Решение в отношении администрации МО "город Кизилюрт"

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: 71
Дата публикации: 10 февраля 2014, 21:18

 

 

Решение

по делу № 71/2013

 

«10» февраля  2014г.                                                             г.Махачкала

 

Резолютивная часть решения оглашена «29» января 2014 года.

Решение в полном объеме изготовлено «10» февраля 2014 года.

 

Комиссия Дагестанского Управления ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председателя Комиссии – Д.М. Халлаевой

 

Членов Комиссии:

Ибрагимова М.Р. 

Магомедова М.Р. 

Саидова Ш.М. 

 

рассмотрев дело № 71/2013 по признакам нарушения Администрацией ГО «город Кизилюрт» п.п.3,7 ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в  непроведении торгов, при  предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 05:45:000041:131, для строительства центра автомобильного сервиса, общей площадью – 2700 кв.м., а также в предоставлении муниципальной преференции без предварительного согласия антимонопольного органа,

в присутствии представителей:

-  Администрации МО «город Кизилюрт» - главного специалиста отдела архитектуры и градостроительства ххх,

в отсутствии:

-  ххх – извещена надлежащим образом

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело №71/2013 возбуждено Дагестанским УФАС России по результатам проведения внеплановой проверки Администрации МО «город Кизилюрт» на предмет соблюдения антимонопольного законодательства. В результате проверки было выявлено следующее:

Согласно Постановлению главы администрации МО «город Кизилюрт» от 30.01.2013г. №27-П на основании статей 30, 31 и 32 Земельного Кодекса РФ (далее – ЗК РФ) ххх был предоставлен земельный участок, с кадастровым номером 05:45:000041:131 из категории земель населенных пунктов, находящихся по адресу г.Кизилюрт, ул.Малагусейнова, 20 «а», для строительства центра автомобильного сервиса, общей площадью – 2700 кв.м. в аренду сроком на 49 лет.

В действиях Администрации МО «город Кизилюрт» в  части не проведения торгов при  предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 05:45:000041:131, для строительства центра автомобильного сервиса, общей площадью – 2700 кв.м., а также в предоставлении муниципальной преференции без предварительного согласия антимонопольного органа усматриваются признаки нарушения п.п.3,7 ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

      Приказом Дагестанского УФАС России от 08.10.2013 №335 в отношении Администрации МО «город Кизилюрт»  было возбуждено дело № 71/2013 по признакам нарушения п.п.3,7 ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

      Определениями от 29.10.2013г. и 21.11.2013г. дело №71/2013 откладывалось, в связи с необходимостью запроса дополнительной информации у  Администрации МО «город Кизилюрт» и ххх.

29.01.2014г. на рассмотрении дела, на вопрос Комиссии по поводу предоставления  данного земельного участка в нарушении требований установленных статьями 30, 31 и 32 ЗК РФ представитель  Администрации МО «город Кизилюрт» ххх пояснил следующее:

«Предоставление земельных участков для строительства осуществлялось с предварительным согласованием места размещения объекта, поэтому торги не проводились, согласно ч.5 ст.30, ст.31, ст.32 ЗК РФ.

Также ххх представил Комиссии Утвержденные правила землепользования и застройки на территории МО «город Кизилюрт» от 18.06.2009г. №10-03/04 и Правила землепользования и застройки МО городской округ «город Кизилюрт» (далее – Правила) от 18.10.2012г. №32-07/04 утвержденные Решением собрания депутатов МО Городской округ «город Кизилюрт».

Данные Правила это  - документ градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения Правил и порядок внесения в них изменений, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.

Исследовав материалы дела и выслушав пояснения представителя  Администрации МО «город Кизилюрт», Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях Администрации МО «город Кизилюрт» состава нарушения, предусмотренного п.п.3,7 ч.1 ст.15, выразившегося в не проведении торгов при  предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка, с кадастровым номером 05:45:000041:131 для строительства центра автомобильного сервиса, общей площадью – 2700 кв.м., а также в предоставлении муниципальной преференции без предварительного согласия антимонопольного органа.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

При этом Комиссия исходила из следующего.

Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован Земельным кодексом РФ.

В соответствии с ч.2 ст.11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

 1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Также согласно части 4 вышеуказанной статьи, предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего кодекса.

В соответствии с пунктами 1, 2, 5 - 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти, предусмотренный статьей 29 ЗК РФ с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

В случае проведения процедуры выбора земельного участка при его предварительном согласовании для предоставления, в заявлении гражданина или юридического лица должны быть указаны: 1) назначение объекта; 2) предполагаемое место размещение; 3) обоснование примерного размера земельного участка; 4) испрашиваемое право на земельный участок (ч.1 ст.31 ЗК РФ).

Целями выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта является определение возможности на земельном участке построить конкретные здание, строение, сооружение.

Заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта предполагает первичное предоставление земельного участка. Данная статья устанавливает требования к содержанию такого заявления.

Отсутствие в заявлении требуемой в п. 1 комментируемой статьи информации может служить основанием для отказа в выборе земельного участка и возврата заявителю (аналогичная правовая позиция содержится в  определении ВАС РФ от 01.03.2007 N 1454/07, постановлении ФАС Московского округа от 16.11.2007 по делу N А40-17558/-7-7-154 а также в постановлении ФАС Уральского округа от 29.04.2008 по делу N А76-5029/2007). Заявитель вправе приложить к заявлению технико-экономического обоснования проекта строительства или необходимых расчетов. Иную информацию органы, осуществляющие распоряжение земельными участками, не вправе требовать.

Согласно п.5 ст.30 и ст.31 ЗК РФ процедура предварительного согласования места размещения объекта начинается с процедуры выбора земельного участка, которая в свою очередь инициируется заявителем (юридическим или физическим лицом) путем подачи в орган местного самоуправления заявления о выборе земельного участка.

Заявление, поданное претендентом на получение земельного участка, на основании которого администрацией г. Кизилюрта была осуществлена процедура предоставления земельного участка, не соответствует исходным требованиям, предъявляемым к заявлению о выборе земельного участка для строительства. В частности, из обязательных требований к заявлению о выборе в нем отсутствуют следующие обязательные элементы, наличие которых позволяет органу местного самоуправления инициировать процедуру отказа от предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта: обоснование размера земельного участка. К тому же, заявление ххх не содержит просьбу  о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Заявление ххх не выражает желание согласовать место размещения объекта, а следовательно, и готовность осуществить работы по формированию земельного участка.

Однако, несмотря на то обстоятельство, что заявление от ххх, не отвечало требованиям ЗК РФ (отсутствие вышеназванных пунктов в заявлении, обязательных при проведении процедуры предварительного согласования), оно было принято администрацией МО «город Кизилюрт» к рассмотрению (зарегистрировано вх. №1760 от 26.11.2012г.) и впоследствии на его основе были осуществлены юридически значимые действия. Более того, данное заявление подано в администрацию г. Кизилюрт после опубликования информационного сообщения в газете «Кизилюртовские вести», хотя Земельным Кодексом РФ (ст.31) предусмотрена иная процедура предоставления земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Пунктом 11 статьи 30 Земельного кодекса предусмотрено, что предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий).

В силу статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) Правилами землепользования и застройки установлены границы территориальных зон и утверждены градостроительные регламенты, установлены виды разрешенного использования в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующих территориальных зон, предельные параметры разрешенного строительства объектов и ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Согласно Градостроительного кодекса градостроительная документация о застройке представляет собой документацию по планировке территории. При этом в силу части 5 статьи 41 названного Кодекса при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических и градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий (часть 10 статьи 45 Градостроительного кодекса).

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и для размещения линейных объектов (части 1 и 2 статьи 41 Градостроительного кодекса).

Основная часть проекта планировки территории, подлежащая утверждению уполномоченным органом местного самоуправления с соблюдением процедуры публичных слушаний, состоит из чертежей планировки территории и положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, о характеристиках планируемого развития территории и развития систем социального, транспортного обслуживания, инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории. При этом на чертежах планировки территории отображаются: красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (статья 42 Градостроительного кодекса).

Проекты межевания территорий (квартала, микрорайона) могут быть подготовлены как в составе проектов планировки территорий, так и в виде отдельного документа применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры (квартала, микрорайона), установленных проектами планировки территорий (части 1 и 3 статьи 43 Градостроительного кодекса).

Частью 5 статьи 43 данного Кодекса предусмотрено, что проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются: красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений; границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты; границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства; границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения; границы территорий объектов культурного наследия; границы зон с особыми условиями использования территорий; границы зон действия публичных сервитутов.

Истолковав норму пункта 11 статьи 30 Земельного кодекса во взаимосвязи с частью 5 статьи 41 Градостроительного кодекса, Комиссия Дагестанского УФАС России считает, что в выборе земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта должно быть отказано в случае, если проекты планировки и межевания территории утверждены и градостроительный план земельного участка подготовлен.

Частями 1 и 2 статьи 44 Градостроительного кодекса предусмотрено, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.

В силу части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса в составе градостроительного плана земельного участка указываются в том числе границы земельного участка, границы зон действия публичных сервитутов, минимальные отступы от границ участка, информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и о разрешенном использовании земельного участка, информация о требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на таком земельном участке.

Градостроительный план земельного участка подлежит представлению в уполномоченный орган для получения разрешения на строительство объекта, поскольку такое разрешение подтверждает соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана, а также для ввода объекта в эксплуатацию (пункт 2 части 7, часть 1 статьи 51, пункт 2 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса).

Из части 17 статьи 46 Градостроительного кодекса следует, что орган местного самоуправления по заявлению физического или юридического лица в тридцатидневный срок обязан подготовить градостроительный план земельного участка, утвердить его и выдать заявителю без взимания платы и без проведения процедуры публичных слушаний (поскольку публичные слушания уже проведены при подготовке правил землепользования и застройки, проекта планировки и межевания территории).

По смыслу статей 41 - 46 Градостроительного кодекса градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок. Таким образом, при наличии утвержденной документации о планировке и межевании территории отсутствие градостроительного плана земельного участка не может являться основанием для вывода о неприменении к спорным правоотношениям пункта 11 статьи 30 Земельного кодекса.

Согласно пункту 2.3 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 29.10.2002 N 150 (в силу статьи 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", применяемой в части, не противоречащей Градостроительному кодексу), градостроительный план земельного участка не входит в перечень градостроительной документации о застройке территории поселений и других муниципальных образований, который включает в себя: проекты планировки частей территорий поселений, проекты межевания территорий, проекты застройки кварталов, микрорайонов, других элементов планировочной структуры поселений.

Следовательно, если для территории городского или сельского поселения утверждены правила землепользования и застройки, включая градостроительные регламенты, а также проекты планировки и межевания территории соответствующего элемента планировочной структуры, то подлежит применению пункт 11 статьи 30 Земельного кодекса и предоставление земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта не производится. Такие участки подлежат предоставлению без предварительного согласования места размещения объекта, то есть исключительно на торгах (аналогичная правовая позиция содержится в Постановлении Президиума Высшего  Арбитражного суда Российской Федерации от 2 июля 2013 г. N 1633/13).

Постановление Администрации МО «город Кизилюрт»  от 30.01.2013г. за №27-П «О предоставлении  в аренду ххх земельного участка площадью – 2700 кв.м.» было издано на основании Постановления Администрации МО «город Кизилюрт» от 30.11.2012г. №679-П «Об утверждении акта выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения строительства центра автомобильного сервиса».

По результатам изучения представленных материалов, Комиссия Дагестанского УФАС России усматривает, что предоставление земельного участка физическому лицу, согласно вышеперечисленным постановлениям Главы Администрации МО «город Кизилюрт» было осуществлено с нарушениями требований ЗК РФ, регламентирующих предоставление земельных участков с предварительного согласования мест размещения объектов.

Также Комиссией Дагестанского УФАС установлено, что изданию постановления от 30.01.2013г. за №27-П не предшествовало проведение со стороны администрации МО «город Кизилюрт» каких-либо публичных процедур (конкурса или аукциона).

Таким образом, данное Постановление администрации МО «город Кизилюрт» и материалы, послужившие основанием для его вынесения, являются индивидуальными ненормативными актами Администрации МО «город Кизилюрт», которые приняты в нарушение действовавшего на момент их издания земельного и антимонопольного законодательства. В соответствии с данными актами конкретному хозяйствующему субъекту было предоставлено недвижимое имущество – земельный участок для строительства и для осуществления предпринимательской деятельности.

Избирательно предоставляя земельный участок физическому лицу и не проводя при этом какие-либо публичные процедуры, путем предоставления данного земельного участка с нарушением порядка предоставления с предварительным согласованием мест размещения объекта, Администрация МО «город Кизилюрт» ограничила потенциальную возможность доступа других хозяйствующих субъектов к приобретению в собственность, либо получения прав на заключение договоров аренды земельного участка.

Подобными действиями Администрация МО «город Кизилюрт» необоснованно предоставив отдельному хозяйствующему субъекту, преимущество, не получив на это предварительного согласия антимонопольного органа, нарушила антимонопольное законодательство.

     Таким образом, администрацией при предоставлении земельного участка не соблюден порядок  установленный ЗК РФ при предоставлении земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Согласно пункта 3 части 1 статьи 15 Закона о конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, а также запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона.

Из смысла данной статьи вытекает, что введение ограничений на иное приобретение товаров (аренда земельного участка) является действием, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. В совершении таких действий содержится состав нарушения пункта 3 части 1 статьи 15 Закона о конкуренции.

      Комиссия Дагестанского УФАС России пришла к выводу, что основание для выдачи предписания Администрацией МО «город Кизилюрт»  об отмене Постановления 30.01.2013г. за №27-П и о принятии мер по возврату во владение пользование администрацией МО «город Кизилюрт» земельного участка, предоставленного в аренду ххх  с нарушением антимонопольного законодательства, отсутствует. Исполнение такого предписания невозможно, поскольку между сторонами уже возникли обязательственные правоотношения по владению и пользованию земельным участком, основанные на самостоятельной гражданско-правовой сделке (договор аренды от 04.02.2013г. №02 зарегистрирован 26.02.2013г. в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан Кизилюртовский городской отдел).

       Договор аренды №02 от 04.02.2013г. заключен на основании Постановления главы администрации МО «город Кизилюрт» от 30.01.2013г. за №27-П, который был издан с нарушением антимонопольного законодательства. В этом случае надо исходить из того, что публично-правовые отношения прекратились (постановление о предоставлении земельного участка исполнено). В такой ситуации возврат во владение и пользование администрации МО «город Кизилюрт» земельного участка, предоставленного с нарушением антимонопольного законодательства, возможен в рамках искового заявления о признании недействительным договора аренды №02 от 04.02.2013г. в соответствии с подпунктом «б» пункта 6 части 1 статьи 23 Закона о конкуренции.

       Согласно ст.168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

      Исходя из вышеизложенного, Комиссия Дагестанского УФАС России, руководствуясь частью 1 статьи 15, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального Закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

                                                  РЕШИЛА:

 

  1. Признать Администрацию МО «город Кизилюрт» нарушившей п.п.3,7 ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2009 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. В связи с тем, что между Администрацией МО «город Кизилюрт» и ххх заключен договор аренды, прошедший государственную регистрацию, предписание не выдавать.
  3. Дагестанскому УФАС России рассмотреть вопрос об обращении в суд в соответствии с подпунктом «б» пункта 6 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» с исковым заявлением о признании договора аренды,  заключенного между Администрацией МО «город Кизилюрт»  и  ххх, недействительным.
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Дагестанского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, виновных в совершении правонарушения, к административной ответственности.

 

 

 

 

        Председатель Комиссии                                                              Халлаева Д.М.

                                                                                                                                                 

        Члены    Комиссии                                                                       Ибрагимов М.Р.

 

                                                                                                               Магомедов М.Р.

 

                                                                                                  Саидов Ш.М.

 

                                                                                                 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Исп. Саидов Ш.М. 51-72-06

stdClass Object ( [vid] => 8887 [uid] => 5 [title] => Решение в отношении администрации МО "город Кизилюрт" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8887 [type] => solution [language] => ru [created] => 1392963744 [changed] => 1392963744 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1392963744 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

 

Решение

по делу № 71/2013

 

«10» февраля  2014г.                                                             г.Махачкала

 

Резолютивная часть решения оглашена «29» января 2014 года.

Решение в полном объеме изготовлено «10» февраля 2014 года.

 

Комиссия Дагестанского Управления ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председателя Комиссии – Д.М. Халлаевой

 

Членов Комиссии:

Ибрагимова М.Р. 

Магомедова М.Р. 

Саидова Ш.М. 

 

рассмотрев дело № 71/2013 по признакам нарушения Администрацией ГО «город Кизилюрт» п.п.3,7 ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в  непроведении торгов, при  предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 05:45:000041:131, для строительства центра автомобильного сервиса, общей площадью – 2700 кв.м., а также в предоставлении муниципальной преференции без предварительного согласия антимонопольного органа,

в присутствии представителей:

-  Администрации МО «город Кизилюрт» - главного специалиста отдела архитектуры и градостроительства ххх,

в отсутствии:

-  ххх – извещена надлежащим образом

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело №71/2013 возбуждено Дагестанским УФАС России по результатам проведения внеплановой проверки Администрации МО «город Кизилюрт» на предмет соблюдения антимонопольного законодательства. В результате проверки было выявлено следующее:

Согласно Постановлению главы администрации МО «город Кизилюрт» от 30.01.2013г. №27-П на основании статей 30, 31 и 32 Земельного Кодекса РФ (далее – ЗК РФ) ххх был предоставлен земельный участок, с кадастровым номером 05:45:000041:131 из категории земель населенных пунктов, находящихся по адресу г.Кизилюрт, ул.Малагусейнова, 20 «а», для строительства центра автомобильного сервиса, общей площадью – 2700 кв.м. в аренду сроком на 49 лет.

В действиях Администрации МО «город Кизилюрт» в  части не проведения торгов при  предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 05:45:000041:131, для строительства центра автомобильного сервиса, общей площадью – 2700 кв.м., а также в предоставлении муниципальной преференции без предварительного согласия антимонопольного органа усматриваются признаки нарушения п.п.3,7 ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

      Приказом Дагестанского УФАС России от 08.10.2013 №335 в отношении Администрации МО «город Кизилюрт»  было возбуждено дело № 71/2013 по признакам нарушения п.п.3,7 ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

      Определениями от 29.10.2013г. и 21.11.2013г. дело №71/2013 откладывалось, в связи с необходимостью запроса дополнительной информации у  Администрации МО «город Кизилюрт» и ххх.

29.01.2014г. на рассмотрении дела, на вопрос Комиссии по поводу предоставления  данного земельного участка в нарушении требований установленных статьями 30, 31 и 32 ЗК РФ представитель  Администрации МО «город Кизилюрт» ххх пояснил следующее:

«Предоставление земельных участков для строительства осуществлялось с предварительным согласованием места размещения объекта, поэтому торги не проводились, согласно ч.5 ст.30, ст.31, ст.32 ЗК РФ.

Также ххх представил Комиссии Утвержденные правила землепользования и застройки на территории МО «город Кизилюрт» от 18.06.2009г. №10-03/04 и Правила землепользования и застройки МО городской округ «город Кизилюрт» (далее – Правила) от 18.10.2012г. №32-07/04 утвержденные Решением собрания депутатов МО Городской округ «город Кизилюрт».

Данные Правила это  - документ градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения Правил и порядок внесения в них изменений, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.

Исследовав материалы дела и выслушав пояснения представителя  Администрации МО «город Кизилюрт», Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях Администрации МО «город Кизилюрт» состава нарушения, предусмотренного п.п.3,7 ч.1 ст.15, выразившегося в не проведении торгов при  предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка, с кадастровым номером 05:45:000041:131 для строительства центра автомобильного сервиса, общей площадью – 2700 кв.м., а также в предоставлении муниципальной преференции без предварительного согласия антимонопольного органа.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

При этом Комиссия исходила из следующего.

Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован Земельным кодексом РФ.

В соответствии с ч.2 ст.11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

 1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Также согласно части 4 вышеуказанной статьи, предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего кодекса.

В соответствии с пунктами 1, 2, 5 - 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти, предусмотренный статьей 29 ЗК РФ с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

В случае проведения процедуры выбора земельного участка при его предварительном согласовании для предоставления, в заявлении гражданина или юридического лица должны быть указаны: 1) назначение объекта; 2) предполагаемое место размещение; 3) обоснование примерного размера земельного участка; 4) испрашиваемое право на земельный участок (ч.1 ст.31 ЗК РФ).

Целями выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта является определение возможности на земельном участке построить конкретные здание, строение, сооружение.

Заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта предполагает первичное предоставление земельного участка. Данная статья устанавливает требования к содержанию такого заявления.

Отсутствие в заявлении требуемой в п. 1 комментируемой статьи информации может служить основанием для отказа в выборе земельного участка и возврата заявителю (аналогичная правовая позиция содержится в  определении ВАС РФ от 01.03.2007 N 1454/07, постановлении ФАС Московского округа от 16.11.2007 по делу N А40-17558/-7-7-154 а также в постановлении ФАС Уральского округа от 29.04.2008 по делу N А76-5029/2007). Заявитель вправе приложить к заявлению технико-экономического обоснования проекта строительства или необходимых расчетов. Иную информацию органы, осуществляющие распоряжение земельными участками, не вправе требовать.

Согласно п.5 ст.30 и ст.31 ЗК РФ процедура предварительного согласования места размещения объекта начинается с процедуры выбора земельного участка, которая в свою очередь инициируется заявителем (юридическим или физическим лицом) путем подачи в орган местного самоуправления заявления о выборе земельного участка.

Заявление, поданное претендентом на получение земельного участка, на основании которого администрацией г. Кизилюрта была осуществлена процедура предоставления земельного участка, не соответствует исходным требованиям, предъявляемым к заявлению о выборе земельного участка для строительства. В частности, из обязательных требований к заявлению о выборе в нем отсутствуют следующие обязательные элементы, наличие которых позволяет органу местного самоуправления инициировать процедуру отказа от предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта: обоснование размера земельного участка. К тому же, заявление ххх не содержит просьбу  о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Заявление ххх не выражает желание согласовать место размещения объекта, а следовательно, и готовность осуществить работы по формированию земельного участка.

Однако, несмотря на то обстоятельство, что заявление от ххх, не отвечало требованиям ЗК РФ (отсутствие вышеназванных пунктов в заявлении, обязательных при проведении процедуры предварительного согласования), оно было принято администрацией МО «город Кизилюрт» к рассмотрению (зарегистрировано вх. №1760 от 26.11.2012г.) и впоследствии на его основе были осуществлены юридически значимые действия. Более того, данное заявление подано в администрацию г. Кизилюрт после опубликования информационного сообщения в газете «Кизилюртовские вести», хотя Земельным Кодексом РФ (ст.31) предусмотрена иная процедура предоставления земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Пунктом 11 статьи 30 Земельного кодекса предусмотрено, что предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий).

В силу статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) Правилами землепользования и застройки установлены границы территориальных зон и утверждены градостроительные регламенты, установлены виды разрешенного использования в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующих территориальных зон, предельные параметры разрешенного строительства объектов и ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Согласно Градостроительного кодекса градостроительная документация о застройке представляет собой документацию по планировке территории. При этом в силу части 5 статьи 41 названного Кодекса при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических и градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий (часть 10 статьи 45 Градостроительного кодекса).

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и для размещения линейных объектов (части 1 и 2 статьи 41 Градостроительного кодекса).

Основная часть проекта планировки территории, подлежащая утверждению уполномоченным органом местного самоуправления с соблюдением процедуры публичных слушаний, состоит из чертежей планировки территории и положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, о характеристиках планируемого развития территории и развития систем социального, транспортного обслуживания, инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории. При этом на чертежах планировки территории отображаются: красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (статья 42 Градостроительного кодекса).

Проекты межевания территорий (квартала, микрорайона) могут быть подготовлены как в составе проектов планировки территорий, так и в виде отдельного документа применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры (квартала, микрорайона), установленных проектами планировки территорий (части 1 и 3 статьи 43 Градостроительного кодекса).

Частью 5 статьи 43 данного Кодекса предусмотрено, что проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются: красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений; границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты; границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства; границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения; границы территорий объектов культурного наследия; границы зон с особыми условиями использования территорий; границы зон действия публичных сервитутов.

Истолковав норму пункта 11 статьи 30 Земельного кодекса во взаимосвязи с частью 5 статьи 41 Градостроительного кодекса, Комиссия Дагестанского УФАС России считает, что в выборе земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта должно быть отказано в случае, если проекты планировки и межевания территории утверждены и градостроительный план земельного участка подготовлен.

Частями 1 и 2 статьи 44 Градостроительного кодекса предусмотрено, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.

В силу части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса в составе градостроительного плана земельного участка указываются в том числе границы земельного участка, границы зон действия публичных сервитутов, минимальные отступы от границ участка, информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и о разрешенном использовании земельного участка, информация о требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на таком земельном участке.

Градостроительный план земельного участка подлежит представлению в уполномоченный орган для получения разрешения на строительство объекта, поскольку такое разрешение подтверждает соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана, а также для ввода объекта в эксплуатацию (пункт 2 части 7, часть 1 статьи 51, пункт 2 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса).

Из части 17 статьи 46 Градостроительного кодекса следует, что орган местного самоуправления по заявлению физического или юридического лица в тридцатидневный срок обязан подготовить градостроительный план земельного участка, утвердить его и выдать заявителю без взимания платы и без проведения процедуры публичных слушаний (поскольку публичные слушания уже проведены при подготовке правил землепользования и застройки, проекта планировки и межевания территории).

По смыслу статей 41 - 46 Градостроительного кодекса градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок. Таким образом, при наличии утвержденной документации о планировке и межевании территории отсутствие градостроительного плана земельного участка не может являться основанием для вывода о неприменении к спорным правоотношениям пункта 11 статьи 30 Земельного кодекса.

Согласно пункту 2.3 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 29.10.2002 N 150 (в силу статьи 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", применяемой в части, не противоречащей Градостроительному кодексу), градостроительный план земельного участка не входит в перечень градостроительной документации о застройке территории поселений и других муниципальных образований, который включает в себя: проекты планировки частей территорий поселений, проекты межевания территорий, проекты застройки кварталов, микрорайонов, других элементов планировочной структуры поселений.

Следовательно, если для территории городского или сельского поселения утверждены правила землепользования и застройки, включая градостроительные регламенты, а также проекты планировки и межевания территории соответствующего элемента планировочной структуры, то подлежит применению пункт 11 статьи 30 Земельного кодекса и предоставление земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта не производится. Такие участки подлежат предоставлению без предварительного согласования места размещения объекта, то есть исключительно на торгах (аналогичная правовая позиция содержится в Постановлении Президиума Высшего  Арбитражного суда Российской Федерации от 2 июля 2013 г. N 1633/13).

Постановление Администрации МО «город Кизилюрт»  от 30.01.2013г. за №27-П «О предоставлении  в аренду ххх земельного участка площадью – 2700 кв.м.» было издано на основании Постановления Администрации МО «город Кизилюрт» от 30.11.2012г. №679-П «Об утверждении акта выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения строительства центра автомобильного сервиса».

По результатам изучения представленных материалов, Комиссия Дагестанского УФАС России усматривает, что предоставление земельного участка физическому лицу, согласно вышеперечисленным постановлениям Главы Администрации МО «город Кизилюрт» было осуществлено с нарушениями требований ЗК РФ, регламентирующих предоставление земельных участков с предварительного согласования мест размещения объектов.

Также Комиссией Дагестанского УФАС установлено, что изданию постановления от 30.01.2013г. за №27-П не предшествовало проведение со стороны администрации МО «город Кизилюрт» каких-либо публичных процедур (конкурса или аукциона).

Таким образом, данное Постановление администрации МО «город Кизилюрт» и материалы, послужившие основанием для его вынесения, являются индивидуальными ненормативными актами Администрации МО «город Кизилюрт», которые приняты в нарушение действовавшего на момент их издания земельного и антимонопольного законодательства. В соответствии с данными актами конкретному хозяйствующему субъекту было предоставлено недвижимое имущество – земельный участок для строительства и для осуществления предпринимательской деятельности.

Избирательно предоставляя земельный участок физическому лицу и не проводя при этом какие-либо публичные процедуры, путем предоставления данного земельного участка с нарушением порядка предоставления с предварительным согласованием мест размещения объекта, Администрация МО «город Кизилюрт» ограничила потенциальную возможность доступа других хозяйствующих субъектов к приобретению в собственность, либо получения прав на заключение договоров аренды земельного участка.

Подобными действиями Администрация МО «город Кизилюрт» необоснованно предоставив отдельному хозяйствующему субъекту, преимущество, не получив на это предварительного согласия антимонопольного органа, нарушила антимонопольное законодательство.

     Таким образом, администрацией при предоставлении земельного участка не соблюден порядок  установленный ЗК РФ при предоставлении земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Согласно пункта 3 части 1 статьи 15 Закона о конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, а также запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона.

Из смысла данной статьи вытекает, что введение ограничений на иное приобретение товаров (аренда земельного участка) является действием, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. В совершении таких действий содержится состав нарушения пункта 3 части 1 статьи 15 Закона о конкуренции.

      Комиссия Дагестанского УФАС России пришла к выводу, что основание для выдачи предписания Администрацией МО «город Кизилюрт»  об отмене Постановления 30.01.2013г. за №27-П и о принятии мер по возврату во владение пользование администрацией МО «город Кизилюрт» земельного участка, предоставленного в аренду ххх  с нарушением антимонопольного законодательства, отсутствует. Исполнение такого предписания невозможно, поскольку между сторонами уже возникли обязательственные правоотношения по владению и пользованию земельным участком, основанные на самостоятельной гражданско-правовой сделке (договор аренды от 04.02.2013г. №02 зарегистрирован 26.02.2013г. в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан Кизилюртовский городской отдел).

       Договор аренды №02 от 04.02.2013г. заключен на основании Постановления главы администрации МО «город Кизилюрт» от 30.01.2013г. за №27-П, который был издан с нарушением антимонопольного законодательства. В этом случае надо исходить из того, что публично-правовые отношения прекратились (постановление о предоставлении земельного участка исполнено). В такой ситуации возврат во владение и пользование администрации МО «город Кизилюрт» земельного участка, предоставленного с нарушением антимонопольного законодательства, возможен в рамках искового заявления о признании недействительным договора аренды №02 от 04.02.2013г. в соответствии с подпунктом «б» пункта 6 части 1 статьи 23 Закона о конкуренции.

       Согласно ст.168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

      Исходя из вышеизложенного, Комиссия Дагестанского УФАС России, руководствуясь частью 1 статьи 15, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального Закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

                                                  РЕШИЛА:

 

  1. Признать Администрацию МО «город Кизилюрт» нарушившей п.п.3,7 ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2009 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. В связи с тем, что между Администрацией МО «город Кизилюрт» и ххх заключен договор аренды, прошедший государственную регистрацию, предписание не выдавать.
  3. Дагестанскому УФАС России рассмотреть вопрос об обращении в суд в соответствии с подпунктом «б» пункта 6 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» с исковым заявлением о признании договора аренды,  заключенного между Администрацией МО «город Кизилюрт»  и  ххх, недействительным.
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Дагестанского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, виновных в совершении правонарушения, к административной ответственности.

 

 

 

 

        Председатель Комиссии                                                              Халлаева Д.М.

                                                                                                                                                 

        Члены    Комиссии                                                                       Ибрагимов М.Р.

 

                                                                                                               Магомедов М.Р.

 

                                                                                                  Саидов Ш.М.

 

                                                                                                 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Исп. Саидов Ш.М. 51-72-06

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

 

Решение

по делу № 71/2013

 

«10» февраля  2014г.                                                             г.Махачкала

 

Резолютивная часть решения оглашена «29» января 2014 года.

Решение в полном объеме изготовлено «10» февраля 2014 года.

 

Комиссия Дагестанского Управления ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председателя Комиссии – Д.М. Халлаевой

 

Членов Комиссии:

Ибрагимова М.Р. 

Магомедова М.Р. 

Саидова Ш.М. 

 

рассмотрев дело № 71/2013 по признакам нарушения Администрацией ГО «город Кизилюрт» п.п.3,7 ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в  непроведении торгов, при  предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 05:45:000041:131, для строительства центра автомобильного сервиса, общей площадью – 2700 кв.м., а также в предоставлении муниципальной преференции без предварительного согласия антимонопольного органа,

в присутствии представителей:

-  Администрации МО «город Кизилюрт» - главного специалиста отдела архитектуры и градостроительства ххх,

в отсутствии:

-  ххх – извещена надлежащим образом

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело №71/2013 возбуждено Дагестанским УФАС России по результатам проведения внеплановой проверки Администрации МО «город Кизилюрт» на предмет соблюдения антимонопольного законодательства. В результате проверки было выявлено следующее:

Согласно Постановлению главы администрации МО «город Кизилюрт» от 30.01.2013г. №27-П на основании статей 30, 31 и 32 Земельного Кодекса РФ (далее – ЗК РФ) ххх был предоставлен земельный участок, с кадастровым номером 05:45:000041:131 из категории земель населенных пунктов, находящихся по адресу г.Кизилюрт, ул.Малагусейнова, 20 «а», для строительства центра автомобильного сервиса, общей площадью – 2700 кв.м. в аренду сроком на 49 лет.

В действиях Администрации МО «город Кизилюрт» в  части не проведения торгов при  предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 05:45:000041:131, для строительства центра автомобильного сервиса, общей площадью – 2700 кв.м., а также в предоставлении муниципальной преференции без предварительного согласия антимонопольного органа усматриваются признаки нарушения п.п.3,7 ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

      Приказом Дагестанского УФАС России от 08.10.2013 №335 в отношении Администрации МО «город Кизилюрт»  было возбуждено дело № 71/2013 по признакам нарушения п.п.3,7 ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

      Определениями от 29.10.2013г. и 21.11.2013г. дело №71/2013 откладывалось, в связи с необходимостью запроса дополнительной информации у  Администрации МО «город Кизилюрт» и ххх.

29.01.2014г. на рассмотрении дела, на вопрос Комиссии по поводу предоставления  данного земельного участка в нарушении требований установленных статьями 30, 31 и 32 ЗК РФ представитель  Администрации МО «город Кизилюрт» ххх пояснил следующее:

«Предоставление земельных участков для строительства осуществлялось с предварительным согласованием места размещения объекта, поэтому торги не проводились, согласно ч.5 ст.30, ст.31, ст.32 ЗК РФ.

Также ххх представил Комиссии Утвержденные правила землепользования и застройки на территории МО «город Кизилюрт» от 18.06.2009г. №10-03/04 и Правила землепользования и застройки МО городской округ «город Кизилюрт» (далее – Правила) от 18.10.2012г. №32-07/04 утвержденные Решением собрания депутатов МО Городской округ «город Кизилюрт».

Данные Правила это  - документ градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения Правил и порядок внесения в них изменений, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.

Исследовав материалы дела и выслушав пояснения представителя  Администрации МО «город Кизилюрт», Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях Администрации МО «город Кизилюрт» состава нарушения, предусмотренного п.п.3,7 ч.1 ст.15, выразившегося в не проведении торгов при  предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка, с кадастровым номером 05:45:000041:131 для строительства центра автомобильного сервиса, общей площадью – 2700 кв.м., а также в предоставлении муниципальной преференции без предварительного согласия антимонопольного органа.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

При этом Комиссия исходила из следующего.

Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован Земельным кодексом РФ.

В соответствии с ч.2 ст.11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

 1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Также согласно части 4 вышеуказанной статьи, предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего кодекса.

В соответствии с пунктами 1, 2, 5 - 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти, предусмотренный статьей 29 ЗК РФ с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

В случае проведения процедуры выбора земельного участка при его предварительном согласовании для предоставления, в заявлении гражданина или юридического лица должны быть указаны: 1) назначение объекта; 2) предполагаемое место размещение; 3) обоснование примерного размера земельного участка; 4) испрашиваемое право на земельный участок (ч.1 ст.31 ЗК РФ).

Целями выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта является определение возможности на земельном участке построить конкретные здание, строение, сооружение.

Заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта предполагает первичное предоставление земельного участка. Данная статья устанавливает требования к содержанию такого заявления.

Отсутствие в заявлении требуемой в п. 1 комментируемой статьи информации может служить основанием для отказа в выборе земельного участка и возврата заявителю (аналогичная правовая позиция содержится в  определении ВАС РФ от 01.03.2007 N 1454/07, постановлении ФАС Московского округа от 16.11.2007 по делу N А40-17558/-7-7-154 а также в постановлении ФАС Уральского округа от 29.04.2008 по делу N А76-5029/2007). Заявитель вправе приложить к заявлению технико-экономического обоснования проекта строительства или необходимых расчетов. Иную информацию органы, осуществляющие распоряжение земельными участками, не вправе требовать.

Согласно п.5 ст.30 и ст.31 ЗК РФ процедура предварительного согласования места размещения объекта начинается с процедуры выбора земельного участка, которая в свою очередь инициируется заявителем (юридическим или физическим лицом) путем подачи в орган местного самоуправления заявления о выборе земельного участка.

Заявление, поданное претендентом на получение земельного участка, на основании которого администрацией г. Кизилюрта была осуществлена процедура предоставления земельного участка, не соответствует исходным требованиям, предъявляемым к заявлению о выборе земельного участка для строительства. В частности, из обязательных требований к заявлению о выборе в нем отсутствуют следующие обязательные элементы, наличие которых позволяет органу местного самоуправления инициировать процедуру отказа от предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта: обоснование размера земельного участка. К тому же, заявление ххх не содержит просьбу  о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Заявление ххх не выражает желание согласовать место размещения объекта, а следовательно, и готовность осуществить работы по формированию земельного участка.

Однако, несмотря на то обстоятельство, что заявление от ххх, не отвечало требованиям ЗК РФ (отсутствие вышеназванных пунктов в заявлении, обязательных при проведении процедуры предварительного согласования), оно было принято администрацией МО «город Кизилюрт» к рассмотрению (зарегистрировано вх. №1760 от 26.11.2012г.) и впоследствии на его основе были осуществлены юридически значимые действия. Более того, данное заявление подано в администрацию г. Кизилюрт после опубликования информационного сообщения в газете «Кизилюртовские вести», хотя Земельным Кодексом РФ (ст.31) предусмотрена иная процедура предоставления земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Пунктом 11 статьи 30 Земельного кодекса предусмотрено, что предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий).

В силу статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) Правилами землепользования и застройки установлены границы территориальных зон и утверждены градостроительные регламенты, установлены виды разрешенного использования в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующих территориальных зон, предельные параметры разрешенного строительства объектов и ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Согласно Градостроительного кодекса градостроительная документация о застройке представляет собой документацию по планировке территории. При этом в силу части 5 статьи 41 названного Кодекса при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических и градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий (часть 10 статьи 45 Градостроительного кодекса).

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и для размещения линейных объектов (части 1 и 2 статьи 41 Градостроительного кодекса).

Основная часть проекта планировки территории, подлежащая утверждению уполномоченным органом местного самоуправления с соблюдением процедуры публичных слушаний, состоит из чертежей планировки территории и положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, о характеристиках планируемого развития территории и развития систем социального, транспортного обслуживания, инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории. При этом на чертежах планировки территории отображаются: красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (статья 42 Градостроительного кодекса).

Проекты межевания территорий (квартала, микрорайона) могут быть подготовлены как в составе проектов планировки территорий, так и в виде отдельного документа применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры (квартала, микрорайона), установленных проектами планировки территорий (части 1 и 3 статьи 43 Градостроительного кодекса).

Частью 5 статьи 43 данного Кодекса предусмотрено, что проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются: красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений; границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты; границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства; границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения; границы территорий объектов культурного наследия; границы зон с особыми условиями использования территорий; границы зон действия публичных сервитутов.

Истолковав норму пункта 11 статьи 30 Земельного кодекса во взаимосвязи с частью 5 статьи 41 Градостроительного кодекса, Комиссия Дагестанского УФАС России считает, что в выборе земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта должно быть отказано в случае, если проекты планировки и межевания территории утверждены и градостроительный план земельного участка подготовлен.

Частями 1 и 2 статьи 44 Градостроительного кодекса предусмотрено, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.

В силу части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса в составе градостроительного плана земельного участка указываются в том числе границы земельного участка, границы зон действия публичных сервитутов, минимальные отступы от границ участка, информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и о разрешенном использовании земельного участка, информация о требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на таком земельном участке.

Градостроительный план земельного участка подлежит представлению в уполномоченный орган для получения разрешения на строительство объекта, поскольку такое разрешение подтверждает соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана, а также для ввода объекта в эксплуатацию (пункт 2 части 7, часть 1 статьи 51, пункт 2 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса).

Из части 17 статьи 46 Градостроительного кодекса следует, что орган местного самоуправления по заявлению физического или юридического лица в тридцатидневный срок обязан подготовить градостроительный план земельного участка, утвердить его и выдать заявителю без взимания платы и без проведения процедуры публичных слушаний (поскольку публичные слушания уже проведены при подготовке правил землепользования и застройки, проекта планировки и межевания территории).

По смыслу статей 41 - 46 Градостроительного кодекса градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок. Таким образом, при наличии утвержденной документации о планировке и межевании территории отсутствие градостроительного плана земельного участка не может являться основанием для вывода о неприменении к спорным правоотношениям пункта 11 статьи 30 Земельного кодекса.

Согласно пункту 2.3 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 29.10.2002 N 150 (в силу статьи 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", применяемой в части, не противоречащей Градостроительному кодексу), градостроительный план земельного участка не входит в перечень градостроительной документации о застройке территории поселений и других муниципальных образований, который включает в себя: проекты планировки частей территорий поселений, проекты межевания территорий, проекты застройки кварталов, микрорайонов, других элементов планировочной структуры поселений.

Следовательно, если для территории городского или сельского поселения утверждены правила землепользования и застройки, включая градостроительные регламенты, а также проекты планировки и межевания территории соответствующего элемента планировочной структуры, то подлежит применению пункт 11 статьи 30 Земельного кодекса и предоставление земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта не производится. Такие участки подлежат предоставлению без предварительного согласования места размещения объекта, то есть исключительно на торгах (аналогичная правовая позиция содержится в Постановлении Президиума Высшего  Арбитражного суда Российской Федерации от 2 июля 2013 г. N 1633/13).

Постановление Администрации МО «город Кизилюрт»  от 30.01.2013г. за №27-П «О предоставлении  в аренду ххх земельного участка площадью – 2700 кв.м.» было издано на основании Постановления Администрации МО «город Кизилюрт» от 30.11.2012г. №679-П «Об утверждении акта выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения строительства центра автомобильного сервиса».

По результатам изучения представленных материалов, Комиссия Дагестанского УФАС России усматривает, что предоставление земельного участка физическому лицу, согласно вышеперечисленным постановлениям Главы Администрации МО «город Кизилюрт» было осуществлено с нарушениями требований ЗК РФ, регламентирующих предоставление земельных участков с предварительного согласования мест размещения объектов.

Также Комиссией Дагестанского УФАС установлено, что изданию постановления от 30.01.2013г. за №27-П не предшествовало проведение со стороны администрации МО «город Кизилюрт» каких-либо публичных процедур (конкурса или аукциона).

Таким образом, данное Постановление администрации МО «город Кизилюрт» и материалы, послужившие основанием для его вынесения, являются индивидуальными ненормативными актами Администрации МО «город Кизилюрт», которые приняты в нарушение действовавшего на момент их издания земельного и антимонопольного законодательства. В соответствии с данными актами конкретному хозяйствующему субъекту было предоставлено недвижимое имущество – земельный участок для строительства и для осуществления предпринимательской деятельности.

Избирательно предоставляя земельный участок физическому лицу и не проводя при этом какие-либо публичные процедуры, путем предоставления данного земельного участка с нарушением порядка предоставления с предварительным согласованием мест размещения объекта, Администрация МО «город Кизилюрт» ограничила потенциальную возможность доступа других хозяйствующих субъектов к приобретению в собственность, либо получения прав на заключение договоров аренды земельного участка.

Подобными действиями Администрация МО «город Кизилюрт» необоснованно предоставив отдельному хозяйствующему субъекту, преимущество, не получив на это предварительного согласия антимонопольного органа, нарушила антимонопольное законодательство.

     Таким образом, администрацией при предоставлении земельного участка не соблюден порядок  установленный ЗК РФ при предоставлении земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Согласно пункта 3 части 1 статьи 15 Закона о конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, а также запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона.

Из смысла данной статьи вытекает, что введение ограничений на иное приобретение товаров (аренда земельного участка) является действием, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. В совершении таких действий содержится состав нарушения пункта 3 части 1 статьи 15 Закона о конкуренции.

      Комиссия Дагестанского УФАС России пришла к выводу, что основание для выдачи предписания Администрацией МО «город Кизилюрт»  об отмене Постановления 30.01.2013г. за №27-П и о принятии мер по возврату во владение пользование администрацией МО «город Кизилюрт» земельного участка, предоставленного в аренду ххх  с нарушением антимонопольного законодательства, отсутствует. Исполнение такого предписания невозможно, поскольку между сторонами уже возникли обязательственные правоотношения по владению и пользованию земельным участком, основанные на самостоятельной гражданско-правовой сделке (договор аренды от 04.02.2013г. №02 зарегистрирован 26.02.2013г. в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан Кизилюртовский городской отдел).

       Договор аренды №02 от 04.02.2013г. заключен на основании Постановления главы администрации МО «город Кизилюрт» от 30.01.2013г. за №27-П, который был издан с нарушением антимонопольного законодательства. В этом случае надо исходить из того, что публично-правовые отношения прекратились (постановление о предоставлении земельного участка исполнено). В такой ситуации возврат во владение и пользование администрации МО «город Кизилюрт» земельного участка, предоставленного с нарушением антимонопольного законодательства, возможен в рамках искового заявления о признании недействительным договора аренды №02 от 04.02.2013г. в соответствии с подпунктом «б» пункта 6 части 1 статьи 23 Закона о конкуренции.

       Согласно ст.168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

      Исходя из вышеизложенного, Комиссия Дагестанского УФАС России, руководствуясь частью 1 статьи 15, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального Закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

                                                  РЕШИЛА:

 

  1. Признать Администрацию МО «город Кизилюрт» нарушившей п.п.3,7 ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2009 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. В связи с тем, что между Администрацией МО «город Кизилюрт» и ххх заключен договор аренды, прошедший государственную регистрацию, предписание не выдавать.
  3. Дагестанскому УФАС России рассмотреть вопрос об обращении в суд в соответствии с подпунктом «б» пункта 6 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» с исковым заявлением о признании договора аренды,  заключенного между Администрацией МО «город Кизилюрт»  и  ххх, недействительным.
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Дагестанского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, виновных в совершении правонарушения, к административной ответственности.

 

 

 

 

        Председатель Комиссии                                                              Халлаева Д.М.

                                                                                                                                                 

        Члены    Комиссии                                                                       Ибрагимов М.Р.

 

                                                                                                               Магомедов М.Р.

 

                                                                                                  Саидов Ш.М.

 

                                                                                                 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Исп. Саидов Ш.М. 51-72-06

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 71 [format] => [safe_value] => 71 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>
[format] => full_html [safe_value] =>

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-02-10 17:18:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-02-10 17:18:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1392963744 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Дагестанское УФАС России )