Решение в отношении ОАО «ДЭСК»

Номер дела: 45
Дата публикации: 22 января 2014, 21:20

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Махачкала

 

Резолютивная часть решения оглашена 15.01.2014

В полном объёме решение изготовлено 22.01.2014

 

Комиссия Дагестанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:

Халлаевой Д.М.

Членов Комиссии:

Багандова А.И. 

Гаджиева Г.М.

рассмотрев дело № 45 по признакам нарушения ОАО «ДЭСК» (г. Махачкала, ул. Дахадаева, 73) и ОАО «ДагЗЭТО» (г. Избербаш, ул. Приморская, 4) пунктов 3 и 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в прекращении подачи электроэнергии в/ч 87111 филиала «Южный» ОАО «Оборонэнергосбыт» (350000, г. Краснодар, ул. Октябрьская/Северная, д. 183/326), в присутствии представителей участников по делу:

от ОАО «ДЭСК» - ххх;

от ОАО «Дагэнергосеть» - ххх;

от ОАО «ДагЗЭТО» - ххх,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Дагестанское УФАС России поступило обращение ОАО «Оборонэнергосбыт» о неправомерных действиях ОАО «ДЭСК» и ОАО «ДагЗЭТО», выразившихся в следующем:

1) требование оплаты электроэнергии, потреблённой в/ч 87111, с учётом технологических потерь в электрических сетях и технологических потерь холостого хода трансформаторной подстанции;

2) прекращение поставки электроэнергии на объекты в/ч 87111.

Усмотрев в действиях ОАО «ДЭСК» и ОАО «ДагЗЭТО» признаки нарушения пунктов 3 и 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Дагестанским УФАС России приказом от 26.08.2013 № 259 возбуждено дело № 45 и создана Комиссия для его рассмотрения.

Стороны по делу представили затребованные документы и сведения.

ххх, представитель ОАО «ДЭСК», на заседании Комиссии сообщил, что, несмотря на направленное уведомление в адрес филиала «Южный» ОАО «Оборонэнергосбыт» об ограничении подачи электроэнергии на объекты ОАО «Оборонэнергосбыт», фактически электроэнергия постоянно поставляется в обычном стабильном режиме. Согласно установленного порядка поставка электроэнергии на объекты ОАО «Оборонэнергосбыт» осуществляется по электрическим сетям, принадлежащим ОАО «Дагэнергосеть». ОАО «ДЭСК» со своей стороны не направляло заявок в адрес ОАО «Дагэнергосеть» об ограничении или прекращении поставки электроэнергии для в/ч 87111.

ххх, представитель ОАО «Дагэнергосеть», подтвердил, что ОАО «ДЭСК» со своей стороны не направляло заявок в адрес ОАО «Дагэнергосеть» об ограничении или прекращении поставки электроэнергии для в/ч 87111.

ххх, представитель ОАО «ДагЗЭТО», на заседании Комиссии сообщил, что для бесперебойного обеспечения технической водой была монтирована высоковольтная линия 6 кВ, которая находится на балансе завода. С течением времени к линии электропередачи было присоединено оборудование в/ч 87111. В настоящее время ОАО «ДагЗЭТО» не выгодно содержать данную линию. В связи с этим в/ч 87111 было предложено приобрести линию электропередачи в собственность, поскольку других субабонентов к ней не присоединено.

Исследовав и оценив в совокупности и во взаимной связи все представленные в материалы дела доказательства, Комиссия установила следующее.

ОАО «Оборонэнергосбыт» в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 02.02.2010 № 78-р является единственным поставщиком электрической энергии для Министерства обороны РФ.

ОАО «Оборонэнергосбыт» в пределах административных границ Республики Дагестан осуществляет снабжение электрической энергией объектов, подведомственных Министерству обороны РФ, в частности, воинских частей Минобороны РФ, расположенных на территории Республики Дагестан.

В целях обеспечения электрической энергией оборонных объектов на территории Республики Дагестан, в том числе энергоснабжения войсковой части № 87111, между ОАО «Оборонэнергосбыт» и ОАО «ДЭСК» заключён договор энергоснабжения № 12-Ц от 01.01.2010. В соответствии с пунктом 1.1 данного договора ОАО «ДЭСК» обязуется осуществлять в точках поставки продажу электрической энергии, а ОАО «Оборонэнергосбыт» принимать электрическую энергию и оплачивать ОАО «ДЭСК» оказанные услуги энергоснабжения.

ОАО «Оборонэнергосбыт» в своём заявлении от 02.08.2013 № ис-32-04/675 сообщило, что с 17.05.2013 ОАО «ДЭСК» ввело полное ограничение режима потребления электроэнергии в отношении в/ч № 87111. Более того, на момент подачи заявления (05.08.2013) электроэнергия не поставлялась в/ч № 87111.

Исходя из представленных в материалы дела документов, ОАО «ДЭСК» письмом от 15.07.2013 № 16-1850 информировало ОАО «Оборонэнергосбыт» о том, что ОАО «ДагЗЭТО» с 17.05.2013 прекратило поставку электроэнергии для нужд в/ч № 87111. Основанием данных действий ОАО «ДЭСК» определило отказ в/ч № 87111 от подписания отчёта о потреблении электроэнергии с учётом потерь на электрической сети и потерь холостого хода в трансформаторе, находящегося на балансе ОАО «ДагЗЭТО».

Кроме того, ОАО «ДЭСК» неоднократно направлены в адрес ОАО «Оборонэнергосбыт» следующие уведомления о самостоятельном ограничении режима потребления:

- от 12.01.2012 № 14-11,

- от 27.02.2012 № 14-246,

- от 12.03.2012 № 14-302,

- от 13.04.2012 № 14-494,

- от 18.05.2012 № 14-597,

- от 19.06.2012 № 14-682,

- от 19.07.2012 № 14-785.

ОАО «ДагЗЭТО» письмом от 30.08.2013 № 3Д-84 сообщило Дагестанскому УФАС России, что завод неоднократно сообщал войсковой части № 87111 о необходимости решения вопроса по потерям холостого хода на трансформаторе. Однако, войсковая часть № 87111 не отреагировала на обращение ОАО «ДагЗЭТО». В связи с этим 17.05.2013 была прекращена поставка электроэнергии войсковой части № 87111. Одновременно ОАО «ДагЗЭТО» в очередной раз просило предоставить расчёт потерь в трансформаторе и кабельной линии от трансформатора до войсковой части № 87111. После того, как войсковая часть № 87111 предоставила расчёт потерь, поставка электроэнергии была возобновлена.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» разъяснил, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Федерального закона «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 № 1173 «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства» предусмотрено, что ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, считается действиями, нарушающими безопасность государства.

Ограничение или прекращение поставки энергии, поименованных в пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 № 1173 органов, в том числе и военных комиссариатов, квалифицируются данным актом как действия, нарушающие безопасность государства. Причём суд отмечает, что запрет на ограничение или прекращение поставки энергии не поставлен в зависимость от исполнения или неисполнения сторонами своих договорных обязательств.

ОАО «ДЭСК» приказом Дагестанского УФАС России от 30.08.2005 № 48 внесено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов по РД, имеющих долю на рынке определённого товара более 35 процентов, по разделу «оптовая и розничная торговля (реализация) электрической энергией».

ОАО «ДЭСК» и ОАО «ДагЗЭТО», обладая информацией о том, что ОАО "Оборонэнергосбыт" является единственным поставщиком электрической энергии для нужд Минобороны РФ, в том числе подведомственных Минобороны РФ организаций, в одностороннем порядке прекратили поставку электроэнергии войсковой части № 87111, тем самым создав угрозу нарушения безопасности государства, что прямо запрещено Указом Президента Российской Федерации от 23.11.1995 № 1173.

В силу пункта 7 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 № 1, не подлежит ограничению ниже аварийной (технологической) брони или прекращению подача топливно-энергетических ресурсов организациям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.05.2002 № 364 "Об обеспечении устойчивого газо- и энергоснабжения финансируемых за счёт средств федерального бюджета организаций, обеспечивающих безопасность государства" установлены особые условия подачи электрической энергии и их оплаты, которые в обязательном порядке включаются в государственные контракты, заключаемые энергоснабжающими организациями независимо от организационно-правовой формы с финансируемыми за счёт средств федерального бюджета организациями - потребителями топливно-энергетических ресурсов, обеспечивающими безопасность государства (воинскими частями, учреждениями, предприятиями и организациями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба). Согласно приложению № 3 Постановления Правительства РФ от 29.05.2002 № 364 энергоснабжающая организация обязуется не производить ограничение подачи электрической энергии потребителю в пределах установленных ему главным распорядителем средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств в случае несвоевременного поступления платежей на его счета.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 утверждены Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (далее - Правила № 442). Разделом II Правил № 442 установлен Порядок ограничения режима потребления по обстоятельствам, не связанным с необходимостью проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства или с возникновением (угрозой возникновения) аварийных электроэнергетических режимов. Данный Порядок не подлежит расширительному толкованию и не может быть изменён по усмотрению сторон.

Согласно пункту 18 Правил № 442 в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 Правил № 442 не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.

Перечень потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, приведён в приложении к Правилам № 442. В отношении таких потребителей (отдельных объектов) в обязательном порядке определяются величины аварийной и технологической брони, которые являются существенными условиями договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии).

В перечень потребителей электрической энергии (отдельных объектов), ограничение режима потребления электрической энергии которых ниже уровня аварийной брони не допускается, входят воинские части Министерства обороны Российской Федерации (пункт 4 приложения к Правилам № 442).

В соответствии с пунктом 2 Правил № 442 ограничение режима потребления электрической энергии в случае нарушения потребителем своих обязательств, выразившееся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, а для граждан-потребителей за 2 расчётных периода, либо к образованию задолженности потребителя перед энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в размере, установленном в договоре.

Следовательно, введение ограничения режима потребления электрической энергии возможно лишь в отношении таких субъектов электроэнергетики как потребители электрической энергии.

Потребителями электрической энергии в соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" признаются лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.

Однако, ОАО "Оборонэнергосбыт" в силу распоряжения Правительства РФ от 02.02.2010 № 78-р является единственным поставщиком электроэнергии для нужд Минобороны России. В связи с чем, ОАО "Оборонэнергосбыт" приобретает у ОАО «ДЭСК» электроэнергию не для собственных нужд, а осуществляет в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам приобретённой электрической энергии и обладает в соответствии со статьёй 3 Закона об электроэнергетике статусом энергосбытовой организации, о чем было известно ОАО «ДЭСК» И ОАО «ДагЗЭТО». Введение ограничения подачи электрической энергии гарантирующим поставщиком в отношении энергосбытовой организации, либо угроза ведения такого ограничения, не предусмотрено действующим законодательством.

Следовательно, данные действия ОАО «ДЭСК» и ОАО «ДагЗЭТО» являются незаконными вне зависимости от того, имелась ли у ОАО "Оборонэнергосбыт" задолженность за полученную электроэнергию.

Таким образом, ОАО «ДЭСК» допустило нарушение пункта 4 части статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», нормами которого предусмотрен запрет на действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов других лиц, выраженные в не обоснованном сокращении или прекращении производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено нормативно-правовыми актами или судебными актами.

Согласно статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях злоупотребления доминирующим положением на рынке.

Согласно имеющихся в материалах дела документов, ОАО «ДЭСК» письмом от 15.07.2013 № 16-1850 информировало ОАО «Оборонэнергосбыт» о том, что согласно акту разграничения балансовой принадлежности к договору энергоснабжения от 01.01.2010 № 12-Ц войсковая часть № 87111 подключена к силовому трансформатору, собственником которого является ОАО «ДагЗЭТО».

В обращении энергосбытовой организации акцентировано внимание на отказе войсковой части № 87111 подписывать отчёт о потреблении электроэнергии с учётом потерь холостого хода в трансформаторе (5,1%) и потерь на линии электропередачи (2,3%), что, по мнению ОАО «ДЭСК», нарушает условие пункта 5.7.1 договора энергоснабжения от 01.01.2010 № 12-Ц, в котором оговорены показатели технологических потерь.

ОАО «ДЭСК» сообщило о низком коэффициенте загрузки силового трансформатора, составляющем параметр 0,001%. Тем самым, величина фактических потерь в трансформаторе превышала договорной объём войсковой части предложено самостоятельно произвести расчёт сверхнормативных потерь.

В целях пролонгации договорных отношений ОАО «ДЭСК» предъявило требование войсковой части № 87111 в дальнейшем отчёт о потреблении электроэнергии подписывать по показаниям электросчётчика с учётом объёма потерь. В случае отказа от принятия данного условия ОАО «ДЭСК» предложило войсковой части № 87111 найти иной источник поставки электроэнергии.

ОАО «ДагЗЭТО» письмом от 18.07.2013 № ЭМО-1-13 обратилось к войсковой части № 87111 с просьбой решения вопроса по потерям холостого хода на трансформаторе.

Кроме того, ОАО «ДагЗЭТО» письмом от 30.08.2013 № 3Д-84 сообщило Дагестанскому УФАС России, что завод неоднократно сообщал войсковой части № 87111 о необходимости решения вопроса по потерям холостого хода на трансформаторе. Однако, войсковая часть № 87111 не отреагировала на обращение ОАО «ДагЗЭТО». В связи с этим 17.05.2013 была прекращена поставка электроэнергии войсковой части № 87111. Одновременно ОАО «ДагЗЭТО» в очередной раз просило предоставить расчёт потерь в трансформаторе и кабельной линии от трансформатора до войсковой части № 87111. После того, как войсковая часть № 87111 предоставила расчёт потерь, поставка электроэнергии была возобновлена.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее – Основные положения № 442). Разделом II Основных положений № 442 определены Правила организации учёта электрической энергии на розничных рынках. Данные Правила не подлежат расширительному толкованию и не могут быть изменены по усмотрению сторон.

Согласно пункту 144 Основных положений № 442 приборы учёта подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка). При отсутствии технической возможности установки прибора учёта на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учёта подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки.

В случае если прибор учёта расположен не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка, то объём потребления электрической энергии, определённый на основании показаний такого прибора учёта, в целях осуществления расчётов по договору подлежит корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учёта. При этом расчёт величины потерь осуществляется сетевой организацией в соответствии с актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчёт нормативов технологических потерь электрической энергии при её передаче по электрическим сетям.

Войсковая часть № 87111 присоединена к силовому трансформатору, находящемуся на балансе ОАО «ДагЗЭТО». Согласно акту разграничения балансовой принадлежности от 12.01.2013 № РД-2-22 установлено следующее:

1) на балансе ОАО «ДагЗЭТО» находится КТП «ДагЗЭТО»,

2) на балансе ОАО «Оборонэнергосбыт» находится кабельная линия 0,4кВ-АВБш-4х120мм2,

3) границей балансовой принадлежности являются кабельные наконечники КЛ-0,4кВ в РУ-0,4кВ КТП «ДагЗЭТО»,

4) местом установки прибора учёта является временное распределительное устройство.

В связи с тем, что прибор учёта электроэнергии, потребляемой войсковой частью № 87111, установлен на границе балансовой принадлежности требования ОАО «ДЭСК» и ОАО «ДагЗЭТО» о необходимости расчёта технологических потерь не обоснованы.

Таким образом, ОАО «ДЭСК» допустило нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», нормами которого предусмотрен запрет на действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов других лиц, выраженные в навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);

Согласно статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях злоупотребления доминирующим положением на рынке.

ОАО «ДагЗЭТО» не включено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов по РД, имеющих долю на рынке определённого товара более 35 процентов, по разделу «услуги по передаче и распределению электрической энергии». В связи с этим в его действиях отсутствует состав нарушения в виде злоупотребления доминирующим положением.

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать ОАО «Дагестанская энергосбытовая компания» совершившим нарушения пунктов 3 и 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которые выразились в следующем:

1.1. Требование оплаты электроэнергии, потреблённой войсковой частью № 87111, с учётом технологических потерь в электрических сетях и технологических потерь холостого хода трансформаторной подстанции;

1.2. Прекращение поставки электроэнергии войсковой части № 87111.

2. Удовлетворить ходатайство ОАО «ДЭСК» о прекращении производства по данному делу в отношении ОАО «ДЭСК» по пункту 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с добровольным устранением нарушения.

3. Прекратить производство по данному делу в отношении ОАО «Дагестанский завод электротермического оборудования» в связи с отсутствием в его действиях состава нарушения антимонопольного законодательства.

4. Передать уполномоченному должностному лицу антимонопольного органа материалы данного дела для рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности виновных лиц.

5. Предложить Руководителю Дагестанского УФАС России рассмотреть вопрос о включении ОАО «Дагестанский завод электротермического оборудования» в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов по РД, имеющих долю на рынке определённого товара более 35 процентов, по разделу «услуги по передаче и распределению электрической энергии».

 

 

Председатель Комиссии                                                     Д.М.Халлаева

 

Члены Комиссии                                                                  А.И.Багандов

 

                                                                                              Г.М.Гаджиев

 

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьёй 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

stdClass Object ( [vid] => 8789 [uid] => 5 [title] => Решение в отношении ОАО «ДЭСК» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8789 [type] => solution [language] => ru [created] => 1391505760 [changed] => 1391505760 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1391505760 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Махачкала

 

Резолютивная часть решения оглашена 15.01.2014

В полном объёме решение изготовлено 22.01.2014

 

Комиссия Дагестанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:

Халлаевой Д.М.

Членов Комиссии:

Багандова А.И. 

Гаджиева Г.М.

рассмотрев дело № 45 по признакам нарушения ОАО «ДЭСК» (г. Махачкала, ул. Дахадаева, 73) и ОАО «ДагЗЭТО» (г. Избербаш, ул. Приморская, 4) пунктов 3 и 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в прекращении подачи электроэнергии в/ч 87111 филиала «Южный» ОАО «Оборонэнергосбыт» (350000, г. Краснодар, ул. Октябрьская/Северная, д. 183/326), в присутствии представителей участников по делу:

от ОАО «ДЭСК» - ххх;

от ОАО «Дагэнергосеть» - ххх;

от ОАО «ДагЗЭТО» - ххх,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Дагестанское УФАС России поступило обращение ОАО «Оборонэнергосбыт» о неправомерных действиях ОАО «ДЭСК» и ОАО «ДагЗЭТО», выразившихся в следующем:

1) требование оплаты электроэнергии, потреблённой в/ч 87111, с учётом технологических потерь в электрических сетях и технологических потерь холостого хода трансформаторной подстанции;

2) прекращение поставки электроэнергии на объекты в/ч 87111.

Усмотрев в действиях ОАО «ДЭСК» и ОАО «ДагЗЭТО» признаки нарушения пунктов 3 и 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Дагестанским УФАС России приказом от 26.08.2013 № 259 возбуждено дело № 45 и создана Комиссия для его рассмотрения.

Стороны по делу представили затребованные документы и сведения.

ххх, представитель ОАО «ДЭСК», на заседании Комиссии сообщил, что, несмотря на направленное уведомление в адрес филиала «Южный» ОАО «Оборонэнергосбыт» об ограничении подачи электроэнергии на объекты ОАО «Оборонэнергосбыт», фактически электроэнергия постоянно поставляется в обычном стабильном режиме. Согласно установленного порядка поставка электроэнергии на объекты ОАО «Оборонэнергосбыт» осуществляется по электрическим сетям, принадлежащим ОАО «Дагэнергосеть». ОАО «ДЭСК» со своей стороны не направляло заявок в адрес ОАО «Дагэнергосеть» об ограничении или прекращении поставки электроэнергии для в/ч 87111.

ххх, представитель ОАО «Дагэнергосеть», подтвердил, что ОАО «ДЭСК» со своей стороны не направляло заявок в адрес ОАО «Дагэнергосеть» об ограничении или прекращении поставки электроэнергии для в/ч 87111.

ххх, представитель ОАО «ДагЗЭТО», на заседании Комиссии сообщил, что для бесперебойного обеспечения технической водой была монтирована высоковольтная линия 6 кВ, которая находится на балансе завода. С течением времени к линии электропередачи было присоединено оборудование в/ч 87111. В настоящее время ОАО «ДагЗЭТО» не выгодно содержать данную линию. В связи с этим в/ч 87111 было предложено приобрести линию электропередачи в собственность, поскольку других субабонентов к ней не присоединено.

Исследовав и оценив в совокупности и во взаимной связи все представленные в материалы дела доказательства, Комиссия установила следующее.

ОАО «Оборонэнергосбыт» в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 02.02.2010 № 78-р является единственным поставщиком электрической энергии для Министерства обороны РФ.

ОАО «Оборонэнергосбыт» в пределах административных границ Республики Дагестан осуществляет снабжение электрической энергией объектов, подведомственных Министерству обороны РФ, в частности, воинских частей Минобороны РФ, расположенных на территории Республики Дагестан.

В целях обеспечения электрической энергией оборонных объектов на территории Республики Дагестан, в том числе энергоснабжения войсковой части № 87111, между ОАО «Оборонэнергосбыт» и ОАО «ДЭСК» заключён договор энергоснабжения № 12-Ц от 01.01.2010. В соответствии с пунктом 1.1 данного договора ОАО «ДЭСК» обязуется осуществлять в точках поставки продажу электрической энергии, а ОАО «Оборонэнергосбыт» принимать электрическую энергию и оплачивать ОАО «ДЭСК» оказанные услуги энергоснабжения.

ОАО «Оборонэнергосбыт» в своём заявлении от 02.08.2013 № ис-32-04/675 сообщило, что с 17.05.2013 ОАО «ДЭСК» ввело полное ограничение режима потребления электроэнергии в отношении в/ч № 87111. Более того, на момент подачи заявления (05.08.2013) электроэнергия не поставлялась в/ч № 87111.

Исходя из представленных в материалы дела документов, ОАО «ДЭСК» письмом от 15.07.2013 № 16-1850 информировало ОАО «Оборонэнергосбыт» о том, что ОАО «ДагЗЭТО» с 17.05.2013 прекратило поставку электроэнергии для нужд в/ч № 87111. Основанием данных действий ОАО «ДЭСК» определило отказ в/ч № 87111 от подписания отчёта о потреблении электроэнергии с учётом потерь на электрической сети и потерь холостого хода в трансформаторе, находящегося на балансе ОАО «ДагЗЭТО».

Кроме того, ОАО «ДЭСК» неоднократно направлены в адрес ОАО «Оборонэнергосбыт» следующие уведомления о самостоятельном ограничении режима потребления:

- от 12.01.2012 № 14-11,

- от 27.02.2012 № 14-246,

- от 12.03.2012 № 14-302,

- от 13.04.2012 № 14-494,

- от 18.05.2012 № 14-597,

- от 19.06.2012 № 14-682,

- от 19.07.2012 № 14-785.

ОАО «ДагЗЭТО» письмом от 30.08.2013 № 3Д-84 сообщило Дагестанскому УФАС России, что завод неоднократно сообщал войсковой части № 87111 о необходимости решения вопроса по потерям холостого хода на трансформаторе. Однако, войсковая часть № 87111 не отреагировала на обращение ОАО «ДагЗЭТО». В связи с этим 17.05.2013 была прекращена поставка электроэнергии войсковой части № 87111. Одновременно ОАО «ДагЗЭТО» в очередной раз просило предоставить расчёт потерь в трансформаторе и кабельной линии от трансформатора до войсковой части № 87111. После того, как войсковая часть № 87111 предоставила расчёт потерь, поставка электроэнергии была возобновлена.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» разъяснил, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Федерального закона «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 № 1173 «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства» предусмотрено, что ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, считается действиями, нарушающими безопасность государства.

Ограничение или прекращение поставки энергии, поименованных в пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 № 1173 органов, в том числе и военных комиссариатов, квалифицируются данным актом как действия, нарушающие безопасность государства. Причём суд отмечает, что запрет на ограничение или прекращение поставки энергии не поставлен в зависимость от исполнения или неисполнения сторонами своих договорных обязательств.

ОАО «ДЭСК» приказом Дагестанского УФАС России от 30.08.2005 № 48 внесено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов по РД, имеющих долю на рынке определённого товара более 35 процентов, по разделу «оптовая и розничная торговля (реализация) электрической энергией».

ОАО «ДЭСК» и ОАО «ДагЗЭТО», обладая информацией о том, что ОАО "Оборонэнергосбыт" является единственным поставщиком электрической энергии для нужд Минобороны РФ, в том числе подведомственных Минобороны РФ организаций, в одностороннем порядке прекратили поставку электроэнергии войсковой части № 87111, тем самым создав угрозу нарушения безопасности государства, что прямо запрещено Указом Президента Российской Федерации от 23.11.1995 № 1173.

В силу пункта 7 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 № 1, не подлежит ограничению ниже аварийной (технологической) брони или прекращению подача топливно-энергетических ресурсов организациям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.05.2002 № 364 "Об обеспечении устойчивого газо- и энергоснабжения финансируемых за счёт средств федерального бюджета организаций, обеспечивающих безопасность государства" установлены особые условия подачи электрической энергии и их оплаты, которые в обязательном порядке включаются в государственные контракты, заключаемые энергоснабжающими организациями независимо от организационно-правовой формы с финансируемыми за счёт средств федерального бюджета организациями - потребителями топливно-энергетических ресурсов, обеспечивающими безопасность государства (воинскими частями, учреждениями, предприятиями и организациями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба). Согласно приложению № 3 Постановления Правительства РФ от 29.05.2002 № 364 энергоснабжающая организация обязуется не производить ограничение подачи электрической энергии потребителю в пределах установленных ему главным распорядителем средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств в случае несвоевременного поступления платежей на его счета.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 утверждены Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (далее - Правила № 442). Разделом II Правил № 442 установлен Порядок ограничения режима потребления по обстоятельствам, не связанным с необходимостью проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства или с возникновением (угрозой возникновения) аварийных электроэнергетических режимов. Данный Порядок не подлежит расширительному толкованию и не может быть изменён по усмотрению сторон.

Согласно пункту 18 Правил № 442 в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 Правил № 442 не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.

Перечень потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, приведён в приложении к Правилам № 442. В отношении таких потребителей (отдельных объектов) в обязательном порядке определяются величины аварийной и технологической брони, которые являются существенными условиями договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии).

В перечень потребителей электрической энергии (отдельных объектов), ограничение режима потребления электрической энергии которых ниже уровня аварийной брони не допускается, входят воинские части Министерства обороны Российской Федерации (пункт 4 приложения к Правилам № 442).

В соответствии с пунктом 2 Правил № 442 ограничение режима потребления электрической энергии в случае нарушения потребителем своих обязательств, выразившееся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, а для граждан-потребителей за 2 расчётных периода, либо к образованию задолженности потребителя перед энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в размере, установленном в договоре.

Следовательно, введение ограничения режима потребления электрической энергии возможно лишь в отношении таких субъектов электроэнергетики как потребители электрической энергии.

Потребителями электрической энергии в соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" признаются лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.

Однако, ОАО "Оборонэнергосбыт" в силу распоряжения Правительства РФ от 02.02.2010 № 78-р является единственным поставщиком электроэнергии для нужд Минобороны России. В связи с чем, ОАО "Оборонэнергосбыт" приобретает у ОАО «ДЭСК» электроэнергию не для собственных нужд, а осуществляет в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам приобретённой электрической энергии и обладает в соответствии со статьёй 3 Закона об электроэнергетике статусом энергосбытовой организации, о чем было известно ОАО «ДЭСК» И ОАО «ДагЗЭТО». Введение ограничения подачи электрической энергии гарантирующим поставщиком в отношении энергосбытовой организации, либо угроза ведения такого ограничения, не предусмотрено действующим законодательством.

Следовательно, данные действия ОАО «ДЭСК» и ОАО «ДагЗЭТО» являются незаконными вне зависимости от того, имелась ли у ОАО "Оборонэнергосбыт" задолженность за полученную электроэнергию.

Таким образом, ОАО «ДЭСК» допустило нарушение пункта 4 части статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», нормами которого предусмотрен запрет на действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов других лиц, выраженные в не обоснованном сокращении или прекращении производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено нормативно-правовыми актами или судебными актами.

Согласно статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях злоупотребления доминирующим положением на рынке.

Согласно имеющихся в материалах дела документов, ОАО «ДЭСК» письмом от 15.07.2013 № 16-1850 информировало ОАО «Оборонэнергосбыт» о том, что согласно акту разграничения балансовой принадлежности к договору энергоснабжения от 01.01.2010 № 12-Ц войсковая часть № 87111 подключена к силовому трансформатору, собственником которого является ОАО «ДагЗЭТО».

В обращении энергосбытовой организации акцентировано внимание на отказе войсковой части № 87111 подписывать отчёт о потреблении электроэнергии с учётом потерь холостого хода в трансформаторе (5,1%) и потерь на линии электропередачи (2,3%), что, по мнению ОАО «ДЭСК», нарушает условие пункта 5.7.1 договора энергоснабжения от 01.01.2010 № 12-Ц, в котором оговорены показатели технологических потерь.

ОАО «ДЭСК» сообщило о низком коэффициенте загрузки силового трансформатора, составляющем параметр 0,001%. Тем самым, величина фактических потерь в трансформаторе превышала договорной объём войсковой части предложено самостоятельно произвести расчёт сверхнормативных потерь.

В целях пролонгации договорных отношений ОАО «ДЭСК» предъявило требование войсковой части № 87111 в дальнейшем отчёт о потреблении электроэнергии подписывать по показаниям электросчётчика с учётом объёма потерь. В случае отказа от принятия данного условия ОАО «ДЭСК» предложило войсковой части № 87111 найти иной источник поставки электроэнергии.

ОАО «ДагЗЭТО» письмом от 18.07.2013 № ЭМО-1-13 обратилось к войсковой части № 87111 с просьбой решения вопроса по потерям холостого хода на трансформаторе.

Кроме того, ОАО «ДагЗЭТО» письмом от 30.08.2013 № 3Д-84 сообщило Дагестанскому УФАС России, что завод неоднократно сообщал войсковой части № 87111 о необходимости решения вопроса по потерям холостого хода на трансформаторе. Однако, войсковая часть № 87111 не отреагировала на обращение ОАО «ДагЗЭТО». В связи с этим 17.05.2013 была прекращена поставка электроэнергии войсковой части № 87111. Одновременно ОАО «ДагЗЭТО» в очередной раз просило предоставить расчёт потерь в трансформаторе и кабельной линии от трансформатора до войсковой части № 87111. После того, как войсковая часть № 87111 предоставила расчёт потерь, поставка электроэнергии была возобновлена.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее – Основные положения № 442). Разделом II Основных положений № 442 определены Правила организации учёта электрической энергии на розничных рынках. Данные Правила не подлежат расширительному толкованию и не могут быть изменены по усмотрению сторон.

Согласно пункту 144 Основных положений № 442 приборы учёта подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка). При отсутствии технической возможности установки прибора учёта на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учёта подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки.

В случае если прибор учёта расположен не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка, то объём потребления электрической энергии, определённый на основании показаний такого прибора учёта, в целях осуществления расчётов по договору подлежит корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учёта. При этом расчёт величины потерь осуществляется сетевой организацией в соответствии с актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчёт нормативов технологических потерь электрической энергии при её передаче по электрическим сетям.

Войсковая часть № 87111 присоединена к силовому трансформатору, находящемуся на балансе ОАО «ДагЗЭТО». Согласно акту разграничения балансовой принадлежности от 12.01.2013 № РД-2-22 установлено следующее:

1) на балансе ОАО «ДагЗЭТО» находится КТП «ДагЗЭТО»,

2) на балансе ОАО «Оборонэнергосбыт» находится кабельная линия 0,4кВ-АВБш-4х120мм2,

3) границей балансовой принадлежности являются кабельные наконечники КЛ-0,4кВ в РУ-0,4кВ КТП «ДагЗЭТО»,

4) местом установки прибора учёта является временное распределительное устройство.

В связи с тем, что прибор учёта электроэнергии, потребляемой войсковой частью № 87111, установлен на границе балансовой принадлежности требования ОАО «ДЭСК» и ОАО «ДагЗЭТО» о необходимости расчёта технологических потерь не обоснованы.

Таким образом, ОАО «ДЭСК» допустило нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», нормами которого предусмотрен запрет на действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов других лиц, выраженные в навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);

Согласно статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях злоупотребления доминирующим положением на рынке.

ОАО «ДагЗЭТО» не включено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов по РД, имеющих долю на рынке определённого товара более 35 процентов, по разделу «услуги по передаче и распределению электрической энергии». В связи с этим в его действиях отсутствует состав нарушения в виде злоупотребления доминирующим положением.

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать ОАО «Дагестанская энергосбытовая компания» совершившим нарушения пунктов 3 и 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которые выразились в следующем:

1.1. Требование оплаты электроэнергии, потреблённой войсковой частью № 87111, с учётом технологических потерь в электрических сетях и технологических потерь холостого хода трансформаторной подстанции;

1.2. Прекращение поставки электроэнергии войсковой части № 87111.

2. Удовлетворить ходатайство ОАО «ДЭСК» о прекращении производства по данному делу в отношении ОАО «ДЭСК» по пункту 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с добровольным устранением нарушения.

3. Прекратить производство по данному делу в отношении ОАО «Дагестанский завод электротермического оборудования» в связи с отсутствием в его действиях состава нарушения антимонопольного законодательства.

4. Передать уполномоченному должностному лицу антимонопольного органа материалы данного дела для рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности виновных лиц.

5. Предложить Руководителю Дагестанского УФАС России рассмотреть вопрос о включении ОАО «Дагестанский завод электротермического оборудования» в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов по РД, имеющих долю на рынке определённого товара более 35 процентов, по разделу «услуги по передаче и распределению электрической энергии».

 

 

Председатель Комиссии                                                     Д.М.Халлаева

 

Члены Комиссии                                                                  А.И.Багандов

 

                                                                                              Г.М.Гаджиев

 

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьёй 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Махачкала

 

Резолютивная часть решения оглашена 15.01.2014

В полном объёме решение изготовлено 22.01.2014

 

Комиссия Дагестанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:

Халлаевой Д.М.

Членов Комиссии:

Багандова А.И. 

Гаджиева Г.М.

рассмотрев дело № 45 по признакам нарушения ОАО «ДЭСК» (г. Махачкала, ул. Дахадаева, 73) и ОАО «ДагЗЭТО» (г. Избербаш, ул. Приморская, 4) пунктов 3 и 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в прекращении подачи электроэнергии в/ч 87111 филиала «Южный» ОАО «Оборонэнергосбыт» (350000, г. Краснодар, ул. Октябрьская/Северная, д. 183/326), в присутствии представителей участников по делу:

от ОАО «ДЭСК» - ххх;

от ОАО «Дагэнергосеть» - ххх;

от ОАО «ДагЗЭТО» - ххх,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Дагестанское УФАС России поступило обращение ОАО «Оборонэнергосбыт» о неправомерных действиях ОАО «ДЭСК» и ОАО «ДагЗЭТО», выразившихся в следующем:

1) требование оплаты электроэнергии, потреблённой в/ч 87111, с учётом технологических потерь в электрических сетях и технологических потерь холостого хода трансформаторной подстанции;

2) прекращение поставки электроэнергии на объекты в/ч 87111.

Усмотрев в действиях ОАО «ДЭСК» и ОАО «ДагЗЭТО» признаки нарушения пунктов 3 и 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Дагестанским УФАС России приказом от 26.08.2013 № 259 возбуждено дело № 45 и создана Комиссия для его рассмотрения.

Стороны по делу представили затребованные документы и сведения.

ххх, представитель ОАО «ДЭСК», на заседании Комиссии сообщил, что, несмотря на направленное уведомление в адрес филиала «Южный» ОАО «Оборонэнергосбыт» об ограничении подачи электроэнергии на объекты ОАО «Оборонэнергосбыт», фактически электроэнергия постоянно поставляется в обычном стабильном режиме. Согласно установленного порядка поставка электроэнергии на объекты ОАО «Оборонэнергосбыт» осуществляется по электрическим сетям, принадлежащим ОАО «Дагэнергосеть». ОАО «ДЭСК» со своей стороны не направляло заявок в адрес ОАО «Дагэнергосеть» об ограничении или прекращении поставки электроэнергии для в/ч 87111.

ххх, представитель ОАО «Дагэнергосеть», подтвердил, что ОАО «ДЭСК» со своей стороны не направляло заявок в адрес ОАО «Дагэнергосеть» об ограничении или прекращении поставки электроэнергии для в/ч 87111.

ххх, представитель ОАО «ДагЗЭТО», на заседании Комиссии сообщил, что для бесперебойного обеспечения технической водой была монтирована высоковольтная линия 6 кВ, которая находится на балансе завода. С течением времени к линии электропередачи было присоединено оборудование в/ч 87111. В настоящее время ОАО «ДагЗЭТО» не выгодно содержать данную линию. В связи с этим в/ч 87111 было предложено приобрести линию электропередачи в собственность, поскольку других субабонентов к ней не присоединено.

Исследовав и оценив в совокупности и во взаимной связи все представленные в материалы дела доказательства, Комиссия установила следующее.

ОАО «Оборонэнергосбыт» в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 02.02.2010 № 78-р является единственным поставщиком электрической энергии для Министерства обороны РФ.

ОАО «Оборонэнергосбыт» в пределах административных границ Республики Дагестан осуществляет снабжение электрической энергией объектов, подведомственных Министерству обороны РФ, в частности, воинских частей Минобороны РФ, расположенных на территории Республики Дагестан.

В целях обеспечения электрической энергией оборонных объектов на территории Республики Дагестан, в том числе энергоснабжения войсковой части № 87111, между ОАО «Оборонэнергосбыт» и ОАО «ДЭСК» заключён договор энергоснабжения № 12-Ц от 01.01.2010. В соответствии с пунктом 1.1 данного договора ОАО «ДЭСК» обязуется осуществлять в точках поставки продажу электрической энергии, а ОАО «Оборонэнергосбыт» принимать электрическую энергию и оплачивать ОАО «ДЭСК» оказанные услуги энергоснабжения.

ОАО «Оборонэнергосбыт» в своём заявлении от 02.08.2013 № ис-32-04/675 сообщило, что с 17.05.2013 ОАО «ДЭСК» ввело полное ограничение режима потребления электроэнергии в отношении в/ч № 87111. Более того, на момент подачи заявления (05.08.2013) электроэнергия не поставлялась в/ч № 87111.

Исходя из представленных в материалы дела документов, ОАО «ДЭСК» письмом от 15.07.2013 № 16-1850 информировало ОАО «Оборонэнергосбыт» о том, что ОАО «ДагЗЭТО» с 17.05.2013 прекратило поставку электроэнергии для нужд в/ч № 87111. Основанием данных действий ОАО «ДЭСК» определило отказ в/ч № 87111 от подписания отчёта о потреблении электроэнергии с учётом потерь на электрической сети и потерь холостого хода в трансформаторе, находящегося на балансе ОАО «ДагЗЭТО».

Кроме того, ОАО «ДЭСК» неоднократно направлены в адрес ОАО «Оборонэнергосбыт» следующие уведомления о самостоятельном ограничении режима потребления:

- от 12.01.2012 № 14-11,

- от 27.02.2012 № 14-246,

- от 12.03.2012 № 14-302,

- от 13.04.2012 № 14-494,

- от 18.05.2012 № 14-597,

- от 19.06.2012 № 14-682,

- от 19.07.2012 № 14-785.

ОАО «ДагЗЭТО» письмом от 30.08.2013 № 3Д-84 сообщило Дагестанскому УФАС России, что завод неоднократно сообщал войсковой части № 87111 о необходимости решения вопроса по потерям холостого хода на трансформаторе. Однако, войсковая часть № 87111 не отреагировала на обращение ОАО «ДагЗЭТО». В связи с этим 17.05.2013 была прекращена поставка электроэнергии войсковой части № 87111. Одновременно ОАО «ДагЗЭТО» в очередной раз просило предоставить расчёт потерь в трансформаторе и кабельной линии от трансформатора до войсковой части № 87111. После того, как войсковая часть № 87111 предоставила расчёт потерь, поставка электроэнергии была возобновлена.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» разъяснил, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Федерального закона «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 № 1173 «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства» предусмотрено, что ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, считается действиями, нарушающими безопасность государства.

Ограничение или прекращение поставки энергии, поименованных в пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 № 1173 органов, в том числе и военных комиссариатов, квалифицируются данным актом как действия, нарушающие безопасность государства. Причём суд отмечает, что запрет на ограничение или прекращение поставки энергии не поставлен в зависимость от исполнения или неисполнения сторонами своих договорных обязательств.

ОАО «ДЭСК» приказом Дагестанского УФАС России от 30.08.2005 № 48 внесено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов по РД, имеющих долю на рынке определённого товара более 35 процентов, по разделу «оптовая и розничная торговля (реализация) электрической энергией».

ОАО «ДЭСК» и ОАО «ДагЗЭТО», обладая информацией о том, что ОАО "Оборонэнергосбыт" является единственным поставщиком электрической энергии для нужд Минобороны РФ, в том числе подведомственных Минобороны РФ организаций, в одностороннем порядке прекратили поставку электроэнергии войсковой части № 87111, тем самым создав угрозу нарушения безопасности государства, что прямо запрещено Указом Президента Российской Федерации от 23.11.1995 № 1173.

В силу пункта 7 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 № 1, не подлежит ограничению ниже аварийной (технологической) брони или прекращению подача топливно-энергетических ресурсов организациям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.05.2002 № 364 "Об обеспечении устойчивого газо- и энергоснабжения финансируемых за счёт средств федерального бюджета организаций, обеспечивающих безопасность государства" установлены особые условия подачи электрической энергии и их оплаты, которые в обязательном порядке включаются в государственные контракты, заключаемые энергоснабжающими организациями независимо от организационно-правовой формы с финансируемыми за счёт средств федерального бюджета организациями - потребителями топливно-энергетических ресурсов, обеспечивающими безопасность государства (воинскими частями, учреждениями, предприятиями и организациями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба). Согласно приложению № 3 Постановления Правительства РФ от 29.05.2002 № 364 энергоснабжающая организация обязуется не производить ограничение подачи электрической энергии потребителю в пределах установленных ему главным распорядителем средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств в случае несвоевременного поступления платежей на его счета.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 утверждены Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (далее - Правила № 442). Разделом II Правил № 442 установлен Порядок ограничения режима потребления по обстоятельствам, не связанным с необходимостью проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства или с возникновением (угрозой возникновения) аварийных электроэнергетических режимов. Данный Порядок не подлежит расширительному толкованию и не может быть изменён по усмотрению сторон.

Согласно пункту 18 Правил № 442 в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 Правил № 442 не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.

Перечень потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, приведён в приложении к Правилам № 442. В отношении таких потребителей (отдельных объектов) в обязательном порядке определяются величины аварийной и технологической брони, которые являются существенными условиями договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии).

В перечень потребителей электрической энергии (отдельных объектов), ограничение режима потребления электрической энергии которых ниже уровня аварийной брони не допускается, входят воинские части Министерства обороны Российской Федерации (пункт 4 приложения к Правилам № 442).

В соответствии с пунктом 2 Правил № 442 ограничение режима потребления электрической энергии в случае нарушения потребителем своих обязательств, выразившееся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, а для граждан-потребителей за 2 расчётных периода, либо к образованию задолженности потребителя перед энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в размере, установленном в договоре.

Следовательно, введение ограничения режима потребления электрической энергии возможно лишь в отношении таких субъектов электроэнергетики как потребители электрической энергии.

Потребителями электрической энергии в соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" признаются лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.

Однако, ОАО "Оборонэнергосбыт" в силу распоряжения Правительства РФ от 02.02.2010 № 78-р является единственным поставщиком электроэнергии для нужд Минобороны России. В связи с чем, ОАО "Оборонэнергосбыт" приобретает у ОАО «ДЭСК» электроэнергию не для собственных нужд, а осуществляет в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам приобретённой электрической энергии и обладает в соответствии со статьёй 3 Закона об электроэнергетике статусом энергосбытовой организации, о чем было известно ОАО «ДЭСК» И ОАО «ДагЗЭТО». Введение ограничения подачи электрической энергии гарантирующим поставщиком в отношении энергосбытовой организации, либо угроза ведения такого ограничения, не предусмотрено действующим законодательством.

Следовательно, данные действия ОАО «ДЭСК» и ОАО «ДагЗЭТО» являются незаконными вне зависимости от того, имелась ли у ОАО "Оборонэнергосбыт" задолженность за полученную электроэнергию.

Таким образом, ОАО «ДЭСК» допустило нарушение пункта 4 части статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», нормами которого предусмотрен запрет на действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов других лиц, выраженные в не обоснованном сокращении или прекращении производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено нормативно-правовыми актами или судебными актами.

Согласно статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях злоупотребления доминирующим положением на рынке.

Согласно имеющихся в материалах дела документов, ОАО «ДЭСК» письмом от 15.07.2013 № 16-1850 информировало ОАО «Оборонэнергосбыт» о том, что согласно акту разграничения балансовой принадлежности к договору энергоснабжения от 01.01.2010 № 12-Ц войсковая часть № 87111 подключена к силовому трансформатору, собственником которого является ОАО «ДагЗЭТО».

В обращении энергосбытовой организации акцентировано внимание на отказе войсковой части № 87111 подписывать отчёт о потреблении электроэнергии с учётом потерь холостого хода в трансформаторе (5,1%) и потерь на линии электропередачи (2,3%), что, по мнению ОАО «ДЭСК», нарушает условие пункта 5.7.1 договора энергоснабжения от 01.01.2010 № 12-Ц, в котором оговорены показатели технологических потерь.

ОАО «ДЭСК» сообщило о низком коэффициенте загрузки силового трансформатора, составляющем параметр 0,001%. Тем самым, величина фактических потерь в трансформаторе превышала договорной объём войсковой части предложено самостоятельно произвести расчёт сверхнормативных потерь.

В целях пролонгации договорных отношений ОАО «ДЭСК» предъявило требование войсковой части № 87111 в дальнейшем отчёт о потреблении электроэнергии подписывать по показаниям электросчётчика с учётом объёма потерь. В случае отказа от принятия данного условия ОАО «ДЭСК» предложило войсковой части № 87111 найти иной источник поставки электроэнергии.

ОАО «ДагЗЭТО» письмом от 18.07.2013 № ЭМО-1-13 обратилось к войсковой части № 87111 с просьбой решения вопроса по потерям холостого хода на трансформаторе.

Кроме того, ОАО «ДагЗЭТО» письмом от 30.08.2013 № 3Д-84 сообщило Дагестанскому УФАС России, что завод неоднократно сообщал войсковой части № 87111 о необходимости решения вопроса по потерям холостого хода на трансформаторе. Однако, войсковая часть № 87111 не отреагировала на обращение ОАО «ДагЗЭТО». В связи с этим 17.05.2013 была прекращена поставка электроэнергии войсковой части № 87111. Одновременно ОАО «ДагЗЭТО» в очередной раз просило предоставить расчёт потерь в трансформаторе и кабельной линии от трансформатора до войсковой части № 87111. После того, как войсковая часть № 87111 предоставила расчёт потерь, поставка электроэнергии была возобновлена.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее – Основные положения № 442). Разделом II Основных положений № 442 определены Правила организации учёта электрической энергии на розничных рынках. Данные Правила не подлежат расширительному толкованию и не могут быть изменены по усмотрению сторон.

Согласно пункту 144 Основных положений № 442 приборы учёта подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка). При отсутствии технической возможности установки прибора учёта на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учёта подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки.

В случае если прибор учёта расположен не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка, то объём потребления электрической энергии, определённый на основании показаний такого прибора учёта, в целях осуществления расчётов по договору подлежит корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учёта. При этом расчёт величины потерь осуществляется сетевой организацией в соответствии с актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчёт нормативов технологических потерь электрической энергии при её передаче по электрическим сетям.

Войсковая часть № 87111 присоединена к силовому трансформатору, находящемуся на балансе ОАО «ДагЗЭТО». Согласно акту разграничения балансовой принадлежности от 12.01.2013 № РД-2-22 установлено следующее:

1) на балансе ОАО «ДагЗЭТО» находится КТП «ДагЗЭТО»,

2) на балансе ОАО «Оборонэнергосбыт» находится кабельная линия 0,4кВ-АВБш-4х120мм2,

3) границей балансовой принадлежности являются кабельные наконечники КЛ-0,4кВ в РУ-0,4кВ КТП «ДагЗЭТО»,

4) местом установки прибора учёта является временное распределительное устройство.

В связи с тем, что прибор учёта электроэнергии, потребляемой войсковой частью № 87111, установлен на границе балансовой принадлежности требования ОАО «ДЭСК» и ОАО «ДагЗЭТО» о необходимости расчёта технологических потерь не обоснованы.

Таким образом, ОАО «ДЭСК» допустило нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», нормами которого предусмотрен запрет на действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является ущемление интересов других лиц, выраженные в навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);

Согласно статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях злоупотребления доминирующим положением на рынке.

ОАО «ДагЗЭТО» не включено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов по РД, имеющих долю на рынке определённого товара более 35 процентов, по разделу «услуги по передаче и распределению электрической энергии». В связи с этим в его действиях отсутствует состав нарушения в виде злоупотребления доминирующим положением.

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать ОАО «Дагестанская энергосбытовая компания» совершившим нарушения пунктов 3 и 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которые выразились в следующем:

1.1. Требование оплаты электроэнергии, потреблённой войсковой частью № 87111, с учётом технологических потерь в электрических сетях и технологических потерь холостого хода трансформаторной подстанции;

1.2. Прекращение поставки электроэнергии войсковой части № 87111.

2. Удовлетворить ходатайство ОАО «ДЭСК» о прекращении производства по данному делу в отношении ОАО «ДЭСК» по пункту 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с добровольным устранением нарушения.

3. Прекратить производство по данному делу в отношении ОАО «Дагестанский завод электротермического оборудования» в связи с отсутствием в его действиях состава нарушения антимонопольного законодательства.

4. Передать уполномоченному должностному лицу антимонопольного органа материалы данного дела для рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности виновных лиц.

5. Предложить Руководителю Дагестанского УФАС России рассмотреть вопрос о включении ОАО «Дагестанский завод электротермического оборудования» в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов по РД, имеющих долю на рынке определённого товара более 35 процентов, по разделу «услуги по передаче и распределению электрической энергии».

 

 

Председатель Комиссии                                                     Д.М.Халлаева

 

Члены Комиссии                                                                  А.И.Багандов

 

                                                                                              Г.М.Гаджиев

 

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьёй 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 45 [format] => [safe_value] => 45 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>
[format] => full_html [safe_value] =>

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-01-22 17:20:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-01-22 17:20:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1391505760 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Дагестанское УФАС России )