б.

Григорьева А.В.

 рассмотрев дело № 27-Р по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, выразившегося в размещении рекламы ИП ххх (салон мебели «Ru M») по адресу г.Махачкала, пр. И. Шамиля, 5, с нарушением требований ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13 марта 2006г. №38-ФЗ «О рекламе», предъявляемых к рекламе подобного рода, в отсутствии ИП ххх (надлежаще уведомлена)

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дагестанским УФАС России в ходе осуществления государственного надзора за соблюдением участниками рекламной деятельности законодательства РФ о рекламе установлено, что в г. Махачкала, на фасаде здания торгового центра по адресу г.Махачкала, пр. И. Шамиля, 5, размещена реклама ИП ххх (салон мебели «Ru M») следующего содержания;

«Ru M» салон мебели. РАССРОЧКА 0%»

Указанная реклама содержит признаки нарушения ч. 1 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38 «О рекламе», согласно которой:

- реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

В связи с чем, было возбуждено дело № 27-Р  по признакам нарушения законодательства о рекламе.

Письмом от 28.11.2013г. ИП ххх (слон мебели «Ru M») пояснила Комиссии, что салон мебели не заключает договор с банками по предоставлению рассрочки. Товар отпускается ими, рассрочка предоставляется по расписке с указанием времени взноса частично, проценты не начисляются. Товар мы в кредит не отпускается. Продажа товара больше напоминает отсрочку или рассрочку. В рассрочке (отсрочке) нет каких либо дополнительных платежей, страховок, открытий счета, и на их взгляд указанная в рекламе салона мебели информация является финансовой услугой.

Комиссия, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.

Согласно п. 1 ст.3 Федерального закона от 13 марта 2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон «О рекламе»), реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Распространяемая реклама ИП ххх (салон мебели «Ru M»), адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к реализуемым товарам, формирует и поддерживает интерес к ним, т.е. отвечает законодательному определению рекламы, приведенному в п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе».

В рекламе ИП ххх (салон мебели «Ru M») отсутствует наименование и имя лица оказывающего финансовые услуги.

Согласно ч. 1 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона "О защите конкуренции" под финансовой услугой понимаются банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Однако необходимо учитывать, что Федеральный закон "О рекламе" является нормативным актом, содержащим нормы, специальные по отношению к положениям антимонопольного законодательства. Соответственно в случае возможности применения к одним и тем же правоотношениям норм общего и специального законодательства подлежат применению именно специальные нормы Федерального закона "О рекламе".

Учитывая приоритет норм Федерального закона "О рекламе" перед нормами Федерального закона "О защите конкуренции" применительно к оценке рекламы, из анализа положений статьи 28 Федерального закона "О рекламе" следует, что в Федеральном законе "О рекламе" под финансовой услугой понимаются не только услуги, прямо указанные в Федеральном законе "О защите конкуренции", но также и другие услуги, связанные с привлечением денежных средств иных лиц. То есть Федеральный закон "О рекламе" закрепляет более широкое понятие финансовой услуги, чем Федеральный закон "О защите конкуренции".

Для целей Федерального закона "О рекламе" необходимо также учитывать правовое регулирование финансовых услуг, установленное иными нормативными актами.

В силу статьи 823 Гражданского кодекса Российской Федерации договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ и услуг (коммерческий кредит). Предоставление данного кредита неразрывно связано с тем договором, условием которого он является. Коммерческим кредитом может считаться всякое несовпадение во времени встречных обязанностей по заключенному договору, когда товары поставляются (работы выполняются, услуги оказываются) ранее их оплаты либо платеж производится ранее передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг).

При этом товарный и коммерческий кредиты могут предоставляться и не финансовыми организациями, а самой торгующей организацией.

Приобретение товара (услуг) с его оплатой через определенное время (рассрочкой или отсрочкой) непосредственно у продавца отличается от приобретения товара в кредит, предоставленный банком или иной финансовой организацией.

Оплата товара в рассрочку (статья 489 Гражданского кодекса Российской Федерации) - это дополнительные условия, вводимые в договор купли-продажи и фактически устанавливающие режим коммерческого кредита.

Каждый из предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации видов кредитов имеет свои особенности при заключении договоров и их исполнении, которые могут влиять на оценку потребителями своих возможностей по фактическому приобретению товаров, работ, услуг, в том числе услуг, предлагаемых организацией или индивидуальным предпринимателем.

Системный анализ приведенных норм и положений статьи 28 Федерального закона "О рекламе" позволяет заключить, что финансовые услуги (в широком смысле данного понятия) могут оказываться не только специализированными финансовыми организациями, но также и не отнесенными Федеральным законом "О защите конкуренции" к их числу организациями и индивидуальными предпринимателями, в том числе потребительскими, жилищными, жилищно-строительными, жилищными накопительными кооперативами, торговыми и иными организациями.

2. Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Потребителю важно знать, какое лицо делает заманчивое предложение о денежных вложениях. Поэтому в рекламе банковских, страховых и иных финансовых услуг в обязательном порядке следует указывать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги.

Следовательно, указание правильных реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

Торговые и сервисные организации рекламируют товары, которые можно приобрести в кредит, без указания на кредитную организацию или банк, которые предоставляют кредит. Однако торговые и сервисные организации не являются кредитными организациями, соответственно при сообщении сведений о предоставлении товарного кредита без указания на кредитную организацию или банк реклама будет нарушать требования ч. 1 ст 28 Закона о рекламе.

Одновременная реализация организацией товаров как на условиях рассрочки (отсрочки) платежа, так и посредством привлечения кредитных ресурсов банка не исключает соответствующего требования об указании в рекламе наименования или имени лица, оказывающего финансовые услуги. Рекламный текст должен содержать сведения, которые бы позволили потребителю отличить финансовые услуги, оказываемые банком, от продажи организацией (не финансовой организацией) товаров в рассрочку или кредит. Указанная информация является существенной, поскольку ее отсутствие может ввести в заблуждение потребителей относительно содержания кредитных отношений и лиц, предоставляющих кредит. Приобретение товара или услуг с оплатой через определенное время (рассрочкой или отсрочкой) непосредственно у продавца может рассматриваться потребителем как более выгодные условия, нежели приобретение товара в кредит, предоставленный банком или иной финансовой организацией.

Однако если из рекламы будет четко следовать, что кредитование покупок или услуг будет осуществляться не торговой или сервисной организацией, а иными лицами, например банком или банками-партнерами, то в такой рекламе будут соблюдены требования ч. 1 ст 28 Закона о рекламе.

С этой точки зрения требование ч. 1 ст. 28 корреспондирует с нормой ч. 7 ст. 5 Федерального закона "О рекламе", которая не допускает отсутствие в рекламе части существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители.

Поскольку в рекламе указывается финансовая услуга - "кредит", которая направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является также подробная информация, относящаяся к кредиту, поэтому отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о кредите приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым кредитом.

Указанные нормы права приняты в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).

Вместе с тем, в рассматриваемом случае, рассрочка предоставляется самим хозяйствующим субъектом и требования ст. 28 Закона о рекламе не подлежат применению, в связи с чем, Комиссия приходит к выводу о необходимости переквалификации допущенного нарушения по ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, согласно которой: не допускается реклама в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Следовательно, в рассматриваемой рекламе были допущены нарушения ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, выразившиеся в распространении рекламы ИП ххх (слон мебели «Ru M»), в которой отсутствует информация - наименование и имя лица предоставляющего рассрочку.

Согласно п. 4 ст. 3 ФЗ «О рекламе» реклама, несоответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, является ненадлежащей.

В силу ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», несет рекламодатель.

Таким образом, Комиссией Дагестанского УФАС России установлен факт нарушения ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы рекламодателем - ИП ххх (слон мебели «Ru M»),

Руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 33 и ч. 1 ст. 36 ФЗ «О рекламе», пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508), Комиссия Дагестанского УФАС России

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу ИП ххх (салон мебели «Ru M»), «Ru M» салон мебели. РАССРОЧКА 0%»,

размещенную на фасаде здания торгового центра по адресу г.Махачкала, пр. И. Шамиля, 5 ненадлежащей, поскольку, в ней нарушены требования ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ИП ххх (салон мебели «Ru M») предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Дагестанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                              Д.М. Халлаева

 

Члены Комиссии                                                                          А.Б. Сулейманов

 

                                                                                                          А.В. Григорьев

 

 

Исп. Григорьев А.В.  51-72-10; 67-20-95

 

ПРЕДПИСАНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ О РЕКЛАМЕ № 27-Р

 

12 декабря 2013 года                                                           г. Махачкала

 

Комиссия Дагестанского Управления Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дел о нарушении законодательства о рекламе в составе:

 

Председателя Комиссии:

Халлаевой Д.М.

Членов Комиссии:

Сулейманова А.Б.

Григорьева А.В.

на основании своего решения от 12.12.2013г. по делу № 27-Р о признании ненадлежащей рекламы ИП ххх (салон мебели «Ru M» «Ru M» салон мебели. РАССРОЧКА 0%»,  размещенной на фасаде здания торгового центра по адресу г. Махачкала, пр. И. Шамиля, 5, поскольку, в ней нарушены требования ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13 марта 2006г. №38-ФЗ «О рекламе», а также в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 33, частями 1,3 ст. 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44,45  Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ИП ххх (салон мебели «Ru M»),в 5-ти дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13 марта 2006г. №38-ФЗ «О рекламе», для чего прекратить распространение ненадлежащей рекламы:

«Ru M» салон мебели. РАССРОЧКА 0%», или привести ее в соответствие требованиям Закона РФ «О рекламе».

2. ИП ххх (салон мебели «Ru M») в срок до 27.12.2013 года. представить в Дагестанское УФАС России письменные доказательства исполнения п. 1 настоящего предписания.

 

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ФАС России (территориальный орган ФАС России) вправе в соответствии с п. 2.4 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить штраф на должностных лиц в размере от 12-ти тысяч до 20-ти тысяч рублей; на юридических лиц - от 300 тысяч до 500 тысяч рублей.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                         Д.М. Халлаева

 

Члены Комиссии                                                                     А.Б. Сулейманов

 

                                                                                                    А.В. Григорьев

 

 

 

Исп. Григорьев А.В. 51-72-10

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 27-Р [format] => [safe_value] => 27-Р ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>
[format] => full_html [safe_value] =>

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-12-12 17:08:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-12-12 17:08:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1387541567 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Дагестанское УФАС России )